• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Правовые и административные меры защиты некурящего населения от табачного дыма (23/03/09)

(выступление председателя комитета по законности, правопорядку и защите прав граждан
Д.В. Бессарабова на депутатских слушаниях «Законодательные аспекты ограничения курения табака»)

21 июня 2001 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об ограничении курения табака».

29 июня закон одобрен Советом Федерации, и 10 июля 2001 года его подписал Президент за номером 87-ФЗ. Вместе с тем Закон предусматривал переходные положения и вступил в силу по истечении 6 месяцев после его официального опубликование.

Основная идея закона заключается в определении правовых основ ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения.

Данным Федеральным законом:

регулируется деятельность по производству табачных изделий, оптовой торговле табачными изделиями и розничной продаже табачных изделий;

устанавливается запрет продажи розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет; запрет курения табака в не отведенных для этого местах;

предусмотрена пропаганда знаний о вреде курения табака и меры по ограничению курения табака.

Статья 6 указанного закона предусматривает запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака.

В 2004 году Федеральным законом от 1 декабря 2004 года № 148-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» запрет курения табака был распространен на территории образовательных учреждений.

Кроме того, указанная статья возлагает обязанность на работодателя по оснащению специально отведенных мест для курения табака.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 закона нарушение ее положений влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством. При этом согласно статье 2 данного Федерального закона законодательство Российской Федерации об ограничении курения табака состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В связи с этим установление административной ответственности за курение табака в не отведенных местах возможно только на федеральном уровне.

В настоящее время в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность только за курение в городском и пригородном транспорте.

Статья 11.17. Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте

3. Курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения либо на судне морского или внутреннего водного транспорта -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

  Федеральным законодательством также предусмотрена возможность привлечения работодателя за не оснащение специально отведенных мест для курения табака. В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной безопасности противопожарный режим, в том числе определены и оборудованы места для курения. Нарушение требований пожарной безопасности влечет административную ответственность:

Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности

1. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

  К сожалению, часть норм указанного закона остаются декларативными. В Кодексе Российской Федерации отсутствует специальная норма, устанавливающая ответственность за курение табака на рабочих местах, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения и организациях культуры, а также помещениях, занимаемых органами государственной власти, а также не определяет органы государственной власти, осуществляющие контроль за соблюдением данного закона и уполномоченные привлекать к ответственности правонарушителей.

Сейчас запрет на курение в общественных местах установлен во многих странах, в частности, в Италии, Ирландии, Норвегии, на Мальте. Например, в Италии штрафы за курение в неположенном месте весьма существенные: от 25 до 250 евро. А если кого-то угораздит закурить в присутствии беременной женщины или детей до 12 лет, то сумма может быть увеличена до 500 евро.

На рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации неоднократно вносились законодательные инициативы регионов об установлении ответственности за курение в не отведенных для этого местах, но они либо отклонялись, либо еще с 2005 года так и остались принятыми в первом чтении.

Например, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в декабре 2005 года в первом чтении принят проект федерального закона № 218923-3 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в части установления административной ответственности за курение табака в неустановленных местах:

«Статья 6.15. Курение табака вне специально отведенных мест

1. Курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, вне специально отведенных мест для курения табака -

влечет предупреждение.

2. То же нарушение, совершенное повторно в течение года после наложения административного наказания, -

влечет наложение административного штрафа в размере трех минимальных размеров оплаты труда (300 рублей).

3. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному наказанию за курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, вне специально отведенных мест для курения табака, -

влечет наложение административного штрафа в размере пяти минимальных размеров оплаты труда (500 рублей).»

В 2004 году тогда еще Алтайский краевой Совет народных депутатов внес в Государственную Думу законодательную инициативу «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ограничении курения табака» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в частности предусматривающую установление административной ответственности за курение табака в не отведенных для этого местах:

«Курение табака на рабочих местах, лестничных площадках и в подъездах жилых домов, городском транспорте общего пользования, закрытых спортивных сооружениях, учреждениях здравоохранения, образовательных учреждениях, учреждениях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти и иными государственными органами, органами местного самоуправления, за исключением курения табака в отведенных для этого местах, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда (сто рублей)».

Однако существующий пробел в правовом регулировании запрета курения так и не устранен до сих пор: курение в общественных местах запрещено, а наложить штрафные санкции на нарушителей нет возможности.

Выходом из этой ситуации может стать только внесении изменений в федеральное законодательство:

либо в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за курение в не отведенных местах;

либо в Федеральный закон «Об ограничении курения табака» в части предоставления субъектам Российской Федерации права устанавливать административную ответственность за курения в не отведенных местах в региональных законах, как это было сделано с игровыми автоматами.

В настоящее время пробелы в правовом регулировании не могут быть урегулированы на региональном уровне. К сожалению, в Алтайском крае в данной сфере принят только План неотложных мер по реализации Федерального закона «Об ограничении курения табака» в Алтайском крае, утвержденный постановлением Администрации Алтайского края от 26 февраля 2002 года № 97.

Также отметим, что существует и другой способ решения проблемы ограничения курения. Это возможно с помощью локальных актов организаций, предусматривающих дисциплинарную ответственность работников за нарушение служебного распорядка и правил внутреннего трудового распорядка о запрете курения табака на рабочих местах и в помещениях, занимаемых организациями и учреждениями.

Вернуться назад в раздел