Выступление В.И. Куца на заседании круглого стола «Бюджетный процесс и основные направления бюджетной и налоговой политики в Алтайском крае на 2009 - 2011 годы».
22 мая 2008 года председатель комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по экономической политике и собственности Куц Василий Иванович принял участие в работе круглого стола «Бюджетный процесс и основные направления бюджетной и налоговой политики в Алтайском крае на 2009 - 2011 годы».В своем выступлении он отметил, что управление государственной собственностью является одной из основных государственных функций, источником формирования доходной части бюджета.
Доходы краевого бюджета в 2007 году от использования государственной собственности Алтайского края составили 2,8 % от налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета.
Именно поэтому важно определить первоочередные шаги, направленные на более эффективное управление государственной собственностью и, как следствие, на повышение потенциала края.
На сегодняшний день Алтайский край является собственником имущества 144-х краевых государственных унитарных предприятий, участником 47 хозяйственных обществ. В реестре государственной собственности Алтайского края находится более 16 тысяч объектов недвижимости.
В 2007 году поступления в краевой бюджет от приватизации краевого имущества составили около 384 миллионов рублей, в том числе от продажи акций 380 миллионов рублей, от продажи имущества порядка 4 миллионов рублей. Для сравнения алогичные поступления в 2006 году составили около 30 миллионов рублей.
Доходы от перечисления части прибыли государственных унитарных предприятий в 2007 году составили 5,2 миллиона рублей.
От сдачи в аренду имущества - 89 миллионов рублей, что в два раза превышает показатель 2006 года.
Сегодня, в условиях направленности государственной политики в сторону поэтапного сокращения избыточной части государственного сектора, важно определить необходимость существования того или иного государственного предприятия в форме государственного унитарного предприятия. Государственные унитарные предприятия создавались для осуществления конкретных, необходимых для экономики края функций.
Краевые власти очень сдержанно и взвешенно походят к вопросу приватизации государственных унитарных предприятий. Это и понятно. Действительно, многие краевые государственные предприятия объективно необходимы.
Однако, для их эффективной работы нужна определенная поддержка края. Это и инвестиционная поддержка предприятий для обновления основных фондов, развития новых направлений деятельности, применения инновационных технологий. Это повышение уровня квалификации руководителей и специалистов за счет средств краевого бюджета, их материальное стимулирование.
В мае 2008 года принят закон Алтайского края «О порядке определения размера части прибыли краевых государственных унитарных предприятий, подлежащей перечислению в краевой бюджет». Законом устанавливается норматив перечислений в бюджет части прибыли предприятий, который не превышает 10%. Однако закон предусматривает возможность уменьшения размера перечисляемый прибыли. Это предусмотрено в случаях, если краевые государственные предприятия направляют более 50 процентов чистой прибыли, полученной по итогам года, на материально-техническое развитие предприятия или не менее 10 процентов на техническое перевооружение основных средств. Это также стимулирующий фактор для государственных унитарных предприятий.
В 2007 году положено начало продажи земельных участков и их права аренды. В будущем доходы от таких продаж будут составлять значительную часть доходов бюджета.
Одним из направлений дальнейшего развития эффективного управления государственной собственностью, на мой взгляд, является разработка законопроекта о государственном залоговом фонде Алтайского края. Предприятия агропромышленного комплекса, среднего и малого бизнеса, не имеют ликвидных активов для обеспечения обязательств, при получении банковских кредитов. Созданный залоговый фонд Алтайского края, в который будут включены объекты краевой собственности, даст возможность таким предприятиям привлечь кредитные ресурсы, тем самым создав условия для модернизации сельского хозяйства, развития малого и среднего предпринимательства, внедрения новых программ и проектов, имеющих социально-экономическое значение для края.
Сегодня эффективность управления государственным имуществом должна оцениваться не только исходя из динамики доходов от использования государственной собственности и установленных бюджетом параметров, но и с точки зрения решения социальных задач, стоящих перед регионом.