• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

21/01/2010 Отчет о работе комитета в 2009 году

 ОТЧЁТ

о деятельности постоянного комитета
Алтайского краевого Законодательного Собрания
по законности, правопорядку и защите прав граждан в 2009 году

В 2009 году деятельность комитета осуществлялась в соответствии с вопросами его ведения, определёнными Положением о постоянных комитетах Алтайского краевого Законодательного Собрания, утверждённым постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 30 апреля 2008 года № 294.

Согласно названному Положению к основным вопросам ведения комитета отнесено:

1) государственное строительство (Устав (Основной Закон) Алтайского края);

2) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

3) статус, структура, организация и порядок деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края;

4) статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края;

5) общие положения о выборах, выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края, референдум Алтайского края, краевой народный опрос (плебисцит), отзыв депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края;

6) наделение гражданина Российской Федерации полномочиями Губернатора Алтайского края;

7) система органов государственной власти;

8) правотворческая деятельность органов государственной власти Алтайского края;

9) институт Уполномоченного по правам человека и гражданина в Алтайском крае;

10) институт Общественной палаты Алтайского края;

11) мировые судьи, адвокатура, нотариат, юстиция;

12) официальные символы Алтайского края;

13) государственная служба Алтайского края;

14) награды и почетные звания Алтайского края, поощрения от имени законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края, порядок увековечения памяти выдающихся людей;

15) административное законодательство;

16) общественная безопасность, охрана правопорядка;

17) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;

18) средства массовой информации, реклама;

19) архивные фонды Алтайского края;

20) кодификация и систематизация нормативных правовых актов Алтайского края и другие.

В целом деятельность комитета строится на плановой основе, поэтому свои функции в 2009 году комитет осуществлял на основе, и в соответствии с Планом правотворческой, организационной и контрольной деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания, планов работы комитета.

Кроме этого, принимая во внимание значимость стоящих перед комитетом задач, имеющих комплексный и публичный характер, в отчётном периоде продолжено активное конструктивное взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации и Алтайского края, органами местного самоуправления, Общественной палатой Алтайского края, Алтайским краевым судом.

I. Правотворческая деятельность

В течение 2009 года комитетом подготовлено 20 законов Алтайского края (рост по сравнению с аналогичным показателем 2008 года составил 53%):

  • закон Алтайского края от 6 февраля 2009 года № 1-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О правотворческой деятельности»;
  • закон Алтайского края от 6 февраля 2009 года № 2-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об Алтайском краевом Законодательном Собрании»;
  • закон Алтайского края от 10 марта 2009 года № 6-ЗС «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Алтайского края»;
  • закон Алтайского края от 10 марта 2009 года № 12-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях»;
  • закон Алтайского края от 10 марта 2009 года № 13-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края»;
  • закон Алтайского края от 6 апреля 2009 года № 23-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О правотворческой деятельности»;
  • закон Алтайского края от 3 июля 2009 года № 54-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О статусе депутата Алтайского краевого Совета народных депутатов»;
  • закон Алтайского края от 3 июля 2009 года № 51-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О порядке получения согласия Алтайского краевого Совета народных депутатов на назначение должностных лиц органов исполнительной власти Алтайского края»;
  • закон Алтайского края от 3 июля 2009 года № 50-ЗС О внесении изменений в закон Алтайского края «О порядке выражения недоверия должностным лицам органов исполнительной власти Алтайского края»;
  • закон Алтайского края от 3 июля 2009 года № 56-ЗС «О внесении изменений в Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов»;
  • закон Алтайского края от 3 июля 2009 года № 49-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О государственных должностях Алтайского края»;
  • закон Алтайского края от 3 июля 2009 года № 57-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О наградах Алтайского края»;
  • закон Алтайского края от 3 июля 2009 года № 59-ЗС «О внесении изменений в приложение к закону Алтайского края «Об утверждении краевой целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае на 2005 - 2010 годы»;
  • закон Алтайского края от 7 октября 2009 года № 70-ЗС «О внесении изменения в приложение к закону Алтайского края «О Реестре должностей государственной гражданской службы Алтайского края»;
  • закон Алтайского края от 7 декабря 2009 года № 98-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края»;
  • закон Алтайского края от 7 декабря 2009 года № 99-ЗС «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края»;
  • закон Алтайского края от 7 декабря 2009 года № 100-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О безопасности дорожного движения в Алтайском крае»;
  • закон Алтайского края от 7 декабря 2009 года № 97-ЗС «О внесении изменений в Устав Основной Закон) Алтайского края»;
  • закон Алтайского края от 7 декабря 2009 года № 101-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об Алтайском краевом Законодательном Собрании»;
  • закон Алтайского края «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об Общественной палате Алтайского края».

За отчётный период комитетом разработаны (впоследствии приняты на сессиях Алтайского краевого Законодательного Собрания) нормативные и ненормативные акты в форме постановлений (27), имеющие самостоятельное практическое применение, то есть без учёта постановлений о принятии законов Алтайского края:

  • постановление АКЗС от 29 января 2009 года № 35 «О даче согласия Алтайского краевого Законодательного Собрания на назначение Я.Е. Хорошева на должность прокурора Алтайского края»;
  • постановление АКЗС от 4 марта 2009 года № 114 «О внесении изменения в приложение 2 к постановлению Алтайского краевого Совета народных депутатов от 1 декабря 2005 года № 725 «О комиссии Алтайского края по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий»;
  • постановление АКЗС от 5 марта 2009 года № 126 «Об утверждении Положения о ежегодном творческом конкурсе средств массовой информации Алтайского края на лучшее освещение деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания и представительных органов муниципальных образований Алтайского края»;
  • постановление АКЗС от 1 апреля 2009 года № 172 «О состоянии борьбы с преступностью в Алтайском крае в 2008 году и мерах, принимаемых по ее предупреждению»;
  • постановление АКЗС от 1 апреля 2009 года № 169 «О представителе Алтайского краевого Законодательного Собрания в Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию»;
  • постановление АКЗС от 1 июля 2009 года № 386 «О ходе выполнения законов Алтайского края «О пожарной безопасности в Алтайском крае» и «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • постановление АКЗС от 1 июля 2009 года №  384 «О внесении изменений в Регламент Алтайского краевого Законодательного Собрания»;
  • постановление АКЗС от 29 июля 2009 года № 440 «О наделении А.Б. Карлина полномочиями Губернатора Алтайского края»;
  • постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 24 сентября 2009 года № 488 «О постановлении Администрации Алтайского края «О назначении члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от Администрации Алтайского края Шамкова Юрия Вениаминовича»;
  • постановление АКЗС от 29 сентября 2009 года № 510 «О внесении изменений в некоторые постановления Алтайского краевого Совета народных депутатов»;
  • постановление АКЗС от 29 сентября 2009 года № 511 «Об утверждении структуры и штатной численности аппарата мирового судьи Алтайского края»;
  • постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания «О внесении изменений в постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 30 сентября 2003 года № 296 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения Алтайским краевым Советом народных депутатов вопроса о назначении на должности мировых судей Алтайского края»;
  • постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 ноября 2009 года  № 572 «О законодательной инициативе Алтайского краевого Законодательного Собрания по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О создании и упразднении некоторых районных судов Алтайского края»;
  • постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 ноября 2009 года  № 574 «О внесении изменений в постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 4 июня 2002 года № 112 «Об утверждении Положения о порядке назначения Алтайским краевым Советом народных депутатов представителей общественности в квалификационной коллегии судей Алтайского края»;
  • постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания «О представителе Алтайского   краевого Законодательного Собрания в Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию»;
  • постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания «Об утверждении Перечня должностных лиц Алтайского краевого Законодательного Собрания, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» и 11 постановлений о назначении на должности мировых судей Алтайского края.

В текущем году продолжена практика работы, при которой комитет выступает в качестве субъекта законодательной инициативы совместно с Губернатором Алтайского края.

Результатом работы стало принятие закона Алтайского края от 3 июля 2009 года № 49-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О государственных должностях Алтайского края», которым установлена обязанность граждан, претендующих на замещение государственных должностей Алтайского края (кроме должности Губернатора Алтайского края), и лиц, замещающих государственные должности Алтайского края (кроме должности Губернатора Алтайского края), представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Однако участие комитета в законодательной деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания не ограничивается разработкой перечисленных актов.

Так, комитет принимает участие в доработке окончательных редакций текстов законопроектов, вносимых для рассмотрения на сессиях законодательного органа государственной власти Алтайского края иными субъектами права законодательной инициативы - Губернатором Алтайского края, прокуратурой Алтайского края, постоянными депутатскими объединениями Алтайского краевого Законодательного Собрания; при этом комитет является ответственным за доработку таких актов.

С использованием данной формы работы принято 17 нормативных правовых актов Алтайского края (из них - 9 в форме законов и 8 в форме постановлений законодательного органа Алтайского края)[1]:

  • закон Алтайского края от 30 марта 2009 года № 18-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О государственной гражданской службе Алтайского края» и в закон Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае» Губернатор Алтайского края);
  • закона АК от 10 июня 2009 года № 36-ЗС «О внесении изменения в статью 6 закона Алтайского края «Об Алтайском краевом Законодательном Собрании» (фракция «Либерально-демократическая партия России»);
  • закон Алтайского края от 3 июля 2009 года № 53-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края» (прокурор Алтайского края);
  • закон Алтайского края от 3 июля 2009 года № 58-ЗС «О внесении изменений в приложение к закону Алтайского края «Об утверждении краевой целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Алтайском крае в 2006 - 2012 годах» (Губернатор Алтайского края);
  • закон Алтайского края от 3 июля 2009 года № 59-ЗС О внесении изменений в приложение к закону Алтайского края «Об утверждении краевой целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае на 2005-2010 годы» (Губернатор Алтайского края);
  • закон Алтайского края от 3 июля 2009 года № 48-ЗС «О внесении изменения в статью 20 закона Алтайского края «О государственной гражданской службе Алтайского края» (Губернатор Алтайского края);
  • закон Алтайского края от 7 декабря 2009 года № 96-ЗС «О  внесении изменений в приложение к закону Алтайского края «О Реестре должностей государственной гражданской службы Алтайского края» (Губернатор Алтайского края);
  • закон Алтайского края «О внесении изменений в статью 3 закона Алтайского края «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Алтайском крае» (Губернатор Алтайского края);
  • закон Алтайского края «О  внесении изменений в отдельные законы Алтайского края» (Губернатор Алтайского края);
  • постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 марта 2009 года № 112 «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2008 году» (Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае);
  • постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 1 апреля 2009 года № 170 «О внесении изменений в Регламент Алтайского краевого Законодательного Собрания» (фракции «Единая Россия», «Справедливая Россия», «КПРФ», «ЛДПР»);
  • постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 мая 2009 года № 233 «О внесении изменения в статью 7 Регламента Алтайского краевого Законодательного Собрания» (фракции «Единая Россия», «Справедливая Россия», «КПРФ», «ЛДПР»);
  • постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 мая 2009 года № 234 «О внесении изменений в Положение о Мандатной комиссии Алтайского краевого Законодательного Собрания» (фракции «Единая Россия», «Справедливая Россия», «КПРФ», «ЛДПР»);
  • постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 июня 2009 года № 282 «Об отчёте Избирательной комиссии Алтайского края об использовании средств краевого бюджета, выделенных на подготовку и проведение дополнительных выборов депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 21» (Избирательная комиссия Алтайского края);
  • постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 июня 2009 года № 281 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алтайского краевого Законодательного Собрания и их проектов» (заместитель председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания);
  • постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 июня 2009 года № 298 «О внесении изменения в статью 36 Регламента Алтайского краевого Законодательного Собрания» (фракции «Единая Россия», «Справедливая Россия», «КПРФ», «ЛДПР»);
  • постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 июня 2009 года № 299 «О создании Совета фракций АКЗС и утверждении Положения о Совете фракций АКЗС» (фракции «Единая Россия», «Справедливая Россия», «КПРФ», «ЛДПР»).

Во взаимосвязи с вопросами ведения комитета считаем необходимым затронуть основные моменты участия комитета в законотворческом процессе как основной формы деятельности в качестве составляющей структуры Алтайского краевого Законодательного Собрания.

Государственное строительство, система органов государственной власти:

В январе и ноябре отчётного года внесены изменения в Устав (Основной Закон) Алтайского края в связи с необходимостью приведения его отдельных положений в соответствие с федеральными законами, а также с целью изменения норм, регулирующих сроки, на которые избирается Алтайское краевое Законодательное Собрание и наделяется полномочиями Губернатор Алтайского края. Изменения затронули нормы Устава (Основного Закона) Алтайского края, устанавливающие ограничения для депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания, работающего на постоянной профессиональной основе, в части возможности участвовать в качестве защитника или представителя по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении, кроме случаев законного представительства. Кроме этого, согласно принятым федеральным законам антикоррупционной направленности, для Губернатора Алтайского края (должность которого отнесена к государственным должностям Алтайского края) введены ограничения, аналогичные предусмотренным для членов Правительства РФ.

Также данными законами края предусмотрено увеличение сроков полномочий депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания и Губернатора Алтайского края с четырех до пяти лет, скорректирован срок и порядок вступления Губернатора Алтайского края в должность. Эти поправки направлены на создание условий стабильного и ответственного функционирования институтов государственной власти.

Законами Алтайского края от 6 февраля 2009 года № 2-ЗС и от 7 декабря 2009 года № 101-ЗС внесены изменения в закон края «Об Алтайском краевом Законодательном Собрании», которые также обусловлены необходимостью приведения его отдельных положений в соответствие федеральному законодательству. Корректировке подверглись нормы, которыми закреплены отдельные полномочия краевого Законодательного Собрания - в связи с изменение порядка представления кандидатуры высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ) исключено полномочие по принятию решения о поддержке предложения политической партии о кандидатуре Губернатора Алтайского края; исключены полномочия по утверждению краевых целевых программ, а также по установлению ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина:

В течение периода май - ноябрь 2009 года комитетом проводилась работа по разработке проекта закона Алтайского края «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края», принятие которого состоялось на очередной сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания в ноябре 2009 года.

Правовой основой для разработки названного закона края стало принятие Федерального закона от 28 апреля 2009 года № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Данным Федеральным законом субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать меры по недопущению нахождения детей в общественных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, а также меры по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Рассматриваемым законом края установлен возраст детей, до достижения которого не допускается их нахождение в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей, лиц, их заменяющих, а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, а также предусматривает исключения для эмансипированных несовершеннолетних, и несовершеннолетних, оказавшихся в экстремальной ситуации. Помимо этого, закон края устанавливает меры по недопущению нахождения детей в общественных местах, которые необходимо предпринимать родителям, лицам, их заменяющим, или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, юридическим лицам и гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, милиции общественной безопасности, Администрации Алтайского края, органам и учреждениям и системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 Подготовка закона проходила при участии и с учётом предложений Губернатора Алтайского края, прокуратуры Алтайского края, органов местного самоуправления, членов рабочей группы, созданной с целью привлечения широкого круга заинтересованных в решении данной проблемы лиц; для более детального изучения подлежащей правовому регулированию проблемы комитетом проводился анализ законодательства других субъектов Российской Федерации в данной сфере общественных отношений.

Институт Уполномоченного по правам человека:

По итогам ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае принято постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 марта 2009 года № 112 «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2008 году», которым данному должностному лицу рекомендовано совершенствовать систему правового просвещения и информирования населения Алтайского края в области защиты прав и свобод человека и гражданина, являющихся гарантией обеспечения его полноценной жизнедеятельности; уделять особое внимание контролю за соблюдением законных прав и интересов несовершеннолетних в семье, учреждениях здравоохранения, образования, социальной защиты, правоохранительных органах.

Также отметим, во исполнение постановления Алтайского краевого Совета народных депутатов от 5 февраля 2008 года № 37 «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2007 году» в 2008 году особое внимание уделено правовой пропаганде и организации системы правового просвещения населения Алтайского края через сотрудничество со средствами массовой информации, по-прежнему в приоритетном порядке на контроле находились вопросы, связанные с защитой прав несовершеннолетних, а также проблемы соблюдения прав жителей Алтайского края на охрану здоровья, бесплатную и доступную медицинскую помощь, бесплатное образование, бесплатную юридическую помощь.

Институт Общественной палаты Алтайского края:

На состоявшейся в декабре 2009 года очередной сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания в двух чтениях принят закон Алтайского края «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об Общественной палате Алтайского края».

Внесение изменений связано с необходимостью совершенствования порядка формирования и деятельности Общественной палаты Алтайского края.

На основе анализа практики формирования двух составов краевой Общественной палаты, обобщения законодательства других субъектов Российской Федерации, предложений общественных объединений закреплена новая модель формирования Общественной палаты, согласно которой 15 членов из числа граждан, имеющих заслуги перед Алтайским краем, обществом, утверждаются Губернатором Алтайского края; 21 член - представители общероссийских, межрегиональных, краевых, местных общественных объединений избирается членами Общественной палаты, утверждёнными Губернатором Алтайского края, в соответствии с установленной процедурой отбора; 14 членов - представители общественных объединений, осуществляющих деятельность на территориях управленческих округов, определенных постановлением Администрации Алтайского края, избираются в Общественную палату Советом муниципальных образований Алтайского края в соответствии с установленной процедурой отбора.

Важной новеллой принятого закона Алтайского края является положение о том, что одно и то же лицо не может входить в состав Общественной палаты более двух раз подряд.

Помимо изменения порядка формирования Общественной палаты, в закон внесены изменения, направленные на конкретизацию целей и задач данного органа, совершенствование и уточнение отдельных аспектов его деятельности (в том числе по вопросам структуры, основных форм работы, информационного обеспечения ее деятельности, функций аппарата Общественной палаты). Кроме этого, законом края предусмотрено создание института представителей краевой Общественной палаты в муниципальных образованиях.

Статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти:

В мае (первое чтение) - июне (второе чтение) 2009 года внесены изменения в закон Алтайского края «О статусе депутата Алтайского краевого Совета народных депутатов» с целью приведения отдельных положений в соответствие федеральному законодательству. Так, скорректированы нормы закона, связанные с введением для депутатов региональных парламентов новых ограничений, конкретизированы уже установленные, в соответствии с Трудовым кодексом РФ изложены в новой редакции вопросы трудовых гарантий для депутата. Также внесёнными изменениями урегулированы некоторые вопросы деятельности и ответственности депутатов, обусловленные статусом Алтайского краевого Законодательного Собрания и статусом депутата данного органа. В соответствии с основами организации и  деятельности законодательного (представительного) органа Алтайского края, законодательно установленными федеральными и краевыми законами, Алтайское краевое Законодательное Собрание является постоянно действующим коллегиальным органом законодательной власти, основной формой деятельности которого является заседание. Работа в законодательном органе, в том числе личное участие в его заседаниях является обязанностью депутата. В соответствии с основами организации деятельности законодательного органа Алтайского края уточнены положения рассматриваемого закона Алтайского края в части участия депутатов в заседаниях (сессиях) краевого Законодательного Собрания, привлечения депутатов к исполнению государственных обязанностей, а также ответственности депутатов за неисполнение или ненадлежащее исполнение депутатских обязанностей.

При подготовке проекта данного закона края учтены предложения прокуратуры Алтайского края.

Мировая юстиция, адвокатура и нотариат:

По-прежнему одним из приоритетных направлений деятельности комитета остаётся совершенствование института мировых судей в Алтайском крае.

На заседаниях комитета рассмотрено 55 кандидатур для назначения на должности мировых судей, из которых 37 (в сравнении с аналогичным показателем 2008 года число мировых судей, назначаемых на пятилетний срок, выросло на 32 %) судей назначено повторно на пятилетний срок полномочий.

Кроме того, с целью устранения пробела в региональном законодательстве по определению статуса работников аппарата мирового судьи в отчётном периоде урегулированы вопросы структуры и штатной численности аппарата мирового судьи.

В соответствие федеральному законодательству приведено Положение о порядке рассмотрения Алтайским краевым Советом народных депутатов вопроса о назначении на должности мировых судей Алтайского края, утверждённого  постановлением  Алтайского  краевого  Совета народных депутатов от 30 сентября 2003 года № 296 - исключены нормы об учёте мнения представительного органа местного самоуправления о кандидате на должность мирового судьи.

С учётом правоприменительной практики внесены изменения в статью 3 закона Алтайского края «О создании судебных участков и должностей  мировых судей в Алтайском крае» - уточнены границы судебных  участков, включены в закрепленную за ними территорию дома и улицы, не указанные в описании этой территории по различным причинам, а также с учётом анализа нагрузки по находящимся в производстве судебным делам в границах определённых муниципальных образований перераспределены закрепленные за судебными участками территории, что приведет к равномерному распределению количества дел, поступающих в производство  каждому мировому судье.

Деятельность комитета в сфере правового регулирования общественных отношений в области мировой юстиции осуществляется в постоянном тесно сотрудничестве с Алтайским краевым судом, Управлением Судебного департамента Верховного Суда Россиской Федерации в Алтайском крае, Управлением Алтайского края по обеспечению деятельности мировых судей.

Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 ноября 2009 года № 574 внесены изменения в Положение о порядке назначения Алтайским краевым Советом народных депутатов представителей общественности в квалификационной коллегии судей Алтайского края, утверждённое постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 июня 2002 года № 112, в соответствии с которыми уточнён порядок рассмотрения в Алтайском краевом Законодательном Собрании кандидатур представителей общественности в квалификационной коллегии судей Алтайского края.

Общие положения о выборах, референдуме Алтайского края:

С целью совершенствования краевого законодательства о выборах и референдуме, и приведения его в соответствие федеральному избирательному законодательству в июне отчётного года принят закон Алтайского края «О внесении изменений в Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов».

Проект данного закона края разработан с учётом предложений Избирательной комиссии Алтайского края, комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по местному самоуправлению, прокуратуры Алтайского края, Управления Минюста России по Алтайскому краю.

К основным изменениям можно отнести следующие:

1) уточнено содержание определения понятия «избирательное объединение»;

2) введены нормы о запретах для членов избирательных комиссий Алтайского края, работающих на постоянной (штатной) основе;

3) определены сроки назначения выборов для вновь образованных муниципальных образований;

4) признаны утратившими силу положения, регулирующие внесение избирательного залога, как основания для участия в выборах (регистрации в качестве кандидата);

5) закреплён порядок участия в выборах депутатов представительных органов муниципальных образований кандидатов от общественных объединений;

6) в соответствии с Уставом (Основным Законом) Алтайского края уточнён срока, на который избирается Алтайское краевое Законодательное Собрание;

7) уточнён перечень документов, необходимых для регистрации муниципального списка кандидатов.

Кроме того, в соответствии со статьёй 88 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 июня 2009 года № 282 утверждён отчёт Избирательной комиссии Алтайского края об использовании средств краевого бюджета, выделенных на подготовку и проведение дополнительных выборов депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу № 21.

Общественная безопасность, охрана правопорядка:

В отчётном периоде комитетом принято активное участие в подготовке закона Алтайского края «О внесении изменений в приложение к закону Алтайского края «Об утверждении краевой целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Алтайском крае в 2006 - 2012 годах».

Внесение изменений обусловлено  динамикой законодательства, которая затронула, в том числе, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с этим, мероприятия названной краевой целевой программы, предусматривающие оснащение подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Алтайского края комплексами видеофиксации нарушений правил дорожного движения, приобретают большую значимость. В настоящее время возникла необходимость направления дополнительных средств для реализации данного мероприятия при одновременной утрате актуальности оснащения ГИБДД радиостанциями в связи с модернизацией систем связи.

Таким образом, принятый закон края позволит более эффективно использовать средства краевого бюджета и при этом достичь целей, поставленных краевой целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в Алтайском крае в 2006 - 2012 годах», без привлечения дополнительного финансирования.

Региональное административное законодательство:

На состоявшейся в феврале 2009 года сессии краевого Законодательного Собрания, в целях сохранения системы административных комиссий в Алтайском крае, принят закон края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях»

Принятие названного закона стало возможным после принятия и вступления в силу Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым субъектам Российской Федерации предоставлено право наделять органы местного самоуправления государственными полномочиями по созданию административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации.

Данным законом края органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях, а органы местного самоуправления муниципальных районов также наделяются государственными полномочиями по расчёту и распределению субвенций на реализацию органами местного самоуправления городских и сельских поселений государственных полномочий в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях. Кроме того, законом определён порядок образования и организации деятельности административных комиссий; установлен перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; установлен порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий, а также порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; определены условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

В отчётном периоде вносились изменения в закон Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края». На основании судебных актов (определения Верховного Суда РФ от 12 ноября 2008 года № 51-ГО8-29 и решения Алтайского краевого суда от 12 августа 2008 года) признаны утратившими силу нормы об административной ответственности за несоблюдение требований о предрейсовом медицинском осмотре и о предрейсовом техническом осмотре транспортного средства при осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования.

Принятие закона Алтайского края «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края» также потребовало внесения изменений в закон края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» в части установления ответственности за несоблюдение мер по недопущению нахождения детей в определённых общественных местах, а также определения круга лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение запрета на нахождение несовершеннолетних в общественных местах, законом закреплено, что это должностные лица Администрации Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края, местного самоуправления, милиции общественной безопасности.

Государственная служба:

В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» изменился порядок предоставления сведений о доходах государственных гражданских служащих, лиц поступающих на государственную гражданскую службу. Следуя динамике федерального законодательства в Алтайском крае принят и вступил в силу закон Алтайского края «О внесении изменения в статью 20 закона Алтайского края «О государственной гражданской службе Алтайского края», в соответствии с которым государственный гражданский служащий, гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу, обязаны представлять сведения не только о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, но и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. При этом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должен быть определен перечень должностей государственной гражданской службы данного субъекта, при назначении на которые и при замещении которых граждане обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Названным законом установлена обязанность представлять указанные сведения лицами, претендующими на замещение должностей, предусмотренных Реестром должностей государственной гражданской службы Алтайского края, и замещающими указанные должности.

С целью приведения процесса правового регулирования отношений, связанных с дополнительным пенсионным обеспечением лиц, замещавших государственные должности Алтайского края, должности государственной гражданской службы Алтайского края, и лиц, замещавших должности глав муниципальных образований городских округов и муниципальных районов Алтайского края, в соответствие федеральному законодательству, в декабре 2009 года принят закон Алтайского края  «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края». В связи  исключением с 1 января 2010 года из структуры трудовой пенсии  базовой части и введением фиксированного базового размера страховой части, скорректированы нормы законов Алтайского края «О государственной гражданской службе Алтайского края» и «О доплате к пенсии в Алтайском крае», устанавливающие порядок определения размера пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Алтайского края и доплаты к пенсии лиц, замещавших должности глав муниципальных образований городских округов и муниципальных районов Алтайского края.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрены механизмы валоризации (повышения денежной оценки пенсионных прав пенсионеров, вышедших на трудовую пенсию в годы существования СССР и других категорий пенсионеров) с помощью более справедливой оценки их прав, приобретенных до вступления в силу нового пенсионного законодательства (до 1 января 2002 года), а также увеличения фиксированного базового размера страховой части в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы и размера доли страховой части трудовой пенсии по старости,  исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения трудовой пенсии за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией и перерасчетом в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.1 указанного Федерального закона. Данные нормы федерального законодательства также нашли своё отражение в принятом законе Алтайского края.

В связи с реорганизацией аппарата Администрации Алтайского края, повлекшей изменения наименований некоторых должностей государственной гражданской службы Алтайского края, соответствующей корректировке подверглись положения закона Алтайского края «О Реестре должностей государственной гражданской службы Алтайского края».

Средства массовой информации:

В феврале отчётного года в целях обеспечения максимальной информированности жителей Алтайского края о деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания и представительных органов муниципальных образований Алтайского края принято постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания «Об утверждении Положения о ежегодном творческом конкурсе средств массовой информации Алтайского края на лучшее освещение деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания и представительных органов муниципальных образований Алтайского края».

Одной из составляющих конкурса является системное освещение работы Алтайского краевого Законодательного Собрания, его комитетов, полное и всестороннее информирование населения о принимаемых им законах и иных нормативных правовых актах, подготовка и публикация материалов, разъясняющих решения представительных органов муниципальных образований Алтайского края и порядок их применения, регулярное выступление депутатов всех уровней, председателей и членов комитетов, постоянных комиссий.

Кроме этого, председатель и члены комитета принимают участие в заседаниях Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию, целью которых является проведение конкурсов на право получения лицензии на наземное эфирное телерадиовещание в Алтайском крае (в 2009 году такое заседание состоялось 22 апреля).

II. Формы работы комитета

Основной формой работы комитета в течение 2009 года являлось заседание комитета перед проведением сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания. На заседаниях рассматривались важнейшие вопросы предстоящих сессий, подготовленные для внесения на сессии как самим комитетом, так и иными субъектами права законодательной инициативы.

С целью проработки отдельных вопросов законотворческой деятельности и подготовки нормативных правовых актов в текущем году комитетом проводились совещания, на которых вырабатывалась правовая позиция комитета, определялись пути разрешения тех или иных правовых вопросов регулирования отношений, относящихся к предмету ведения комитета.

В частности, проводились совещания и заседания рабочих групп:

  • по вопросу о проектах законов Алтайского края «О внесении изменений в Кодекс Алтайского края о выборах,   референдуме, отзыве депутатов», «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об Общественной палате Алтайского края», «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края»;
  • о правовом обеспечении реализации на территории Алтайского края положений Федерального закона «Об информировании о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления»;
  • по выработке предложений по реализации ежегодного Послания Президента России Федеральному Собранию РФ;
  • по проблеме узаконения самовольных построек граждан;
  • по иным вопросам разработки нормативных правовых актов  Алтайского края.

Комитет принимал активное участие в работе и заседаниях таких комиссий и иных совещательных органов, созданных Администрацией Алтайского края, как:

  • Антинаркотическая комиссия Алтайского края;
  • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • комиссии по проведению административной реформы и реформированию государственной службы Алтайского края;
  • комиссии по вопросам оборота алкогольной, спиртосодержащей продукции и лома металлов;
  • краевая инвестиционная комиссия;
  • Наблюдательный Совет краевого лизингового фонда;
  • комиссии по делам казачества в Алтайском крае.

В 2009 году комитет принял участие в работе Совета по взаимодействию Алтайского краевого Совета народных депутатов с представительными органами муниципальных образований.

Также комитетом принимается участие в выездных мероприятиях, ставящих своей целью проведение учёбы депутатов представительных органов муниципальных образований по различным направлениям деятельности данных органов муниципальной представительной власти.

III. Участие в осуществлении права законодательной инициативы
в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

В текущем году комитетом, совместно с Алтайским краевым судом, на рассмотрение сессии вынесен вопрос о принятии законодательной инициативы Алтайского краевого Законодательного Собрания о принятии Федерального закона «О создании и упразднении некоторых районных судов Алтайского края».

Принятие данного федерального закона позволит привести судебную систему Алтайского края в соответствие с действующим федеральным законодательством, а также оптимизировать нагрузку на некоторые районные суды Алтайского края, что повысит эффективность судебной системы края.

Рассмотренная инициатива комитета поддержана и одобрена постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 ноября 2009 года № 572.

Помимо подготовки законодательных инициатив по внесению изменений в федеральные законы в 2009 году комитет рассмотрел 202 проектов федеральных законов, 95 из которых комитет счёл необходимым и целесообразным поддержать.

Законодательные инициативы, рассмотренные комитетом, касались в основном вопросов ответственности за административные правонарушения, вопросов избирательных прав граждан, деятельности органов государственной власти, разграничения полномочий, статуса депутата, вопросов государственной гражданской службы, правового статуса соотечественников и других.

Кроме работы с проектами федеральных законов комитетом проводилась работа с обращениями, поступившими от законодательных (представительных) органов государственной власти других субъектов Российской Федерации.

IV. Работа с обращениями граждан и юридических лиц.

В 2009 году рассмотрено более 150 жалоб и обращений граждан, поступивших в письменной форме либо на личном приеме председателя комитета. Большая часть обращений касалась социальных вопросов (льготы различным категориям граждан, невыплата пособий, назначение пенсий), а также вопросов жилищного, семейного, гражданского и административного законодательства. По-прежнему много обращений было связано с деятельностью правоохранительных и судебных органов, органов исполнительного производства. Комитет внимательно рассматривал, жалобы, направленные по компетенции, и давал на них мотивированные ответы. Жалобы, которые в соответствии с законом следовало направлять для рассмотрения по подведомственности в другие органы, также не оставались без внимания и контроля.

Помимо граждан, в комитет обращались депутаты, главы муниципальных образований и руководители их представительных органов, органы исполнительной власти Алтайского края. Все обращения рассматривались и принимались необходимые меры, давались мотивированные разъяснения законодательства.

V. Информирование населения о деятельности комитета.

Информирование населения о деятельности комитета производится в основном путём размещения информации на официальном сайте Алтайского краевого Законодательного Собрания. Комитет активно использует эту форму информирования граждан о своей работе. На сайте регулярно представляются сведения о текущей деятельности и мероприятиях комитета, размещаются проекты законов, отчёты, информации, имеющие важное общественное и социальное значение.

В целом, в 2009 году деятельность комитета строилась в соответствии с перечисленными выше вопросами ведения, ни один из которых не остался не отработанным как количественно, так и качественно.

Статистические показатели работы говорят о возросшей интенсивности труда по отдельным функциям, эффективном распределении обязанностей между сотрудниками комитета.

Налаженное конструктивное взаимодействие с органами исполнительной и законодательной (представительной) власти различных уровней способствуют эффективному решению вопросов законотворческой деятельности.



[1] В скобках указан субъект права законодательной инициативы.

Вернуться назад в раздел