• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Н. Золотухин: Рост цен – результат хаоса на рынке.

В последнее время значительно подорожали многие продукты питания - сыр, подсолнечное масло, сахар, молоко. Чем объясняется очередной скачок цен и можно ли его остановить? Почему это происходит с пугающей регулярностью и почему не удается удерживать их хотя бы на уровне официальной инфляции? Политики и эксперты по - разному отвечают на эти вопросы.

Свою позицию высказывает председатель комитета краевого Совета народных депутатов по аграрной политике и природопользованию Николай Золотухин.

- Николай Григорьевич, удорожание продуктов произошло, как свидетельствуют СМИ, не только в нашем крае, оно характерно и для других регионов.

- По нашим данным, различия в разбросе цен по регионам, как правило, небольшие. Речь идет не только о продовольствии. За последний год резко подорожали, к примеру, стройматериалы: по ряду позиций, таких как, цемент, лакокрасочные изделия - в два и более раза. В какой-то мере это объясняется возросшим потребительским спросом и неготовностью федеральных структур реагировать на него. Раз появился спрос на жилье, нужно быстро развивать мощности по производству цемента, других материалов. Это хороший импульс для стройиндустрии. Этого не сделали, потому что в России нет механизма регулирования данных процессов в условиях рынка: их не отслеживают и не прогнозируют. Судите сами: рост жилья запланировали, а все, что нужно для этого, развивается хаотично. И вот результат: строительный бум породил удорожание жилья в два и более раза.

Что касается продовольствия, то у меня на памяти показательный пример. В прошлом году был с делегацией в Германии, где обсуждалась проблема выработки энергоресурсов не по традиционной технологии - из нефтепродуктов, а с использованием биологического сырья. Этим сейчас, кстати, увлекаются в США. Топливо делают из пшеницы, кукурузы, сахара, подсолнечного масла. Да, оно имеет свои преимущества как менее токсичное, экологически чистое. С другой стороны, не разбазариваются ли таким образом самые ценнейшие, необходимые для человека продукты, которых многим странам не хватает.

Но это отступление. На конференции я услышал прогноз, что в ближайшее время некоторые государства столкнутся с проблемой нехватки продовольствия, а значит, ее удорожанием. Речь шла о тех, кого раньше это практически не касалось. И действительно, в этом году цены на зерно стремительно растут по всем мире. Если в прошлом году тонна пшеницы на мировом рынке стоила 150 долларов, то сегодня – больше 300.

- При чем тут цены на внутреннем рынке? У нас зерна, вроде, всегда хватало, а нынче так вообще хороший урожай. Или мы все больше попадаем в зависимость от импорта?

- И это тоже: наша экономика уже «встроена» в глобальую, общемировую. В отличие от прежних времен сейчас страна открыта всем мировым «ветрам», внутренний рынок реагирует на любые внешние колебания. Чтобы этого не происходило, нужны защитные меры государства в части ограничения вывоза сырья и продовольствия, создание запасов зерна, кормовых культур. Конечно, структурам, занимающимся перепродажей зерна, выгодно купить его по 4 тыс. руб. за тонну, а продать за границу - по 6 - 6,5 тысячи. Необходимо удешевить транспортные расходы на муку, что создаст в регионе дополнительные рабочие места, повысит отчисления в бюджет. Для предотвращения роста цен правительство планирует зерновую интервенцию, между тем, в резерве государства всего 1,5 млн. тонн. Можно сказать, почти ничего.

Для стабилизации цен на зерно нужно иметь «заначку» в размере от 25 до 40% от годового оборота. Используя этот механизм, можно повлиять на ценообразование и защитить доходы крестьян. Это упрощенная схема. Рыночные же механизмы регулирования гораздо сложнее: это и способ производства, и снижение издержек при обороте продукции, и многое другое.

Стабильности рынка зерна на федеральном и региональном уровнях, которая бы поддерживала на одном уровне ценообразование, и в то же время предоставляла крестьянам возможность распорядиться своей продукцией без дискриминации, по существу, нет.

По данным СМИ, сейчас сверху пошли указания: создайте в регионе запасы зерна. Но время-то ушло. Такие вопросы решаются в феврале - марте. Допустим, под региональный фонд в 100 тыс. тонн необходимо было заключить договоры и проавансировать производство сельхозпродукции на будущее. Такая же система должна работать и на федеральном уровне. К сожалению, пока подобные предложения тонут в разговорах.

На мой взгляд, власть наконец-то должна обратить внимание на эту злободневную проблему, иначе потребительский рынок окончательно разбалансируется. Опасно не отслеживать реалии внешнего рынка, зависимость между темпами производства, потребления и доходами населения. Роль государства в том и состоит, чтобы оно предвидело и своевременно принимало решения по этим вопросам.

- Означает ли это необходимость административного регулирования цен?

- Абсолютно нет. Если мы приняли рыночные условия, и не собираемся сворачивать с этого пути, как такового прямого регулирования система не приемлет. Однако, вести их в определенном русле с сохранением мотиваций к производству - важнейшая задача.

- Прямого нельзя, а косвенного?

-В обязательном порядке. В Японии, допустим, существует такой порядок: продавец не может наценить рыбу более чем на 3,5 % от оптовой цены. Если он производит добавочную стоимость, это учитывается. В России сельдь, например, у тех, кто ее вылавливает, стоит 15-20 руб. за кг., а в магазине, - сами знаете, - в несколько раз дороже. Японский пример регулирования для нас весьма актуален, и не только в отношении продовольствия.

Сегодня распространилась порочная практика, когда производитель платит торговле за размещение товара, делает отчисления на ее развитие, а рассчитывается за все покупатель. В России в этом деле полная вольница: каждый действует по принципу кто во что горазд, не испытывая никаких сдерживающих факторов со стороны властей. Кроме того, сплошь и рядом происходит сговор посредников на установление единых цен, но антимонопольное ведомство пока помалкивает.

Кстати, в цене булки хлеба только 15% стоимости принадлежит тому, кто вырастил пшеницу. Такая же картина и с молочными продуктами. В практике регулирования рынка потребления существует много разных способов. К сожалению, ни на федеральном, ни на региональном уровнях нет структур, которые бы этим занимались. Так что процессы идут, мягко говоря, стихийно. Два министерства - Минсельхоз и Минэкономразвития, на мой взгляд, не справляются с этой задачей.

Посредники между производителем и покупателем, спекулянты, есть во всем мире, но только у нас они заслуживают негативного к себе отношения, потому что непомерно «задирают» цены. Покупают товар, допустим, за 100 рублей, а продают за 200, а то и 300. В цивилизованных странах подобные действия жестко караются, да они и в принципе невозможны. У нас на это власти просто закрывают глаза.

- В советское время цена на тот или иной товар десятилетиями оставалась на одном уровне. Сейчас что ни месяц, то сюрпризы: Как в популярной некогда песне – все выше, и выше, и выше…

- Хорошо или плохо, но сущность рынка в том, что каждый его участник стремится взять больше: крестьянин - за зерно, молоко, мясо, посредник - за перепродажу, продавец - с покупателя. Только последний в этом звене расплачивается за всех. Но «взять» можно, не залезая в кошелек потребителя, а именно: за счет снижения затрат и увеличения объёмов. Издержки несовершенного рынка, как правило, тяжким бременем ложатся в первую очередь на крестьянство, которое не имеет достаточных финансовых ресурсов для оптимизации своего участия в рыночных процессах, и, конечно, на покупателя.

Наш рынок в нынешнем своем виде - дикий, неуправляемый. Чем быстрее государственная власть займется им, выстроив законодательное «русло», тем больше шансов стабилизировать цены.

- Во многих странах рост цен «смягчают» адекватным повышением зарплат, пенсий. И не на уровень инфляции, а более существенно.

- Так поддерживают в первую очередь малообеспеченные слои населения. Но размер поддержки, конечно же, должен быть выше официальной инфляции. Хотя в России нет ни закона, определяющего данное понятие, ни нормативно-правовых документов. В итоге чиновники «рисуют» инфляцию под свои показатели. На 2006 год они «нарисовали» рост в 8,8%, а экономисты и ученые определили ее в 16,7%. При таком подходе через три года пенсионеры будут получать на 22% меньше запланированного. То же самое и по заработной плате. Инфляция «съедает» не только регулярные прибавки к пенсиям и зарплате, но и прихватывает от оставшейся части.

- Давно замечено, что перед выборами такая неприятность, как рост цен, отодвигается «на потом».

- Конечно, такой всплеск цен, как нынешний, ничего хорошего не сулит. Думаю, что для малообеспеченных, ветеранов что-то в предвыборный период сделают. Это, разумеется, важно, но не главное. Выборы, согласитесь, явление временное, проходящее. Надо заглядывать вперед, планируя в первую очередь рост объемов производства зерна, молока, мяса. В целом рыночные механизмы должны быть направлены на снижение издержек.

Всем уровням власти нужно, на мой взгляд, тщательно исследовать новые экономические отношения. Только тогда в цене булки хлеба не будет всего 15% стоимости зерна, а в цене молочной продукции - 38% стоимости молока.

Во многом вакханалия с ценами - это отсутствие внятной экономической политики государства по поддержке покупательской способности населения.


16.10.2007

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Март 2024

Предыдущий месяц       Следующий месяц Предыдущий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31