• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

О взаимодействии Алтайского краевого Законодательного Собрания с прокуратурой Алтайского края в сфере правотворческой деятельности (информация подготовлена комитетом по законности, правопорядку и защите прав граждан) (02/03/09)

Реалии современной жизни таковы, что считавшееся важным год назад, часто перестает быть важным и актуальным на современном этапе. Но основное назначение прокуратуры остается неизмененным - это сохранение целостности государства и общества, обеспечение единого правового пространства и действий государственных органов власти, муниципалитетов всех уровней в соответствии с федеральным законодательством.

Деятельность законодательного органа сегодня не представляется без самого серьезного участия прокуратуры края. Знаковым событием 2008 года в этой сфере стало заключение соглашения «О взаимодействии Алтайского краевого Законодательного Собрания, прокуратуры Алтайского края, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю». В соглашении были определены основные направления взаимодействия:

1) законотворческая деятельность Алтайского краевого Законодательного Собрания;

2) мониторинг нормативных правовых актов Алтайского края;

3) проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов Алтайского края.

Первое направление - это законотворческая деятельность Алтайского краевого Законодательного Собрания.

Фактически в 2008 году Алтайское краевое Законодательное Собрание приняло 269 правовых актов: 149 законов, 1 проект закона в первом чтении и 119 постановлений, в том числе 102 постановления ненормативного характера.

Из 149 принятых законов - 51 новые законы, 88 - о внесении изменений в действующие законы, 8 - о признании законов утратившими силу, 2 - относятся к сфере осуществления контрольных функций.

Отметим принятие в 2008 году трех базовых законов в сфере профилактики правонарушений:

1) закон Алтайского края от 2 июля 2008 года № 61-ЗС «Об утверждении краевой целевой программы «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Алтайском крае на 2009-2012 годы». Целью указанной программы является снижение уровня преступности в Алтайском крае, совершенствование многоуровневой системы социальной профилактики правонарушений, предусматривающей консолидацию усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения;

2) закон Алтайского края от 11 сентября  2008 года № 76-ЗС «О внесении изменений в приложение к закону Алтайского края «Об утверждении краевой целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Алтайском крае в 2006-2012 годах». Указанный закон предусматривает изменение объемов финансирования отдельных мероприятий программы в связи с изменением стоимости материально-технических средств, с учетом их поставок в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах», с изменением складывающейся оперативно-служебной обстановки, а также законодательства Российской Федерации.

Так, мероприятия по приобретению транспортных средств и классов для приема экзаменов на получение гражданами права управления транспортными средствами не требуют в дальнейшем предусмотренного объема финансирования, в то время как большую актуальность и затратность приобретают мероприятия по оснащению подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Алтайского края приборами для выявления подделки и изменения маркировки номерных агрегатов транспортных средств и профилактические мероприятия по пропаганде безопасности дорожного движения. Экономически нецелесообразным по причине удорожания автомобилей «Камаз» стало приобретение передвижного поста дорожно-патрульной службы на его базе. В целях увеличения количества передвижных постов и результативности их работы предлагается организовывать их на базе автомобилей «Нива».

С 1 июля 2008 года вступили в силу нормы Федерального закона
от 24 июля 2007 года № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которыми установлена обязанность сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения Алтайского края проводить освидетельствование водителей на состояние алкогольного опьянения и принимать в качестве доказательной базы материалы фото- и видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения специальными техническими средствами. Для реализации указанных норм требуется соответствующее техническое оснащение.

Таким образом, принятый закон позволит более эффективно использовать средства краевого бюджета и при этом добиться целей, поставленных в краевой целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в Алтайском крае в 2006 - 2012 годах», при привлечении в 2008 - 2009 годах дополнительного финансирования в размере 5 млн. рублей;

3) закон Алтайского края от 5 декабря  2008 года № 128-ЗС «Об утверждении краевой целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае» на 2009-2013 годы». Закон направлен на изменение наркологической ситуации в Алтайском крае, которая по-прежнему остается серьёзной и представляет угрозу для здоровья населения края. Краевая целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае» на 2009-2013 годы является эффективным инструментом комплексного решения указанной проблемы. Программа носит межведомственный характер, поскольку борьба с наркоманией затрагивает сферу деятельности органов исполнительной власти и правоохранительных органов Алтайского края, и направлена на профилактику злоупотребления наркотиками, пресечение их незаконного оборота, лечение и реабилитацию больных наркоманией.

Второе направление - мониторинг законодательства с целью выявления пробелов и противоречий в действующих правовых актах. В рамках осуществления мониторинга законодательства в Алтайском краевом Законодательном Собрании создана соответствующая рабочая группа. В результате осуществления комитетами АКЗС мониторинга были внесены изменения в 28 законов, 11 законов признаны утратившими силу.

Проведение антикоррупционной экспертизы является третьим важным направлением взаимодействия Алтайского краевого Законодательного Собрания и прокуратуры Алтайского края. В условиях динамичного развития российской правовой системы (как на федеральном, так и на региональном уровне), принятия многочисленных новых законодательных актов, изменений, вносимых в действующее законодательство, особое значение в деле раннего предупреждения коррупции приобретает антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Она создает возможности для упреждающего выявления и своевременного устранения пробелов и других лазеек в законах, которые могут быть использованы коррупционерами.

В 2008 году в Алтайском краевом Законодательном Собрании проведено 5 заседаний рабочей группы по проведению экспертизы нормативных правовых актов Алтайского края на коррупциогенность. В соответствии с планами-графиками комитетами Алтайского краевого Законодательного Собрания проведена антикоррупционная экспертиза 59 законов.

Кроме того, не остаются без внимания и проекты нормативных актов Алтайского края. На рассмотрение мартовской сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания планируется вынести проект закона Алтайского края «О внесении изменений в закон Алтайского края «О правотворческой деятельности», направленного на правовое регулирование отношений, связанных с установлением антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Алтайского края. Введение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов позволит создать правовой механизм борьбы с коррупцией в правотворческой деятельности. Оценка проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность должна стать необходимым условием их принятия, исключающих или в значительной степени снижающих вероятность осуществления коррупционных действий в правоприменительной практике. Законопроект подготовлен по инициативе прокуратуры и при ее непосредственном участии.

Важным в законотворческой деятельности АКЗС является взаимодействие с прокуратурой Алтайского края, которое начинается со стадии формирования плана законопроектной, контрольной и организационной деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания, продолжается на этапе подготовки, принятия и применения правовых актов. 

В 2008 году прокурор Алтайского края в качестве субъекта права законодательной инициативы внес на рассмотрение Алтайского краевого Законодательного Собрания два проекта закона:

1) «О внесении изменений в закон Алтайского края «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Алтайского края» (в части предоставления права комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав выполнять функции специализированного государственного органа в случаях, когда суд передает под их надзор несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности);

2) «О внесении изменений в закон Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности».

В 2008 году прокуратурой края дана оценка законности всем проектам правовых актов, выносимым в 2008 году на рассмотрение депутатов законодательного органа государственной власти края, по результатам которой подготовлено 190 заключений. При этом 21 заключение направлено в АКЗС с замечаниями и предложениями (в 2007 г. - 19), по которым 19 проектов доработано, 2 - не учтено.

Профессионализм работников прокуратуры, их юридическая  грамотность и высокая ответственность являются хорошим подспорьем депутатам, а также консультантам, обеспечивающим деятельность комитетов Алтайского краевого Законодательного Собрания, при подготовке нормативных правовых актов.

Вернуться назад в раздел