• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Выступление И.В. Солнцевой на Межрегиональной конференции «Социальное партнерство - совместная ответственность в деле укрепления семьи и базовых ценностей» (23/04/09)

Мы знаем Екатерину Филипповну Лахову не только как председателя Союза женщин России, не только как депутата и заместителя председателя комитета Государственной Думы. Мы знаем её еще и как одного из авторитетнейших политиков Российской Федерации, к мнению которой прислушиваются первые руководители страны.

В этой связи хотела бы воспользоваться присутствием Екатерины Филипповны и высказать ей несколько просьб, укладывающихся в рамки нашей конференции.

Первое

Нами подготовлен проект федерального закона о внесении изменения в Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», закрепляющий необходимость принятия Постановления Правительства РФ, устанавливающего порядок выдачи разрешений на совершение сделок с имуществом недееспособных лиц.

Вопрос этот носит проблемный характер, так как зачастую сделки с недвижимым имуществом лиц, лишенных дееспособности, совершаются из корыстных интересов опекунов. Какие-либо нормативные акты, регулирующие порядок выдачи указанных разрешений на федеральном уровне в настоящее время, отсутствуют.

Разрешение на сделку с имуществом недееспособных выдается органом опеки и попечительства, отказ в его выдаче должен быть мотивирован и может быть оспорен в судебном порядке.

Органам опеки и попечительства необходим нормативный правовой акт, определяющий порядок выдачи указанных разрешений и отражающий критерии определения выгоды подопечного лица.

Урегулировать проблему законом субъекта Федерации мы не можем потому, что вопросы, связанные с имущественными отношениями (в том числе выдачей разрешения на сделки с имуществом недееспособных граждан), регулируются нормами гражданского законодательства, находящегося в ведении Российской Федерации, и есть высокая степень вероятности оспаривания такого рода нормативного правового акта в судебном порядке.

Второе

Около половины субъектов федерации законодательно закрепили право многодетных семей и семей, имеющих детей-инвалидов, на бесплатное получение в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Знаю, что такого рода законы приняты не только в Алтайском крае, но и в Омской, Томской, Новосибирской, Кемеровской областях, в Красноярском крае, в Республике Алтай и др. субъектах.

В то же время на практике предоставить, кому бы то ни было, в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства крайне сложно.

Вопрос в том, что по общему правилу, установленному Земельным кодексом, предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Исключения из данного правила могут предусматриваться законодательством РФ и субъектов Федерации.

При этом специальный порядок бесплатного предоставления земельных участков на федеральном уровне не установлен, в результате чего органы государственной власти и органы местного самоуправления сталкиваются с проблемами различного характера.

Кроме того, в соответствии с Земельным кодексом земельные участки для жилищного строительства предоставляются исключительно на торгах в форме открытого аукциона. Как показывает практика, желающих получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства довольно много, поэтому единственный способ получить такой земельный участок - участие в торгах. При этом для бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан неприменима ни конкурсная процедура, ни порядок предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду.

Установить порядок бесплатного предоставления земельных участков на уровне субъекта Российской Федерации не представляется возможным, так как соответствующие полномочия у них отсутствуют. Земельным законодательством к компетенции субъектов федерации отнесены только полномочия по установлению случаев бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц.

Если мы заинтересованы в решении проблемы (а речь здесь может идти не только о многодетных семьях, но и о других категориях граждан, нуждающихся в этом), необходимо внести соответствующие изменения в Земельный кодекс.

Третье

Реализация национального проекта «Образование» уже позволила значительно улучшить условия обучения в образовательных учреждениях различного уровня.

Теперь, в связи с улучшением демографической ситуации, особое значение приобретают вопросы развития дошкольного образования. В крае ведется большая работа по восстановлению ранее закрытых дошкольных образовательных учреждений и строительству новых.

Однако в связи с недостаточной финансовой обеспеченностью пока не представляется возможным направить необходимые средства для улучшения состояния материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений, установить достойную заработную плату её работникам.

Учитывая, что проблемы эти характерны для большинства субъектов РФ, мы обратились с просьбой к Правительству о включении в национальный проект «Образование» направления «Государственная поддержка дополнительного образования детей и дошкольного образования» и просили бы Екатерину Филипповну нас в этом поддержать.

Четвертое

Мы все чаще говорим сегодня о социальном партнерстве. А партнерство - это, как правило, договорные отношения.

Если нарушается Закон, тут все понятно. На эти случаи есть прокуратура, суд, другие компетентные органы.

Сложнее, когда нарушаются, по сути, добровольные договоренности.

Можно, конечно, идти по пути ужесточения законодательства, можно взывать к совести, но ситуацию это не решит. Здесь должны работать меры поддержки со стороны государства тех работодателей, которые соблюдают достигнутые партнерские взаимные договоренности. Поддержки не только моральной, но и экономической. Работодателю должно быть выгодно не увольнять, не уменьшать зарплату и т.д. Именно в этом направлении мне кажется должны быть направлены усилия власти.

И последнее

Экономический кризис, рост безработицы и усиление инфляции могут привести к ухудшению демографической ситуации в стране. Под угрозой окажутся ключевые показатели, которые за последние несколько лет выросли до уровня, не наблюдавшегося в России более 15 лет.

Если не принять на уровне федерального центра решений по поддержке родительства и детства, все может возвратиться на исходные позиции.

Предусмотренных проектом антикризисной программы мер по социальной поддержке граждан в современных условиях, на наш взгляд, недостаточно. Понятно, что снять все проблемы разом не получится. Поэтому усилить их надо, по крайней мере в отношении семей с детьми, так называемой зоны риска: семьи с малолетними детьми; одиноких матерей, воспитывающих детей до трех лет, а также беременных женщин, ставших безработными вследствие сокращения на предприятиях.

Хочу поддержать уже высказывавшиеся на разных уровнях предложения о дополнительном к региональному установлении ежемесячного федерального пособия на ребенка в размере 500 рублей на первого, 1000 - на второго и 1500 на третьего и последующих. Об установлении нормы, предусматривающей продление выплаты пособия по уходу за ребенком с нынешних 1,5 до 3 лет, что не только поддержит семьи, но и будет способствовать снижению давления женщин на рынок труда. Родителю, признанному безработным, можно было бы установить социальную надбавку до максимального размера пособия по безработице, если его супруг находится в отпуске по уходу за ребенком.

Было бы хорошо, если бы проект антикризисных мер предусматривал введение госзаказа на строительство социального жилья для малообеспеченных многодетных семей. Эта мера позволит не только стимулировать рождаемость, но и поддержать строительный комплекс.

Должна сказать, что ценой громадных усилий органов государственной власти в семьях успели сложиться весомые ожидания, связанные с государственной поддержкой семей. И подрыв этих ожиданий может привести к непоправимым последствиям.

И одно замечание по повышению пенсий.

В 2009 году должно быть реализовано решение о повышении среднего размера социальных пенсий до прожиточного минимума пенсионера (4294 руб. в конце года). Это означает увеличение социальных пенсий, а также базовой, гарантированной государством части трудовых пенсий на 42,8% за год, или на 25,3% сверх роста цен. В то же время средний размер трудовых пенсий в 2009 году будет увеличен только на 23,9%, или на 8,7% сверх роста цен. Таким образом, размеры пенсий у граждан независимо от их трудового вклада практически нивелируются. Высокий заработок в период трудовой деятельности практически перестает влиять на размер пенсии в старости.

Такое положение дел уже сейчас начинает вызывать справедливое возмущение граждан, выполнявших ответственную, требующую высокой квалификации и, следовательно, высокооплачиваемую работу.

Вернуться назад в раздел