• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Выступление С.Н. Серова на совещании, организованном Советом Государственной Думы 5 июня 2008 года в г. Москве

Одной из наиболее острых проблем в крае становится проблема умышленного банкротства сельскохозяйственных предприятий.

На сегодняшний день 128 сельскохозяйственных предприятий края находится в состоянии банкротства.

Статьей 179 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" определены особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций.

В результате применения данной статьи не достигаются цели сохранения имущества сельскохозяйственного предприятия, находящегося в процедуре банкротства, как производственного комплекса. В результате имущество должника - сельскохозяйственной организации, в большинстве случаев являющейся в одном или нескольких населенных пунктах единственным источником рабочих мест, продается отдельными лотами и зачастую за пределы данной территории. То есть отдельно продаются за бесценок: мастерские, гаражи, склады, мех.тока, крытые тока, которые в дальнейшем разбираются и сдаются в пункты приема металла.

Это приводит к уменьшению объемов или полной ликвидации сельскохозяйственного производства в населенном пункте, сокращению рабочих мест, росту социальной напряженности. Практика показала, что в ходе банкротства процедуры финансового оздоровления, как правило, нет; и имущественные комплексы распродаются за бесценок, и в большинстве случаев не удается выплатить не только задолженность кредиторам, но и зарплату.

В целях сохранения производственных комплексов сельскохозяйственных предприятий, которые, как правило, являются градообразующими для населенных пунктов, где они расположены, необходимо внести изменения в статью 179 указанного Федерального закона с тем, чтобы на торги выставлялось предприятие как единый лот. Это позволило бы создать условия для сохранения производственных комплексов сельскохозяйственного производства за счет поэтапного снижения стоимости имущества и имущественных прав должника, а также провести поиск наиболее эффективного собственника, используя механизм привлечения к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

И только в случае невозможности продажи предприятия, его имущество, по нашему мнению, должно продаваться по частям.

С 2008 году все большую актуальность приобретает вопрос захвата земель сельскохозяйственного назначения недобросовестными  предпринимателями.

Не имея долгосрочного плана пользования землей, севооборотов, проектной документации, но имея большие деньги, предприниматели скупают за бесценок земельные паи крестьян-пенсионеров, поскольку последние просто не в состоянии выплачивать налоги на землю.

Конечно же, приезжих предпринимателей не интересуют ни социальные проблемы села, ни вопросы развития сельских территорий, ни вопросы занятости населения (то есть создания дополнительных производств), ни вопросы поддержания социальной сферы. К тому же большинство из них, стремясь получить прибыль побыстрее, не  желают вкладывать деньги в животноводство.

В результате мы в скором времени можем получить усиление миграционных процессов из села в город, опустение огромных территорий, ухудшение демографической ситуации, поскольку молодежь, приехавшая из села, многие годы тратит на то, чтобы получить высшее образование, работу с достойной оплатой, приобретение жилья.

Полагаем, что нужно, в первую очередь, создавать людям достойные условия жизни в том месте, где они родились, всячески помогать в создании новых рабочих мест, стимулировать организации к повышению зарплаты, снижать налоговое бремя в пользу социального благоустройства сел.

В Алтайском крае 4 млн. 946 тыс. гектар передано в собственность, что составляет 294 тысячи 300 паев. Но передача земельных паев повлекла новую проблему - вопрос об отказе от права собственности на земельные участки. Собственник земельной доли, не выделив земельный участок, не может осуществить её продажу или дарение посторонним лицам, отказаться от права собственности на такую долю, а также не может передать её в аренду третьим лицам, чтобы за счет полученных арендных платежей оплачивать земельный налог. Таким образом, земельные участки исключаются из хозяйственного оборота, а налог на землю становиться настоящим бременем для небогатого сельского населения.

С другой стороны, в крае  достаточно много земельных участков, собственники которых умерли, не успев распорядиться ими. Эти земельные участки относятся к выморочному имуществу.

В соответствии со ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество (кроме жилых помещений) переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации. Порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований должен определяться законом, однако до настоящего времени такой закон не принят.

Получается, что необходимые для проведения сельскохозяйственных работ земли заброшены, а муниципальные образования должны длительное время ждать, когда им будут предоставлены основания для их использования.

Считаем, что необходимо принимать срочные меры для упрощения процедуры передачи невостребованных земельных долей в распоряжение муниципальных образований.

На период с 2008 по 2010 г.г. Правительством России не предусмотрена компенсация части затрат на приобретение сельхозтоваропроизводителями горюче-смазочных материалов, ссылаясь на значительный рост цен на зерно. При этом  органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано разработать предложения, направленные на стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей по осуществлению закупок нефтепродуктов на биржевой основе.

Но как можно это реализовать, если для приобретения ГСМ на бирже или в розницу необходимы значительные финансовые средства, которых в селе нет, а для получения кредитов по программам необходимо иметь залоговое имущество либо гарантию муниципальных образований, бюджеты которых также ограничены.

К сожалению, сейчас достаточно мало хозяйств, имеющих возможность  самостоятельно оформить кредиты под залог собственной техники, да и технику отдавать в залог стали бояться, поскольку залоговая стоимость сельскохозяйственной техники значительно ниже рыночной. Кроме того, имеются случаи, когда за просрочку выплаты долга в размере 40 тысяч рублей, с молотка уходит заложенный в банк комбайн стоимостью более миллиона. Поэтому фермеры стали отказываться от получения кредитов под залог сельхозтехники.

А гарантии краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований, к сожалению, не успевают оформлять до проведения посевных работ.

Поэтому одной из первоочередных задач законодательного регулирования должно стать законодательное регулирование вопросов ипотечного кредитования под залог земельных участков.

Вернуться назад в раздел