Разработан новый проект закона Алтайского края «О правотворческой деятельности»
Законопроект «О правотворческой деятельности», который позволит усовершенствовать работу органов государственной власти Алтайского края в данной сфере, принят в первом чтении. Как отметил председатель комитета крайсовета по законности, правопорядку и защите прав граждан Даниил Бессарабов, частично вопросы правотворчества регулируются федеральным законодательством, а на уровне Алтайского края - Уставом, законами «Об Алтайском краевом Совете народных депутатов» и «О правотворческой деятельности». Закон Алтайского края «О правотворческой деятельности» был принят в 1995 году. В него неоднократно вносились изменения (только за первое полугодие 2006 года – 2 раза), но они были направлены на урегулирование отдельных вопросов и не носили системного характера. Вместе с тем, некоторые вопросы, возникающие в практике правотворческой деятельности, законом не урегулированы, отдельные его положения противоречат федеральному и краевому законодательству и правилам юридической техники. При подготовке изменений в закон «О правотворческой деятельности», с учетом комплексного и системного подхода, возникла необходимость в изменении абсолютного большинства его положений. В связи с этим комитет АКСНД по законности, правопорядку и защите прав граждан разработал новый проект закона Алтайского края «О правотворческой деятельности». В законопроекте сохранена концепция, структура и некоторые положения действующего закона, что, по мнению разработчика, будет способствовать преемственности в правоприменительной практике. Правовое регулирование осуществляется путем принятия нормативных правовых актов, составляющих правовую основу деятельности не только законодательного органа, но и исполнительных органов государственной власти, иных органов, организаций и органов местного самоуправления Алтайского края. В связи с этим необходимость регулирования вопросов правотворческой деятельности очевидна, поскольку качество нормативных правовых актов во многом определяется степенью проработки тех правил, по которым эти акты готовятся и принимаются. Структурно законопроект состоит из преамбулы и 50 статей, объединенных в 12 глав. В соответствии с преамбулой проект закона определяет основы правотворчества, устанавливает порядок подготовки, принятия, обнародования, вступления в силу и толкования нормативных правовых актов Алтайского края. В главе 1 определены принципы, содержание правотворчества, система нормативных правовых актов Алтайского края и некоторые другие общие положения, касающиеся правотворчества. В статье 1 даются определения используемых в законопроекте понятий «нормативный правовой акт», «правотворчество», «правотворческие органы», «правотворческая процедура», имеющих в теории права и правоприменительной практике различное толкование. В соответствии со статьей 3 содержание правотворчества составляют мониторинг нормативных правовых актов и правоприменительной практики, планирование, разработка, экспертиза проектов нормативных правовых актов, принятие, обнародование, толкование нормативных правовых актов. В статье 5 определена система нормативных правовых актов Алтайского края (по юридической силе), которую составляют Устав (Основной Закон) Алтайского края, законы и иные нормативные правовые акты Алтайского края. В главе 2 дается понятие мониторинга в правотворчестве как деятельности по оценке, анализу, обобщению и прогнозу состояния нормативных правовых актов и правоприменительной практики, также определены его задачи и основы проведения. Результаты мониторинга составляют основу всей правотворческой деятельности и непосредственно используются при составлении планов законопроектных работ. Глава 3 закрепляет принцип планомерности правотворчества, в соответствии с которым правотворчество осуществляется на основе перспективных и текущих планов разработки проектов нормативных правовых актов. В то же время планирование правотворческой деятельности не исключает разработку проектов нормативных правовых актов вне плана. Глава 4 регулирует вопросы разработки проектов нормативных правовых актов. Разработка проектов нормативных правовых актов может осуществляться правотворческими органами самостоятельно либо рабочими группами, а также на договорной либо конкурсной основах. В соответствии со статьей 16 проекты нормативных правовых актов Алтайского края представляются в правотворческие органы с документами, обосновывающими необходимость их принятия. Глава 5 регулирует вопросы проведения экспертиз проектов нормативных правовых актов. Экспертиза проектов нормативных правовых актов является специализированным исследованием, проводимым с целью оценки качества проектов, выявления возможных последствий их принятия и действия. В соответствии с законопроектом обязательной является внутренняя (правовая и лингвистическая) экспертиза, что обусловлено необходимостью повышения качества законодательства, соблюдения его соответствия федеральному и краевому законодательству, а также правилам юридической техники. Научная экспертиза является специализированным исследованием, которое проводится специалистами в различных областях науки по решениям правотворческих органов. В законопроекте регулируются вопросы проведения научной экспертизы (права экспертов, сроки и порядок проведения, подготовка заключения). Государственная экологическая экспертиза является обязательной в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об экологической экспертизе» и проводится в порядке, установленном федеральным законодательством. Законопроектом предусмотрены обязательная независимая публичная экспертиза проектов нормативных правовых актов в области бюджетной и налоговой политики, а также общественная экспертиза, которую проводит краевая Общественная палата в соответствии с законом Алтайского края «Об Общественной палате Алтайского края». Глава 6 последовательно регулирует основные вопросы принятия и подписания законов Алтайского края, принятия иных нормативных правовых актов правотворческими органами. Частные вопросы процедурного характера регулируются Регламентом краевого Совета народных депутатов, нормативными правовыми актами администрации Алтайского края. Датой принятия нормативных правовых актов является день их подписания уполномоченными должностными лицами. Глава 7 определяет порядок обнародования нормативных правовых актов. Официальное опубликование является формой обнародования нормативных правовых актов и в соответствии со статьей 32 законопроекта является обязательным для нормативных правовых актов Алтайского края. В соответствии с федеральным законодательством срок, в течение которого закон подлежит обнародованию, устанавливается уставом и законом субъекта РФ и не должен превышать 14 дней. Официальное опубликование Устава и законов Алтайского края осуществляет глава краевой администрации в течение 14 дней со дня поступления к нему указанных актов. Иные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию в течение 14 дней с даты их принятия. Глава 8 регулирует вопросы вступления в силу и действия нормативных правовых актов. Нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, что соответствует требованиям федерального законодательства. Иные законы Алтайского края и нормативные правовые акты, принятые краевым Советом, вступают в силу через 10 дней после официального опубликования, если иной срок не установлен этими актами. Нормативные правовые акты, принимаемые главой администрации Алтайского края, администрацией и иными органами исполнительной власти, вступают в силу в день их официального опубликования, если этими актами не установлен более поздний срок вступления их в силу. В главе 9 закреплены основные правила толкования нормативных правовых актов. Правотворческие органы по собственной инициативе либо по запросам определенных субъектов вправе давать толкование принятых ими нормативных правовых актов. Такое толкование является официальным и имеет юридическую силу в правоприменительной практике. Акты толкования принимаются в форме постановлений правотворческих органов. Глава 10 определяет основные правила законодательной техники, соблюдение которых направлено на достижение высокого юридико-технического уровня нормативных правовых актов как важнейшего показателя их качества. Соблюдение правил законодательной техники является в правотворческой деятельности обязательным. В указанной главе закреплены структура текста нормативного правового акта (содержательная часть и реквизиты), определены их основные структурные элементы, правила техники изложения нормативных правовых актов. В главе 11 закреплены основные правила учета и систематизации нормативных правовых актов. Заключительная 12 глава содержит положения, определяющие порядок вступления закона в силу. |
28.09.2006