• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Итоговая коллегия «Главалтайсоцзащита» (20/03/09)

13 марта 2009 г. Состоялась заседание итоговой коллегии Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.


В работе коллегии приняли участие Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин, заместитель Губернатора края Н.П. Черепанов, председатель комитета АКЗС по социальной политике И.В. Солнцева, начальники управлений Администрации края, руководители смежных ведомств, общественные организации.

Губернатор выступил с докладом, определяющим приоритетные направления деятельности Администрации края и «Главалтайсоцзащиты» в области социальной защиты населения Алтайского края в период мирового кризиса.

Далее свой доклад представил перед собравшимися коллегами края начальник «Главалтайсоцзащита» - С.Н. Дикарев.

Живой интерес вызвало яркое эмоциональное выступление председателя комитета И.Солнцевой. В своем выступлении она высказала свой взгляд на некоторые проблемы, присутствующие сегодня в этой важнейшей сфере.

«В целом считаю, что в области социальной защиты населения в Алтайском крае в последние годы произошли очень существенные подвижки, проделан огромный объем работы. На решение проблем социально незащищенных категорий граждан направлены очень серьезные бюджетные средства.

Знаю, что найдется не мало желающих поспорить с такой оценкой. Но если оперировать не эмоциями, а цифрами, то все сразу становится на свои места.

Сергей Николаевич в докладе говорил уже о том, что общий объем средств краевого бюджета по отрасли «Социальная защита населения» составил в 2008 году почти шесть миллиардов рублей что в 2,6 раза превысило уровень финансирования 2007 года и в 3,8 раза - уровень финансирования 2005 года.

С января 2008 года в объеме, предусмотренном для ветеранов труда, введены дополнительные меры социальной поддержки для тружеников тыла, за счет средств краевого бюджета введена, ежемесячная денежная выплата в размере 300 рублей ветеранам боевых действий, имеющим инвалидность.

Алтайский край в числе первых регионов осуществил переход на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в денежной форме.

Проиндексированы ежемесячные денежные выплаты всем краевым категориям льготников. Причем трем самым многочисленным категориям (ветеранам труда, труженикам тыла, и пострадавшим от политических репрессий) размеры ЕДВ увеличены в три раза. При этом за всеми ними сохранено и право на приобретение социального проездного билета.

Перечень этот можно было бы продолжать, но вопрос даже не в этом. Главное на мой взгляд состоит в том, что Администрацией края предприняты усилия в плане перехода от латания дыр к системному решению проблем.

На субъекты федерации в настоящее время возложена ответственность за социальную поддержку целого ряда категорий граждан. Увеличивать и дальше социальную нагрузку на бюджет вряд ли получится, потому что она у нас в крае и так достаточно велика. Невольно приходится делать выбор и расставлять приоритеты.

В последние годы главный акцент и законодательная и исполнительная власть делали на социальную поддержку людей старшего поколения. Мы год за годом регулярно расширяем категории граждан имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда Алтайского края», увеличиваем как набор, так и объем предоставляемых этим категориям граждан мер социальной поддержки. Могу с уверенностью сказать, что в этом направлении Алтайский край опережает большинство других субъектов федерации. И, как мне кажется, мы вправе пока взять здесь определенную паузу, ограничиться достигнутым уровнем.

Потому что есть в нашем обществе еще одна категория граждан, не меньше нуждающаяся в заботе и опеке государства. Это наши дети.

К сожалению, похвалиться тем, что и здесь мы продвинулись дальше других регионов, я пока не могу.

Конечно, и для поддержки семей с детьми в крае тоже делается не мало. Достаточно вспомнить наши целевые программы, все наши краевые законы. Но в целом всех принимаемых мер пока, на мой взгляд, недостаточно для того, чтобы все дети чувствовали себя одинаково комфортно. Я думаю, в этом нас поймут и сами ветераны. Потому что и сегодня значительная часть социальной помощи пожилым (но уже на уровне семьи) все равно перераспределяется именно детям.

В конце прошлого года в качестве закона была утверждена краевая целевая программа «Демографическое развитие Алтайского края» на 2008 - 2015 годы. Она конечно не идеальна. Наш комитет, например, считает, что в первую очередь в программе требуется усилить такое направление как «Поддержка семей с детьми». Но в любом случае это как раз попытка системного решения проблемы.

Пользуясь присутствием Губернатора, прошу Александра Богдановича дать поручения с тем, чтобы мероприятия Программы по возможности исполнялись в полном объеме.

Сергей Николаевич сказал сегодня в своем докладе о единовременном пособии матерям, родившим тройню в размере 150 тыс. руб., заложенных в программу. К сожалению, предусмотренные программой ежегодная денежная выплата для подготовки ребенка к школе и единовременное пособие для подготовки первоклассника к школе на детей из многодетных семей почему-то в бюджете на 2009 год оказались не учтены.

И еще на один закон мне хотелось бы обратить внимание присутствующих. Речь идет о законе Алтайского края «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае».

Александр Богданович! Я понимаю все наши сложности с бюджетом. И, тем не менее, очень Вас прошу: «Давайте найдем возможность вернуться к этому закону. Найдем возможность для расширения мер социальной поддержки детей из многодетных семей». В качестве конкретных мер могу предложить снижение максимально допустимой доли собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, установление компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, и предоставление права на приобретение социального проездного билета. Сегодня город Барнаул продает ученические билеты для многодетных, но действуют они только в трамваях и троллейбусах, на которых дети не всегда могут добраться до нужного места.

Знаю о подобных просьбах со стороны почетных доноров, ветеранов боевых действий и других, но детям из многодетных семей мне кажется надо отдать здесь предпочтение.

Это не такие уже большие деньги, а отдача от них и в плане практической помощи, и в плане общественного резонанса будет большая.

И еще одна проблема.

Пользуясь присутствием большого числа руководителей социальной защиты как краевого, так и районного уровня хочу сказать следующее. Мы с Вами проводим огромную работу по социальной поддержке граждан, а донести это до людей, своевременно разъяснить им смысл проводимых преобразований не можем. Не то что не умеем, а не хотим. Вспомните, с каким напряжением ожидалось принятие закона предусматривающего замену натуральных льгот по коммунальным услугам на денежные компенсации. Вспомните, какой ажиотаж вокруг этого создавался. Но провели в 6 территориях эксперимент, обобщили опыт, учли ошибки, обсудили вопрос на выездном заседании комитета в Павловске и только потом перенесли все это на весь край. Да, не все гладко. Да, есть недоработки. Но больших проколов нет, люди все правильно поняли и успокоились.

К сожалению, так пока получается далеко не всегда. Самое печальное, что задним числом, мы все равно это делаем. Так давайте будем действовать на опережение.

Вот сейчас еще одна ситуация назревает. Прокуроры районов г.Барнаула (и некоторых других городов и районов) стали обращаться в суды с требованиями признать незаконными действия вычислительных центров, управляющих компаний и управлений по социальной защите в части расчета сумм компенсации за оплату коммунальных услуг исходя из социальной нормы площади жилья и числа проживающих.

Суды удовлетворяют исковые требования прокуратуры и обязывают ответчиков произвести перерасчет и выплату компенсаций за весь предыдущий период на всю площадь жилья льготника.

Мы изучили проблему, провели в начале недели заседание рабочей группы и считаем, что прокуратура и суды принимают недостаточно обоснованные решения, а мы их решения не обжалуем. Основания для этого у нас есть, потому что есть решение Верховного суда по Приморскому краю по аналогичному вопросу. Но и нам надо оперативно подготовить и внести изменения в наши нормативные акты. Пока решения судов не стали носить массового характера.

Уважаемые коллеги!

У нас почему-то многие социальные работники понимают свою функцию исключительно как оказание практической помощи конкретному человеку. При этом мы почему-то забываем о том, что важнейшей задачей всей системы социальной защиты является еще и задача снижения социальной напряженности в обществе. Социальный работник сегодня это своего рода звено в отношениях между государством с его гражданами. Нравится это кому-то или нет, но другой столько разветвленной и обеспеченной квалифицированными кадрами структуры у нас сегодня больше нет. Поэтому прошу Вас всех не забывать об этом ни на одну минуту. В свою очередь ответственность за все упущения в работе социальных служб в полной мере отношу и на свой счет»

Пользуясь случаем, депутат поблагодарила всех за активную совместную работу и взаимопонимание, пожелала всем крепкого здоровья, благополучия и огромных успехов в очень нужной и непростой работе.
Вернуться назад в раздел