Информация о деятельности комитета в 2018 году
В 2018 году для
рассмотрения на сессиях Алтайского краевого Законодательного Собрания комитет
подготовил или принял участие в подготовке 15 законов Алтайского края, в том
числе трёх новых, трёх совместно с другими комитетами и проекта закона,
внесённого Барнаульской городской Думой в качестве законодательной инициативы,
а также трех постановлений.
Отличительной чертой минувшего года явилось то, что впервые с 2007 года не принимались законы по преобразованию муниципальных образований. Однако было принято 4 закона об изменении границ одного городского округа и трёх муниципальных районов. Это было обусловлено: необходимостью включении в границы города Белокурихи части территории сельского поселения, входящей в комплексное решение застройки субкластера «Белокуриха-2», для размещения инфраструктурных объектов спортивно-оздоровительного назначения; обращениями жителей сельских населённых пунктов о пересечении границ земельных участков, находящихся у них в пользовании, с границами сельских поселений. Кроме того, один закон был принят в связи с упразднением населённого пункта в Табунском районе, поскольку разъезд Новосовхозный остался без зарегистрированных и фактически проживающих граждан. И один закон Алтайского края был принят для уточнения реестров населённых пунктов, расположенных на территориях городских округов Алтайского края. В феврале 2018 года был принят новый закон Алтайского края «О регистрации соглашений о приграничном сотрудничестве муниципальных образований Алтайского края». Этот закон был подготовлен во исполнение требований Федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества». Он установил порядок регистрации органами государственной власти Алтайского края соглашений о приграничном сотрудничестве муниципальных образований Алтайского края, в том числе регистрационные сроки, перечень необходимых документов, а также порядок регистрации возможных изменений и дополнений, вносимых в такие соглашения. Ещё одним новым законом стал принятый в мае 2018 года во втором чтении закон Алтайского края «О содержании правил благоустройства территории муниципального образования в Алтайском крае». После внесения в декабре 2017 года в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) изменений, направленных на дополнительное правовое регулирование вопросов благоустройства территории муниципального образования и предоставляющих субъектам Российской Федерации право дополнения приведённого в этом Федеральном законе перечня вопросов, которые могут быть урегулированы правилами благоустройства, комитет решил этим правом воспользоваться. Для подготовки законопроекта была сформирована Рабочая группа, которая рассмотрела большое количество предложений, поступивших в том числе от органов местного самоуправления. Работа велась совместно с комитетом по правовой политике, который одновременно готовил изменения в краевой закон об административной ответственности за правонарушения в области благоустройства. В итоге с учётом жёсткой позиции прокуратуры Алтайского края было принято решение дополнить перечень регулируемых правилами благоустройства вопросов только одним вопросом - порядком выпаса сельскохозяйственных животных и домашней птицы на территориях общего пользования в связи с актуальностью проблемы регулирования данного вопроса в муниципальных образованиях Алтайского края. Третьим новым законом, принятым в 2018 году, стал закон Алтайского края «О старостах сельских населённых пунктов Алтайского края». Ранее с 2012 года в крае действовал закон «О старосте сельского населённого пункта Алтайского края», однако после внесения в апреле прошлого года изменений в Федеральный закон, который был дополнен специальной статьёй о старостах, его пришлось признать утратившим силу и принять новый. Указанный закон, помимо установленных Федеральным законом полномочий старост, дополнен такими полномочиями, как организация привлечения граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых работ, оказание содействия органам местного самоуправления и жителям населённого пункта по участию в программах, проектах и их реализации, по сбору средств самообложения граждан. Также в законе закреплены обязанности старосты при осуществлении его полномочий, а также обязанности органов местного самоуправления по содействию старосте в исполнении его полномочий, информированию по вопросам деятельности органов местного самоуправления, осуществлению организационного, материально-технического, правового и информационного обеспечения деятельности старосты. Значительные изменения претерпел в 2018 году закон Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае». В него изменения вносились трижды. В первом случае в мае 2018 года они касались исполнения судебного решения, согласно которому были признаны недействующими нормы краевого закона о муниципальной службе, устанавливающие разные квалификационные требования для замещения должностей высшей группы в зависимости от вида муниципального образования (муниципальные районы (городские округа) или сельские поселения). Отдельные должности муниципальной службы, установленные в сельских поселениях (глава администрации, заместитель главы администрации, секретарь администрации, управляющий делами администрации сельского поселения), из высшей группы были перемещены в главную группу должностей. Такое перемещение во взаимосвязи с иными изменениями позволило исключить квалификационные требования к стажу и снизить требования к уровню образования в отношении этих должностей, что поспособствовало удовлетворению потребностей органов местного самоуправления в сельских поселениях региона в кадрах. Во второй раз при внесении изменений в августе прошлого года в Реестр должностей муниципальной службы в Алтайском крае были включены должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения исполнения полномочий иных органов местного самоуправления. Также были уточнены правил использования двойных и уточнённых наименований должностей муниципальной службы в Алтайском крае, а именно, статья 1 Закона была дополнена нормой о том, что в муниципальном правовом акте о реестре должностей муниципальной службы в муниципальном образовании допускается дополнение наименования должностей муниципальной службы наименованием органа местного самоуправления или его структурного подразделения. При этом следует подчеркнуть, что соответствующий законопроект был разработан и внесён в краевое Законодательное Собрание Барнаульской городской Думой, которая в полной мере реализовала предоставленное ей статьёй 75 Устава (Основного Закона) Алтайского края право законодательной инициативы. Также внесение изменений в закон Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае» инициировалось прокуратурой Алтайского края, которая внесла принятый в ноябре законопроект, предусматривающий увеличение сроков привлечения к дисциплинарной ответственности муниципальных служащих за коррупционные правонарушения по аналогии с гражданскими служащими. Также было добавлено дополнительное основание применения к муниципальному служащему мер ответственности за несоблюдение антикоррупционных требований - это доклад подразделения кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения и письменное объяснение муниципального служащего при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения (за исключением применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия). В 2018 году дважды вносились изменения в статью 1 закона Алтайского края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей». Указанные изменения были подготовлены в целях уточнения перечня государственных полномочий в сфере опеки и попечительства, исполняемых органами местного самоуправления Алтайского края. В Алтайском крае по вопросу перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации ещё в декабре 2014 года был принят краевой закон «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края», в который в 2018 году были внесены изменения. Они были подготовлены с учётом правоприменительной практики (часть полномочий «возвращена» городу Барнаулу, речь идёт о распоряжении земельными участками, предоставляемыми для эксплуатации парковок и гаражей), а также уточняют процедуру осуществления бюджетных полномочий администрирования неналоговых доходов бюджета города Барнаула по земельным участкам, находящимся в границах города, государственная собственность на которые не разграничена. В апреле 2018 года комитетом было подготовлено постановление «Об обращении Законодательного Собрания Приморского края к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Володину В.В. о необходимости принятия федерального закона, направленного на правовое регулирование отношений в области обращения с безнадзорными животными» в связи с актуальностью проблемы безнадзорных животных в Алтайском крае. Кстати, следует отметить, что в декабре 2018 года такой федеральный закон был принят. За отчётный период проведено 12 заседаний комитета, в том числе совместное выездное заседание трёх комитетов и фракции «Единая Россия» в Шелаболихинском районе по вопросу «Правовое регулирование выпаса скота в муниципальных образованиях Алтайского края». Сотрудники комитета приняли участие во всех 18 обучающих семинарах, проводимых для депутатов представительных органов муниципальных образований и глав поселений. Традиционно комитетом совместно с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю проводилась работа по приведению уставов муниципальных образований в соответствие с изменениями, вносимыми в законодательство Российской Федерации об организации местного самоуправления. В целях оказания практической помощи органам местного самоуправления комитет оказал содействие департаменту Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам внутренней политики в подготовке примерного Положения о старосте сельского населённого пункта. В связи с 15-летием принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» комитет организовал проведение «круглого стола» с повесткой дня «Проблемы правового регулирования вопросов организации местного самоуправления в Алтайском крае». По итогам заседания были приняты рекомендации, направленные в органы исполнительной власти края и в органы местного самоуправления. Консультанты комитета 11 раз выезжали в служебные командировки. Также консультантами комитета проводилась методическая и разъяснительная работа по вопросам практического применения норм действующего законодательства о муниципальной службе, местном самоуправлении и т.п. |
03.04.2019 Теги: отчет