Бороться с преступностью надо всем миром
На мартовской сессии краевого Совета народных депутатов депутаты обсудили состояние борьбы с преступностью в крае в 2006 году и меры, принимаемые по ее предупреждению. С докладом по этим проблемам выступил начальник Главного управления внутренних дел по Алтайскому краю Александр Олдак. Он отметил, что в прошедшем году по сравнению с 2005-м общее число зарегистрированных преступлений в крае увеличилось. «Отличились», в частности, Центральный район Барнаула, Егорьевский, Бурлинский, Баевский, Быстроистокский районы, Змеиногорск и Змеиногорский район. В общей структуре преступных посягательств доминируют уголовно-наказуемые деяния, относящиеся к компетенции милиции общественной безопасности. По видам посягательств традиционно наибольшее количество составляют кражи чужого имущества, грабежи, преступления в сфере оборота наркотиков, мошенничество. Охарактеризовав ситуацию, Александр Олдак подробно остановился на мерах, принимаемых органами внутренних дел для ее разрешения и профилактики преступности в крае. Содоклад председателя комитета крайсовета по законности, правопорядку и защите прав граждан Даниила Бессарабова был посвящен анализу наиболее острых тенденций – росту уличной преступности и проблеме криминализации подростковой среды. Он, в частности, подчеркнул, что право каждого - ощущать себя безопасно, а обязанность органов государственной власти обеспечить это право. Надо, чтобы люди пришедшие в правоохранительные органы со своими бедами, верили, что их не только выслушают, но и примут меры. А сотрудникам органам внутренних дел не бояться в отчетах больших цифр (главное - чтобы они были объективными) и не искать лазейки, как бы не регистрировать или укрыть сообщение о преступлении. Каждому заявлению, каждому факту – контроль и всесторонняя проверка. К сожалению, случаи сокрытия заявлений или их непринятия по-прежнему нередки. Полнота принимаемых мер в борьбе с преступностью, защите прав и свобод граждан может быть обеспечена только при надежной защите людей в общественных местах, где совершается десятая часть тяжких преступлений. В 2006 году рост количества преступлений, совершенных в общественных местах, составил 23,9%, в том числе на улицах – 30%. Следует заметить, что в 2005 году (по сравнению с 2004-м) рост составил 56,8 % преступлений, совершенных в общественных местах, в том числе на улицах - 30,7%. Таким образом, за два последних года количество преступлений этой категории удвоилось. Причем в уличной преступности наблюдаются существенные изменения: на 23,2% произошел рост тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе убийств - в 4,7 раза, изнасилований - на 40%, разбоев - на 39,8% и грабежей – на 16,4%. Единственным действенным способом борьбы с уличной преступностью является профилактика. Поэтому сегодня со всей очевидностью должен стоять вопрос о создании эффективной государственной системы профилактики данной группы преступлений. В настоящее время этой важной работой занимается в основном только милиция. В то же время большая роль в этом вопросе должна быть отведена населению. Однако доля его участия в охране общественного порядка продолжает оставаться незначительной и имеет тенденцию к уменьшению. В определенной мере это связанно с отсутствием федерального закона об участии граждан в охране правопорядка. В современной России сложились условия, когда государство борется с растущей преступностью, а граждане отошли в сторону и смотрят на это, часто посмеиваясь и ругая власть за неудачи. Между тем силами одних правоохранительных органов с преступностью не справиться. Зачастую только бдительность населения позволяет предотвратить грабежи, разбои, кражи, а также террористические акты. В 2006 году число общественных организаций, содействующих охране правопорядка, сократилось на 2,6% (с 682 до 664), а количество членов данных формирований – на 5,6% (с 7288 до 6876). Чтобы стимулировать участие граждан и общественных организаций, содействующих охране правопорядка, необходимо, с моей точки зрения, ввести для активистов льготы – например, по оплате жилищно-коммунальных услуг или проезда в общественном транспорте. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации дискуссия по проекту закона «Об участии населения в обеспечении правопорядка» ведется уже почти десять лет, и сейчас подготовлена новая редакция закона, ожидающая одобрения Правительства Российской Федерации, которое не спешит, по заявлению самих депутатов Государственной Думы, выделять деньги на социальную защиту дружинников. При этом альтернативы думскому законопроекту у Правительства РФ нет. Между тем настал момент, когда этот закон действительно нужен обществу. Особую тревогу вызывает рост преступлений несовершеннолетних. В Алтайском крае проживает более 515 тыс. подростков, не достигших 18- летнего возраста. По данным органов социальной защиты населения края 17 тысяч несовершеннолетних проживают в семьях, находящихся в социально опасном положении. Это значит, что каждый 30-й малолетний житель нашего края является потенциальным безнадзорным, преступником, наркоманом, либо просто нуждающимся в помощи государства. В 2006 году количество несовершеннолетних преступников увеличилось на 7,9% и достигло 3620 человек. Проблемы преступности несовершеннолетних связаны с их незанятостью, весьма формальным контролем за поведением условно осужденных. Не найдено эффективных путей реабилитации несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательных колоний, в основном из-за отсутствия возможности их трудоустройства и обеспечения жильем. Некоторые подростки, побывав в колониях, набираются отрицательного опыта и уже сознательно не хотят встать на путь исправления. И в данном случае нужна большая профилактическая работа. Остается актуальной проблема ограничения пребывания несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без присмотра родителей. Ограничение прав граждан возможно только федеральным законом. В настоящее время в Государственную Думу внесен проект такого закона, разработанного с целью защиты здоровья и нравственности ребенка. Им предлагается внести изменение в федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в соответствии с которым ребенок, не достигший возраста четырнадцати лет, может находиться в ночное время в общественных местах только в сопровождении родителей или иных законных представителей. К слову, краевой Совет поддержал этот проект. В 2006 году истек срок подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» краевой целевой программы «Дети Алтая» на 2003-2006 годы. Но до сих пор в Алтайском крае не принята программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на последующий период. В настоящее время разработан проект краевой комплексной программы «Дети Алтая» на 2007-2010 годы». Однако в указанной программе недостаточное внимание уделено проблеме профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Думаю, целесообразно было бы это направление работы с подростками выделить в отдельную программу и придать ей подобающий статус, тем более, что положительный опыт программно-целевого подхода профилактики правонарушений в Алтайском крае уже есть. В течение 2006 года приняты комплексная программа «Профилактика правонарушений в Алтайском крае на 2006-2008 годы» и программа повышения безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах. Противостоять современной преступности можно только путем скоординированных действий правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, укрепления взаимодействия государственных и общественных институтов. Важно бороться не только с преступными проявлениями, но и с причинами, которые их порождают. Борьба с преступностью по определению должна вестись системно и целенаправленно совместными усилиями, как государства, так и общества в целом. И это одно из основных условий достижения положительных результатов. |
05.04.2007