Публикация в "Алтайской правде": С.В. Землюков и Ю.В. Шамков о приоритетных направлениях социально-экономического развития края
Заместитель председателя краевого Совета народных депутатов Сергей Землюков, председатель комитета КСНД по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности Юрий Шамков: От распределения к инвестированию, от пособий к заработку На мартовской сессии Алтайского краевого Совета народных депутатов рассмотрен вопрос «О приоритетных направлениях социально-экономического развития Алтайского края на 2006-2008 годы». Данный документ определяет основной целевой установкой для всех органов государственной власти края и органов местного самоуправления повышение благосостояния жителей края, защита их интересов во всех сферах деятельности. В соответствии с этим стратегической целью развития края выступает формирование высокоразвитой социально ориентированной экономики, обеспечивающей достижение устойчивого экономического роста в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущего поколений и повышение качества жизни населения. Решение поставленных задач невозможно без формирования благоприятных финансовых условий для развития предприятий и организаций различных секторов экономики, поддержания и развития социальной инфраструктуры, обеспечивающей воспроизводство человеческого капитала. Одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти края является совершенствование бюджетной политики. Достижение заявленных приоритетов заставляет по новому подойти к проблемам формирования краевого бюджета и распределению его расходных обязательств. Пока же практика свидетельствует о том, что сложившиеся в последние годы подходы к бюджетному процессу уже не соответствуют реалиям сегодняшнего дня. При консолидированном бюджете края на 2006 год в сумме 31,5 млрд. руб., краевой бюджет на 2006 год утвержден по расходам в сумме 26,8 млрд. руб. и по доходам в сумме 25,2 млрд. руб. с дефицитом в размере свыше 1 млрд. руб. При этом доля собственных доходов в общем объеме поступлений доходов в краевой бюджет составляет 10,4 млрд. руб. или 40% всех доходов. Остальная сумма в виде субвенций и дотаций поступает из федерального бюджета. Основными источниками собственных доходов в краевой бюджет являются налог на доходы физических лиц, акцизы на подакцизные товары, налог на прибыль организаций, налог на имущество, которые суммарно обеспечивают почти 97% собственных доходов. Таким образом, практически все собственные доходы краевого бюджета складываются из источников, обеспеченных деятельностью предприятий реального сектора экономикии отчислений от доходов физических лиц (заработная плата работников бюджетной сферы, наемных рабочих и доходов предпринимателей). Картина расходов краевого бюджета носит совсем противоположный характер. Из общего объема расходов краевого бюджета субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов, напрямую расходуемые на социальную поддержку граждан составляют 3 млрд. руб. Кроме того, бюджетом утверждены краевой фонд финансовой поддержки поселений и краевой фонд финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов в сумме почти 3 млрд. руб. В целом краевой бюджет имеет ярко выраженную социальную направленность – на финансирование социальной сферы направлено более 17 млрд. руб., что на 20% больше, чем в 2005 году. Попробуем взглянуть на проблему социальных расходов бюджета с другой стороны. Имея такие большие расходы краевого бюджета на социальную поддержку граждан мы должны быть точно уверены, что эта поддержка эффективна, обоснована и адресна. Для обоснования данного довода обратимся к статистике, отражающей социально-экономические реалии Алтайского края и одновременно повседневную жизнь среднего гражданина, выступающего в роли покупателя в магазине, вкладчика в банке, заемщика кредитов и получателя социальной помощи. Так, по информации Федеральной службы государственной статистики («РГ» от 24 марта 2006 года № 60) индекс промышленного производства в крае в 2005 году снизился и составил в прошлом году только 94,9% от объемов 2004 года. Такая же ситуация и с индексом производства сельскохозяйственной продукции: он снизился до 92,9% по сравнению с 2004 годом. Но самое примечательное и наталкивающее на размышление относительно обозначенной выше проблемы состоит в том, что при общем падении промышленного и сельскохозяйственного производства объемы оборотов розничной торговли в крае за 2005 год выросли, составив 112,3% от объемов 2004 года. Объем платных услуг населению также вырос по сравнению с 2004 годом. Его показатель - 108,2%, что выше среднего показателя по Сибирскому федеральному округу. Индекс потребительских цен на Алтае по состоянию на декабрь 2005 года в сравнении к соответствующему периоду 2004 года составляет 113,6%. Это второе место среди регионов Сибири (без округов). Контраст еще более усиливается, если принять во внимание, что по количеству зарегистрированных безработных в службах занятости Алтайский край занимает «почетное» первое место с большим отрывом от других регионов. Таким образом, эти данные показывают, что при общем падении производства, росте безработицы и увеличении объемов социальной поддержки населения мы видим рост оборотов розничной торговли и платных услуг в крае. Отмеченное противоречие становится еще более выпуклым, если мы обратимся к показателям, характеризующим реальные денежные доходы населения. Согласно статистике, реальные денежные доходы в 2005 году приросли и составили 109,1% по сравнению с 2004 годом, причем этот показатель приближается к среднему по Сибирскому федеральному округу (110%), тогда как среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в размере 4960 руб. – самая низкая в Сибири. Картина роста доходов становится более полной, если мы обратимся к показателям банковской статистики. Объемы вкладов граждан в кредитные организации по данным Главного управления Банка России по Алтайскому краю составили на 01.01.2002 г. – около 7 млрд. руб., а на 01.01.2005 г. – почти 15 млрд. рублей (включая счета индивидуальных предпринимателей), т.е. за три года объемы вкладов физических лиц в банках Алтайского края выросли более, чем в 2 раза. Показательны в этом плане и объемы предоставленных кредитов физическим лицам. Если они составляли на 01.01.2002 г. – 1,5 млрд. руб. и на 01.01.2006 г. – 14,7 млрд. руб., возросли за соответствующий период времени на 880%. Таким образом, приведенные выше цифры показывают, что по доходам и расходам население Алтайского края выравнивается по своему социально-экономическому положению с другими сибирскими регионами. И можно предположить, что падение производства при одновременном росте оборотов розничной торговли обнажает скрытые процессы перераспределения доходов населения. Это примерно соответствует структуре официально установленной структуре доходов населения Алтайского края, в которой доля заработной платы составляет 36,8%, а 63,2% - это социальные выплаты и иные источники доходов. Наиболее полную и достоверную информацию о доходах и имуществе представят только служащие и работники государственных и муниципальных учреждений и предприятий. Сведения о реальных доходах остальных лиц, претендующих на получение социальной помощи, могут составлять весьма неполную картину. Отмеченные выше расхождения между реальными доходами населения и официальными данными не позволяют отделить относительно обеспеченных граждан от действительно бедных: и те, и другие могут претендовать исходя из низких официальных среднедушевых доходов на получение одинаковый объем различного рода льгот и пособий. В официальной статистике в одной «доходной группе» оказывается и бизнесмен, и пенсионер. В итоге получается, что более обеспеченные люди получают больше льгот и пособий, чем по настоящему бедные. По нашему мнению, проведенный выше анализ предполагает решение как минимум трех задач. Во-первых, фокусом деятельности органов власти должна выступать адресность социальной помощи. Социальная помощь должна предоставляться только тем, кто в ней нуждается и самостоятельно не может зарабатывать деньги, а не по официальным показателям доходов семьи. Во-вторых, необходимо развитие программы – и в этом состоит задача органов власти региона и органов власти местного самоуправления, направленной на вывод заработной платы из тени. В-третьих, стимулирование программ, которые обеспечивали бы условия для самореализации гражданина и позволяли ему самостоятельно зарабатывать. Главный принцип: в 2-3 раза больше, по сравнению с денежными пособиями, средств нужно тратить на профессиональную подготовку, переподготовку и трудоустройство. Не снижая социальной поддержки населения, делая ее более эффективной, необходимо переходить от выплаты пособий к обеспечению достойного заработка. Для достижения этих целей государство в лице органов государственной власти должно стать мощнейшим активным экономическим субъектом, т.е. выполнять функцию контроля, стимулирования, организовывать и поддерживать хозяйствующие субъекты, способные стать локомотивами экономического роста. Пока же ситуация с государственной поддержкой экономики края не внушает оснований для оптимизма. На поддержку предприятий реального сектора экономики законом Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» расходы определены в сумме 595,2 млн. руб. и на поддержку сельского хозяйства края 508,3 млн. руб., т.е. расходы на отрасли, обеспечивающие основную массу поступлений собственных доходов краевого бюджета составляют лишь 4,2 % от всех расходов краевого бюджета. Кроме того, адресной инвестиционной программой на 2006 год предусмотрено направит на капитальные вложения с учетом кредиторской задолженности 545 млн. руб. У края нет свободных средств для инвестирования. А вместе с тем 14 млрд. руб. населения находится на счетах в банках и не используется на территории края. Данная ситуация еще в большей степени характерна для бюджетов муниципальных районов и городских округов. Для примера, бюджет муниципального образования «Суетский район» на 2006 год утвержден по расходам в сумме 53,8 млн. руб. и доходам в сумме 53,5 млн. руб. с дефицитом 348 тыс. руб. Причем из общего объема доходов собственные доходы составляют только 3,5 млн. руб. - 6,5% всех доходов. Классификация расходов районного бюджета показывает, что расходы на социальную сферу – образование, культуру, средства массовой информации, здравоохранение и спорт, социальную политику, помощь бюджетам поселений составляют 47 млн. руб. или почти 90% всех расходов, а затраты на поддержку экономикисоставляют лишь 250 тыс. руб. - 0,5% всех расходов. Не лучше картина и в городских округах – бюджет муниципального образования городского округа «город Алейск» на 2006 год утвержден по расходам в сумме 204 млн. руб., по доходам в сумме 196 млн. руб. с предельным дефицитом 7,7 млн. руб. Собственные доходы бюджета составляют лишь 40% от всех доходов. Из общего объема расходов расходы на поддержку реального экономикии реализацию плана капитальных вложений составляют лишь 7%. Сложившаяся в последние годы практика распределения средств краевого бюджета, когда основная масса расходов размазывается по принципу «всем сестрам по серьгам» приводит к резкому перекосу краевого бюджета в сторону «бюджета собеса». Главным принципом при утверждении краевого бюджета становится принцип «затыкания дыр» по содержанию социальной сферы и поддержания приемлемого уровня жизни населения за счет дотаций и субсидий, что не стимулирует развитие отраслей экономики, обеспечивающих наполнение доходной части бюджета. Принцип уравниловки, а не стимулирования заложен в самом подходе при формировании бюджета. Главы муниципальных образований не заинтересованы в развитии бюджетного потенциала и увеличении доходной части бюджета. При формировании бюджета следующего года с учетом принятой в крае бюджетной обеспеченности на одного человека на достигнутый рост собственных доходов будет уменьшена сумма дотаций из краевого бюджета. Как справедливо пишет глава сельского поселения Староалейское Третьяковского района Николай Каверин, позиция которого по проблемам местного самоуправления была озвучена не так давно в Алтайской правде, «эта схема ведет к иждивенчеству, при ней ценятся не деловые качества глав муниципальных образований, а умение выбить, выхватить как можно больший кусок финансового пирога у региона… Тем самым убивается стремление дополнительно зарабатывать и дополнительно снизить затраты». Вместе с тем практика реализации мер государственной поддержки экономики края показала свою высокую эффективность и обратную отдачу в виде поступлений доходов в форме налоговых платежей. По расчетам Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края в среднем за 2002 – 2004 годы только при компенсации части банковской процентной ставки по инвестиционным кредитам за счет средств краевого бюджета 1 рубль затрат на компенсацию позволит получить в среднем 1,72 рубля бюджетных поступлений, а в 2004 году этот показатель составил 2,36 рубля. Кроме того, 1 рубль, затраченный из бюджета края на государственную поддержку, позволяет дополнительно привлечь 10–12 рублей инвестиций в экономику края, которые также вернутся в бюджет в виде доходов. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости коренным образом пересмотреть подходы к принципам распределения расходных статей краевого бюджета. Необходимо стимулировать механизмы зарабатывания денег и перейти от бюджета расходов к бюджету развития.Социальная направленность бюджета должна реализовываться через эффективную работу реального сектора экономики, обеспечивающего занятость населения, достойную заработную плату, уплату налогов. В заключение хотелось бы отдельно заострить внимание на развитии социальной сферы села, поскольку половина населения Алтайского края проживает именно там. Прежде всего следует сконцентрировать усилия на развитии небольших периферийных сельских поселений, где уровень безработицы особенно высок. Положительного результата можно достичь, развивая малый бизнес, экономику личных подсобных хозяйств и традиционные народные промыслы. "Алтайская правда" 31.03.2006, № 86-88 |
07.04.2006