Памятка депутату Алтайского краевого Законодательного Собрания для выступления на встречах с представителями молодежи в рамках «Месячника молодого избирателя»
Памятка депутату Алтайского краевого Законодательного Собрания для выступления на встречах с представителями молодежи в рамках «Месячника молодого избирателя»
Проблема участия молодежи в выборах является сегодня одной из самых актуальных из-за того, что именно эта возрастная группа людей представляет собой наиболее социально активную часть населения. Она наследует степень развития общества, формирует образ будущего и поэтому вопросы участия молодежи в избирательном процессе становятся все более значимыми на сегодняшний день. Но, готовы ли вы идти на выборы? Осознаете ли свою роль в принятии того или иного решения и что для этого необходимо? Эти вопросы мы сегодня с вами должны обсудить. 2011 и 2012 годы - это период избирательных кампаний всех уровней. 4 декабря 2011 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы и депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти ряда субъектов Российской Федерации, в том числе и депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания. На 4 марта сего года назначены выборы Президента Российской Федерации, а в Алтайском крае пройдут еще и выборы депутатов представительных органов местного самоуправления. Выборы - необходимый признак демократического правого государства. Часть 3 статьи 3 Конституции России гласит: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». При этом Конституция Российской Федерации в статье 32 устанавливает гарантию каждому гражданину Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Таким образом, через конституционный принцип свободных выборов формируются государственные органы и органы местного самоуправления, что является неотъемлемой и важной частью демократического общества. Положения Конституции получают свою дальнейшую конкретизацию и реализацию в федеральных и региональных законах, которые регулируют разные виды и уровни выборов. Основным федеральным законом в сфере избирательного права России является федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Этим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Он имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а если какой-либо иной федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются его нормы. Кроме упомянутого закона действует ряд других федеральных законов, множество региональных законов и муниципальных правовых актов, регулирующих организацию и проведение выборов. К ним относятся федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». В Алтайском крае избирательное законодательство кодифицировано. Это значит, что на территории края нет отдельно действующих законов, а действует их систематизированный свод - кодекс. Наш свод избирательных законов называется Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов. Рассмотрим вкратце особенности выборов разных видов и уровней, каждый по отдельности. Выборы Президента России. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти выборы являются федеральными и проводятся на всей территории нашей страны. Выборы Президента назначает Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации. Избранным в Президенты считается тот кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы депутатов Государственной Думы. Депутаты Госдумы избираются всеми гражданами России также, как и Президент. Однако, если кандидатов на должность Президента, как правило, не бывает больше десяти, то кандидатов в депутаты Госдумы, по меньшей мере, несколько сотен: Государственная Дума состоит из 450 депутатов, и в каждый партийный список разрешено включать до 600 кандидатов. Думские выборы также являются федеральными и охватывают всю территорию России. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются действующим Президентом Российской Федерации. Особенность данного вида выборов в том, что депутаты избираются по федеральным спискам, имеющим общефедеральную часть и разбитым полностью или частично на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, их группе или части территории субъекта России. Другими словами, избиратель, приходя в день голосования на избирательный участок, например, в Алтайском крае, голосует не за конкретного кандидата, а за список политической партии, которая выдвинула общефедеральную часть - единую по всей России - и региональный список кандидатов, предназначенный для нашего края. Депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов прямо пропорционально количеству полученных голосов избирателей, но причитаются не всем спискам, а только тем, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Однако до распределения депутатских мандатов один или два мандата могут быть переданы федеральным спискам кандидатов, получившим менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Следует сказать, что передача депутатских мандатов до их распределения между списками-победителями с 1 января 2013 г. перестанет существовать, т.к. с этой даты проходной барьер для допуска списка кандидатов к распределению мандатов будет снижен с 7 до 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. По результатам Послания Федеральному Собранию на 2012 год Президент дал поручение своей Администрации в срок до 15 февраля 2012 г. внести в Государственную Думу проект федерального закона, который изменит систему выборов в Госдуму с пропорциональной на смешанную. В отличие от пропорциональной системы смешанная предполагает выборы половины депутатов по партийным спискам, а другой половины - по одномандатным округам. Предполагается, что 225 депутатов будут избираться по территориальным округам и 225 - по одномандатным округам. Выборы депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания. В отличие от полностью пропорциональной системы выборов депутатов Госдумы депутаты АКЗС избираются по смешанной системе выборов. Число депутатов АКЗС составляет 68. Половина из них избирается по партийным спискам (по пропорциональной системе), а вторая половина - по одномандатным округам (по мажоритарной системе). Выборы депутатов АКЗС нового созыва назначаются самим Законодательным Собранием. По одномандатному округу избиратели в день голосования имеют возможность голосовать за конкретного кандидата. По краевому избирательному округу, который охватывает весь Алтайский край, избиратели голосуют за краевые списки. Эти списки, в общем и целом, выглядят так же, как и федеральные списки на выборах депутатов Госдумы - в них есть общекраевая часть и территориальные группы кандидатов. Общекраевая часть партийного списка едина для всего края, а потому состоит из одних и тех же фамилий кандидатов, указанных в избирательных бюллетенях. Территориальные группы состоят из списков кандидатов, каждый из которых индивидуален и более не повторяется. При этом каждая территориальная группа соответствует территории одномандатного округа и имеет соответствующий порядковый номер. Победителем в одномандатном округе считается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другому кандидату или другим кандидатам. Так же, как и на выборах депутатов Госдумы, победителями по краевому избирательному округу являются те списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по краевому избирательному округу. Между ними мандаты также распределяются по пропорциональной системе, как и в случае выборов депутатов Государственной Думы, но по другой методике. Во всяком случае до распределения депутатских мандатов между списками-победителями осуществляется передача депутатских мандатов краевым спискам кандидатов, получившим менее 7, но не менее 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании по краевому избирательному округу, и не допущенным к распределению мандатов. Выборы депутатов представительных органов муниципальных образований. В Алтайском крае депутаты муниципального уровня избираются в соответствии с уставами муниципальных образований на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Если в одномандатном округе распределению подлежит один мандат, то в многомандатном, по общему правилу, - от двух до пяти согласно Кодексу Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов. Кодекс, однако, устанавливает обязательное правило для муниципальных образований о том, что, если численность депутатов в представительном органе муниципального района или городского округа составляет не менее 20, то устав муниципалитета должен предусматривать смешанную систему выборов - по одномандатным и (или) многомандатным округам и по муниципальным спискам. Порядок распределения этих депутатских мандатов совпадает с порядком их распределения, установленным на выборах депутатов АКЗС по одномандатным округам и по краевому избирательному округу, однако в последнем случае методика применяется иная - как на выборах депутатов Госдумы. В дополнение необходимо сказать о том, что в Российской Федерации действуют и другие органы разного уровня - от государственных до муниципальных, которые формируются путем демократических процедур на основе голосования депутатов, избранных населениям. Это Совет Федерации, должности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций. Члены Совета Федерации непосредственно гражданами не избираются. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: один от законодательного (представительного) государственной власти субъекта Российской Федерации и один - от исполнительного органа. Однако кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть только депутат Государственной Думы, депутат регионального парламента или депутат представительного органа муниципального образования. Член Совета Федерации - представитель от АКЗС - избирается краевым Законодательным Собранием, а второй член Совета Федерации от Алтайского края - представитель от Администрации края - назначается Губернатором, а постановление о назначении направляется в АКЗС. Губернатор Алтайского края также непосредственно гражданами не избирается. Гражданин России наделяется полномочиями Губернатора края по представлению Президента Российской Федерации Алтайским краевым Законодательным Собранием. В настоящее время в Государственной Думе по инициативе Президента рассматривается законопроект, который предусматривает выборы руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, каковым является и Губернатор Алтайского края, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Глава муниципального образования может избираться на муниципальных выборах либо депутатами представительного органа муниципального образования из своего состава. Если глава муниципального образования избран на муниципальных выборах, то он, либо входит в состав представительного органа муниципального образования, являясь его председателем, либо возглавляет местную администрацию. Если глава муниципального образования избран представительным органом муниципального образования из своего состава, то он исполняет полномочия его председателя. Такие же полномочия исполняет лицо в случае формирования представительного органа муниципального района, который состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава. Конкретные варианты избрания главы муниципального образования устанавливаются уставами муниципальных образований. Главы местных администраций. Глава муниципального образования как высшее должностное лицо муниципалитета может возглавить местную администрацию не только в результате победы на муниципальных выборах, но и путем назначения на эту должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на ее замещение. Контракт с главой местной администрации заключается по решению депутатов представительного органа муниципального образования о назначении лица на должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Даже в случае назначения по контракту глава местной администрации подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования. Все описанные выше выборные процедуры сложны и многоступенчаты. Их единственная цель - обеспечение демократического процесса в управлении государством и местными сообществами, эффективная социально-экономическая политика органов власти и местного самоуправления. От работы власти напрямую зависит уровень жизни населения и уровень соблюдения конституционных гарантий. Поэтому результаты выборов так важны. К сожалению, кажется, что сегодняшняя молодежь не понимает этого. Количество молодых избирателей в крае составляет значительную долю от общего количества избирателей, а со временем может стать и больше. В связи с этим вы, молодые люди, должны понять, что ваше будущее и будущее района, края, страны будет зависеть в дальнейшем только от вас, вашего отношения к процессам и событиям, происходящим в настоящее время. Именно молодежь будет оказывать влияние на все последующие события, происходящие в обществе. Одним из направлений повышения активности молодежи является правовая культура молодежи. Вы должны интересоваться, какими законами регламентированы выборы, каковы права и обязанности участников электорального процесса. Ответственный, взвешенный политический выбор предполагает наличие адекватных представлений об основных принципах функционирования государства, его институтов, о компетенции выборных властных органов. На основании этих знаний формируется позитивное отношение к выборам, вырабатываются навыки активного участия в политической жизни. Вы будете уделять больше времени изучению партийных программ, информации о кандидатах, мероприятиям, проводимым в агитационный период. Активности нужно учиться! Лучший способ - это участие в выборах, т.е. реализация своего активного и пассивного избирательного права. Активное избирательное право - право избирать. Пассивное - право быть избранным. У каждого из молодых людей есть право и возможность с 18 лет самому принимать участие в предвыборной агитации, в голосовании, выступать в качестве кандидата в депутаты (кандидатом в депутаты Госдумы можно стать только с 21 года). Навыки участия в выборах можно оттачивать и углублять путем участия в молодежных выборных органах, которые функционируют на краевом уровне и на уровне муниципальных образований. Так, в крае действует Молодежный Парламент Алтайского края. Он действует при Алтайском краевом Законодательном Собрании, является совещательным органом по вопросам молодежной политики и осуществляет свою деятельность на общественных началах. Целью Молодежного Парламента является содействие в приобщении наиболее активных и подготовленных молодых граждан к парламентской деятельности, формировании их правовой и политической культуры, поддержка созидательной гражданской активности молодежи. Молодежный Парламент формируется из представителей молодежных представительных органов муниципальных районов и городских округов в возрасте от 14 до 30 лет. В его состав молодежные представительные органы муниципальных районов и городских округов делегируют по одному представителю. 10 членов Молодежного Парламента входят в состав Молодежного Парламента на конкурсной основе. Таким образом, краевой Молодежный Парламент представляет собой хорошую стартовую площадку для будущих краевых и муниципальных депутатов, дает возможность поучаствовать в выработке серьезных решений и публично проявить свои лидерские качества. Молодежь рассматривается краевой властью как важнейший стратегический ресурс развития города, села, района, края по демократическому пути. Органы государственной власти и местного самоуправления стремятся в полной мере учитывать интересы молодежи, как социальной группы, которая в ближайшей перспективе должна стать главной социальной опорой демократической политической системы страны и Алтайского края. Однако только усилий власти не достаточно. Сама молодежь должна понять, что необходимо быть инициативной, принимать активное участие на выборах, смело входить в структуру власти, чтобы защищать свои интересы.
Подготовлено комитетом Алтайского краевого Законодательного Собрания по правовой политике
|
03.02.2012 Теги: молодежная политика, выборы