Дорога - это путь от дома к дому (28/07/08)

Работа депутата Законодательного Собрания - это не только разработка законодательной базы, но и встречи с избирателями, активная работа на округе. Так считает член фракции "Единая Россия" в АКЗС, главный инженер "Алтайавтодора" Валерий НИКИТЮК.

- В мой депутатский округ N 7 входят три района - Благовещенский, Завьяловский и Родинский, - рассказывает Валерий Николаевич. - И хотя я был впервые избран депутатом КЗС, эти несколько месяцев позволяют делать определенные выводы. Ко мне поступило уже более трехсот обращений граждан. Большинство касаются мер социальной поддержки, оказания материальной помощи. Заметная часть - дорожные проблемы, ЖКХ, просьбы о трудоустройстве и здравоохранение.

- А о чем конкретно просят люди?

- Э.Слащева, жительница поселка Степное Озеро Благовещенского района, хлопочет о присвоении звания "Ветеран труда". Ей были даны рекомендации по подготовке документов и передаче их в Главалтайсоцзащиту. Изобретатель-рационализатор Н.Кузубов просит помочь во внедрении новой модели жатки. Этот вопрос находится в стадии проработки. Исполняющий обязанности главы администрации Орлеана В.Шибико обращался с тем, чтобы была оказана помощь в строительстве остановочного павильона на дороге, проходящей через село. Средства на это выделены, как и на издание Книги памяти Романовского района. Изыскиваются необходимые материалы для оформления игровых площадок детского сада "Теремок", что в селе Овечкино Завьяловского района...

- Естественно, в вашей депутатской деятельности отражается и проблема дорог...

- За последние годы уровень автомобилизации в России вырос в пять раз. Подсчитано, что от плохого состояния трасс экономика теряет более 1,8 триллиона рублей в год. Правительство подготовило Стратегию развития транспорта до 2030 года. Объем финансирования ее из всех источников составит более 13 трлн. руб.

Справка АП

Общая длина территориальных и местных дорог в крае составляет 42060 км. Краевая сеть дорог общего пользования по протяженности занимает первое место в Сибири и третье в России. Это 16645,5 км (в т.ч. федеральных 627,5 км). Из них: 14524 км - с твердым покрытием (в т.ч. федеральных 627,5 км), 7944,5 км - с усовершенствованным, 6584 км - с щебеночным покрытием, 2117 км - грунтовые. На дорогах расположены 827 мостовых сооружений.

* * *

Дороги края строились в основном в 60-70-е годы прошлого века. 64 процента из них уже не соответствуют нормативным требованиям из-за возросших нагрузок. Недоремонт составляет более 6 тысяч км. Не имеет связи по дорогам с твердым покрытием с дорожной сетью общего пользования 351 населенный пункт, более 70 тысяч человек. В межсезонье они не имеют возможности получить образование, медицинскую помощь, социально-бытовые услуги.

- А проблема одна, но вечная - нехватка денег?

- И систематическая - на содержание, текущий и капитальный ремонты дорог, что может привести к потере действующей сети. Исходя из бюджетных возможностей в 2008 году стоимость содержания одного километра региональных автодорог утверждена в сумме 36,73 тыс. руб. Но это только 7,26 процента от рекомендуемого правительством РФ норматива...

В большей степени причиной нехватки финансовых средств в дорожном хозяйстве является изменение законодательства. В результате в крае самый низкий годовой бюджет территориального дорожного фонда по Сибирскому федеральному округу при самой большой протяженности дорог. Доходы этого фонда в сопоставимых ценах имеют стабильную тенденцию к уменьшению, при этом за последние годы значительно возросли цены на дорожно-строительные и горюче-смазочные материалы, на электроэнергию...

- Сегодня согласно законодательству есть дороги, содержание которых лежит на плечах муниципалитетов.

- Да, это определил 131-й закон о местном самоуправлении. Постановлением администрации края от 01.08.2006 г. N 328 из 16018 км дорог, находящихся на балансе "Алтайавтодора", определены 11750,9 км дорог регионального и 5817,9 км дорог местного значения. Согласно действующему законодательству балансодержателю необходимо выполнить работы по межеванию земельных участков, находящихся под дорогами, и оформить право собственности, что требует значительных финансовых затрат.

У большинства муниципальных образований нет инфраструктуры, способной осуществлять реконструкцию, ремонт и содержание дорог, нет подготовленных кадров. Создание в каждом таком образовании структуры для управления муниципальной сетью повлечет увеличение непроизводственных расходов и снижение эффективности использования бюджетных средств.

Требует решения вопрос инвентаризации и создания системы учета дорог, способной отразить их фактическое состояние. От этого во многом зависит определение истинной потребности в средствах на текущие расходы и на восстановление действующей сети дорог.

Недавно были установлены нормативы денежных затрат на содержание и ремонт дорог федерального значения. "Алтайавтодору" для соблюдения их необходимо около 35 млрд. руб. Бюджет нашей организации более чем в десять раз меньше. Значит, необходимо принять хотя бы в течение пяти лет программу перехода на новые нормативы, которая даст возможность отстаивания этой цифры в федеральных структурах с учетом возможностей краевого бюджета.

В Алтайском крае за счет всех источников финансирования освоено 4108 млн. руб., построено и реконструировано более 90 км автодорог, отремонтированы 900 км дорог, мостовые сооружения. В 2008 году впервые выделены субсидии в размере 60 млн. руб. на благоустройство районных центров. Подготовлен проект краевого закона об автомобильных дорогах. Разработаны программа развития дорог края до 2025 года, схема размещения объектов дорожного сервиса.

Эти документы необходимо утвердить в ближайшие три месяца. Кроме того, важно принять решение об освобождении от уплаты налога на имущество организаций в отношении автомобильных дорог, т.к. цифры весьма значительные (например, "Алтайавтодор" должен в 2008 году заплатить 580 млн. руб., что тормозит нормальный учет и финансирование содержания и развития дорог). Нужно изыскать возможность увеличения расходов краевого бюджета на содержание и ремонт дорог, в т.ч. субсидий на 2009-2010 годы районам, в которых отсутствует административный центр, на развитие улично-дорожной сети. Нужно рассмотреть вопрос о дальнейшем оперативном управлении "Алтайавтодором" дорогами общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения.

Без дорог Россию не поднять и без дорог Россию не объехать, а любое промедление в решении перечисленных вопросов приводит к серьезным потерям в экономике, к социальным проблемам.

Олег Микуров, Алтайская правда

 № ФИО