• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

О расширенном заседании комитета по правовой политике

29 сентября 2012 года на расширенном заседании комитета по правовой политике рассматривался вопрос «О ходе выполнения закона Алтайского края «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах».

 При рассмотрении вопроса, помимо депутатов комитета, присутствовали заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края, начальник сектора по делам несовершеннолетних и защите их прав департамента Администрации края по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов государственной власти Антропова Татьяна Васильевна, представитель Барнаульского юридического института Бачурин Александр Геннадьевич, главный специалист отдела дополнительного образования и воспитательной работы с учащимися комитета по образованию города Барнаула Васильева Надежда Геннадьевна, председатель комитета по законности и местному самоуправлению Барнаульской городской Думы Морозов Алексей Васильевич, заместитель начальника отдела организации  деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних управления организации охраны общественного порядка и  взаимодействия с органами исполнительной власти Алтайского края и органами местного самоуправления Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Алтайскому краю Муравьева Марина Александровна, исполняющий обязанности начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры Алтайского края Хвалынская Татьяна Ивановна, представитель Общественной палаты Алтайского края Невинский Валерий Валентинович.

С информацией по вопросу выступили Антропова Т.В., Муравьева М.А., Васильева Н.Г. Все докладчики отметили своевременность принятия закона, его эффективность, в то же время обратили внимание на некоторые проблемы, возникающие в правоприменительной практике, в том числе касающиеся мест временного содержания несовершеннолетних, времени ограничения нахождения несовершеннолетних в общественных местах. По результатам рассмотрения принято решение о подготовке предложений по совершенствованию закона и дальнейшему их обсуждению с заинтересованными лицами.

 

ИНФОРМАЦИЯ

О ходе выполнения закона Алтайского края

«Об ограничении пребывания несовершеннолетних

в общественных местах»

(подготовлена на основе материалов, представленных
Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи, Главным управлением Министерства внутренних дел РФ
по Алтайском краю)

 

 

С 1 апреля 2010 года на территории Алтайского края введен в действие закон Алтайского края от 7 декабря 2009 года № 99-ЗС «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края». Согласно статье 2 данного закона на территории Алтайского края не допускается нахождение несовершеннолетних:

1) в общественных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

2) в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей, лиц, их заменяющих, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей:

а) в возрасте до шестнадцати лет - с 22 часов до 6 часов местного времени;

б) в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - с 23 часов до 6 часов местного времени.

Помимо того действие закона не распространяется на несовершеннолетних, признанных в соответствии с законодательством полностью дееспособными. А также несовершеннолетние могут находиться в соответствующих общественных местах в исключительных случаях при возникновении непосредственной угрозы для жизни и здоровья ребенка, других лиц (стихийное бедствие, противоправные действия третьих лиц и иные аналогичные случаи).

В соответствии с законом основными субъектами, осуществляющими меры по недопущению нахождения несовершеннолетних в общественных местах являются:

1) родители, лица, их заменяющие, или лица, осуществляющие мероприятия с участием детей;

2) юридические лица и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

3) должностные лица органов внутренних дел;

4) органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) органы местного самоуправления;

6) общественные организации правоохранительной направленности.

Еще до введения в действия настоящего закона органами местного самоуправления была проделана большая подготовительная работа.

Все органы местного самоуправления создали экспертные комиссии для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей, лиц, их заменяющих, а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей. Утвердили перечень мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, а также перечень общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей, лиц, их заменяющих, а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Помимо того органы местного самоуправления определили места временного нахождения детей до установления личности доставляемого ребенка, его места жительства и родителей, лиц, их заменяющих, лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, или наличия реальной возможности передачи ребенка указанным лицам, или направления в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В городах этими местами стали учреждения здравоохранения, а также центры социальной реабилитации. В большинстве муниципальных районов места определены на уровне каждого поселения, как правило, это помещения в здании администрации сельского совета или общеобразовательном учреждении. Ряд районов определил единое место временного нахождения детей - в центральной районной больнице (Каменский, Кулундинский, Локтевский, Михайловский, Ребрихинский, Рубцовский, Солтонский и другие районы). Помимо того в некоторых районах места временного нахождения детей определены как на уровне поселений, так и на уровне района.

Также органами местного самоуправления были утверждены перечни должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях за несоблюдение мер по недопущению нахождения детей в общественных местах.

В это же время органами местного самоуправления совместно с другими заинтересованными субъектами была проделана большая работа по информированию населения муниципальных образований о введении с 1 апреля 2010 года ограничения пребывания несовершеннолетних в общественных местах.

  Органы местного самоуправления в соответствии с законом наделены соответствующими полномочиями в случае выявления ребенка в общественных местах:

1) незамедлительно устанавливают личность ребенка, его место жительства, родителей, лиц, их заменяющих, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

2) уведомляют родителей, лиц, их заменяющих, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

3) в случае необходимости доставляют ребенка, личность которого установлена, родителям, лицам, их заменяющим, или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей;

4) составляют акт о выявлении ребенка в общественных местах;

5) доставляют в места временного нахождения детей, в случае невозможности установления личности ребенка, его места жительства, родителей, либо отсутствия указанных лиц, либо невозможности передачи им ребенка, о чем незамедлительно сообщают в органы внутренних дел по месту обнаружения несовершеннолетнего;

6) информируют комиссию по делам несовершеннолетних по месту регистрации или пребывания ребенка о фактах нахождения несовершеннолетних в общественных местах.

В рамках реализации закона в 2010-2012 годах органами местного самоуправления и органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводилась работа по изданию листовок и плакатов на правовую тематику по основным положениям закона, в постоянном режиме проводилась разъяснительная работа с родителями, лицами, их заменяющими, а также с несовершеннолетними. В целях контроля за исполнением закона органами местного самоуправления, сотрудниками органов внутренних дел, представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав городов и районов края, органов и учреждений социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения регулярно проводятся рейдовые мероприятия, направленные на выявление фактов нарушения требований вышеуказанного закона.

По официальным данным Главного управления Министерства внутренних дел России по Алтайскому краю, сотрудниками органов внутренних в ночное время было задержано в 2010 году 2045 несовершеннолетних, в 2011 году - 2636, в 1 полугодии 2012 года - 1321. В общественных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, в 2011 году задержано 199 подростков, в 1 полугодии 2012 года - 313. Большинство несовершеннолетних, задержанных в неустановленных местах, передаются родителям или лицам, осуществляющим мероприятия с детьми, и только в исключительных случаях помещаются в социально-реабилитационные центры (в 2011 году - 5, в 1 полугодии 2012 года - 9 несовершеннолетних), а также доставляются в места временного нахождения детей (в 2011 году- 15).

В комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края в 2010 году поступило 1681 протокол об административных правонарушения за несоблюдение мер по недопущению нахождения детей в общественных местах, в 2011 году - 2589, в 1 полугодии 2012 года - 1220.

Большинство протокол было составлено в отношении родителей и лиц их заменяющих (в 2011 году 2515 протоколов (97,14 %), в 1 квартале 2012 года - 1202 (98,5 %). В 1 полугодии 2012 года также было составлено 16 протоколов в отношении должностных лиц и 2 протокола составлено на юридические лица. Нарушения закона со стороны должностных и юридических лиц выявлены сотрудниками полиции на территории Железнодорожного и Октябрьского районов города Барнаула, города Заринска, Егорьевского, Благовещенского и Кулундинского районов.

Большинство протоколов об административных правонарушениях составлено должностными лицами органов внутренних дел (полиции) - (97,76%). Помимо того 1,12 % протоколов было составлено должностными лицами местного самоуправления и прокуратуры соответственно.

По результатам рассмотрения протоколов в 2011 году комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав вынесены 2503 решений, в том числе: дело прекращено - 93 (3,72); вынесено предупреждение - 1620 (64,75%); наложен штраф - 790 (31,56%).

Факты неоднократного нарушения закона допущены 44 физическими лицами, из них 39 - привлечены к административной ответственности дважды.

К сожалению, остается низким показатель взыскаемости штрафа - 50,59% (в 2011 году всего было наложено 399 тыс. руб. административного штрафа).

Принимаемые меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволили снизить количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием (в 2010 году - на 23 %, в 2011 году - на 10,8 %, в 1 полугодии 2012 года - на 23,4 %).  Также снизился уровень подростковой преступности, в 2010 году составил 5,4 %, в 2011 году - 5,1 %, в 1 квартале 2012 года - 4,1 %.

Наиболее высокая криминальная активность подрастающего поколения традиционно наблюдается в крупных административно-территориальных образованиях края с наибольшим числом подросткового населения: города Барнаул, Бийск, Новоалтайск, Рубцовск. В текущем году отмечается рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними в ночной период времени, в отдельных муниципальных районах: Быстроистокском, Родинском, Шипуновском, Немецком национальном районе.

Удельный вес преступлений, совершаемых несовершеннолетними в ночной период времени на улицах жилого сектора и общественных местах, не превышает пяти процентов от общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетними (2010 год - 68, 2011 год - 36, 6 месяцев 2012 года -14). Более 85 % из них носят корыстный имущественный характер и связаны с хищением чужой собственности (мобильные телефоны, денежные средства, автомототранспорт и его комплектующие).

Законодательные меры по ограничению пребывания несовершеннолетних в развлекательных местах, осуществляющих торговлю спиртными напитками, позволили сократить «пьяную» преступность среди несовершеннолетних.

По итогам 2011 года количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения, сократилось на 8,0 % (с 213 до 196), удельный вес в общем массиве преступности не превышает 13 %. Положительная динамика снижения на 27,3 % (с 99 до 72) отмечена в текущем году.

При этом число преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения в ночное время, по итогам 1 полугодия 2012 года, составляет 29 фактов (2010 год - 87, 2011 год - 67). В рамках действия Закона, с учетом временного ограничения и места совершения преступления, данный показатель не превышает трех процентов от общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетними (2010 год - 43, 2011 год - 36, 1 полугодие 2012 года-11).

В то же время и уменьшилось число преступлений, совершаемых в отношении детей и подростков в ночное время. По итогам первого полугодия 2012 года жертвами преступлений, совершенных в период с 22-00 до 06-00 часов, стали 98 несовершеннолетних, из них 26 подростков стали жертвами преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах (2011 год -161 и 65, 2010 год - 212 и 97 соответственно).

Приведенные выше показатели свидетельствуют об эффективности реализации закона Алтайского края от 7 декабря 2009 года № 99-ЗС «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края» на практике.


30.08.2012 Теги: А.Г. Осипов

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Май 2022

Предыдущий месяц       Следующий месяц Предыдущий год   |   Следующий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 01 02 03 04 05