Депутат Наталья Быкова: что нам делить, если задача одна? (04/07/08)
Депутат краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу № 29, главный врач Бийского онкодиспансера Наталья Быкова уже второй раз избирается представителем бийчан в краевую законодательную власть. Сегодня она наша гостья, делится первыми впечатлениями о новом созыве Законодательного Собрания, рассказывает об изменениях, произошедших в краевом депутатском корпусе:
- О серьезных переменах говорить еще рано. Прошло только два собрания, в том числе организационная сессия. Согласитесь, последние выборы оказались более политизированными, чем когда-либо. Было немало неожиданностей. Хотя для меня закономерно, что есть в стране правящая партия «Единая Россия». И она в ходе выборов отрабатывала в первую очередь свое влияние на государственную политику, а также на экономическую политику в стране. Я за такую схему, когда существует вертикаль власти. Конечно, и плюрализм мнений, и демократию никто не отменял, но и вертикаль должна быть. Сегодня «Единая Россия» берет на себя ответственность за нынешнюю политику и экономику страны, ее направления развития. И если она получила поддержку регионов, то это не "захват власти", а один из вариантов реализации того, что партия декларировала. Только при наличии вертикали власти могут быть реализованы серьезные планы.
Результаты выборов наглядно продемонстрировали, что избиратели поддерживают выбранный партией курс страны. Но это не значит, что все одобрялось. Много было критики. Ведь понятно, что люди хотят жить достойно сегодня и сейчас. Однако, если быть объективным, нельзя не заметить, что в нашей жизни многое меняется: есть позитив и в развитии экономики, и в укреплении авторитета страны.
Но все не так просто. «Единая Россия» берет на себя проблемы страны, предварительно конструктивно обсудив и взвесив все обстоятельства. И подобная смена президентов - грамотный подход, преемственность в работе двух политических лидеров. Действующий президент не хочет отдать дело, которое начал, случайному человеку. И так поступает любой руководитель даже краевого, городского уровня. Владимиру Владимировичу Путину захотелось продолжить то, что начал. Ведь он посвятил развитию страны 8 лет кропотливого труда, энергии! Его преемник Дмитрий Медведев - перспективный политик новой формации. У них должно все получиться.
Ситуация в стране уже изменилась. На прошлых выборах у нас в крае победили коммунисты. И в крайсовете был блок «За наш Алтай», была коммунистическая фракция из 19 человек. Сегодня их осталось семеро. Но это ничего не меняет. Я абсолютно спокойно отношусь к людям с любой политической окраской, если они конструктивны, работают на созидание, творчески. Разговоры о том, что Алтайский край - красный пояс - это только ностальгия. Мы живем в другое время, при другой общественной формации. Как бы кому-то ни хотелось, мы далеко уже ушли от социализма. И возвращение невозможно. Конечно, можно ностальгировать и по трехкопеечному проезду в трамвае, и по трехрублевой колбасе. Но тогда это было актуально, теперь - нет. Многие помнят абсолютно пустые прилавки магазинов. Я не забыла, как с врачами рассчитывались вместо денег банками тушенки, как муж приносил в качестве зарплаты рыбу. Сегодня у нас нет проблем с выдачей заработной платы, мы видим реальные изменения в экономике. Но, как верно подчеркнул в своем выступлении Александр Богданович Карлин, уровень жизни не настолько высок, как хотелось бы. И одна из причин - недостаточный рост производительности труда. Ведь если мы попытаемся насытить сегодня рынок нашими российскими товарами, продуктами и повысим производительность труда на наших предприятиях, то, естественно, и жить станем лучше. Ведь развитие производства - это увеличение налогов в бюджет, новые поступления, инвестиции. Сегодня доля социальной сферы в бюджете Алтайского края - 60 процентов. Естественно, при увеличении доли поступлений бюджет будет «толстеть», и тогда можно из него брать на нужды и образования, и культуры, и здравоохранения...
И президент, и глава края стремятся к достижению конструктивной работы между исполнительной и законодательной властями. Но это не значит, что можно говорить об управляемом АКЗС. Речь о конструктивных взаимоотношениях, о работе на результат.
- Почему переименован краевой законодательный орган?
- Произошел закономерный процесс. 90 процентов работы этого органа - выполнение законодательных функций. Наша задача - обеспечить сегодня исполнительную власть теми базовыми документами, которые позволили бы эффективно использовать бюджет, реализовывать целевые программы с привлечением федеральных средств, осуществлять инвестиционную политику. Это необходимо, чтобы правильно строить взаимоотношения с инвесторами, партнерами из других стран, краев и областей: Казахстана, Монголии, Китая и Германии. Значит, должна быть законодательная база. Такая, которая позволит грамотно работать. В любом случае закон прямо либо косвенно воздействует на человека.
Я четыре года отработала в краевом Совете и могу, сравнив, отметить, что в последние два с половиной года к качеству документов стали подходить намного серьезнее, грамотнее. Во многом это связано с приходом Александра Карлина. Теперь документы носят не декларирующий характер, а представляют собой материалы для практического применения. Не скрою, и до меня доходили разговоры, что краевой Совет теряет свое влияние. Это досужие домыслы, потому что в любом случае взаимодействие исполнительной и законодательной власти в крае не зависит от того, у кого в инструкции 20 пунктов, а у кого 21, позиционируется на главном - результате общего труда. У исполнительной и законодательной власти одна задача - так организовать свою работу в крае, чтобы она была направлена на улучшение жизни обычного человека. И что нам тогда делить, если задача одна?
- Не будет ли осложнена нынешняя ваша работа тем, что в составе собрания появились новые лица?
- Я не думаю, что будет какая-то конфронтация. У нас почти половина, а это 32 депутата, остались из старого состава. Большинство из них с большим опытом депутатской работы. Возглавили комитеты тоже ответственные и опытные депутаты... Только в комитет по местному самоуправлению пришел новый руководитель - Стелла Ивановна Штань. Она - грамотный юрист, имеет большой опыт работы в исполнительных органах Барнаула. Компетентный специалист, который знает проблемы не понаслышке, не по бумагам и книгам. Ей, конечно, поможет то, что в комитет вошли депутаты с опытом работы в краевом Совете.
- Есть какие-то изменения в структуре комитетов?
- Раньше у нас был комитет по охране здоровья и социальной политике населения, комитет по образованию, культуре и молодежной политике. Принято решение краевого Законодательного Собрания и комиссии, занимающейся подготовкой структуры АКЗС: теперь здравоохранение и наука объединены в один комитет. На мой взгляд, это правильное решение. Ведь здравоохранение сегодня стоит на пороге больших реформ. И уже понятно, что им нужно заниматься много и всерьез, как это начал делать наш новый министр здравоохранения. Реализация нацпроекта высветила немало проблем. Но это и хорошо. Ведь как действует доктор: чем раньше выявит болезнь, тем раньше и эффективнее будет лечение, тем быстрее человек выздоровеет и вернется к труду. То же самое и с житейскими проблемами.
Сейчас уже разговор идет о серьезной государственной программе здравоохранения. Это значит, подходы будут меняться. И к формированию оплаты труда, и в первую очередь к качеству услуг в здравоохранении. Вопросов предстоит решать много. Но уже есть результаты. У нас в Алтайском крае будут открыты два федеральных центра: ортопедотравматологический и сосудистый. Оба с большим объемом инвестиций.
Главой края Александром Карлиным принято решение начать строительство медицинского кластера - городка, в котором разместится онкологический центр европейского класса. Сегодня как никогда профилактика онкозаболеваний - актуальная проблема, и ею нужно заниматься основательно. Александр Богданович побывал в краевом онкодиспансере. Своими глазами увидел, в каких нелегких условиях он работает и как много делается для лечения больных. Так что строительство центра - закономерный итог изучения проблемы, как и принятие другого решения - начать заниматься реконструкцией и строительством туберкулезных учреждений края. Есть и еще целый ряд проблем. И нельзя не заметить, что глава края особое внимание оказывает здравоохранению. И это позиция дальновидного руководителя. Чем грамотнее мы будем подходить к здоровью, осваивать профилактическое направление, тем лучше будут жить в крае и взрослые, и подрастающее поколение.
Демографической ситуацией в крае тоже нужно и дальше управлять. Поэтому появился комитет по здравоохранению и науке. Ведь наука и здравоохранение - неразделимы. То, что разрабатывают ученые, медики внедряют на практике. Поэтому это абсолютно правильная связка. Мы оставили комитет по социальной политике, объединивший все: социальную помощь, культуру, физкультуру, спорт и образование. Его возглавляет опытный депутат Ирина Солнцева. Комитет по науке и здравоохранению возглавляет Александр Лазарев, наш уважаемый профессор, доктор медицинских наук, руководитель краевого онкодиспансера. На самом деле в течение последних четырех лет это - Алтайский филиал Российского онкологического центра. А директор Российского онкологического центра академик Михаил Давыдов является президентом Академии наук Российской Федерации и очень помогает Алтайскому краю. Не каждый диспансер получает право стать филиалом Российского онкологического центра. Нелегко соответствовать высоким критериям. И в первую очередь оценивается, насколько успешно внедряются новые технологии.
Работа наших онкологов оценена очень высоко. Став филиалом Российского онкоцентра, мы получили возможность учиться, стажироваться в Москве. Онкологи теперь успешно защищают научные работы, диссертации, им помогают московские коллеги.
- Ваше отношение к ситуации вокруг прежнего руководителя краевого законодательного органа...
- Что касается Александра Григорьевича Назарчука, то я к нему отношусь с большим уважением. Это - великий политик. Я с интересом четыре года наблюдала за его работой. Хочу сказать, что это человек, который выходил порой из таких безвыходных ситуаций и выводил из трудных положений краевой Совет. Он - харизматичный, с великолепной энергетикой. Считаю, к той ситуации, которая сложилась, привело и то, что в отдельные моменты Александр Григорьевич пытался противопоставить свои интересы общим. Возможно, он не привык делить власть, проявил этакий политический эгоизм. Это и завело его в тупик. То, что Назарчук не смог найти компромисс, - тоже ошибка. Переименование Алтайского краевого Совета по аналогии с другими субъектами федерации - закономерный процесс, за который проголосовало большинство депутатов.
Многих обидело дальнейшее его поведение, выразившееся примерно в следующем: раз не согласны с моим мнением, то я ухожу, не могу управлять.
Я уже более 30 лет руководитель. Была во всяких ситуациях и понимаю: если я не убедила, значит, я не убедительна. Это моя ошибка, раз коллектив считает по-другому. Поступок же Назарчука в какой-то степени - это политический ход. Но, увы, не совсем удачный.
Сейчас как никогда нужны конструктив, взаимопонимание. Только при этом условии будет легко краю отстаивать свои позиции. Сегодня к нам привлечено внимание Правительства Российской Федерации. Министр сельского хозяйства побывал у нас, заинтересовался представленными проектами и программами. Организуются туристическая, игорная зоны. Ожидаются большие федеральные инвестиции на развитие транспортной структуры края, газификации и по другим направлениям экономики. Выполнение всех поставленных задач требует и четкого взаимодействия, и немалых усилий. Конфронтация просто недопустима. Зачем тратить силы впустую, когда нам предстоит столько сделать.
Беседовала Людмила Хвостенко.
| № | ФИО |

