• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Совет - чтобы советоваться

Если не знаешь, с какой стороны подступиться к решению сложной проблемы - посоветуйся с теми, кому доверяешь. Пожалуй, эта простая житейская мудрость, а также масса вопросов и неувязок, возникших у муниципалитетов в ходе реализации известного теперь уже всем 131-го Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», опыт других регионов и привели к решению о создании  при  краевом законодательном органе власти Совета по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований.

В конце июля нынешнего года ему исполнится три года. Что удалось сделать за это время, что просматривается в перспективе деятельности Совета председателей, как коротко называют его сами законодатели и руководители представительной власти в городах и районах края, - об этом беседа с председателем краевого Законодательного Собрания Иваном Ивановичем Лоором и заместителем председателя АКЗС Сергеем Валентиновичем Землюковым.

- Сергей Валентинович, первый вопрос Вам, потому что Вы, собственно говоря, стояли у истоков создания Совета, работали в его составе и в прошлом депутатском созыве. Расскажите о цели создания Совета и его роли, как в деятельности краевого Законодательного Собрания, так и представительных органов  власти на местах.

-  Убежден, и это подтверждает сейчас практика, что создание Совета не только объективно обусловлено, но и востребовано представительными органами. Дело в том, что в связи с реализацией 131-го Федерального закона существенно возросла  не только их роль, но и ответственность. Не секрет, что на первых порах руководители представительной власти фактически оказались не только без помощи сверху, но и без взаимопомощи: каждый сам по себе с множеством проблем и вопросов, на которые не всегда просто в одиночку найти ответы. Кроме того, далеко не все руководители местных Советов были готовы к этой новой для них и зачастую очень непростой работе: надо взаимодействовать с депутатами, готовить и проводить сессии, осуществлять деловые контакты с муниципальной исполнительной властью, выходить с какими-то вопросами на краевой уровень, либо искать пути их решения самим. Всё это порождало некоторую их неуверенность

Мы в краевом законодательном органе власти это видели. Были попытки, и, на мой взгляд, для начала вполне удачные, взаимодействия с представительной властью на местах через проведение Дней краевого Совета в городах и районах края. Эта форма работы краевых законодателей с местными представительными органами вполне оправдала себя, повторяю, на первоначальном этапе. Но сама жизнь, всё расширяющаяся и усложняющаяся деятельность муниципалитетов требовала поиска путей и методов более основательного взаимодействия всей вертикали представительной (законодательной) власти: от поселения до краевого законодательного органа. Это в равной степени требовалось и тем, и другим. Таким образом, через создание Совета по взаимодействию краевого законодательного органа с представительными органами муниципальных образований была найдена теперь уже следующая, более актуальная для сегодняшнего дня форма совместной работы.

Хочу подчеркнуть, что Совет является совещательным органом при краевом Законодательном Собрании и действует на общественных началах. Руководит им председатель краевого Законодательного Собрания Иван Иванович Лоор. В состав Совета помимо руководителей представительных органов всех муниципальных образований края  входят также заместитель председателя КЗС и председатель комитета по местному самоуправлению Стелла Ивановна Штань.  Работу Совета планирует, организует и направляет Президиум, который является его постоянно действующим рабочим органом. Заседания Совета проводятся два раза в год, Президиума - раз в два месяца.

- Какие наиболее значимые вопросы обсуждались на заседаниях Совета и Президиума?

- Вопросов, конечно, было рассмотрено немало. Большинство из них касались экономических и социальных аспектов деятельности местного самоуправления - это первый блок.

Второй - условия функционирования представительного органа: организационное, материально-техническое обеспечение работы, подготовка сессий, разработка каких-то нормативно-правовых актов и т. д.

Еще одно направление, которое я бы выделил, - это обсуждение наиболее значимых проектов федеральных и краевых законов, а также модельных правовых актов для органов местного самоуправления, разработанных краевым Законодательным Собранием.

А если говорить конкретно, то, например, в 2006 году Президиум Совета очень внимательно и глубоко рассмотрел вопросы регулирования земельных отношений, регистрации и налогообложения в крае. Дважды возвращались к обсуждению хода реализации в крае национальных проектов «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и «Развитие АПК».

По всем вопросам были выработаны соответствующие подробные рекомендации, нацеленные на более активную и углубленную работу в обозначенных направлениях. Они предназначались как краевой законодательной, так и исполнительной власти и, конечно же, муниципалитетам.

Подробнее хочу остановиться на работе Совета и Президиума в 2007 году. Наряду с широким обсуждением актуальных проблем, связанных с реализацией краевой целевой программы «Школьный автобус», вопросов социальной поддержки многодетных семей, Президиум очень активно поднимал тему организации в крае школьного питания. Это волновало всех: от губернатора края и депутатов законодательного органа до простой сельской семьи. И её-то -  в первую очередь. Невысокий уровень заработной платы в селе, а нередко и безработица не позволяют семьям платить за питание детей в школе. И хотя муниципалитеты старались помочь, но их бюджеты тоже не отличаются особым наполнением. Поэтому после, я бы сказал, бурного, и очень заинтересованного обсуждения этой в буквальном смысле «горячей» проблемы члены Президиума, присутствующие на заседании депутаты и председатель профильного комитета порекомендовали вынести вопрос на сессию.

Результатом рассмотрения стало предложение, высказанное депутатами администрации края,  об увеличении финансирования из краевого бюджета на эти цели на 25 миллионов рублей. Администрация поддержала его, и такое изменение было внесено сессией. Более того, это вылилось уже не только в увеличение компенсации на питание школьников, но администрация края приняла меры, направленные в целом на модернизацию материально-технической базы столовых в образовательных учреждениях. Край вошел в соответствующую федеральную программу, через которую были получены немалые средства. И сейчас стоит задача в течение ближайших лет привести оборудование школьных столовых в полное соответствие с современными разработками и технологиями детского питания. Такая работа идет полным ходом.

Хочу подчеркнуть, что в 2007 году социальные вопросы были главными в работе и Совета, и Президиума. Приведу еще один наглядный пример. Одной из «больных» тем для края является безработица, особенно в сельской местности. Достаточно сказать, что почти триста сельских населенных пунктов, в которых проживают около 34 тысяч трудоспособных граждан, не имеют ни одного работодателя. Поэтому Совет председателей принял заинтересованное и конструктивное участие в обсуждении краевой целевой программы «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2007 - 2010 годы. После принятия ее в первом чтении на сессии, документ был направлен в муниципалитеты, состоялись зональные совещания с председателями представительных органов местного самоуправления, выездные заседания профильного комитета краевого законодательного органа с участием членов Президиума. Обсуждались и изучались все предложения с мест.

Результатом такой большой и кропотливой работы стали изменения, внесенные в Программу, направленные не только на выплату пособий по безработице через службу занятости, но и ориентация этой службы на переподготовку специалистов, создание новых рабочих мест и прежде всего - на селе.

С учетом поправок, дополнений краевая Программа была принята на сессии и достаточно успешно реализуется, о чем убедительно говорят результаты уже текущего года. Медленно, пусть пока еще со скрипом, но число безработных в крае все-таки неуклонно уменьшается.

Совет председателей не замыкается в работе только на уровне края. Одна из его задач  - это выработка рекомендаций по определению основных направлений федерального законодательства. Рекомендации эти носят форму законодательных инициатив. Одной из них, вышедшей из недр Совета, стала законодательная инициатива о расширении перечня имущества, определенного ст. 50-й 131 - ФЗ, которое могло бы находиться в ведении муниципальных образований и использоваться ими для решения насущных вопросов. Такая законодательная инициатива по поручению Совета председателей была подготовлена профильным комитетом краевого законодательного органа власти, направлена в Государственную Думу, которая внесла соответствующие изменения в закон, чем значительно расширила перечень имущества муниципалитетов. Иначе оно попросту бы подлежало приватизации.

- Это дела, как говорится, прошлые. Теперь вопрос к Ивану Ивановичу. Что изменилось в деятельности Совета председателей в связи с началом работы нового депутатского созыва?

- Основные задачи и направления не изменились, но в связи с ротацией новых членов Президиума работа, я считаю, активизировалась и прежде всего со стороны председателей представительных органов муниципальных образований. В апреле текущего года в шести зонах края, каждая из которых объединяет большую группу районов, состоялись совещания по вопросам деятельности представительных органов местного самоуправления по основным направлениям взаимодействия с ними краевого Законодательного Собрания. Надо сказать, что эти совещания дали очень многое, как представительным органам на местах, так и краевым законодателям. Совет обсудил итоги зональных совещаний. Было отмечено, что реализация замечаний, предложений, которые на них прозвучали, окажет положительное влияние как на дальнейшее развитие взаимодействия Законодательного Собрания с представительными органами, а это тоже одна из важнейших задач Совета, так и на улучшение социально-экономического развития муниципальных образований.

Часть проблем, поднятых на зональных совещаниях, внесена в план работы Совета и его Президиума. Приятен тот факт, что руководители представительных органов, почувствовав реальную поддержку краевого депутатского корпуса и увидев  определенную возможность решения  наболевших проблем, так много внесли предложений в план на второе полугодие этого года, что немалую их часть уже сейчас пришлось определить в план первого полугодия 2009 года. Это действительно радует: значит, такая форма взаимодействия, как Совет, действительно востребована и приносит обоюдную пользу. Об этом свидетельствует такой, например, факт. Определенные сетования у нас вызывало то, что представительные органы муниципальных образований практически не пользуются своим правом законодательной инициативы. И вот отрадно отметить, что «лед тронулся»: Краснощековский районный Совет депутатов  выступил с законодательной инициативой о внесении изменений в краевой закон «О труднодоступных и отдаленных местностях Алтайского края».

В новом созыве всем членам Совета председателей конечно же запомнилось заседание, на котором наряду с другими долго и очень активно обсуждалась реализация закона края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» в части обеспечения населения дровами и выделения пиломатериалов на ремонт объектов социальной сферы. Вопрос настолько всех задел и оказался таким «острым», что члены Совета обратились к комитету по аграрной политике и природопользованию КЗС с просьбой и поручением провести выездное заседание в Троицком районе (надо отметить, что инициатором такого заседания был и глава района Михаил Иванович Зань, принимающий участие в работе Совета) чтобы разобраться на месте по существу проблемы. Такое заседание состоялось. Результаты его, имеющие практическое значение, и решение комитета были доведены до всех муниципальных образований края.  Профильному комитету Законодательного Собрания дано поручение не снимать этот вопрос с контроля, потому что не за горами отопительный сезон.

Не менее важной  была поднятая на Совете председателей и проблема создания снабженческо-сбытовых кооперативов. Эта тема нашла свое отражение и на состоявшемся недавно съезде предпринимателей края.

А то, что этот вопрос более, чем актуален, я убедился на состоявшемся в начале июля заседании Комиссии Совета законодателей при Совете Федерации по вопросам законодательного обеспечения развития агропромышленного комплекса и земельным отношениям. В плане работы нашей Комиссии, заместителем председателя которой меня избрали, есть пункт о внесени (совместно с соответствующим комитетом Государственной Думы) предложений в ГД по проекту закона «О кооперации в Российской Федерации». И я не исключаю, что те соображения и замечания по этой проблеме, которые были высказаны у нас на Совете, могут найти отражение в федеральном законе.

- Вы уже затронули вопрос о планах работы Совета и Президиума. На июньском заседании Президиума план на второе полугодие текущего года принят. Какова его основная направленность?

- Собственно её определили сами члены Совета. При формировании плана, во-первых, учтены, как я уже говорил, многие вопросы, которые обсуждались и предлагались  на зональных совещаниях. Во-вторых, руководители групп территорий, посоветовавшись  на местах, внесли свои предложения. Поступили они и  лично от руководителей представительных органов местного самоуправления. И здесь мне бы хотелось отметить активность Владимира Федоровича Краутера из Поспелихинского района, Николая Петровича Зеленькова из Тальменского, Петра Александровича Зазулина из Михайловского, Юрия Ивановича Полетаева из Третьяковского  района и других руководителей.

Некоторые вопросы в план были внесены по просьбе комитетов Законодательного Собрания.

Что касается направленности, то она не слишком отличается от предыдущих лет: особенности правового регулирования деятельности представительных органов муниципальных образований, социальная сфера муниципалитетов, бюджет и связанный с ним спектр вопросов по льготированию, налоговые и земельные проблемы, развитие аграрной сферы и всё то, что необходимо решать грамотно и быстро, как говорят - здесь и сейчас.

- Иван Иванович, Ваши пожелания Совету и Президиуму.

- Эта форма работы оправдана и удачна. Надо и дальше совершенствовать её. Хотя должен сказать, что мы не отказываемся и от Дней Законодательного Собрания в районах. Будем проводить их на более высоком теоретическом, практическом и организационном уровне, начиная с сентября текущего года.

Считаю, что более тесным должно быть взаимодействие внутри самого Совета и Президиума. Нам всем вместе следует шире содействовать распространению опыта правотворческой деятельности, а также правоприменительной практики в крае, глубже и основательней анализировать главные направления развития ситуации в области местного самоуправления, развивать сотрудничество с представительными органами муниципальных образований субъектов Российской Федерации, теснее взаимодействовать с общественными объединениями, научными учреждениями, иными организациями, занимающимися вопросами местного самоуправления, и, прежде всего, - с  Всероссийским Советом  по местному самоуправлению и его региональным отделением, заместителем председателя  которого является Стелла Ивановна Штань.

Особо хочу сказать о тесном сотрудничестве в этом направлении с администрацией края. Оно осуществляется постоянно. Наш профильный комитет  взаимодействует с соответствующим управлением администрации. В заседаниях Советов практически всегда активно участвуют главы городов и районов. Мы делаем одно дело и поэтому наше сотрудничество будет и дальше развиваться и укрепляться.

Моё же главное пожелание - усилить контроль за исполнением рекомендаций Совета и Президиума, чтобы сделать их работу ещё более результативной. Острее, быстрее, четче  реагировать на возникающие вопросы, стараться их решить максимально быстро. Надо, чтобы работа Совета была не просто беседой на волнующие темы или плаканьем в жилетку, а конструктивной, действенной, направленной на безусловное решение каждого конкретного вопроса. Только при таких условиях совместная работа краевой законодательной ветви власти и муниципальной представительной принесет обоюдную пользу, направленную на благо края и прежде всего его жителей.


11.07.2008

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Август 2024

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 01