Информация о решениях Алтайского краевого Законодательного Собрания по вопросам общественной безопасности, принятых в 2008 году (02/02/09)
1. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 30 апреля 2008 года «О состоянии борьбы с преступностью в Алтайском крае в 2007 году и мерах, принимаемых по ее предупреждению», в котором были высказаны предложения Главному управлению внутренних дел по Алтайскому краю по совершенствованию деятельности в 2008 году:
продолжить реализацию мероприятий, предусмотренных краевыми программами: «Профилактика правонарушений в Алтайском крае на 2006-2008 годы», «Повышение безопасности дорожного движения в Алтайском крае в 2006-2012 годах», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае на 2005-2008 годы», «Дети Алтая» на 2007-2010 годы»;
активизировать работу по борьбе с коррупцией;
продолжить осуществление контроля за использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов;
усилить работу по противодействию терроризму и экстремизму, распространению в молодежной среде идей национальной, расовой и религиозной нетерпимости;
продолжить работу по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организовать взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
принять дополнительные меры по усилению борьбы с преступлениями и правонарушениями, совершаемыми на улицах и в других общественных местах;
совместно с органами местного самоуправления, общественными объединениями провести комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение преступлений, совершаемых лицами, ранее совершившими преступления.
2. Закон Алтайского края от 2 июля 2008 года № 61-ЗС «Об утверждении краевой целевой программы «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Алтайском крае на 2009-2012 годы».
Целью указанной программы является снижение уровня преступности в Алтайском крае, совершенствование многоуровневой системы социальной профилактики правонарушений, предусматривающей консолидацию усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения.
К основным задачам программы отнесены:
совершенствование нормативной правовой базы Алтайского края в сфере профилактики правонарушений;
укрепление материально-технической базы субъектов, реализующих мероприятия в области профилактики правонарушений;
повышение уровня правовой осведомленности и правовой культуры граждан, в том числе посредством участия граждан и юридических лиц в деятельности по профилактике правонарушений, совершенствование нравственного воспитания населения, в том числе молодежи и детей школьного возраста;
профилактика правонарушений среди лиц, склонных к противоправному поведению.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
повышение эффективности государственной системы социальной профилактики правонарушений, привлечение предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также общественных организаций и граждан к деятельности по предупреждению правонарушений;
обеспечение нормативно-правового регулирования деятельности по профилактике правонарушений;
улучшение информационного сопровождения деятельности государственных органов и общественных организаций в сфере обеспечения охраны общественного порядка на территории Алтайского края;
уменьшение к 2012 году удельного веса преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, до 28,0 % от общего числа расследованных преступлений;
уменьшение к 2012 году удельного веса преступлений, совершенных несовершеннолетними, до 6,3 % от общего числа расследованных преступлений;
уменьшение количества преступлений, совершаемых на улицах и в других общественных местах, на 36,0 % по отношению к числу зарегистрированных в 2007 году;
уменьшение количества преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного, наркотического и иных видов опьянения, на 42,0 % по отношению к числу зарегистрированных в 2007 году.
Предусматривается ежегодное финансирование мероприятий программы за счет средств краевого бюджета и бюджетов органов местного самоуправления. Предполагаемые объемы ассигнований: в 2009 году - 100 073 тыс. рублей; в 2010 году - 100 178 тыс. рублей; в 2011 году - 101 993 тыс. рублей; в 2012 году - 100 071 тыс. рублей.
3. Закон Алтайского края от 11 сентября 2008 года № 77-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об утверждении комплексной программы «Профилактика правонарушений в Алтайском крае на 2006 - 2008 годы».
Представленный закон предусматривает корректировку программы «Профилактика правонарушений в Алтайском крае на 2006-2008 годы» с перераспределением бюджетных средств на финансирование наиболее актуальных на сегодняшний день мероприятий. Такие мероприятия направлены на повышение эффективности функционирования системы социальной реабилитации, трудового и бытового устройства лиц, осужденных к мере наказания, не связанной с лишением свободы, а также на профилактическую работу, организацию взаимодействия со СМИ, через которые до населения доводится информация, касающаяся предупреждения и профилактики преступлений.
4. Закон Алтайского края от 11 сентября 2008 года № 76-ЗС «О внесении изменений в приложение к закону Алтайского края «Об утверждении краевой целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Алтайском крае в 2006-2012 годах».
Указанный закон предусматривает изменение объемов финансирования отдельных мероприятий программы в связи с изменением стоимости материально-технических средств, с учетом их поставок в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах», с изменением складывающейся оперативно-служебной обстановки, а также законодательства Российской Федерации.
Так, мероприятия по приобретению транспортных средств и классов для приема экзаменов на получение гражданами права управления транспортными средствами не требуют в дальнейшем предусмотренного объема финансирования, в то время как большую актуальность и затратность приобретают мероприятия по оснащению подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Алтайского края приборами для выявления подделки и изменения маркировки номерных агрегатов транспортных средств и профилактические мероприятия по пропаганде безопасности дорожного движения. Экономически нецелесообразным по причине удорожания автомобилей «Камаз» стало приобретение передвижного поста дорожно-патрульной службы на его базе. В целях увеличения количества передвижных постов и результативности их работы предлагается организовывать их на базе автомобилей «Нива».
С 1 июля 2008 года вступили в силу нормы Федерального закона
от 24 июля 2007 года № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которыми установлена обязанность сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения Алтайского края проводить освидетельствование водителей на состояние алкогольного опьянения и принимать в качестве доказательной базы материалы фото- и видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения специальными техническими средствами. Для реализации указанных норм требуется соответствующее техническое оснащение.
Таким образом, принятый закона позволит более эффективно использовать средства краевого бюджета и при этом добиться целей, поставленных в краевой целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в Алтайском крае в 2006 - 2012 годах», при привлечении в 2008 - 2009 годах дополнительного финансирования в размере 5 млн. рублей.
5. Закон Алтайского края от 5 декабря 2008 года № 128-ЗС «Об утверждении краевой целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае» на 2009-2013 годы».
Указанный закон направлен на изменение наркологической ситуации в Алтайском крае, которая по-прежнему остается серьёзной и представляет угрозу для здоровья населения края. Краевая целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае» на 2009-2013 годы является эффективным инструментом комплексного решения указанной проблемы. Программа носит межведомственный характер, поскольку борьба с наркоманией затрагивает сферу деятельности органов исполнительной власти и правоохранительных органов Алтайского края, и направлена на профилактику злоупотребления наркотиками, пресечение их незаконного оборота, лечение и реабилитацию больных наркоманией.
Профилактика злоупотребления наркотиками заключается в формировании здорового образа жизни, разработке и тиражировании учебно-методической литературы, программ, проведении мероприятий по предотвращению употребления молодежью и несовершеннолетними наркотиков. Осуществляемые на регулярной основе комплексные оперативно-профилактические операции оказывают положительное воздействие на ситуацию с наркотиками в Алтайском крае.
Принятие программы позволит обеспечить проведение единой политики по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, мобилизовать ресурсы и сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях комплексного решения проблемы.
Одно из направлений программы - оснащение медицинских учреждений лечебно - диагностическим оборудованием, которое позволит на ранней стадии выявлять потребителей наркотических веществ, совершенствовать формы и методы лечения и реабилитации наркозависимых. Программой также предусмотрено совершенствование законодательной деятельности в сфере пресечения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, обучение для работы с населением специалистов в области профилактики наркомании.
Финансирование программы за счёт средств краевого бюджета составит 15 миллионов рублей ежегодно.
6. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 3 июня 2008 года № 393 «О законодательной инициативе по внесению изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменения в статью 5 Закона Российской Федерации «О милиции».
В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменения в статью 5 Закона Российской Федерации «О милиции» указанный проект федерального закона устанавливает дополнительные гарантии реализации уже предоставленного права задержанных граждан на уведомление родственников и иных лиц о своем задержании и направлен на повышение ответственности сотрудников правоохранительных и иных органов перед законом и обществом в процессе осуществления своих полномочий по охране правопорядка.
В частности, предлагается дополнить перечень прав подозреваемых правом лично сообщить о своем задержании кому-либо из лиц, указанных в части первой статьи 96 и части третьей статьи 423 УПК РФ, а также правом пользоваться срочной доврачебной помощью.
В соответствии с предлагаемой редакцией части первой статьи 96 УПК РФ дознаватель, следователь не позднее 3 часов после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю обязан обеспечить подозреваемому возможность срочного телефонного звонка (а в случае отсутствия телефонной связи - телеграфного или почтового сообщения) кому-либо из близких родственников, родственников или близких лиц с целью личного сообщения о задержании, местонахождении и состоянии своего здоровья. В целях пресечения злоупотребления данным правом предлагается установить, что следователь, дознаватель вправе ограничить время телефонного разговора, если он превышает пять минут, а также если разговор выходит за пределы необходимого уведомления о задержании.
В целях осуществления контроля за реализацией права граждан на уведомление об их задержании предлагается установить, что в протоколе задержания делается отметка о том, что подозреваемому разъяснено право на телефонный звонок (телеграфное или почтовое сообщение), а также указываются дата, номер телефона (телеграфный, почтовый адрес), абонент (адресат), время совершения звонка, время телефонного разговора.
7. Кроме того, в ноябре 2008 года Алтайское краевое Законодательное Собрание направило обращение к Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину о необходимости разработки порядка компенсации расходов органам местного самоуправления по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции, а также определения способа предоставления субвенций субъектам Российской Федерации на указанные цели.
8. В законе Алтайского края от 3 декабря 2008 года № 127-ЗС «О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотрено финансирование Главного управления внутренних дел по Алтайскому краю в 2009 году в объеме 2566395,1 тыс. руб., что на 12,5% больше, чем в 2008 году.