• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

14/04/09 Совет по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию при АКЗС

31 марта 2009 года состоялось очередное (четвертое) заседание Совета по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию при Алтайском краевом Законодательном Собрании.

На Совете были рассмотрены следующие вопросы:

  • 1. О предложениях по использованию научно-технического потенциала и продвижению инновационных технологий в рамках Комплексной программы социально-экономического развития Алтайского края.
  • 2. О целесообразности внесения изменений в Закон Алтайского края от 11.10.1999 г. N 48 - ЗС «О научной деятельности и региональной научно-технической политике Алтайского края».
  • 3. О подготовке соглашения по взаимодействию и сотрудничеству между Сибирским отделением РАН и Алтайским краем

В докладе по первому вопросу А.С. Жарков - генеральный директор ФГУП «ФНПЦН «Алтай», член-корреспондент РАН остановился на итогах работы по созданию Алтайского биофармацевтического кластера (АБФК) в 2008 году и перспективах его дальнейшего развития.

Докладчик озвучил предложения руководства АБФК:

1. Определить следующие источники финансирования Программы деятельности АБФК:

- по АБФК - членские взносы участников НП и финансирование за счет средств краевого и городского бюджетов по линии наукограда (около 10 млн. руб.);

- по КАУ «Дирекция АБФК» - за счет краевого бюджета (около 3 млн. руб.).

2. Финансирование дооснащения Центра коллективного пользования (на базе ИПХЭТ СО РАН) получить за счет средств ФЦП (30 млн. руб.) и средств городского бюджета по линии поддержки развития г. Бийска как наукограда (30 млн. руб.).

3. Укомплектовать КАУ «Дирекция АБФК» профессиональными кадрами               (срок - апрель 2009 г.).

4. Предложить Комитету по науке и здравоохранению Алтайского краевого Законодательного Собрания совместно с управлением по науке и инновационной политике Главэкономики Алтайского края   подготовить Комплексную программу (или ввести в существующие ее разделы) мероприятий, направленных на пропаганду употребления витаминов и БАДов населением  Алтайского края, с регулярным мониторингом роста количества пользователей и результатов пользования (срок - май 2009 г.).

  По второму вопросу докладывал А.А. Жидких - заместитель начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, начальник управления по науке и инновационной политики.

Он детально остановился на состоянии нормативно-правовой базы инновационной, научной, инвестиционной, образовательной  и производственной деятельности в Алтайском крае.

В своем докладе он отметил следующее.

Одним из основных механизмов поддержки научно-технической и инновационной деятельности является разработка и постоянное совершенствование нормативно-правовой базы инновационной, научной, инвестиционной, образовательной  и производственной деятельности.

Законодательная база регулирования научно-технической деятельности Алтайского края начала формироваться в конце 90-х годов ХХ века. Общая тенденция регионального законодательства данного периода заключается в том, что оно практически полностью дублировало федеральное, но разрабатывалось с отставанием в несколько лет.

Эта особенность характерна и для закона «О научной деятельности и региональной научно-технической  политике Алтайского края», принятого 11 октября 1999 года - через 3 года после принятия Федерального закона « О науке и государственной  научно-технической политике».

На момент принятия закон «О научной деятельности и региональной научно-технической  политике Алтайского края» оценивался как базовый, т.е. он содержал мало норм прямого действия и был призван сыграть роль системообразующего акта, в развитие которого необходима была разработка и принятие целого пакета подзаконных актов. Однако, до сегодняшнего времени закон так и остался рамочным и практически недействующим.

В этот же период был принят закон Алтайского края от 9 декабря 1998 г. № 64-ЗС «О государственной поддержке инновационной деятельности в агропромышленном комплексе Алтайского края», которым были законодательно закреплены такие понятия как инновация (нововведение), инновационная деятельность, инновационная инфраструктура, инновационная сфера и др.

Очень широко трактуется понятие субъекты инновационной деятельности, к которым отнесены:

пользователи объектов интеллектуальной собственности, реализуемых и используемых в процессе инновационной деятельности, в том числе - иностранные граждане и организации;

собственники объектов интеллектуальной собственности, реализуемых и используемых в процессе инновационной деятельности;

инвесторы, осуществляющие инвестиции в инновационную деятельность;

посредники, осуществляющие поддержку (консалтинговую, маркетинговую, рекламную, лизинговую, кадровую, информационную) инновационной деятельности и обеспечивающие формирование ее социально-экономической среды.

Предполагалось, что адресная поддержка инноваций, предусмотренная законом, позволит повысить восприимчивость сельхозпроизводителей и переработчиков, тракторного и сельхозмашиностроения к научно-техническому прогрессу, создает правовую и финансово-экономическую основы наращивания объемов производства, переработки и реализации конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.

Однако большинство норм закона не нашли отражение в подзаконных актах и не были внедрены в практику: не было обеспечено выделение финансовых ресурсов в предусмотренных законом пропорциях на инновационные программы агропромышленного комплекса и сельхозмашиностроения; не был выработан механизм, стимулирующий привлечение инвестиций в инновационную сферу агропромышленного комплекса края; на низком уровне оставалось кадровое обеспечение инновационной деятельности.

Статья 8. Финансирование инновационной деятельности из средств бюджета края

Не менее 50% финансовых средств, выделенных на поддержку программ и мероприятий по развитию животноводства и растениеводства, направляются на инновационную деятельность.

Администрацией края при формировании инвестиционных программ предусматриваются лимиты государственных инвестиций в инновационную деятельность в АПК в размере не менее 50% общего объема инвестиций.

Фундаментом формирования региональной инновационной системы стал закон Алтайского края от 14 сентября 2006 г. № 95-ЗС «Об инновационной деятельности в Алтайском крае», который определил понятийный аппарат для обеспечения инновационной деятельности, установил основные цели и принципы государственной политики, формы стимулирования инновационной деятельности и условия предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, разграничил полномочия органов государственной власти в этой области.

Таким образом, система законодательного регулирования научной и инновационной деятельности в Алтайском крае в настоящее время представлена, по меньшей мере, тремя основополагающими законами, анализ которых свидетельствует об их разобщенности и противоречивости.

Например, закон «О научной деятельности и региональной научно-технической  политике Алтайского края» на сегодняшний день является практически не действующим и содержит множество противоречий как с нормами федерального, так и регионального законодательства.

Статьи 3,4,5,6,7 полностью, а остальные статьи большей частью дублируют положения Федерального законно от 23 августа 1996 года № 127 - ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Пункт 5 ст. 3: Органы государственной власти Алтайского края не могут гарантировать подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций, поскольку это не является полномочием органов государственной власти Алтайского края и, корме того, большинство государственных научных организаций являются федеральными учреждениями.

Спорным является п. 4 ст. 6, который закрепляет одним из принципов региональной научно-технической политики интеграцию науки и образования посредством создания учебно-научных комплексов, лабораторий на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, кафедр на базе научных организаций государственных академий наук. Как вузы, так и научные организации государственных академий наук являются федеральной собственностью, и, следовательно, создание на их базе отдельных структурных подразделений не относится к компетенции органов государственной власти регионов.

Отдельно следует остановиться на статье 8. «Полномочия и функции Алтайского научно-образовательного комплекса».

В апреле 2001 года объединение «Алтайский научно-образовательного комплекс» было реорганизовано в краевое государственное научно-исследовательское учреждение «Алтайский научно-образовательного комплекс», с наделением его рядом координирующих функций. В то же время, функции АНОКа, закрепленные в данной статье, не соответствуют действующему уставу учреждения.

Подпункт 1 пункта 2 о том, что АНОК выполняет роль головного исполнителя работ по координации, экспертизе, научно-организационному сопровождению и контроль выполнения научных и научно-технических программ и проектов, противоречит Федеральному закону  от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и положению о Главэкономики, которое является регулирующим и координирующим органом исполнительной власти в сфере научного и инновационного развития региона.

В частности Главэкономики осуществляет следующие полномочия:

организует систему мониторинга, формирования, накопления и распространения информации о перспективных научных, научно-технических разработках, объектах интеллектуальной собственности и инновационных проектах;

координирует деятельность по созданию инновационной инфраструктуры и оказывает содействие внедрению результатов важнейших прикладных исследований и научных разработок в реальный сектор экономики;

 участвует в разработке моделей инновационного развития территорий Алтайского края, в том числе в рамках создания  в регионе особых экономических зон, туристско-рекреационных зон, технопарков и наукоградов.

Кроме того, в целях обеспечения эффективного взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, а также научных организаций и других субъектов инновационной деятельности по вопросам формирования и реализации государственной научно-технической и инновационной политики в мае 2007 года создан Координационный совет Алтайского края по инновационной деятельности.

В состав Совета вошли представители органов исполнительной власти края, Алтайского краевого Законодательного Собрания, администрации Бийска - наукограда Российской Федерации, вузов, научно-исследовательских организаций, Союза промышленников Алтайского края, Алтайского банковского союза.

Ст. 9 «Формирование региональной научно-технической политики Алтайского края»: Участие в выработке и реализации государственной  научно-технической политики исключено из полномочий органов государственной власти субъектов РФ с 1 января 2005 года. С этого же периода из Федерального закона исключены положения о совместном ведении органов государственной  власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2. ст. 11 предусмотрено, что имущество, находящееся в краевой собственности, сдается субъектам научной деятельности в аренду по льготным ставкам арендной платы. В тоже время на практике эта норма не реализуется. Например. В Порядке расчета арендной платы при сдаче в аренду объектов права собственности Алтайского края, утвержденном постановлением Администрации Алтайского края от 10.11.2006 № 458, такие льготы не предусмотрены.

В пункте 2 ст. 12 одним из источников финансирования научной и научно-технической деятельности обозначены фонды поддержки научной и научно- технической деятельности. В то же время в федеральном законе « О науке и государственной  научно-технической политике» положение о создании органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности утратило силу с 1 января 2005 года.

После издания в 2006 году закона Алтайского края «Об инновационной деятельности в Алтайском крае» возникли серьезные противоречия с действующим законом  1998 года « О государственной поддержке инновационной деятельности в агропромышленном комплексе Алтайского края».

В частности данные законы по-разному трактуют такие понятия как инновация (нововведение), инновационная деятельность, инновационная инфраструктура.

Статья 4. Закона 1998 года: «Компетенция краевого Совета народных депутатов в процессе инновационной деятельности края» и статья 5. «Компетенция администрации края в процессе инновационной деятельности края» противоречит статье 4. « Полномочия органов государственной власти Алтайского края в сфере инновационной  деятельности» закона Алтайского края от 14.09.2006 № 95 -ЗС «Об инновационной деятельности в Алтайском крае».

Законы о научной деятельности и научно-технической политике действуют в 26 регионах, причем в 5 из них они изложены в последние годы полностью в новой редакции, еще в 11 - они совмещают нормы регулирования как научно-технической, так и инновационной деятельности.

В 6 регионах аналогичные законы признаны утратившими силу.

Развитие нормативно-правовой базы должно способствовать вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, созданной с использованием бюджетных средств различных уровней, и созданию благоприятной среды для инноваций, способствующей модернизации региональной промышленности и увеличению доли наукоемкой продукции в объемах промышленного производства.

В заключении докладчик предложил:

законы Алтайского края  от 11 октября 1999 года № 48-ЗС « О научной деятельности и региональной научно-технической политике Алтайского края» и от 9 декабря  1998 г. № 64-ЗС «О государственной поддержке инновационной деятельности в агропромышленном комплексе Алтайского края» отменить;

 в закон от 14 сентября 2006 г. № 95-ЗС «Об инновационной деятельности в Алтайском крае внести необходимые изменения.

По третьему вопросу выступили Я.Н. Шойхет - председатель Совета по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию при  Алтайском краевом Законодательном Собрании, заведующий кафедрой факультетской хирургии ФПК и ППС им. проф. И.И. Неймарка ГОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет», Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАМН и Г.В. Сакович -  заместитель председателя Совета по науке, научный руководитель Института проблем химико-энергетических технологий Сибирского отделения Российской академии наук, академик Российской академии наук, профессор.

Выступающие подчеркнули необходимость принятия соглашения по взаимодействию и сотрудничеству между Сибирским отделением РАН и Алтайским краем. В ряде регионов страны такие соглашения с отделениями РАН уже действуют. Это способствует развитию науки и продвижению инновационных технологий в регионе.

По обсуждаемым вопросам было принято решение Совета.

Решение:

1. Информацию А.С. Жаркова принять к сведению. Рекомендовать Алтайскому краевому Законодательному Собранию учесть предложения руководства АБФК при коррекции Комплексной программы социально-экономического развития Алтайского края.

  • 2. Рекомендовать заинтересованным подразделениям Алтайского краевого Законодательного Собрания и Администрации Алтайского края внести предложения для подготовки новой редакции Закона Алтайского края от 11.10.1999 г. N 48 - ЗС «О научной деятельности и региональной научно-технической политике Алтайского края».
  • 3. Научно-исследовательским организациям и государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования края в течение месяца внести предложения в проект соглашения по сотрудничеству с Сибирским отделением Российской академии наук.
Вернуться назад в раздел