История представительной власти Алтайского края
Руководители представительного органа Алтайского края
Новости по теме:
Видео:
(переход по внешним ссылкам)
Фильм "Представительная власть Алтайского края. 75 лет"
Фильм "80 лет представительной власти на Алтае"
В Парламентском центре Алтайского края действует выставка "Представительная власть на Алтае: прошлое и настоящее" подробнее..
Парламентская энциклопедия Алтайского края
Законодательная (представительная) власть на Алтае имеет за своими плечами большую историю.*
Советы на Алтае возникли в ходе революционных событий 1917 года. 7 марта 1917 г. в Барнауле был образован Совет солдатских депутатов. 8 марта состоялось учредительное собрание Совета рабочих депутатов. К концу сентября 1917 г. в Алтайской губернии (выделена из состава Томской губернии в июне 1917 г. с включением в ее состав Барнаульского, Бийского, Змеиногорского, Каменского и Славгородского уездов) насчитывалось 19 Советов.
После Октябрьской революции Советы превращаются в органы государственной власти и управления. 8 декабря 1917 г. Военно-революционный комитет исполкома Барнаульского Совета объявил о переходе власти в Алтайской губернии с 6 декабря в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В феврале 1918 г. на II губернском съезде Советов крестьянских депутатов создается объединенный Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и формируется губисполком в качестве высшего органа исполнительной власти в губернии.
Советское строительство на Алтае было прервано начавшейся летом 1918 г. гражданской войной и возобновлено после поражения в Сибири белогвардейских войск. Первое время властные функции осуществляли революционные комитеты (ревкомы), а в июле 1920 г. на II губернском съезде Советов создаются губернские советские управленческие структуры.
Губернские органы Советской власти действовали на Алтае до 1925 г., после чего в связи с новым административным делением Алтайская губерния упразднялась, на ее территории создавались новые административно-территориальные единицы - округа в составе Сибирского края.
28 сентября 1937 года решением центральных государственных органов власти Западно-Сибирский край был разделен на Новосибирскую область и Алтайский край с включением в последний Горно-Алтайской (до 1948 года - Ойротской) автономной области и 55 районов.
Первые два года управление краем осуществлялось институтом уполномоченных. Был создан Оргкомитет ВЦИК по Алтайскому краю. Требовался определенный переходный период для уточнения административных границ между областями и районами, для формирования управленческого аппарата и административной инфраструктуры и т.п. По окончании этого периода в 1939 году были проведены выборы в местные Советы и, соответственно, первые выборы в Алтайский краевой Совет депутатов трудящихся, они состоялись 24 декабря.
Структура краевого Совета в советский период в общем виде выглядела следующим образом. Он избирался на основе прямого, равного и тайного голосования населением края. Избранные депутаты съезжались в краевой центр на периодически проводимые сессии, на которых принимались решения по всем важнейшим вопросам экономической, социальной и культурной жизни региона. Из своего состава депутаты избирали краевой исполнительный комитет (крайисполком), действующий на постоянной основе. Для проведения в жизнь решений Совета при крайисполкоме создавались соответствующие отделы (финансовый, народного образования, здравоохранения, культуры и т.п.). В своей деятельности крайисполком тесно взаимодействовал как с вышестоящими законодательными органами (Верховными Советами СССР PCФCP) и исполнительной власти (Совет Народных Комиссаров с середины 40-х годов - Советы Министров СССР и РСФСР), так и с нижестоящими Советами районного, городского и сельского звена, а также с партийными органами.
По мере усложнения задач, стоящих перед краем, расширялась компетенция Совета, модернизировалась его структура.
В поле зрения крайисполкома в довоенные годы постоянно находились вопросы труда, быта и отдыха населения.
В годы воины предметами особой заботы советских органов стали прием и размещение эвакуированных, инвалидов войны, обеспечение населения жильем, устройство госпиталей. Даже в это тяжелое время вопросы культурного развития населения, улучшение системы образования и здравоохранения достойно занимали видное место в деятельности краевого Совета и крайисполкома.
Послевоенные годы отмечены значительным расширением круга вопросов, входивших в компетенцию краевого Совета и его исполнительного комитета. Связано это было с общими процессами в стране, проходившими в период «оттепели», в том числе и с повышением качественного состава местных Советов.
В 70-е - 80-е год наряду с рассмотрением вопросов функционирования социальной сферы краевой Совет народных депутатов стал уделять больше внимания экономике.
В начале 90-х годов ХХ века Алтай вместе со всей страной вступил в новый период своего развития. В области организационной изменения заключались в разделении властей и переходе исполнительной власти в руки главы администрации, законодательной - к Законодательному Собранию.
После принятия новой Конституции Российской Федерации в 1993 году краевой представительный орган приобрел статус высшего законодательного органа государственной власти края.
В условиях реорганизации представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению Малого Совета краевого Совета народных депутатов 13 марта 1994 года состоялись выборы депутатов нового органа государственной власти - Алтайского краевого Законодательного Собрания. Первый состав депутатов в соответствии с Временным положением об Алтайском краевом Законодательном Собрании был избран на два года. Первым председателем нового представительного органа 29 марта 1994 года стал А.А. Суриков.
Отсутствие необходимой нормативной базы, закрепляющей новый объем полномочий краевого законодательного органа государственной власти, предопределило основную направленность его работы в этот период. В этой связи важнейшим событием стало принятие 20 апреля 1995 года Устава (Основного Закона) Алтайского края, который установил, что краевое Законодательное Собрание является единственным законодательным (представительным) органом государственной власти края, определил его полномочия, порядок деятельности и основные элементы структуры. Более детально эти вопросы были урегулированы в принятом 18 декабря 1996 года законе - «Об Алтайском краевом Законодательном Собрании», Регламенте краевого Законодательного Собрания и других нормативных актах.
В соответствии с Уставом краевое Законодательное Собрание состояло из 50 депутатов, выбираемых на 4 года по одномандатным округам. Второй по счету депутатский созыв был сформирован после выборов 31 марта 1996 года. В декабре 1996 года председателем краевого Законодательного Собрания избран А.Г. Назарчук. Вместе с ним только 7 депутатов работали на постоянной основе. Остальные совмещали депутатскую деятельность с работой в различных отраслях народного хозяйства края, что призвано было обеспечивать актуальность принимаемых решений, их связь с реалиями жизни.
В Законодательном Собрании второго созыва были зарегистрированы объединенная депутатская фракция «За народовластие» (26 депутатов) и депутатское объединение •«Союз промышленников» (11 депутатов).
Законодательное Собрание осуществляло свою деятельность на основе планов законопроектной и контрольной работы. Регулярное планирование позволило сосредоточить усилия на перспективных вопросах, более тщательно подходить к разработке проектов нормативно-правовых актов.
Реализуя свои планы и полномочия, краевое Законодательное Собрание провело 40 сессий, на которых были обсуждены и приняты 307 законов, 1806 постановлений.
Тематика рассмотренных вопросов и принятых законодательных актов охватывает широкий спектр проблем.
Значительное место в законотворческой деятельности занимали вопросы, относящиеся к основам государственного строительства в крае (территориальное устройство, избирательная система, органы государственной власти, система местного самоуправления и др.).
Общие итоги почти шестилетней деятельности краевого Законодательного Собрания безусловно положительные. Главной его заслугой явилось создание системы законодательства Алтайского края как полноправного субъекта Российской Федерации. Работа депутатов способствовала решению ряда серьезных экономических и социальных проблем края, позволила смягчить многие тяжелые последствия непродуманных реформ.
Следует признать что краевому Законодательному Собранию не удалось преодолеть ряд проблем. Наряду с очень серьезными объективными причинами этому способствовали имеющиеся недостатки в организации законотворческого процесса. Изменяющаяся социально-экономическая обстановка в крае требовала постоянного совершенствования действующих законов края. 123 раза краевое Законодательное Собрание вносило изменения и дополнения в принятые ранее краевые законы, а это является показателем нестабильности законодательства.
26 августа 1999 года на своей 38 сессии, внеся соответствующие изменения в Устав, депутаты решили вернуть Законодательному органу государственной власти края его историческое название - краевой Совет народных депутатов.
К ведению законодательного (представительного) органа Алтайского края отнесено принятие законов Алтайского края, имеющих обязательную силу на его территории. Несмотря на то, что полномочия законодательного (представительного) органа Алтайского края серьезно ограничены, значение принимаемых правовых актов для социально-экономического развития края, защиты прав и законных интересов его жителей трудно переоценить.
Основным законом Алтайского края является его Устав, который наряду с Конституцией РФ устанавливает правовой статус региона как субъекта Российской Федерации. Вместе с Уставом в правовую систему края входит около 300 законов и других нормативных правовых актов. Среди них особое место занимают законы, регламентирующие деятельность органов государственной власти ("Об Алтайском краевом Совете народных депутатов", "Об Администрации Алтайского края", Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме и отзыве выборных должностных лиц, "О государственной гражданской службе Алтайского края" и др.
В крае обеспечена правовая база организации местного самоуправления (законы "Об основах местного самоуправления в Алтайском крае", "О территориальном общественном самоуправлении", и т.п.).
Третий созыв Алтайского краевого Совета народных депутатов был сформирован в 2000 году. Выборы происходили по той же избирательной системе, что и предыдущий созыв - было избрано 50 депутатов по одномандатным округам.
Депутатами третьего созыва (2000-2004 гг.) были приняты законы "О промышленной политике в Алтайском крае", "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае", которые определяют организационно-правовые и экономические условия участия в инвестиционных программах.
Учитывая аграрную специфику края, много внимания уделялось изменениям в законодательстве, регулирующем земельные отношения. Депутаты третьего созыва приняли активное участие в обсуждении проектов федеральных законов - "Земельного Кодекса Российской Федерации", "об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и др. Был принят пакет документов по регулированию отношений в области охраны и рационального использования природных ресурсов. Среди них законы: "Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае", "Об обязательной экологической экспертизе", "О Красной книге Алтайского края".
Депутатами третьего созыва принят целый ряд среднесрочных целевых комплексных программ, среди которых Программа внедрения и развития ипотечного кредитования в Алтайском крае на 2000-2005 гг., Программа кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Алтайского края на 2001-2005 гг., Программа адресной социальной помощи малоимущим гражданам и семьям с детьми на 2003-2005 гг., Программа по формированию и пропаганде здорового образа жизни среди населения Алтайского края на 2003-2007 гг. и др.
В марте 2004 г. был сформирован новый состав Алтайского краевого Совета народных депутатов (далее - краевой Совет). Впервые выборы проходили по новой системе - половина депутатов согласно Уставу (Основному Закону) Алтайского края и закону Алтайского края №22-ЗС от 8 мая 2001 г. «Об Алтайском краевом Совете народных депутатов» избиралась по одномандатным округам, другая половина - по краевому избирательному округу по спискам избирательных объединений и блоков.
По своему качественному составу депутатский корпус IV-го созыва был весьма представителен: подавляющее большинство депутатов имели высшее образование, в составе краевого Совета 3 доктора и 16 кандидатов наук. Депутаты четвертого созыва имели большой практический опыт в различных отраслях экономики и социальной сферы края, многие из них - руководители крупных трудовых коллективов.
Председателем краевого Совета был вновь избран А.Г. Назарчук, заместителем председателя - С.В. Землюков.
В процессе организационно-структурных преобразований были созданы предпосылки для усиления влияния краевого законодательного органа на жизнедеятельность региона. В отличие от предыдущего созыва количество комитетов увеличилось с 5 до 7, а число депутатов, работающих на освобожденной основе, возросло в 2 раза.
Если попытаться в краткой форме подвести итог четырехлетней работы депутатов этого созыва, то он заключается в том, что удалось законодательно обеспечить все направления социально-экономического развития края: развитие экономики региона, обеспечение его конкурентоспособности и на этой основе - социальное развитие края, повышение уровня жизни населения; региональная бюджетно-налоговая политика, повышение эффективности государственного управления, реформа местного самоуправления и др.
В центре внимания депутатов всегда были вопросы законодательного обеспечения развития экономики края.
Одним из первых в Российской Федерации в 2005 году край принял закон «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Алтайском крае», в котором закреплены конкретные механизмы поддержки АПК и установлена доля бюджетных расходов на поддержку села.
Положения закона нашли свое воплощение в целом блоке целевых программ.
Много внимания уделялось законодательному обеспечению функционирования и развития промышленности. В 2006 году Алтайский край первым в Российской Федерации принял краевую целевую программу развития промышленного производства на 2006-2008 год.
В крае был принят закон «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программировании социально-экономического развития Алтайского края», открывающий новую веху в управлении экономикой края.
Важнейшее стратегическое направление работы - повышение доходной части краевого бюджета, рост его сбалансированности, содействие росту собственного налогового потенциала муниципальных образований края.
В крае к 2006 году была сформирована трехуровневая бюджетная система, отвечающая требованиям реформ бюджетных отношений и местного самоуправления. Существенные изменения были внесены в систему межбюджетных отношений в Алтайском крае. Определена долгосрочная политика в области установления размеров налогов и закрепления их за бюджетами различных уровней.
Разработаны и приняты основополагающие законы, регулирующие деятельность вновь созданных специализированных краевых финансовых фондов. Впервые расчет объема фондов финансовой поддержки муниципальных образований и распределение дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности были осуществлены по формализованной методике, учитывающей объективные факторы и особенности социально-экономического развития отдельных территорий.
В результате была сформирована стройная и прозрачная система распределения финансовой помощи местным бюджетам, ориентированная на стимулирование роста собственного налогового потенциала городов и районов края.
Увеличение доходной части краевого бюджета, совершенствование межбюджетных отношений проводятся одновременно с повышением эффективности использования средств в целях поддержки реального сектора экономики края.
Содействуя развитию экономики края, депутаты всегда понимали, что главной целью их деятельности является создание благоприятных условий жизни населения края.
Приняты основополагающие законы «Об оказании медицинской помощи на территории Алтайского края», «Об образовании в Алтайском крае», «О начальном и среднем профессиональном образовании в Алтайском крае», призванные наряду с другими законами упорядочить отношения в области медицинского обслуживания и образования населения. Законодательно урегулированы вопросы финансирования государственных и муниципальных учреждений культуры.
Утверждены краевые целевые программы «Развитие образования в Алтайском крае на 2006-2010 годы», «Культура Алтайского края» на 2007-2010 годы, «Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае на 2006-2010 годы», ряд целевых программ в области здравоохранения, ориентированные на решение важных задач в соответствующих отраслях социальной сферы.
В связи с введением 122-го федерального закона, получившего известность как «закон о монетизации льгот», резко возросли актуальность и объем работы по законодательному обеспечению социальной защищенности наиболее уязвимых слоев населения.
Законодательством края в 2004-2005 годах была предусмотрена социальная поддержка таких категорий населения как труженики тыла, ветераны труда, многодетные семьи, малоимущие граждане, жертвы политических репрессий, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, студенты, обучающиеся в краевых государственных и муниципальных учреждениях общего и профессионального образования, и другие категории населения.
Были приняты к финансированию расходы, ранее производимые за счет федерального бюджета. При этом доля социальных расходов в структуре краевого бюджета увеличилась с 16-18% в 2003-2004 годах до 25% в 2005 году. В 2006 году удалось не допустить сокращения социальных расходов при одновременном направлении средств на инвестиционные цели.
Масштабные задачи были поставлены перед депутатским корпусом Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Их выполнение потребовало принятия большого числа законодательных актов, значительной организационной работы с муниципалитетами, разъяснительной работы с населением.
В 2005 году сформирован Совет по взаимодействию краевого Совета с представительными органами муниципальных образований нашего края, организована его системная работа. В 2006 году принято решение о выпуске журнала «Местное самоуправление на Алтае», раскрывающего ход реформы местного самоуправления.
С учетом того, что главная функция законодательной власти края - подготовка и принятие законов, депутаты IV-го созыва приняли решение о переименовании краевого Совета народных депутатов в краевое Законодательное Собрание.
В марте 2008 года произошли выборы V-го созыва законодательной власти края.
По сравнению с предыдущими выборами усилилась преемственность - более половины депутатов избраны повторно. Выросло число женщин-депутатов. Позитивные подвижки произошли
в изменениях возрастной структуры по сравнению с прошлыми созывами. Выросла доля депутатов в самом работоспособном возрасте - от 30 до 50 лет. Вместе с тем, сохранен определенный баланс в соотношении молодежи и депутатов старших возрастных групп.
Все депутаты имеют высшее образование. Среди депутатов 2 профессора, доктора наук, 8 кандидатов наук. 13 депутатов имеют 2 высших образования. 8 депутатов имеют звание заслуженного работника той или иной сферы народного хозяйства.
Депутатский корпус V-го созыва представляет все сферы занятости. Наиболее крупные группы депутатов представляют материально-производственную и социальную сферу.
В целом структура Алтайского краевого Алтайского краевого Законодательного Собрания претерпела незначительные изменения.
В частности число постоянных депутатских комитетов осталось прежним (7 комитетов) Вместе с тем, произошло определенное перераспределение функций между комитетами социальной направленности. Был сформирован комитет по социальной политике и по здравоохранению и науке.
Сократилось количество депутатов, работающих на освобожденной основе (с 14 до 9).
Заметные подвижки произошли в политической конфигурации законодательной власти края V-го созыва депутатов.
Вновь были образованы две фракции - ЛДПР (7 человек) и КПРФ (6 человек). Наиболее многочисленная фракция - «Единая Россия», в которую вошли 45 депутатов; 9 депутатов образовали фракцию «Справедливая Россия»
Депутатский корпус сохранил и наполнил новым содержанием главные стратегические направления законотворческой работы, в числе которых законодательное обеспечение:
- повышения реального уровня и качества жизни населения, борьбы с бедностью, защиты социальных прав граждан;
- региональной экономической политики, поддержки собственного товаропроизводителя и, в конечном счете, конкурентоспособности Алтайского края;
- повышения доходной части бюджета, в том числе за счет эффективного использования краевой собственности, роста сбалансированности бюджета и совершенствования межбюджетных отношений;
- повышения эффективности государственного управления;
- реформы местного самоуправления.
Эти стратегические направления определяли тематику выносимых и рассматриваемых на сессиях вопросов.
В связи с принятием решения о совмещении выборов в Государственную Думу и выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации 2011 год стал завершающим в работе пятого созыва Алтайского краевого Законодательного Собрания.
4 декабря 2011 года состоялись выборы депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания шестого созыва.
Впервые срок полномочий законодательного органа Алтайского края составил 5 лет (до этого депутаты избирались на 4 года). Также как и в двух предыдущих созывах, 34 депутата были избраны по краевому избирательному округу и 34 - по одномандатным избирательным округам. При этом распределение депутатских мандатов среди кандидатов, избранных по партийным спискам, впервые проходило с учетом выделения общекраевой и территориальных групп кандидатов, что позволило приблизить депутатов, избранных по спискам, к избирателям конкретных территорий. Половина депутатов была избрана повторно. Число женщин в депутатском корпусе шестого созыва по сравнению с предыдущим созывом сократилось на одну, и составило 9. Возрастной состав избранных депутатов - от 30 до 50 лет - 33 депутата, свыше 50 до 60 лет - 24, свыше 60 лет - 9. Два депутата избраны в возрасте 30 лет. 67 депутатов имели высшее образование, два высших образования - 18. Среди депутатов 3 доктора наук и 22 кандидата наук. На первой организационной сессии, состоявшейся 20 декабря 2011 года, председателем Законодательного Собрания повторно был избран Иван Иванович Лоор, заместителем председателя - Андрей Геннадьевич Осипов, который также возглавил комитет по правовой политике. В целом структура законодательного органа осталась практически неизменной. Общее число постоянных комитетов - 7 - было сохранено, комитет по законности, правопорядку и защите прав граждан был переименован в комитет по правовой политике. Все избранные депутаты состояли в четырех постоянных депутатских объединениях: фракции «Единая Россия» - 47 депутатов (руководитель - Борис Александрович Трофимов), фракции «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 9 депутатов (руководитель - Виталий Александрович Сафронов), фракции «Либерально-демократическая партия России» - 6 депутатов (руководитель - Елена Викторовна Клюшникова), фракции «Справедливая Россия» - 5 депутатов (руководитель - Людмила Алексеевна Суслова). Отличительной чертой в организации работы нового состава Алтайского краевого Законодательного Собрания стало то, что в большинстве комитетов (кроме комитета по аграрной политике и природопользованию) на постоянной (профессиональной) основе работали заместители председателей постоянных комитетов, представляющие все созданные в Алтайском краевом Законодательном Собрании фракции.
18 сентября 2016 года состоялись выборы депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания седьмого созыва. За период полномочий 7-го созыва были проведены 56 сессий, в том числе 3 внеочередных. Было принято более 550 законов и более двух тысяч постановлений. Среди них: «Закон о тишине», регулирующий нормы о превышении шума в то или иное время; ряд «антитабачных» законов, направленных на защиту здоровья окружающих и несовершеннолетних граждан; ряд законов по совершенствованию бюджетной и налоговой политики; законы, направленные на активизацию инвестиционной деятельности. (Например, путем предоставления земельных участков для приоритетных проектов или введения налоговых льгот резидентам территорий опережающего развития); совместная работа с Правительством Алтайского края по определению стратегических приоритетов развития региона; бесплатное питание для детей с ограниченными возможностями здоровья; закон о благотворительной деятельности и волонтерстве; законы, увеличивающие число граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь; расширены льготы по уплате взносов на капитальный ремонт для ряда категорий пожилых граждан и инвалидов, расширены формы использования регионального материнского капитала; депутаты вместе с исполнительной властью искали законодательные пути решения таких застарелых и болезненных тем, как поддержка обманутых дольщиков, узаконение самовольных строений, предоставление земельных участков многодетных семьям, трудоустройство инвалидов и др.; законы о самозанятых гражданах и их поддержке; закон о выплате для «детей войны»; законодательные акты, принятые в оперативном порядке для преодоления последствий пандемии; закон, который концентрирует в себе все направления государственной политики - ежегодно принимаемый закон о краевом бюджете.
19 сентября 2021 года состоялись выборы депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания восьмого созыва.
Если седьмой созыв АКЗС на момент избрания был по возрасту едва ли не самым молодым в России (средний возраст составлял 45 лет), то восьмой созыв стал несколько старше: средний возраст составляет 47 лет. Средний возраст по фракциям: «КПРФ» - 49 лет, «Единая Россия» и «ЛДПР» - 47 лет, «Справедливая Россия» - 43 года, «Коммунисты России» - 32 года. При этом почти четверть депутатов - 16 человек - это молодёжь в возрасте до 35 лет. Самому молодому депутату - 21 год, это пока первый такой пример в истории краевого парламента после 1994 года.
В 8-м созыве наибольшее за всю историю краевого парламента число женщин. Четверть депутатов - 16 человек - представительницы прекрасного пола. Для сравнения - в самом первом созыве АКЗС, избранном в 1994 году, было всего 2 женщины. А в предыдущем седьмом созыве по состоянию на август 2021 года было 10 женщин. Самые «женские» фракции в этом созыве - «Справедливая Россия», в которой женщин большинство, и ЛДПР - женщин ровно половина. Самая «мужская» - «Единая Россия», где женщин 12%.
27 депутатов переизбраны из состава прошлого, седьмого созыва. В наибольшей степени сохранили свой состав фракция «Справедливая Россия» (80% избранных депутатов фракции, или 4 из 5-ти, работали в седьмом созыве), и «Единая Россия» (две трети избранных депутатов фракции, или 20 из 31-го, работали в седьмом созыве). Больше всего обновилась фракция «КПРФ» - из 24 депутатов только двое (или 8%) работали в седьмом созыве. Фракция «Коммунисты России» полностью состоит из новых депутатов.
Но в целом состав депутатского корпуса можно признать опытным, так как большинство депутатов восьмого созыва ранее избирались депутатами разных уровней власти. Четверо новых депутатов избирались депутатами АКЗС в 4-м, 5-м и 6-м созывах. Очень много в этом созыве избралось депутатов представительных органов местного самоуправления городов и районов края - сразу 10 человек. Таким образом, почти две трети депутатов - 41 человек - имеют опыт депутатской работы.
Высшее образование имеют 88% депутатов. Среди депутатов 11 человек имеют учёные степени: 4 доктора наук и 7 кандидатов наук.
Ознакомиться с руководством, составом депутатского корпуса, составом комитетов и фракций можно, пройдя по ссылкам ниже:
- Постоянные депутатские объединения
____
* Подробное документальное изложение деятельности законодательного (представительного) органа Алтайского края см. Алтай. Годы созидания, 1939-1999. Сборник документов. - Барнаул, 1999.