Решение совместного заседания комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по аграрной политике и природопользованию и Совета по вопросам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий (03/06/2011)
На совместном заседании комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по аграрной политике и природопользованию и Совета по вопросам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий при Алтайском краевом Законодательном Собрании 19.05.2011года рассмотрен вопрос о ходе выполнения закона Алтайского края от 6 марта 2000 года № 16-ЗС «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».
РЕШЕНИЕ:
1. Принять к сведению информацию о ходе выполнения закона Алтайского края от 6 марта 2000 года № 16-ЗС «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». (прилагается)
2. Рекомендовать Управлению Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, Управлению Роспотребнадзора по Алтайскому краю:
- усилить контроль за соблюдением установленных регламентов, правил и норм транспортировки, хранения и применения пестицидов и агрохимикатов в сельском хозяйстве края;
- не допускать завоз пестицидов и агрохимикатов в хозяйства районов без наличия заключений на склады;
- проводить пропаганду знаний по безопасному обращению с пестицидами и агрохимикатами в районных средствах массовой информации.
3. Рекомендовать управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края:
- в рамках ведомственной целевой программы «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2010-2012 годы» обеспечить безопасное централизованное хранение, сбор, содержание непригодных и запрещенных к применению пестицидов;
- продолжить поиск инновационных технологий по утилизации (уничтожению) накопленных запасов устаревших пестицидов на территории Алтайского края;
- проработать вопрос вывоза запасов устаревших пестицидов и агрохимикатов на полигоны Томской области и Красноярского края;
- совместно с химическим факультетом ФГОУ ВПО АГУ проработать возможность утилизации (уничтожения) ЗУП на существующих предприятиях Алтайского края.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления продолжить инвентаризацию территорий муниципальных образований по выявлению запасов устаревших пестицидов».
5. Управлению Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, Управлению Роспотребнадзора по Алтайскому краю, управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, комитету Алтайского краевого Законодательного Собрания по аграрной политике и природопользованию совместно проработать вопрос обеспечения возврата тары из под использованных пестицидов и агрохимикатов продавцам средств защиты растений.
5. Комитету Алтайского краевого Законодательного Собрания по аграрной политике и природопользованию:
- проработать вопрос внесения изменений в Закон Алтайского края «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в части разграничения полномочий Администрации Алтайского края, органов местного самоуправления на территории края по вопросам сбора, вывоза, утилизации устаревших пестицидов и агрохимикатов;
- при подведении итогов использования средств краевого бюджета за первое полугодие 2011 года ходатайствовать об увеличении финансирования мероприятий по обеспечению безопасного централизованного хранения, сбора, содержания непригодных и запрещенных к применению пестицидов.
ИНФОРМАЦИЯ
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАКОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ ОТ 6 МАРТА 2000 ГОДА № 16-ЗС «О БЕЗОПАСНОМ ОБРАЩЕНИИ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ»
Сельхозтоваропроизводители Алтайского края при выращивании сельскохозяйственных культур активно используют пестициды и агрохимикаты. Их применение является необходимой предпосылкой интенсификации земледелия.
Так, в 2008 году обработанные площади ядохимикатами в крае составили 1777 тыс. га, в 2009 - 1971 тыс. га, в 2010 - 1809 тыс. га. Объемы их применения составили соответственно по годам 1325,8 тонны, 1324,7 тонны, 1319 тонн. В 2010 году на полях края использовались пестициды более 200 наименований.
Кроме этого, пестициды используются для протравливания семян, а агрохимикаты для улучшения минерального питания сельскохозяйственных растений.
Объемы применения агрохимикатов за последние три года составили 43,7 тыс. тонн действующего вещества, в том числе: 2008 г. - 11,7 тыс. тонн д.в., 2009 г. - 18 тыс. тонн д.в., 2010 г. - 14 тыс. тонн д.в.
Пестицидная нагрузка на обработанную площадь в среднем по годам равнялась 0,7 - 0,8 кг физического веса на гектар.
В своей хозяйственной практике сельхозтоваропроизводители края, применяя пестициды и агрохимикаты, руководствуются Федеральным законом от 19.07.1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законом Алтайского края от 06.03.2000 года №16-ЗС «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и иными нормативными правовыми актами Алтайского края.
Сельскохозяйственные предприятия при выращивании сельскохозяйственных культур используют пестициды и агрохимикаты прошедшие государственные испытания и регистрацию и внесенные в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, который издается ежегодно.
Приобретение пестицидов и агрохимикатов сельхозпредприятиями осуществляется у организаций-поставщиков, у которых имеются разрешительные документы на хранение пестицидов и агрохимикатов от Управления «Роспотребнадзора по Алтайскому краю.
Порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия почв и контролируется Управлением «Россельхознадзора» по Алтайскому краю и Республике Алтай.
Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.
Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю за период 2008-2010гг. проведено 433 проверки в рамках надзорных мероприятий в отношении предприятий, занимающихся реализацией и применением пестицидов и агрохимикатов.
Основные нарушения, выявленные при проведении надзорных мероприятий:
1. отсутствие заключений на склады для хранения пестицидов и агрохимикатов;
2. не обеспеченность рабочих, контактирующих с пестицидами и агрохимикатами, специальной одеждой и эффективными средствами индивидуальной защиты;
3. к работам с пестицидами допущены лица, не прошедшие предварительный и периодический медицинские осмотры, гигиеническое обучение;
4. не ведется журнал регистрации времени использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД);
5. склады для хранения пестицидов отсутствуют или не соответствуют санитарным требованиям, отсутствует книга учета (прихода-расхода) применяемых пестицидов и агрохимикатов;
6. не осуществляется контроль за остаточным содержанием пестицидов в почве, сельскохозяйственной продукции;
7. непригодные к использованию пестициды и агрохимикаты хранятся под открытым небом навалом, имеются россыпи, не произведено обезвреживание дезинфекционными препаратами и перекапывание участков земли, загрязненных пестицидами.
За нарушение санитарного законодательства при обращении с пестицидами и агрохимикатами специалистами Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю за 2008-2010 годы привлечено к административной ответственности привлечено 141 должностных и юридических лиц по ст. 6.3, 8.2, 8.5, 8.6 ч.2. КоАП РФ; сумма наложенных штрафов составила 592100 рублей. По устранению выявленных нарушений дано 132 предписания.
Управлением Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в 2008-2010 гг. проведено 1722 мероприятия по контролю за соблюдением требований законодательства в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. В ходе проведенных мероприятий выявлено 407 нарушений требований законодательства, выдано 192 предписания об устранении выявленных нарушений. По выявленным фактам правонарушений виновные лица привлечены к ответственности в виде административного штрафа.
Основные правонарушения, выявляемые в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий можно выделить в следующие группы:
1. Нарушение порядка реализации пестицидов и агрохимикатов.
В организациях, осуществляющих продажу препаратов, предназначенных для применения в быту и в условиях личных подсобных хозяйств, выявлялись и пресекались факты реализации пестицидов и агрохимикатов, не имеющих свидетельства государственной регистрации и не включенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.
Результатом работы стало значительное снижение правонарушений в сфере реализации пестицидов, уменьшилось количество фактов реализации контрафактных и не разрешенных к применению пестицидов и агрохимикатов. Так, в 2008 году выявлено 26 случаев нарушения законодательства, а в 2010 году только 5 фактов. Организации-поставщики стали более ответственно подходить к подбору предлагаемого ассортимента средств защиты растений с учетом Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ.
2. Нарушение правил хранения пестицидов и агрохимикатов.
Препараты хранятся в помещениях, не предназначенных для их хранения (семенные склады, гаражи, мастерские), совместно с семенами, фуражом, различными предметами хозяйственного и бытового назначения, а так же под открытым небом, что облегчает свободный доступ к пестицидам и агрохимикатам. На предприятиях отсутствует учет прихода-расхода пестицидов.
3. Нарушение правил применения пестицидов и агрохимикатов.
Не соблюдаются санитарно-защитные зоны, нормы расхода препаратов и их рабочих растворов, регламенты применения пестицидов и агрохимикатов. Ответственные за проведение работ не обеспечивают оповещение населения близлежащих населенных пунктов о запланированных химических обработках. В хозяйствах не ведется регистрация применения препаратов, что не позволяет провести анализ динамики остаточного количества пестицидов и агрохимикатов в объектах окружающей среды и сельскохозяйственной продукции при отгрузке продовольственного сырья и пищевой продукции на реализацию.
4. Нарушение правил обращения с тарой из-под пестицидов. После завершения сезона пестицидных обработок высвобождается около 150-200 тыс. единиц тары ежегодно. После применения пестицидов тару из-под них сельхозтоваропроизводители используют для хозяйственных и бытовых нужд, оставляют необезвреженной на месте проведения обработок, либо сжигают, что создаёт реальную угрозу причинения вреда здоровью, жизни граждан и окружающей среде.
Управлением Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай осуществляется постоянная работа по выявлению мест несанкционированного захоронения пестицидов и агрохимикатов. Только в 2010 году специалистами отдела по надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами на территории Алтайского края выявлено 5 мест несанкционированного захоронения устаревших и пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов.
Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края выделяет ряд причин увеличения запасов невостребованных, запрещенных к применению и пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов:
1. Наличие на территории Алтайского края более 4 тысяч тонн пришедших в негодность или запрещенных к применению веществ, которые были произведены и остались неиспользованными со времен СССР.
2. Рост запасов неиспользованных пестицидов и агрохимикатов, формирующихся в результате деятельности сельхозтоваропроизводителей края (растениеводстве, животноводстве, пчеловодстве и др.).
3. Наличие ряда произведенных и поставленных потребителям препаратов, которые в дальнейшем были запрещены к использованию. Так, Стокгольмской конвенцией по стойким органическим загрязнителям запрещено применение таких пестицидов, как гексахлорциклогексан, эльдрин, диэльдрин, гептахлор, токсафен, мирекс, эндрин, хлордан, ДДТ.
В 2005 году проведена углубленная инвентаризация запасов устаревших пестицидов и агрохимикатов, в которой принимали участие специалисты Главного управления сельского хозяйства Алтайского края, Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю, органов местного самоуправления.
Кроме того, было обследовано 2777 складских помещений с ядохимикатами. Начиная с 80-х годов, пестициды и агрохимикаты завозились в край с целью обработки сельскохозяйственных угодий. Впоследствии хозяйства прекратили свое существование, а склады с хранящимися в них препаратами остались. Состояние складов оценено как крайне неудовлетворительное: отсутствуют, окна, двери, крыша, частично разрушены стены.
В результате проведенной организационной работы, учитывая возможность возникновения чрезвычайной ситуации в крае, с 2006 году реализуется краевая целевая программа «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края», утвержденная Законом Алтайского края от 09.12.2005 №118-ЗС, которой предусмотрено выделение 5,75 млн.руб. на утилизацию устаревших пестицидов путем вывоза их на Томский полигон.
В рамках реализации программы на Томский полигон из Алтайского края отправлено 30 тонн пестицидов 1 класса опасности и 2,8 тонны малоопасных. Всего было утилизировано таким способом 73,7 тонн.
С 2007 года на территории края ведутся работы по перезатариванию устаревших и непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов. Целью проводимых работ является переупаковать устаревшие пестициды и агрохимикаты и поместить их на временное хранение, до решения вопроса утилизации, в специализированные склады.
До 2010 года действовала краевая целевая программа «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2007-2009 годы», утвержденная Законом Алтайского края от 09.03.2007 № 18-ЗС, с объемом финансирования 24,4 млн.рублей на организацию вывоза и складирования экологически обоснованным способом запасов устаревших пестицидов.
В рамках программы завершены работы по вывозу и складированию экологически обоснованным способом запасов устаревших пестицидов.
Несмотря на проводимые краевые программные мероприятия, в Алтайском крае продолжают выявляться новые места незаконного хранения устаревших пестицидов и агрохимикатов, в том числе в тех районах, где уже завершены работы по перезатариванию и вывозу данных веществ.
Так, в Заринском, Кытмановском, Хабарском районах края осенью 2010 года вновь обнаружены места незаконного размещения устаревших пестицидов и агрохимикатов.
Сложившаяся ситуация стала возможной в связи с формальным подходом органов местного самоуправления к проблеме сбора, вывоза устаревших ядохимикатов, расположенных на подведомственной им территории.
До настоящего времени актуальным остается вопрос утилизации (уничтожения) имеющихся и вновь образующихся запасов невостребованных, запрещенных к применению и пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов является, а его решение имеет важное значение в обеспечении химической безопасности территории Алтайского края.
В настоящее время на территории края принята и реализуется ведомственная целевая программа «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2010-2012 годы. Программа включает в себя перечень мероприятий по обеспечению безопасного хранения ЗУП пришедших в негодность, устаревших и запрещенных к обороту на территории Российской Федерации пестицидов, находящихся на территории Алтайского края.