В Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения (15/05/09)
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ
С 23 мая 2009 года вступят в действие изменения, внесенные в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые касаются предоставления представительным органам муниципальных образований права более действенно контролировать, а при необходимости и отстранять от должности глав муниципальных образований. Указанный Федеральный закон разработан и принят в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года.
Так, дополнена статья 35 новыми положениями, согласно которым к полномочиям представительного органа муниципального образования относятся заслушивание ежегодных отчетов главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом, а также принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
В связи с этим взаимосвязанными положениями дополнены статьи 36 и 37, которые касаются установления для главы муниципального образования, главы местной администрации обязанностей по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, а также по представлению представительному органу ежегодных отчетов о результатах их деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом.
Основные внесенные изменения определяются новой статьей 74.1, которая устанавливает порядок и основания удаления главы муниципального образования в отставку по решению представительного органа. Предусматривается, что представительный орган вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
При этом основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку могут служить решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 Федерального закона, а также иные действия (бездействие), в том числе неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 4 статьи 36 Федерального закона и уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по осуществлению отдельных государственных полномочий.
Помимо этого положения принятого Федерального закона определяют также и процедуру удаления главы муниципального образования в отставку:
- порядок выдвижения инициативы депутатов представительного органа или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
- порядок подписания и обнародования решения представительного органа об удалении главы муниципального образования в отставку;
- гарантии прав главы муниципального образования при рассмотрении вопроса об удалении его в отставку;
- процедура повторного рассмотрения вопроса об удалении главы муниципального образования в случае отклонения инициативы.
В связи с принятием вышеуказанного Федерального закона дополнены и статьи 36, 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» таким основанием для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, как удаление в отставку.
В силу возрастающей роли представительных органов муниципальных образований рекомендуем изучить принятый федеральный закон и использовать его положения в работе. Комитет по местному самоуправлению готов оказывать содействие по названным вопросам и подготовке соответствующих изменений в Уставы муниципальных образований.
Председатель комитета
по местному самоуправлению С.И. Штань