Рассмотрен вопрос о государственном прогнозировании и программировании социально-экономического развития Алтайского края
В первом чтении принят законопроект «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программировании социально-экономического развития Алтайского края». Как пояснил начальник Главного управления экономики и инвестиций Михаил Щетинин, проблема планирования социально-экономического развития территории стала весьма актуальной в настоящее время. Планирование – ведущий элемент системы управления, важный инструмент регулирования экономики и реализации социально-экономической политики государства. Однако этот вид деятельности в Российской Федерации законодательно не закреплен. ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» определены цели и содержание системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития, а также общий порядок их разработки. Практика применения этого федерального закона показала, что прогнозы социально-экономического развития, разрабатываемые в настоящее время на федеральном и региональном уровне, служат для решения лишь узкого круга задач обслуживания бюджетного процесса. Не предусмотрено индикативное планирование, являющееся методологической основой проводимой в настоящее время бюджетной и административной реформы. Поэтому переход к индикативному планированию, в первую очередь, должен быть обеспечен соответствующей нормативной правовой базой. Прогнозирование в рамках системы индикативного планирования выступает его первой обязательной аналитической стадией. Планирование – объективное, закономерное продолжение и развитие прогнозной деятельности, которое определяет направления государственного воздействия на социальные и экономические процессы, а при использовании индикаторов – дает количественную характеристику социально-экономической политики государства, на реализацию которой направляются все меры государственного регулирования. Необходимость законодательного регулирования на уровне субъекта Российской федерации вопросов прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития связана также со сменой государственного устройства, с разграничением полномочий различных уровней власти. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития закреплены за органами местного самоуправления. Таким образом, на данном этапе развития региональной планово-прогнозной деятельности, в отсутствие соответствующего федерального законодательства существует необходимость разработки единой правовой (а на ее основе и методологической) базы для наработки реального опыта планирования в крае и синхронизации работы всех органов управления в процессе этой деятельности. В процессе экономических и структурных преобразований в России в последнее десятилетие были сформированы предпосылки для создания системы индикативного планирования, направленного на принятие решений в сфере управления экономикой. В связи с этим для создания необходимого правового обеспечения во многих субъектах Российской Федерации были разработаны и действуют соответствующие законодательные акты. Принятие закона «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программировании социально-экономического развития Алтайского края» будет способствовать формированию общих подходов при осуществлении данной деятельности края, обеспечению интеграции прогнозов и комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований и края в целом. Кроме того, проект закона определяет способы взаимодействия органов исполнительной власти местного самоуправления, предоставляет условия для участия муниципальных образований в индикативном планировании, соблюдения принципа сквозного планирования и прогнозирования социально-экономических процессов на территории Алтайского края. |
28.09.2006