• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Законодательное обеспечение профилактики и борьбы с алкоголизмом. Выступление председателя комитета по законности, правопорядку и защите прав граждан Даниила Бессарабова (29/09/09)

Законодательное обеспечение профилактики и борьбы с алкоголизмом

 (выступление председателя комитета по законности, правопорядку и защите прав граждан Д.В. Бессарабова на «круглом столе» «Алкоголь и здоровье» 28 сентября 2009 года)

Заявленная тема «Законодательное обеспечение профилактики и борьбы с алкоголизмом» звучит достаточно многообещающе, вместе с тем это только желаемый результат.

К сожалению, в настоящее время в российском законодательстве урегулированы в основном только вопросы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, фискальной политики, а вопросы социальных последствий, профилактики и борьбы с алкоголизмом не урегулированы.

Так, в 1995 году был принят Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». В Алтайском крае принят закон от 29 декабря 2005 года № 131-ФЗ «О государственном регулировании розничной и алкогольной продукции на территории Алтайского края», а также закон Алтайского края от 9 декабря 2005 года № 107-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции».

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность:

  • за вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ (статья 6.10 КоАП РФ);
  • за нарушение правил производства, продажи, поставки или закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (статья 6.14, статьи 14.16-14.19, статья 15.13 КоАП РФ);
  • за распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (Статья 20.20. КоАП РФ);
  • за появление в общественных местах в состоянии опьянения (статья 20.21 КоАП РФ);
  • за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (статья 20.22 КоАП РФ).

Вместе с тем, несмотря на обилие запретительных норм в настоящее время нет полного запрета на распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в во всех общественных местах. Данное ограничение установлено только в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. Соответственно в других общественных местах можно.

В законе Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» предусмотрена административная ответственность за сбыт или приобретение спиртных напитков домашней выработки (статья 49 указанного Закона). Только в 2008 году по указанному составу было составлено 5669 протоколов, 4816 человек привлечено к административной ответственности, 232 - вынесено предупреждение, на 4584 человек наложен административный штраф в размере 2,16 млн. рублей, взыскано всего 1,16 млн.рублей.

В Федеральном законе от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» закреплен принцип добровольности наркологической помощи.

За последние годы принят ряд законов, направленных на ужесточение условий производства и оборота алкогольной продукции, ограничена реклама спиртного, более строгим стало наказание за вождение автомобиля в нетрезвом виде.

Вместе с тем, жизнь доказала, что одними административными запретами проблема не решается. И самое пристальное внимание должно уделяться профилактике алкоголизма, в первую очередь в молодёжной среде. Делать это нужно на современном уровне - с использованием всех возможностей системы образования и средств массовой информации, учитывая интересы и психологию молодых людей, привлекая к такой работе самые разные общественные организации.

Повторюсь, но, несмотря на остроту проблемы на федеральном уровне нет комплексного закона, регулирующего вопросы профилактики и борьбы с алкоголизмом, а также лечения и социальной реабилитации больных алкоголизмом. Отсутствие четкого определения полномочий, связанных с деятельностью по вопросам профилактики и борьбы с алкоголизмом, затрудняет реализацию необходимых мер по осуществлению качественной профилактической работы, приводит к ослаблению межведомственного взаимодействия.

В региональном законодательстве данный вопрос решается по-разному. Можно выделить несколько групп субъектов Российской Федерации, в которых приняты и действуют соответствующие нормативные правовые акты.

Во-первых, это субъекты, в которых приняты законы, регулирующее в большей или меньшей степени профилактику алкоголизма. Это, например, Республики Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Марий Эл, Мордовия, Тыва, Хакасия, а также Забайкальский, Краснодарский край, Амурская, Мурманская, Ульяновская области.

Но, к всеобщему сожалению, эти законы без федеральной основы остаются декларативными, к тому же охватывают большую сферу регулирования (не только профилактику алкоголизма, но и наркомании, токсикомании и табакокурения), что не позволяет детально проработать каждое направление.

Так, и при разработке закона Алтайского края от 14 сентября 2006 года № 94-ЗС «О профилактике наркомании и токсикомании в Алтайском крае» перед комитетом по законности, правопорядку и защите прав граждан как субъектом права законодательной инициативы стояла проблема - принимать общий закон, регулирующий вопросы профилактики различных социально-негативных явлений, или же ограничится одним конкретным предметом регулирования. По-нашему мнению, правильней ограничивать предмет регулирования однородными общественными отношениями.

Во-вторых, это субъекты, в которых приняты региональные программы по профилактике алкоголизма: Красноярский, Пермский края и Новгородская область.          Принятие на уровне субъектов программ по профилактике алкоголизма позволяет комплексно подойти к решению данной проблемы, повысить эффективность профилактической работы.

Третья группа - субъекты, где программы по профилактике алкоголизма принимаются на уровне муниципальных образований: Республика Башкортостан, Ставропольский край, Владимирская, Волгоградская, Оренбургская, Пензенский, Рязанская, Томской области. В это группу входит и Алтайский край.

Так, в г. Барнауле принята долгосрочная целевая программа «Комплексные меры по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и противодействию незаконному обороту наркотиков» в городе Барнауле на 2010 - 2014 гг.; в г. Рубцовске - целевая программа «Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в муниципальном образовании «город Рубцовск» Алтайского края на 2009 - 2012 годы»; в Алейском районе - программа противодействия распространению употребления алкоголя, наркотиков и психотропных веществ на территории Алейского района на 2007-2010 годы; в Благовещенском районе - комплексная целевая программа «Профилактика наркомании, алкоголизма и асоциальных явлений в Благовещенском районе на 2007-2010 годы»; в Крутихинском районе - целевая программа «Комплексные меры по профилактике алкоголизма, наркомании и борьбе с незаконным  оборотом наркотиков на 2008-2010 годы».

Вместе с тем, деление субъектов на группы достаточно условно, так как в ряде субъектов не только приняты законы, но они дополнены и комплексными программами различных уровней.

Однако правовое обеспечение профилактики и борьбы с алкоголизмом не может ограничиваться региональными и муниципальными правовыми актами, необходима федеральная основа для того чтобы обеспечить максимальную эффективность профилактической работы.

В связи с этим обнадеживает твердая позиция Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по данному вопросу:

«Борьба с алкоголизмом может быть эффективной лишь на системной и долгосрочной основе. Естественно, нужен целый комплекс мер. С одной стороны, наверное, ограничительных, с другой стороны, разъяснительных, пропагандирующих нормальный, здоровый образ жизни. Самое главное, у людей должно появиться желание и возможность вести нормальный, полноценный, здоровый и трезвый образ жизни. И, конечно, всё это может происходить - это аксиома! - только на основе нормального уровня жизни, нормальных стандартов жизни в нашей стране. В бедной стране пьянство не победить - это тоже понятно. Но и рост благосостояния автоматически не ведёт к уменьшению потребления алкоголя, иногда наоборот: в 90-е годы все мы жили хуже, а алкоголя потребляли меньше. Объективно.».

Вопрос правового обеспечения на федеральном уровне профилактики алкоголизма сдвинулся с мертвой точки.

Так, в настоящее время разработан проект Концепция государственной политики в области производства и оборота алкогольной продукции в Российской Федерации. Но наряду с Концепцией необходим федеральный закон о профилактике, в котором должны быть установлены цели и задачи государственной алкогольной политики, описания этапов, средств и методов ее осуществления; определены функции и права, а также принципы взаимодействия между собой различных государственных и общественных организаций и социальных институтов в реализации стратегии и тактики противоалкогольной деятельности, также предусмотрены меры, закрепляющие правовое, организационное, научно-информационное, материально-финансовое обеспечение работы по профилактике и преодолению пьянства, а также регламентированы права и обязанности юридических и физических лиц, участвующих в легальном производстве и обороте алкогольных напитков.

Необходима и третья составляющая федерального компонента - целевая программа борьбы с алкоголизмом.

На региональном уровне, по нашему мнению, достаточно комплексной программы по профилактике и борьбе с алкоголизмом, соответственно аналогичные программы должны быть приняты в муниципальных образованиях.

Но не нужно забывать о необходимости усиления административной ответственности за нарушения, связанные с розничной продажей алкогольной продукции и пива лицам, не достигшим определенного законом возраста. Соблюдать запрет на торговлю вблизи школ, вузов, спортивных и досуговых центров. Это касается и требований к торговым помещениям, где алкогольные напитки могут продаваться, а также ограничений на рекламу таких напитков. Так, в законе Алтайского края об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края, проект которого готовится ко второму чтению, будет установлен запрет на нахождение несовершеннолетних в общественных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. К таким местам относятся пивные рестораны, винные бары, пивные бары, рюмочные, другие места, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и иные места.

Также необходимо вернуться и к вопросу ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции. Федеральным законодательством субъектам РФ это права предоставлено, в законе Алтайского края предусмотрено, что данные ограничения устанавливаются Администрацией Алтайского края с учетом предложений органов местного самоуправления. Но до сих пор эффективного механизма реализации данной нормы нет, что приводит к нарушению прав граждан.

Но самое главное в этой работе, повторю слова Президента Российской Федерации, - «у людей должно появиться желание и возможность вести нормальный, полноценный, здоровый и трезвый образ жизни».

Вернуться назад в раздел