Председатель комитета по правовой политике рассказал, для чего нужен закон об ответственности за оскорбление органов власти
Зачем нужен закон об ответственности за оскорбление органов власти? Такой вопрос поступил на интернет-конференцию председателя комитета АКЗС по правовой политике Дениса Голобородько, прошедшую 13 апреля. Речь идет о поправках в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принятых Государственной Думой в марте 2021 года. Как пояснили в пресс-службе верхней палаты парламента, поправки направлены на предотвращение распространения информации, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, выражает явное неуважение к обществу, государству, официальным госсимволам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ. Изменениями определяется порядок ограничения доступа к такой информации в случае ее обнаружения и ответственность за распространение оскорбительной информации. Председатель комитета по правовой политике напомнил, что в законодательстве Российской Федерации меры ответственности за оскорбление установлены в отношении широкого круга лиц. Так, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за оскорбление отдельного гражданина (статья 5.61), а также за оскорбление человеческого достоинства и общественной нравственности, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (часть 3 статьи 20.1). «Закон об ответственности за оскорбление органов власти не направлен на защиту конкретных представителей власти. Когда вы не согласны с действием конкретного депутата или чиновника и критикуете его, речь не идет об обществе, о государстве и об органах, осуществляющих государственную власть, как институтах. Действия конкретного человека, разумеется, могут вызывать критику, более того, деятельность органов власти в целом тоже может вызывать критику, но закон не об этом, а об оскорблениях. Мы должны относиться к друг другу уважительно. В нашем обществе есть на это запрос. Но можно ли при этом запросе на уважительное отношение к себе не уважать общество в целом и оскорблять его, оскорблять государство, частью которого мы являемся, оскорблять Конституцию, государственные символы этого государства? Можем ли мы рассчитывать на то, что в таком обществе будет уважение к личности? Допустимость и вседозволенность в отношении оскорблений имеют серьезные социальные последствия: в конечном счете, когда в обществе нет доверия к государству, его законам, государственным органам, которые выполняют жизненно важные задачи, тогда возможно и неисполнение законов, норм морали, общественных правил, а это очень опасно», - подчеркнул Денис Голобородько. Парламентарий также напомнил, что в то же время частями 4 и 5 статьи 5.61 КоАП РФ предусмотрена специальная ответственность для лиц, замещающих государственные или муниципальные должности либо должности государственной гражданской или муниципальной службы, в связи с осуществлением своих полномочий (должностных обязанностей). Для указанной категории лиц в числе мер наказания установлена дисквалификация. |
13.04.2021