• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Парламентские слушания в Комитете Государственной Думы по образованию по теме «Начальное и среднее профессиональное образование в России: законодательное регулирование и перспективы»

Председатель комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по социальной политике Ирина Солнцева приняла участие в парламентских слушаниях, которые состоялись 5 июня 2005 года в Комитете Государственной Думы по образованию по теме «Начальное и среднее профессиональное образование в России: законодательное регулирование и перспективы».По итогам слушаний были предложены рекомендации, которые в настоящее время находятся на доработке с учетом поступивших дополнений и предложений.

В своем выступлении на заседании И.В.Солнцева охарактеризовала ситуацию в крае по данному вопросу, обозначила проблемы и предложила возможные варианты улучшения сложившейся ситуации.

Проблемы начального профессионального образования сегодня общеизвестны и при всем своеобразии субъектов федерации характерны для большинства регионов. Федеральный Закон от 6 октября 1999 года №184-ФЗ относит вопросы, связанные с организацией предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляемым ими за счет средств региональных бюджетов. В принципе это, наверное, правильно.

В то же кардинальным образом меняющаяся ситуация на рынке труда уже в ближайшее время может привести к тому, что острый дефицит рабочих кадров может стать тормозом развития российской экономики. Средний возраст нашего рабочего в настоящий момент составляет около 50 лет, от 60 до 80% вакансий на рынке труда составляют вакансии рабочих профессий. А учебные заведения начального и среднего профессионального образования от происходящих процессов отстают. Причем, не вполне соответствует структуре потребностей рынка труда как структура подготовки выпускников в профессиональных учебных заведениях, так и качество выпускаемых ими специалистов.

Совершенно очевидно, что устранить прогрессирующий в стране кадровый недуг усилиями одних регионов будет чрезвычайно проблематично, а времени на раскачку у нас нет, потому что проблема нарастает быстрее, чем находятся пути ее решения.

В целом сеть учебных заведений начального профессионального образования в большинстве регионов сохранена, есть достаточно квалифицированный преподавательский состав, разработаны новые образовательные стандарты. Дело остается за малым - для решения вопроса финансовых возможностей в дотационных регионах крайне недостаточно. Думаю, ни для кого не секрет, что последнее десятилетие финансирование учебных заведений начального профтехобразования велось только в рамках образовательного процесса, средств в укрепление материально-технической базы при этом фактически не вкладывалось. Такой подход к финансированию учреждений начального профессионального образования в самое ближайшее время необходимо изменить.

Буквально две недели назад мы провели выездное заседание комитета по социальной политике Алтайского краевого Законодательного собрания посвященное теме сохранения филиалов базовых училищ в одном из сельских ПТУ края.

Перед заседанием депутаты и приглашенные побывали в производственных мастерских училища и ещё раз увидели, на каком оборудовании идет обучение. Станки и техника 70-х годов выпуска и старше. В зданиях большинства училищ с той же поры не было капитальных ремонтов. Подготовить квалифицированного специалиста в таких условиях практически невозможно.

Когда-то в сельских ПТУ у нас была самая современная техника из той, которая работала в сельхозпредприятиях. Сегодня один современный трактор и зерноуборочный комбайн стоит не меньше 5 млн. рублей и о нем любое ПТУ может, конечно, только мечтать.

Учитывая серьезность и масштаб проблемы государство, на наш взгляд должно возвести в ранг отдельного национального проекта реанимацию материально-технической базы начального профессионального и среднего профессионального образования. Кроме того, следует видимо признать, что на бюджетные деньги должную учебно-производственную базу никогда не создать и сделать это можно только путем социального партнерства с предприятиями. А для этого нужен закон, который позволял бы работодателям на законных основаниях вкладывать средства в развитие училищ, с гарантией получить взамен определенные льготы и высококвалифицированных специалистов. Как вариант, можно предложить внести изменения в Бюджетный, Налоговый, Гражданский кодексы, расширяющие налоговые нормы и льготы для развития систем профессионального образования, увеличения социальной поддержки работников и студентов, укрепления учебно-материальной базы и инвестиций работодателей в систему образования.

Практически каждое сельское ПТУ у нас имеет свое учебное хозяйство и закрепленную землю. Средства на проведение посевных и уборочных работ в учебных хозяйствах никакими бюджетами не предусмотрены. Это сказывается на качестве и рентабельности производимой и реализуемой ими продукции. Внесением изменений в действующее федеральное законодательством вполне можно было бы отнести такого рода хозяйства к разряду «сельхозтоваропроизводителей», что допустило бы образовательные учреждения к использованию государственной поддержки по целевым программам. А это сниженные процентные ставки по кредитам, компенсации по топливу, минеральным удобрениям, семенам и т.д. И речь здесь не только о рентабельности производимой продукции. На применении тех же минеральных удобрений хозяйства сегодня попросту вынуждены «экономить», а это уже качество обучения будущих механизаторов.

Не могу не затронуть еще одну не менее важную тему. При всей важности решения проблемы подготовки молодых квалифицированных кадров, нам не стоит забывать, что профессиональное образование в современных условиях это еще и социальный институт. Реализация этой функции особенно необходима для учащихся и выпускников начального и среднего профессионального уровня образования, поскольку, как правило, они представляют в системе образования малообеспеченные семьи. По нашим оценкам до 80% учащихся профтехучилищ относится к этому слою населения. Такая специфика, наряду с системными проблемами функционирования учреждений начального и среднего профессионального образования, приводит к тому, что выпускники этих учебных заведений больше, чем выпускники вузов, подвержены риску остаться без работы, чаще встречают трудности при вступлении в трудовую жизнь. В свою очередь вполне очевидна связь между молодежной безработицей и преступностью, пристрастием к наркотикам. Высокий уровень молодежной безработицы приводит к отчуждению, социальным волнениям и конфликтам.

Многие учащиеся ПТУ- это дети-сироты либо оставшиеся без родительского попечения, воспитанники детских домов, выпускники коррекционных школ, то есть те, у кого нет возможности обучаться на платной основе.

Особое внимание нам стоит обратить на наведение порядка на рынке предложения образовательных услуг. Недопустимо большое количество филиалов высших учебных заведений, которые сегодня беспрепятственно открываются фактически во всех городах, при этом не несут никакой ответственности ни за качество образования, ни за дальнейшую судьбу своих дипломников. В то же время предоставление молодежи широкой возможности легко получить высшее, пусть и некачественное образование, сводит на «нет» мотивацию получить конкретную рабочую специальность в профучилище. К подготовке к поступлению в вуз, а не к обучению конкретным рабочим профессиям сводится сегодня и профильное обучение в школах. Между тем именно в училищах имеют возможность получить специальность, скажем выпускники коррекционных школ. По окончании обучения они не сидят потом на пособиях по инвалидности, а идут работать и даже платят налоги. Не совсем правильным представляется и отсутствие какой бы то ни было пропаганды рабочих профессий. На телевидении, в прессе, на уличных щитах рекламируются сегодня в лучшем случае торговля да сфера бытовых услуг.

Общими усилиями нам в ближайшие годы необходимо вернуть престиж начального профессионального образования и поднять на современный уровень материально-техническую базу профучилищ. Без решения этих ключевых вопросов трудно рассчитывать на появление на рынке труда универсальных специалистов, рабочих с «золотыми руками».

В алтайском крае в ближайшее время должна быть принята краевая целевая программа «Подготовка квалифицированных рабочих кадров для экономики Алтайского края на 2008-2012 годы», определяющая основные стратегические направления развития системы начального профессионального образования края до 2012 года, возможности её ресурсного обеспечения в условиях структурно-содержательной модернизации и удовлетворения экономики края рабочими кадрами. Главная цель Программы - создание эффективного механизма управления формированием, сохранением, воспроизводством, развитием потенциала квалифицированных рабочих кадров, обеспечивающего развитие экономики.

Решение задач Программы обеспечивается финансированием краевым бюджетом, а также за счет внебюджетных средств и средств федерального бюджета. Общий объем финансирования Программы составляет более 300 млн. руб.

И нам очень хочется надеяться, что в недалеком будущем появится Федеральная программы стратегии развития профессионального образования на период скажем 2009-2014 годов.
Вернуться назад в раздел