Выступление Ирины Солнцевой на Международной научно-практической конференции "Предсавительная и законодательная власть: история и современность" (17/09/09)
Развитие молодежного парламентаризма в Алтайском крае. История, практика, перспективы
Научное осмысление развития отечественного парламентаризма приобрело в последние годы особое значение и актуальность. Катализатором этому во многом послужило празднование 100-летнего юбилея парламентаризма в России.
За двадцатилетие реформ в нашей стране выросло поколение молодых россиян, по-новому смотрящих на политические и социальные процессы в России, на вызовы современности. Молодежь не обременена ностальгией о советском прошлом, она свободна и открыта для осознания и активного участия в демократических преобразованиях в стране. В этой связи возникает острая потребность в механизмах, способствующих вовлечению молодежи в общественные процессы. Это осознается как самой молодежью, так и государственной властью. Сейчас 27 % населения нашей страны - это молодежь.
В тоже время доля молодых граждан в органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления крайне мала. Дмитрий Анатольевич Медведев на заседания Государственного совета «О молодёжной политике в Российской Федерации», 17 июля 2009 года призвал представителей власти активнее включать молодежь в политическую и общественную жизнь, предложив законодательно единый возраст по избранию в представительные органы местного самоуправления.
Совершенно очевидно, что для разрешения проблем молодежи необходимо формирование действенных структур по защите её прав и законных интересов. Принцип «работать для молодежи» при этом должен быть заменен на принцип «непосредственное участие самой молодежи». В этой связи особый интерес представляют такие институты, через которые молодежь может повлиять на решение собственных проблем и одновременно приобщиться к демократическим ценностям и процессу становления гражданского общества. Значительным шагом в этом направлении стало создание разного рода общественных консультативно-совещательных структур молодежи, к которым относятся и различные формы молодежного парламентаризма, активно развивающегося в нашей стране.
Молодежный парламентаризм в России развивается не более двадцати лет параллельно с формированием гражданского общества. Однако опыт работы молодежных парламентов в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях уже показал эффективность деятельности по привлечению молодежи к решению общественно-политических и социально-экономических задач.
В настоящее время молодежные парламенты существуют в большинстве субъектов Российской Федерации. А инициатива по созданию легитимных представительных органов молодежи находит поддержку и власти, и молодежи. Ярким свидетельством поддержки развития молодежного парламентаризма со стороны государства на федеральном уровне является создание Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания РФ и Молодежной парламентской ассамблеи при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
По своей природе институт молодежного парламентаризма не может быть массовым. Молодежный парламентаризм скорее выступает своего рода зонтичной структурой для более массовых молодежных организаций.
С возникновением молодежных парламентов стал вопрос об эффективных формах работы данной структуры. Сегодня существует три точки зрения на эту проблему.
Первая - оставить все как есть и ничего не менять. В этом случае нельзя ожидать заметного вклада от Молодежного парламента в политическую жизнь регионов и страны.
Вторая - формирование Молодежного парламента по партийному принципу. Ее суть в том, что политические партии, прошедшие в парламент, такое же количество молодых людей делегируют в молодежный парламент. Получается серьезная политическая площадка.
Третья - полноценные выборы в Молодежный парламент. Данная позиция решает главную проблему - проблему легитимности молодых депутатов, но является наиболее сложной в организационном плане.
Особенностью молодежного парламентаризма в Алтайском крае является то, что его формирование началось «снизу» - на муниципальном уровне. В конце 90-х первый парламент был создан в г. Славгороде, затем создавались парламенты в Алейске (1999), Бийске (2001), Новоалтайске (2001) Барнауле (2002). В 2002 году создан Молодежный Парламент Алтайского края. Основными инициаторами создания молодежных парламентских структур в городах и районах стала скорее даже не молодежь, а исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований.
Исключением пожалуй являются Молодежный парламент Алтайского края, города Барнаула, Бийского, Панкрушихинского, Шелаболихинского районов, организованные по инициативе и при участии законодательного и представительных органов соответствующего уровня.
На 1 сентября 2009 года Алтайском крае в 59 муниципальных образованиях созданы молодежные парламенты имеющие различные названия (думы, парламенты, палаты, советы, коордиционный совет (Михайлов.р-н), советы школьников). Еще в 7 муниципальных образованиях ведется активная работа молодежи по созданию своих представительных органов, и думаю уже к началу 2010 г. в крае появятся еще 7 новых молодежных парламентов.
Молодежный Парламент Алтайского края создается при Алтайском краевом Законодательном Собрании, на срок полномочий текущего созыва, является совещательным органом по вопросам молодежной политики, осуществляет свою деятельность на общественных началах и действует в соответствии с Положением утвержденным Постановлением АКЗС № 435от 30 июня 2008 года.
Первый созыв Парламента Алтайского края был представлен молодыми депутатами из 28 муниципальных образований края. С 2004 года работал второй созыв Парламента, в который вошли представители от 53 молодежных представительных органов (советов по работе с молодежью и молодежных парламентов). В третьем созыве 56 молодых парламентария представляют молодежные парламентские структуры муниципальных образований, еще 8 прошли по конкурсу, проведенному президиумом Молодежного Парламента. Молодежный парламент Алтайского края является одним из многочисленных и охватывающим широкое представительство муниципальных образований Алтайского края, что в принципе является достаточно уникальным для Российской Федерации явлением.
Интересно, что юношей в местных парламентах в два раза больше, чем девушек, но председателями местных парламентов в большинстве территорий избраны девушки. Учитывая, что краевой Парламент в большинстве своем формируется по принципу делегирования представителей муниципальных парламентов (а ими стали, как правило, председатели), третий созыв краевого парламента на 70 процентов состоит сегодня из девушек. Председателем также является девушка, студентка 4 курса экономического факультета Алтайского госуниверситета.
В соответствии с действующим Положением кандидатов для избрания в краевой Молодежный Парламент у нас могут предлагать политические партии и молодежные общественные организации, органы местного самоуправления, депутаты молодежных представительных органов муниципальных районов и городских округов. Еще 10 членов Молодежного Парламента входят в его состав на конкурсной основе. Такая система позволяет разнообразить социальный, возрастной и политический состав краевого молодежного представительного органа. В краевом Парламенте существует большая прослойка не только учащейся, но и работающей молодежи, имеющей большой социальный опыт взаимодействия с разными группами населения, что выгодно отличает его от других Парламентов.
С каждым созывом совершенствуется нормативная правовая база функционирования молодежного Парламента, что помогает по-новому взглянуть на существующие проблемы молодежи и найти оптимальный способ их решения.
Органами Парламента являются: сессия, президиум и комиссии. Сессия Парламента созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода. Президиум Парламента - коллегиальный орган, подотчетный сессии. В состав президиума входят по должности председатель, его заместитель, председатели постоянных комиссий. Комиссии формируются Парламентом по направлениям деятельности. В действующем Парламенте их три:
-комиссия по социальной политике;
-комиссия по экономической политике;
-комиссия по защите прав молодежи и реализации молодежных инициатив.
Представляют интерес конкретные формы работы Парламента.
В частности, перед проведением сессии проводится учеба молодых парламентариев, в которой задействованы различные органы государственной власти либо иные государственные органы. Например, Избирательная комиссия Алтайского края проводила учебу на предмет разъяснения избирательного законодательства, деятельности избирательных комиссий различных уровней, функционирования системы ГАС-Выборы. Алтайское краевое Законодательное Собрание знакомит молодых людей с осуществлением депутатской деятельности, законодательного процесса, работой комитетов и аппарата краевого законодательного (представительного) органа и так далее.
Сессия рассматривает обычно от 6 до 10 вопросов, касающихся молодежной политики. Среди них в обязательном порядке выносится вопрос об опыте работы в области молодежной политики в тех или иных муниципальных образованиях. Поскольку в работе сессий всегда принимают участие специалисты по делам молодежи из органов местного самоуправления, обмен опытом представляется очень важной и эффективной формой взаимодействия представителей молодежи и исполнительной власти. Также в обязательном порядке рассматривается вопрос об исполнении решений, принятых на предыдущей сессии, и задачах на период до проведения очередной сессии. Это позволяет осуществлять постоянный контроль, четко распределять поручения на ближайшую перспективу для президиума, комиссий и конкретных членов молодежного парламента.
Члены Парламента принимают участие в комиссиях и оргкомитетах по проведению различных мероприятий, совместно с органами исполнительной власти участвуют в мероприятиях по реализации краевых законов.
Депутаты Молодежного Парламента в обязательном порядке приглашаются на публичные слушания и «круглые столы», проводимые законодательной и исполнительной властью края по наиболее значимым вопросам.
За семилетний период своего существования Парламентом накоплен большой опыт работы в нормотворчестве, что дало эффективный результат.
Рассматривались и направлялись в федеральные органы власти предложения по таким важнейшим вопросам, как: «О проекте Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации», «О предложениях Молодежного Парламента Алтайского края по внесению изменений в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», входящую в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
По инициативе Парламента в 2006 году были выделены средства краевого бюджета в размере 500 тыс. рублей на проведение конкурса социально значимых проектов в области молодежной политики. Опыт проведения конкурса грантов оказался удачным. В результате в краевой целевой программе «Молодежь Алтая» на 2007-2010 годы», принятой законом, по всем направлениям программы запланированы конкурсы социальных проектов и предусмотрено соответствующее финансирование. В 2007 году в конкурсе участвовало более 400 молодежных проектов, половина из которых стали победителями и были профинансированы более чем на 7 млн. рублей из краевого бюджета.
Парламентарии принимали активное участие в подготовке краевой целевой программы «Молодежь Алтая» на 2007 - 2010 годы, которая была разработана в развитие закона Алтайского края «О региональной молодежной политике в Алтайском крае». Важность принятого правового акта трудно переоценить, поскольку на федеральном уровне есть пока только Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная в конце 2006 года. На уровне закона государственная молодежная политика пока, к сожалению, не закреплена.
В настоящее время молодежный парламентаризм является действенной формой молодежного представительства, формирования молодежного кадрового резерва, институтом, позволяющим эффективно интегрировать молодежь в принятие важнейших государственных решений в области молодежной политики. Поэтому сегодня ведется работа, направленная на более тесное взаимодействие органов государственной власти края, исполнительных и представительных органов муниципальных районов и городских округов в развитии молодежного парламентаризма на местах.
Спектр проблем, в решении которых принимает участие молодежный Парламент Алтайского края, достаточно широк. Это:
- содействие в создании и организации деятельности молодежных представительных органов муниципальных образований;
- содействие социальному, правовому, образовательному, культурному, нравственному, патриотическому и физическому развитию молодежи;
- рассмотрение, изучение, обсуждение и внесение предложений по актуальным проблемам молодежной политики;
- участие в подготовке нормативных правовых актов органов государственной власти Алтайского края по вопросам, связанным с реализацией молодежной политики в Алтайском крае;
- сотрудничество с молодежными общественными организациями и учебными заведениями края;
- поддержка молодежных инициатив.
Немаловажной формой работы и взаимодействия являются совместные мероприятия АКЗС и Молодежного Парламента образовательного, социального характера, а также мероприятия по укреплению и развитию молодежных общественных институтов: выездная школа для молодых парламентариев в лагере «Юность» Егорьевского района, Форум молодых лидеров Сибири, Встреча молодежных общественных организаций Алтайского края, межрегиональный форум «Алтай-2009», реализация социального проекта «Музыкальный Алтай», выездные заседания и мероприятия и др.
Молодежный Парламент активно предлагает свои инициативы в сфере молодежной политики, свое видение на решение спорных общественных вопросов как Законодательному Собранию так и Губернатору Алтайского края
Динамика развития направлений деятельности Молодежного Парламента Алтайского края представляет собой типичный пример переориентации работы с проведения социально значимых мероприятий молодежной парламентской структуры на обсуждение, разработку и дальнейшее продвижение нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы молодежи.
Следует признать, что при всем разнообразии форм молодежного парламентаризма существует главная объединяющая их функция - выявление и представление интересов молодежи субъекта Российской Федерации (либо муниципального образования), повышение эффективности участия молодежи в жизни края, города, района. Это способствует достижению конкретных социальных и экономических результатов, вовлечению молодых граждан в общественно-политические процессы, повышению общей правовой культуры и гражданской активности молодежи.
Работа в молодежных парламентских структурах способствует развитию социальной активности: молодые люди включаются в деятельность политических партий, осознанно участвуют в выборах разного уровня в качестве избирателей и кандидатов в депутаты. Этот процесс - прохождение молодежью так называемой школы жизни - выгоден современной политической элите, так как она при ротации получает проверенные кадры. Однако проблемы реального включения молодежи в «большую» политику пока конечно остаются.
Проведенный мониторинг политических предпочтений и процента вовлеченности молодых парламентариев в деятельность политических партий свидетельствует, что работа в молодежном парламенте значительно политизирует жизнь молодого человека, помогает ему определиться со своими политическими предпочтениями, часто влияет на процесс профессиональной ориентации молодого человека. В настоящее время, после изменения системы организации и проведения выборов, каждая политическая партия будет активизировать работу с молодежными парламентами и молодежью в целом.
В то же время необходимо отметить, что создание молодежных парламентских структур может использоваться в интересах политических лидеров и партий. Существует угроза, что созданные и создаваемые молодежные парламенты могут использоваться в предвыборных кампаниях. Для снижения риска подобного развития событий желательно, чтобы инициатива создания парламентов исходила все-таки от самих молодых людей, а государственные структуры лишь способствовали фактическому выражению законных интересов молодежи.
Именно поэтому молодежным парламентам необходимо найти такие формы сотрудничества с политическими партиями, которые позволят отстаивать свои интересы и не быть трансформированными в «молодежные крылья» политических партий.
В качестве предполагаемых результатов развития молодежного парламентаризма можно назвать:
- привлечение молодежи и ее объединений к разумному участию в деятельности органов законодательной и исполнительной власти, выполнению планов и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
- создание условий для участия самой молодежи в формировании законодательного поля для обеспечения своих прав и свобод;
- совершенствование системы участия молодых граждан в процессе выработки, принятия и реализации решений в области государственной молодежной политики;
- формирование кадрового резерва государственного и муниципального управления;
- выявление социально активных молодых людей в различных сферах общественной жизни;
- привлечение научного и творческого потенциала молодежи к участию в реализации государственной и муниципальной политики;
- создание условий для сотрудничества органов государственной власти и молодежи в реализации молодежной политики;
- привлечение к проведению социально значимых мероприятий не только самих молодых парламентариев, но и общественных молодежных объединений;
- просветительская деятельность в широкой молодежной среде;
- обучение членов молодежных парламентских структур основам социального управления, законодательства субъекта Российской Федерации, парламентской процедуры и разработки нормативных правовых актов органами государственной власти и органы местного самоуправления;
Важнейшими направлениями деятельности молодежных парламентских структур является участие в разработке нормативных правовых актов, затрагивающих интересы молодежи, мониторинг существующих молодежных проблем, представительство молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления.
Роль молодежного парламентаризма в государственном строительстве не должна преувеличиваться. Но она не должна и преуменьшаться.
Безусловно, только исторический опыт развития молодежного парламентаризма покажет его реальную значимость в становлении гражданского общества и развитии молодежной политики в России. Но однозначно можно утверждать, что молодежные парламенты уже сейчас помогают решать проблемы молодого поколения и формируют социально активных молодых людей для гражданского общества.
В окончании своего выступления, хотелось бы перефразировать известное выражение Шарля де Голля: «Политика слишком серьезное дело, но ее просто необходимо доверять молодым»!