• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Парламентские слушания в Томске

В рамках XII Сибирского форума образования «Глобализация образования и конкуренция территорий за человеческие ресурсы: миссия региональной системы образования» состоялись Парламентские слушания Законодательной Думы Томской области.
Темой мероприятия, прошедшего в Томске в конце прошлой недели, стали особенности реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения в Томской области в условиях нового законодательства об образовании.
Проблемы финансового, кадрового и материально-технического обеспечения внедрения ФГОС носят всероссийский характер и интересуют органы власти и управления всех уровней в регионах Сибирского федерального округа. В парламентских слушаниях принимали участие депутаты Законодательной Думы Томкой области, члены Совета Федерации РФ, представители законодательных органов СФО в сфере образования, областной администрации, органов местного самоуправления, ученые, педагоги, директора школ, представители общественных организаций. Алтайское краевое Законодательное Собрание представляла председатель комитета АКЗС по социальной политике, член законодательной секции Координационного совета по образованию Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Елена Гергель.
В своем приветственном слове председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская обратила внимание на то, что новизна нового образовательного стандарта заключается в том, что он ориентирован не только на предметные, но и личностные результаты, направлен не столько на усвоение готовых знаний, сколько на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы, и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач». С основным докладом по теме слушаний выступил председатель комитета Законодательной Думы Томской области по труду и социальной политике Леонид Глок: «Школы Томской области продолжают готовиться к внедрению федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Прогнозы Томкой области таковы, что уже через 8 лет число школьников вырастет на треть, потребуется дополнительно 4 тысячи новых педагогических ставок. Согласно новым стандартам, обучение должно идти только в одну смену, что тоже увеличивает дефицит ученических мест. По подсчетам специалистов, до 2021 года области нужно вложить в сферу образования 5 миллиардов рублей. И это только на строительство». Выступления представителей муниципальных образований касались темы особенностей развития муниципальных образовательных систем в связи с введением ФГОС: проблемы, поиски, решения. Присутствующие познакомились с докладами члена Совета Федерации Виктора Кресса, начальника Департамента общего образования Томской области Александра Щипкова, ректора Томского государственного педагогического университета Валерия Обухова и других участников слушаний.
Далее в рамках проводимых парламентских слушаний прошло заседание законодательной секции Координационного совета по образованию Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по теме «Совершенствование регионального законодательства в сфере образования и региональных систем образования».

Напомним, что при Координационном совете год назад была создана законодательная секция, председателем которой является председатель комитета Законодательной Думы Томской области по труду и социальной политике Леонид Глок, возглавляет Координационный совет по образованию Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» заместитель Губернатора Алтайского края, начальник Главного управления образования и молодежной политики Юрий Денисов.

Законодателями активно обсуждались вопросы законодательного обеспечения реализации нового федерального государственного образовательного стандарта, а именно риски, проблемы и перспективы  введения новых федеральных законов на уровне субъектов РФ, говорилось об ориентирах и возможностях для развития региональной системы образования в рамках федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Елена Гергель рассказала, что введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Одним из определяющих факторов, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения введения ФГОС. Органы власти должны понять и оценить возможности и ресурсы для введения ФГОС и обеспечить их введение в соответствии с нормативно установленными требованиями. Потому как именно на субъекты РФ возложена большая часть полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, организация предоставления дополнительного образования детей, финансовое обеспечение образовательного процесса в соответствующих образовательных организациях (ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ).

При введении ФГОС необходимо учитывать региональные особенности и факторы, влияющие на реализацию новых стандартов в полном объеме. Факторами, влияющими на реализацию ФГОС и объединяющими сибирские регионы, как показало обсуждение, сегодня являются организация внеурочной деятельности и  демографический рост детей дошкольного и школьного возраста. С учетом предстоящих масштабных преобразований и поэтапной реализацией ФГОС нового поколения в системе общего образования назревают и существенные проблемы, которые также свойственны всем субъектам РФ и без решения которых обеспечение доступности и качества образования не может быть реализовано. К числу этих проблем, в первую очередь, относятся старение педагогических кадров и слабый приток молодых специалистов. Также в соответствии с санитарно-эпидемиологические требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 в настоящее время наполняемость классов не должна превышать 25 человек. Фактическая наполняемость некоторых школ уже в настоящее время не соответствует требованиям СанПин. Нуждаются в дальнейшей проработке и организационно-управленческие и методические вопросы организации внеурочной деятельности.

В  Алтайском крае переход на ФГОС начального общего образования осуществлен в 2010 году 89 пилотными школами Алтайского края. В 2013 году в пилотном режиме начнется введение ФГОС основного общего образования в 16 школах края, которые в 2012 - 2013 учебном году включены в эксперимент по разработке и апробации механизма введения ФГОС. В региональном бюджете предусмотрено увеличение расходов на общее образование с учетом нормативов, обеспечивающих реализацию ФГОС начального общего образования. С целью обеспечения готовности руководящих и педагогических работников общеобразовательных учреждений в реализации ФГОС организовано повышение квалификации. Осуществляется организационно-методическое сопровождение реализации ФГОС начального общего образования и подготовки школ к введению ФГОС основного и среднего образования. При введении ФГОС среди педагогической и родительской общественности организована широкая разъяснительная работа о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей. Опыт введения ФГОС в экспериментальных школах поможет снизить риски в период массового перехода на ФГОС в основной школе. Наряду с положительной динамикой осуществления мероприятий по обеспечению реализации ФГОС остаются проблемы частичной сформированности системы оценки качества, оснащения школ учебно-лабораторным, наглядным, компьютерным оборудованием. Конечно, каждый субъект РФ знает свои плюсы и минусы. И сейчас осуществляются мероприятия по переходу к работе по новому закону об образовании. Радует то, что Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края системно проводятся мероприятия, направленные на корректировку возможных рисков, обобщение и распространение успешного опыта реализации ФГОС.

Считаю, надо обратить особое внимание на то, что новая редакция регионального закона об образовании, которую необходимо принять до сентября этого года, должна учитывать не только перечисленные проблемы, риски, возможности, но и перспективы малокомплектных школ, что в большей степени характерно для нашего края, - отметила председатель комитета по социальной политике Елена Гергель. По итогам заседания законодательной секции было принято решение о координации взаимодействия законодательных органов власти субъектов Сибирского федерального округа по внесению законодательных инициатив и решения проблем в сфере образования.

 

Использовано фото с сайта duma.tomsk.ru


04.04.2013 Теги: Е.А. Гергель, РФ

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»