Дотации заменят дифференциацией (14/07/08)

На днях в Москве состоялось расширенное заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы РФ. Депутаты Госдумы, министры и их заместители, а также губернаторы и другие представители  законодательной и исполнительной ветвей власти обсудили проблемы финансового обеспечения муниципальных образований и пути их решения на основе повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления. Алтайский край на этом мероприятии представляли глава администрации Первомайского района Павел Ефремов и председатель комитета по местному самоуправлению краевого Законодательного Собрания, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Стелла Штань.

Народная мудрость гласит: «готовь сани летом». Чтобы муниципалитеты хорошо подготовились к новому году, было решено собрать их заранее, обсудить наболевшее и понять, что же все-таки нужно, чтобы хорошо жилось всем и везде. К тому же, 1 января 2009 года - не просто начало нового года, но и окончание так называемого «переходного периода» по формированию новой системы местного самоуправления. Другими словами, с этого дня вступает в полную силу Федеральный Закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Алтайский край в этом смысле - приятное исключение: реализация ФЗ №131 велась у нас поэтапно с 2006 года. И все же, по словам председателя комитета АКЗС по местному самоуправлению Стеллы Штань, на заседании четко прозвучало, что на 100% к внедрению этого закона готовы немногие регионы.

Проблем много. Например, до сих пор более половины российских регионов не владеют в полном объеме информацией о собственности на землю по муниципальным образованиям. Хотя это одна из основ формирования налоговой базы местных бюджетов. Схема территориального планирования, которая должна быть сделана до 2010 года, на сегодняшний день существует только в 15% муниципальных образований. Если такой схемы не будет, муниципальные власти лишаются возможности предоставлять землю для строительства, а соответственно и всех перспектив инвестиционного развития.

Одна из самых сложных проблем, которая была озвучена на федеральном уровне, заключается в отсутствии методики определения реальных финансовых потребностей при решении вопросов местного значения. Например, участие в профилактике терроризма, экстремизма, а также реализация ликвидации последствий проявления терроризма, экстремизма в границах поселений. Сколько нужно закладывать денег в бюджет, чтобы хватило в случае ЧП?

Именно поэтому участники заседания решили, что Правительство должно разработать методические рекомендации для органов местного самоуправления по установлению стандартов предоставления муниципальных услуг населению и порядка формирования муниципальных заданий. Это так называемые минимальные социальные стандарты, при наличии которых можно было бы обсчитывать передаваемые полномочия. Государственная Дума высказала предложение Правительству РФ до 1 сентября этого года разработать и утвердить перечень дополнительных показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов. По словам Стеллы Штань, на зональном совещании в Мамонтово обсуждалось, в частности, что среди критериев, особенно для Алтайского края, должна быть оценка сельскохозяйственной деятельности.

В результате обсуждения участники расширенного заседания разработали меры, которые позволят наполнять местные бюджеты, и населению от этого хуже не будет. Во-первых, планируется упразднить налоговые льготы, которые уменьшают налоговую базу муниципалов, либо, если законодатель все же устанавливает льготу, должен быть прописан механизм компенсации. «На сегодняшний день существует 8 типов земельных участков, которые не облагаются налогом, в том числе санаторно-курортные учреждения. В Солонешенском районе Алтайского края находится база Российской Академии наук. Это большое количество земель, которые не облагаются налогом, т.е. выпадают из налогооблагаемой базы Солонешенского района», - говорит Стелла Штань.

Кроме того, на сегодняшний день готовятся предложения в Госдуму, по которым в счет дотаций муниципалитетам будет передаваться не только НДФЛ, но и другие налоги. «Вполне реально, что до 1,5% на прибыль будет оставаться в местном бюджете. В таком случае, у муниципалов появится дополнительный стимул поддерживать промышленность, предприятия, которые будут платить этот налог. Еще одно изменение, которое на сегодняшний день активно обсуждается на уровне министерств и Правительства - взимание НДФЛ не по месту работы, а по месту жительства работника», - комментирует Стелла Штань.

В качестве мер выравнивания и стимулирования межбюджетных отношений Министерство финансов РФ видит введение дифференцированных нормативов для муниципальных образований взамен дотаций. То есть каждый район, город, поселок будут рассматривать в индивидуальном порядке: кому-то стоит больше дотаций дать, а кого-то нужно стимулировать, чтобы налоги лучше собирались, чтобы «казна» пополнялась.

Веяние нового времени, а, следовательно, и стремления государства направлены сегодня на создание в муниципальных образованиях бюджетов развития со своей инвестиционной составляющей, чтобы деньги уходили не только на зарплату и коммунальные услуги.

Но как такое возможно? По словам Стеллы Штань, в качестве одного из способов выравнивания муниципальных образований и улучшения их благосостояния Министерство финансов предлагает укрупнение муниципальных образований. «Такой процесс уже намечен в Алтайском крае. В частности, в октябре мы предложим жителям Змеиногорска и Змеиногорского района прийти на голосование и высказаться за такое объединение ради усиления этих муниципальных образований, укрупнения их налоговой базы, снижения административных издержек», - отметила Стелла Штань.

Сроки, касающиеся обязательного наличия у муниципалов схемы территориального планирования, будут передвинуты на более поздние. Более того, Государственной Думе рекомендовано предусмотреть в бюджете на 2010 и 2011 годы средства на софинансирование по составлению генеральных планов муниципальных образований, правил землепользования и застройки территорий, документации по планировке территорий, а также по учету, инвентаризации, оформлению технической документации на земельные участки и муниципальное имущество. Для муниципалитетов это очень важно, ведь сегодня сельские поселения не могут избавиться от бесхозных земельных участков, потому что для этого нужны деньги.

В общем, с 1 января 2009 года, будем надеяться, заживем по-новому: межбюджетные трансферты будут увеличены, местные дотации дифференцированы, а механизм поощрения муниципальных образований, обеспечивающих реализацию приоритетных национальных проектов и программ социально-экономического развития через систему грантов, расширится.

Для воплощения намеченного в реальность еще есть время. К тому же, председатель Госдумы, председатель Высшего Совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов отметил, что принятые рекомендации -  одни из немногих, которые имеют добровольно-принудительный характер исполнения. Так что рано или поздно у каждого района и даже каждой отдельной деревни в Алтайском крае появится свой бюджет развития, сформированный уже не на дотациях, а по принципу дифференциации, т.е. так, чтобы денег у всех было достаточно, и никто не остался «за бортом» экономических преобразований.

Анна Якушева

 № ФИО