Госдума провела совещание по реформе теплоснабжения с участием представителей регионов
Комитетом Государственной Думы РФ по энергетике провел заседание "круглого стола" по реформе теплоснабжения в Российской Федерации. В обсуждении приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, представители энергетических компаний, общественных организаций и объединений, депутаты Государственной Думы, в том числе депутат от Рубцовского одномандатного избирательного округа Виктор Зобнев. От Администрации Алтайского края на «круглом столе» с докладом выступил заместитель Губернатора Алтайского края Виктор Мещеряков. Рассматривались вопросы, связанные с применением Федерального закона "О теплоснабжении", основные направления совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения, в частности, обсуждался проект федерального закона, разработанный Минэнерго России в соответствии с поручением Президента РФ по итогам совещания с членами Правительства РФ 30 апреля 2014 года и планом мероприятий "Внедрения целевой модели рынка тепловой энергии". Как отметили участники мероприятия, текущее состояние отрасли теплоснабжения Российской Федерации характеризуется в первую очередь высокой степенью изношенности основных фондов и низкой эффективностью систем теплоснабжения в целом. В отрасли наблюдается системная проблема недофинансирования: к примеру, текущий уровень ежегодного обновления тепловых сетей составляет 2,7 % при необходимом уровне 4 % в год. При этом основной причиной невозможности системного решения вопросов недоинвестирования отрасли является отсутствие долгосрочных инструментов регулирования, позволяющих инвестору получить гарантии возврата вложенных средств на срок, сопоставимый со сроком окупаемости инвестиционных проектов. Как отметил Виктор Зобнев, для Рубцовска, где ситуация с теплоснабжением на протяжении последних лет остается наиболее напряженной, а решение проблем требует значительных инвестиций, переход на ценообразование не выше предельного уровня является единственным способом привлечь надежного инвестора и сохранить систему теплоснабжения в работоспособном состоянии. «Принятие законопроекта будет означать возможность внедрения в Рубцовске как в одной из экспериментальных площадок, новой модели ценообразования на тепловую энергию, - говорит Виктор Зобнев. - Это в свою очередь даст положительный сигнал инвестору для принятия решения о вложении средств в систему теплоснабжения города, поскольку создаст систему долгосрочного регулирования, обеспечивающую возврат инвестиций. Мы видим сегодня оценки экспертов, по которым модернизация теплосетей и реконструкция Южной котельной г. Рубцовска, которая после вывода Рубцовской ТЭЦ станет основным источником тепла для города, потребует вложений в объеме 1.5 млрд. рублей, а себестоимость тепловой энергии выше текущего тарифа, что приводит к общим убыткам в размере еще около 400 млн. руб. Поэтому для нас, равно как и для всех рубцовчан, важно, что это не станет поводом для резкого повышения тарифов, они ежегодно будут пересчитываться в пределах коэффициента-дефлятора». Отметим, что основные положения внесенного Правительством РФ законопроекта включают в себя: - усиление роли единой теплоснабжающей организации (ЕТО) - в дополнение к текущей функции единого закупщика и поставщика, ЕТО становится центром ответственности за надежное и качественное теплоснабжение, выступает в качестве «единого окна» для потребителей по всем вопросам поставки тепловой энергии и подключения к теплосети, получает возможность влиять на оптимизацию и развитие системы теплоснабжения; - либерализацию отношений в отрасли теплоснабжения с поэтапным переходом от государственного регулирования тарифов к регулированию предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя, который определяется по методу «альтернативной котельной» (предельная цена поставки от иного источника, цена альтернативы централизованному теплоснабжению). Новая модель рынка тепловой энергии решает проблему прогнозируемости тарифа на период, достаточный для принятия серьезных инвестиционных решений (10-15 и более лет) и создает реальные предпосылки для притока финансирования в объекты теплоснабжения. При этом существенно не меняется уже сложившаяся структура взаимоотношений в отрасли теплоснабжения в большинстве регионов и не подразумевает повсеместного увеличения тарифа. Переход к новой модели отношений в сфере теплоснабжения на первом этапе будет происходить только в тех муниципалитетах и регионах, в которых будет получено согласование как муниципальных, так и региональных властей. |
18.11.2016 Теги: В.В. Зобнев