• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Бороться с преступностью надо всем миром

На мартовской сессии краевого Совета народных депутатов депутаты обсудили состояние борьбы с преступностью в крае в 2006 году и меры, принимаемые по ее предупреждению.

С докладом по этим проблемам выступил начальник Главного управления внутренних дел по Алтайскому краю Александр Олдак. Он отметил, что в прошедшем году по сравнению с 2005-м общее число зарегистрированных преступлений в крае увеличилось. «Отличились», в частности, Центральный район Барнаула, Егорьевский, Бурлинский, Баевский, Быстроистокский районы, Змеиногорск и Змеиногорский район.

В общей структуре преступных посягательств доминируют уголовно-наказуемые деяния, относящиеся к компетенции милиции общественной безопасности. По видам посягательств традиционно наибольшее количество составляют кражи чужого имущества, грабежи, преступления в сфере оборота наркотиков, мошенничество.

Охарактеризовав ситуацию, Александр Олдак подробно остановился на мерах, принимаемых органами внутренних дел для ее разрешения и профилактики преступности в крае.

Содоклад председателя комитета крайсовета по законности, правопорядку и защите прав граждан Даниила Бессарабова был посвящен анализу наиболее острых тенденций – росту уличной преступности и проблеме криминализации подростковой среды.

Он, в частности, подчеркнул, что право каждого - ощущать себя безопасно, а обязанность органов государственной власти обеспечить это право.

Надо, чтобы люди пришедшие в правоохранительные органы со своими бедами, верили, что их не только выслушают, но и примут меры. А сотрудникам органам внутренних дел не бояться в отчетах больших цифр (главное - чтобы они были объективными) и не искать лазейки, как бы не регистрировать или укрыть сообщение о преступлении. Каждому заявлению, каждому факту – контроль и всесторонняя проверка. К сожалению, случаи сокрытия заявлений или их непринятия по-прежнему нередки.

Полнота принимаемых мер в борьбе с преступностью, защите прав и свобод граждан может быть обеспечена только при надежной защите людей в общественных местах, где совершается десятая часть тяжких преступлений.

В 2006 году рост количества преступлений, совершенных в общественных местах, составил 23,9%, в том числе на улицах – 30%. Следует заметить, что в 2005 году (по сравнению с 2004-м) рост составил 56,8 % преступлений, совершенных в общественных местах, в том числе на улицах - 30,7%. Таким образом, за два последних года количество преступлений этой категории удвоилось.

Причем в уличной преступности наблюдаются существенные изменения: на 23,2% произошел рост тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе убийств - в 4,7 раза, изнасилований - на 40%, разбоев - на 39,8% и грабежей – на 16,4%.

Единственным действенным способом борьбы с уличной преступностью является профилактика. Поэтому сегодня со всей очевидностью должен стоять вопрос о создании эффективной государственной системы профилактики данной группы преступлений. В настоящее время этой важной работой занимается в основном только милиция. В то же время большая роль в этом вопросе должна быть отведена населению.

Однако доля его участия в охране общественного порядка продолжает оставаться незначительной и имеет тенденцию к уменьшению. В определенной мере это связанно с отсутствием федерального закона об участии граждан в охране правопорядка.

В современной России сложились условия, когда государство борется с растущей преступностью, а граждане отошли в сторону и смотрят на это, часто посмеиваясь и ругая власть за неудачи. Между тем силами одних правоохранительных органов с преступностью не справиться. Зачастую только бдительность населения позволяет предотвратить грабежи, разбои, кражи, а также террористические акты.

В 2006 году число общественных организаций, содействующих охране правопорядка, сократилось на 2,6% (с 682 до 664), а количество членов данных формирований – на 5,6% (с 7288 до 6876).

Чтобы стимулировать участие граждан и общественных организаций, содействующих охране правопорядка, необходимо, с моей точки зрения, ввести для активистов льготы – например, по оплате жилищно-коммунальных услуг или проезда в общественном транспорте.

В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации дискуссия по проекту закона «Об участии населения в обеспечении правопорядка» ведется уже почти десять лет, и сейчас подготовлена новая редакция закона, ожидающая одобрения Правительства Российской Федерации, которое не спешит, по заявлению самих депутатов Государственной Думы, выделять деньги на социальную защиту дружинников. При этом альтернативы думскому законопроекту у Правительства РФ нет. Между тем настал момент, когда этот закон действительно нужен обществу.

Особую тревогу вызывает рост преступлений несовершеннолетних. В Алтайском крае проживает более 515 тыс. подростков, не достигших 18- летнего возраста. По данным органов социальной защиты населения края 17 тысяч несовершеннолетних проживают в семьях, находящихся в социально опасном положении. Это значит, что каждый 30-й малолетний житель нашего края является потенциальным безнадзорным, преступником, наркоманом, либо просто нуждающимся в помощи государства. В 2006 году количество несовершеннолетних преступников увеличилось на 7,9% и достигло 3620 человек.

Проблемы преступности несовершеннолетних связаны с их незанятостью, весьма формальным контролем за поведением условно осужденных. Не найдено эффективных путей реабилитации несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательных колоний, в основном из-за отсутствия возможности их трудоустройства и обеспечения жильем. Некоторые подростки, побывав в колониях, набираются отрицательного опыта и уже сознательно не хотят встать на путь исправления. И в данном случае нужна большая профилактическая работа.

Остается актуальной проблема ограничения пребывания несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без присмотра родителей. Ограничение прав граждан возможно только федеральным законом. В настоящее время в Государственную Думу внесен проект такого закона, разработанного с целью защиты здоровья и нравственности ребенка. Им предлагается внести изменение в федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в соответствии с которым ребенок, не достигший возраста четырнадцати лет, может находиться в ночное время в общественных местах только в сопровождении родителей или иных законных представителей. К слову, краевой Совет поддержал этот проект.

В 2006 году истек срок подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» краевой целевой программы «Дети Алтая» на 2003-2006 годы. Но до сих пор в Алтайском крае не принята программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на последующий период.

В настоящее время разработан проект краевой комплексной программы «Дети Алтая» на 2007-2010 годы». Однако в указанной программе недостаточное внимание уделено проблеме профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Думаю, целесообразно было бы это направление работы с подростками выделить в отдельную программу и придать ей подобающий статус, тем более, что положительный опыт программно-целевого подхода профилактики правонарушений в Алтайском крае уже есть. В течение 2006 года приняты комплексная программа «Профилактика правонарушений в Алтайском крае на 2006-2008 годы» и программа повышения безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах.

Противостоять современной преступности можно только путем скоординированных действий правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, укрепления взаимодействия государственных и общественных институтов. Важно бороться не только с преступными проявлениями, но и с причинами, которые их порождают. Борьба с преступностью по определению должна вестись системно и целенаправленно совместными усилиями, как государства, так и общества в целом. И это одно из основных условий достижения положительных результатов.


05.04.2007

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Май 2019

Предыдущий месяц       Следующий месяц Предыдущий год   |   Следующий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 01 02