Выездное заседание комитета по охране здоровья и социальной защите населения
10 февраля комитет краевого Совета по охране здоровья и социальной защите населения (председатель Ирина Солнцева) провёл выездное заседание в районном центре Косиха. Депутаты рассмотрели ход реализации принятого чуть больше года назад регионального закона «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Алтайском крае». Так как этот же вопрос внесён в проект повестки февральской сессии, профильный комитет решил что называется «обкатать» его на одном из муниципальных образований, участвовавших в прошлом году в пилотном проекте по перечислению субсидий из казны на персональные лицевые счета граждан в банках. Напомним, до этого в течение четырёх лет, с момента установления такой меры государственной поддержки малоимущего населения, средства перечислялись непосредственно коммунальным предприятиям. По мнению начальника главного управления администрации края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне Сергея Дикарева, эксперимент, проходивший в пяти органах местного самоуправления, оправдался и потому рекомендован для распространения на всей территории края с начала 2006 года (только Барнаул намерен перейти на персонифицированные счета с 1 марта). Депутаты социального комитета, прежде чем вынести решение, посетили районную службу коммунального хозяйства, комитет по соцзащите администрации Косихинского района, поселковый совет. Здесь они узнали, что в этом районе число семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, за 5 лет выросло в 12 раз! Так как 94 процента населения живет в домах с печным отоплением, люди получают субсидии на уголь. Примечательно, что в районе полностью сформирована компьютерная база данных на всех получателей. Выплата субсидий отнесена к полномочиям органов местного самоуправления. Но их реализация сопряжена с серьезными проблемами. Например, с такой. Более 60 тысяч одиноко проживающих пенсионеров и инвалидов края, имеющих низкие доходы, по ряду причин не могут в полной мере воспользоваться субсидиями. Так как предоставляются они на социальную норму жилья, доля собственных средств на услуги ЖКХ у этих людей достаточно высока. Поэтому краевые власти будут предлагать увеличить для них социальную норму: для одиноко проживающих пенсионеров и инвалидов - на 15 кв. м., для семей, состоящих из пенсионеров – на 10 кв. м. Ещё одна серьёзная проблема заключается в том, что многие жители не оформили, как полагается по закону, право собственности на жильё, а без этого ОМС не имеют права начислять субсидии. Чтобы пройти эту процедуру, нужно от 3 до 7 тысяч рублей, для сельчан это весьма большие деньги. В качестве временной меры комитет Ирины Солнцевой предлагает ограничиться документом о регистрации по месту жительства. Число получателей жилищных субсидий в крае с каждым годом растёт. Сейчас ими пользуются 38 процентов населения. В прошлом году на эти цели из бюджета израсходовано около 1 млрд. 700 млн. рублей. В среднем на семью приходится около 400 рублей, хотя по городам и районам суммы выплат существенно отличаются. Как было сказано на заседании комитета, они колеблются от 200 до 3000 рублей. Это зависит от организаторской и просветительской работы местных администраций: чем активнее они разъясняют населению возможности получения от государства материальной поддержки, тем больше предоставляется льгот. Однако, по мнению Ирины Солнцевой, «так как край - это единая территория, не должно быть резких отличий в суммах субсидий». Экономически необоснованной остаётся ситуация, когда, к примеру, в Локтевском районе на семью по норме дают 6 тонн угля, а в Павловском - 2. По всей вероятности, из-за удорожания коммунальных услуг число получателей жилищных субсидий будет и впредь расти. Судите сами: если в январе 2005 года этим правом воспользовалось 76 тысяч семей, то к концу года их стало в три раза больше. В нынешнем году на эти цели в бюджете запланировано около 2 млрд. рублей. Но, как считает председатель комитета крайсовета по бюджету, налоговой и кредитной политике Александр Романенко, ежегодное увеличение этой статьи расходов ни в коей мере не должно вызывать удовлетворения. Нужно идти по другому пути, а именно, увеличивать реальные доходы населения, что автоматически повлечёт за собой сокращение субсидий. |
10.02.2006