• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

С 1 февраля вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (Закон о торговле)

С 1 февраля вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (Закон о торговле), который направлен на упорядочение на федеральном уровне отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации.

В соответствии с принятым законом, государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством: установления требований к ее организации и осуществлению; антимонопольного регулирования и информационного обеспечения в этой области; государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.

Закон о торговле не распространяет свое действие, в частности, на: внешнеторговую деятельность; торговлю на товарных биржах; деятельность по продаже товаров на розничных рынках; куплю-продажу ценных бумаг и объектов недвижимости.

Закон накладывает немало ограничений на розничные торговые сети. Так, в частности, частью 6 статьи 9 Закона о торговле участникам торговой деятельности запрещено включать в цену договора поставки продовольственных товаров в торговую сеть видов вознаграждения за исполнение торговой сетью условий этого договора, иных видов вознаграждения.

В договор поставки продовольственных товаров законом также запрещается включать условия о совершении поставщиком действий или совершении услуг, направленных на продвижение товаров (услуг по рекламированию товаров, маркетинговых и других), а также понуждение поставщика к заключению таких договоров в целях заключения договора поставки. Указанные нормы направлены на пресечение одного из наиболее распространенных методов, навязываемых торговыми сетями контрагентам и создающим дискриминационные условия доступа поставщиков продовольственных товаров на товарный рынок.

В целях обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов на рынок услуг розничной торговли и созданию конкурентной среды на данном товарном рынке Законом о торговле (статья 14) устанавливаются ограничения на приобретение дополнительных торговых площадей для целей торговой деятельности. Ограничения распространяются на торговые сети, доля которых превышает 25% в границах в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа.

Закон решает проблему так называемых "бонусов", взимаемых торговыми сетями с поставщиков за право размещения своих товаров. Они остаются, но в размере, который не может превышать 10% от цены приобретенных продтоваров. Эта норма не действует для отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, перечень которых устанавливается правительством РФ.

Законом предусмотрено, что Правительство РФ в целях стабилизации розничных цен вправе временно устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на территории одного или нескольких субъектов РФ в случае, если рост розничных цен на данные товары в течение 30 календарных дней подряд составит 30 и более процентов.

Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и хозяйствующих субъектов, осуществляющими поставки продовольственных товаров в торговые сети, устанавливаются обязанности по размещению (предоставлению) информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.

Часть 1 статьи 13 Закона о торговле содержит антимонопольные правила и перечень действий, которые запрещается предпринимать хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, так как указанные действия могут привести к ограничению конкуренции в сфере розничной торговли и ущемлению прав других хозяйствующих субъектов. При этом срок приведения условий договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу Закона о торговле составляет 180 дней со дня вступления в силу закона.

Вместе с тем закон направлен и на снятие некоторых административных барьеров. Так, для предотвращения необоснованного препятствия осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, установлению для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, статьей 15 Закона о торговле установлены запреты на определенные действия органов власти и органов местного самоуправления.

В целом можно отметить, что Закон о торговле направлен на создание прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, необусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранение излишних административных барьеров в торговле, поддержки малого и среднего бизнеса в сфере торговли и производства продовольственных товаров.

Депутаты Алтайского края принимали активное участие в работе по созданию указанного закона. От Алтайского краевого Законодательного Собрания было направлено ряд поправок и предложений в законопроект, в том числе от комитета по аграрной политике и природопользованию предложение о размере торговой наценки который не должен превышать 10 процентов от цены поставщиков продовольственных товаров.

Вернуться назад в раздел