• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

5 сентября председатель комитета Алтайского краевого законодательного Собрания по социальной политике приняла участие и выступила с докладом на депутатских слушаниях на тему: Законодательное обеспечение и механизмы реализации целевой программы (09/09/08)

Уважаемые коллеги!

На мой взгляд, решение демографических проблем невозможно без коренного пересмотра всей социальной законодательной базы как на федеральном, так и на региональном уровне (в этом смысле Концепцию демографической политики можно сравнить со 122-м законом).

В рамках регламента сделать подробный анализ вопроса сложно, поэтому остановлюсь только на некоторых, важных с моей точки зрения, аспектах проблемы. Что касается мониторинга действующего краевого законодательства на предмет его соответствия Концепции демографического развития то специалистами комитета такая работа в настоящее время проводится.

Проблема демографии возникла не сегодня, также как и понимание в обществе значимости связанных с нею вопросов. К сожалению, на уровне государства, вопрос приобрел характер первостепенной задачи национальной политики только сейчас. И это все несмотря на то, что тенденция непрерывного сокращения населения страны наблюдается на протяжении как минимум последних 15 лет, а демографическая ситуация в стране стала уже грозить вырождением нации.

9 октября 2007 года Президентом Российской Федерации, как Вы знаете, была утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Вслед за этим Правительством Российской Федерации был принят план мероприятий по реализации концепции в 2008-2010 годах. В Концепции демографической политики определены цели, принципы, задачи и основные направления политики в области народонаселения на период до 2025 года.

И на прошлой сессии краевого Законодательного Собрания и сегодня здесь уже говорилось о том, что в крае приняты и исполняются более 20 социально значимых краевых и ведомственных целевых программ с общим финансированием более 15 миллиардов рублей. Могу добавить также, что вопросы, так или иначе связанные с обсуждаемой сегодня проблематикой в крае регулируются более чем 50 региональными законами. Поле деятельности для законодателей как видите огромное. И первое желание, которое возникает у человека при самом беглом знакомстве со всей этой массой нормативных документов - увеличить как круг лиц имеющих право на меры социальной поддержки, так и сам размер предоставляемой помощи. Учитывая невысокий жизненный уровень наших людей желание надо сказать понятное. Вспомните, о чем говорили выступающие при обсуждении проекта программы и в чем состоит смысл большинства поправок принимаемых нами в действующие краевые законы?...Именно в этом!

Чем, на мой взгляд, и хороша обсуждаемая программа - так это тем, что она рассматривая проблему в комплексе, позволяет и даже настраивает взвесить свои возможности и соразмерить с ними наши желания.

Убеждена, что именно отсутствие возможностей было одной из главных причин многолетнего забвения демографической проблемы. Максимум на что их хватало - было точечное решение локальных проблем.

Если быть реалистами, то следует признать что и сегодня наши возможности, особенно на региональном уровне достаточно ограниченны. Поэтому утверждая Программу очень важно точно расставить приоритеты, выделить первоочередные проблемы и именно на их решении сосредоточить свои усилия.

Одним из основополагающих принципов положенных в основу демографической политики Российской Федерации является укрепление института семьи, возрождение духовно-нравственных традиций семейных отношений и повышение рождаемости. Именно семье на федеральном уровне отводится сегодня одно из центральных мест в комплексе мер направленных на решение демографических проблем. Убеждена, что и нам именно в этом направлении надо сосредоточить свои усилия уже на первом этапе, не откладывая решение проблем семьи, материнства и детства на потом.

Нам надо взять на вооружение имеющийся уже в ряде регионов опыт по созданию целостной системы социальной поддержки семей с детьми, принявших законы о семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства, предусматривающие в том числе материальные меры и стимулирование рождаемости, поощрение ответственного материнства и отцовства.

Решение задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений должно включать в себя:

дальнейшее развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи;

активную пропаганду ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка.

Для усиления поддержки семей, имеющих детей, в экономическом плане нам надо:

развивать систему предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярный пересмотр и индексацию их размеров с учетом реальной, а не плановой инфляции);

усилить стимулирующую роль дополнительных мер поддержки семей, расширяя в связи с этим рынок образовательных услуг для детей и масштабы строительства доступного жилья для семей с детьми;

создавать и совершенствовать механизмы оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов;

обеспечить потребность семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций, повышения доступности и качества их услуг;

создавать условия для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми;

апробировать и внедрять систему адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи;

поднять на новый уровень работу по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей.

Само собой разумеется, что под решение всех этих задач нам с вами и следует разработать необходимую нормативно-правовую базу.

А в идеале было бы очень неплохо (как нам было рекомендовано Государственной Думой) все принимаемые в регионе законы и программы подвергать демографической экспертизе с точки зрения их воздействия на повышение рождаемости, снижение смертности, укрепление института семьи.

Поддержку государства должны почувствовать абсолютно все семьи, а не только те, которые уже попали кризисную ситуацию. Но режим максимального благоприятствования мы должны создать для многодетных семей.

Многодетных семей у нас не так уж много, поэтому совокупные затраты на реализацию даже очень значительных мер поддержки не могут быть большими. При этом идеологическое воздействие на население будет очень значительным. Пока же, к сожалению, нынешнее бедственное положение многодетных семей, более 80 процентов из которых признаются органами социальной защиты как малообеспеченные и нуждающиеся в помощи, является очень эффективной антирекламой. Программой предусматривается введение двух новых выплат для этой категории граждан. И было бы очень уместно до конца года внести в наш закон «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае» еще одно, но очень существенное изменение, предусматривающее предоставление им льготы по оплате коммунальных услуг

Более пристального внимания и заботы со стороны государства требуют к себе и семьи, взявшие на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом направлении в крае в последние годы немало сделано. Ряд мер предусматривает и обсуждаемый проект демографической программы. Но и здесь нам есть над чем поработать, и есть чему поучиться у других регионов. Считаю, что этот блок вопросов в программе неплохо было бы усилить, а действующую региональную нормативную правовую базу корректировать и совершенствовать. Тема это очень больная и сложная, но рано или поздно нам придется её решать. И исходить при этом мы должны из того, что профилактика социального сиротства; работа по сохранению и укреплению «кровных» семей для детей, а также развитие института приемных семей как одной из форм семейного устройства детей; создание системы учреждений по сопровождению замещающих семей и постинтернатного сопровождения бывших воспитанников учреждений общественного воспитания является одним из ключевых направлений в программе демографического развития.

Уважаемые коллеги!

К сожалению, семейная политика у нас сегодня воспринимается не как самостоятельное направление деятельности органов власти, а как некий придаток к социальной политике. Следовательно, и её реализация решается на уровне реализации общих социальных проблем. Проблемой демографии сегодня понемножку занимаются очень многие. Но для всех из них вопросы демографии являются только одними из многих. Единого же координирующего органа нет. Среди исполнителей нашей демографической программы определены, например, семь управлений Администрации Алтайского края. Заказчиком-координатором программы выступает при этом Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности. Учитывая, что медицинская составляющая лишь одно из многих направлений Программы, задача прямо скажем непростая. На мой взгляд, учитывая длительность решения проблемы и её чрезвычайную важность было бы уместно подумать о необходимости создания в системе исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне специального органа, отдельно занимающего проблемой демографии.

Уважаемые коллеги!

Я намеренно не стала называть нормативных правовых актов, которые нам предстоит разработать и принять для реализации демографической программы. Считаю, что все точки в проекте программы пока не расставлены, а от этого будет очень многое зависеть. Буду очень благодарна всем кто сегодня, или уже после проведения слушаний внесет свои предложения. Думаю, что недостатка в них не будет, поскольку проблема непосредственно затрагивает жизненные интересы и наших избирателе, и наши с Вами.

Благодарю за внимание!
Вернуться назад в раздел