Правовое регулирование защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в Алтайском крае (19/10/09)
Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности носит комплексный характер и представляет многоуровневую систему регулирования.
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям субъектов Российской Федерации относится:
предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;
организация тушения пожаров силами государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей).
Полномочия субъектов Российской Федерации конкретизированы федеральными и краевыми законами.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение;
осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся:
нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;
организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности;
разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ;
осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;
осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей;
создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
организация тушения пожаров силами государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);
утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств субъектов Российской Федерации;
оперативное управление подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляемое в порядке делегирования полномочий без предоставления субвенций.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения регулируются законодательными, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Закон Алтайского края от 17 марта 1998 года № 15-ЗС «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» регулирует отношения, возникающие в процессе защиты на территории Алтайского края населения, объектов социального и производственного назначения, всего земельного, водного, воздушного пространства, окружающей среды в целом от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с этим законом органы государственной власти Алтайского края:
принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты края в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
утверждают краевые целевые программы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
проводят депутатские слушания по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществляют в пределах своей компетенции иные полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Законом Алтайского края от 10 февраля 2005 года № 4-ЗС «О пожарной безопасности в Алтайском крае» определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Алтайском крае.
К полномочиям органов государственной власти Алтайского края в области пожарной безопасности относятся:
нормативное правовое регулирование в пределах компетенции;
утверждение краевого бюджета в части расходов на организацию тушения пожаров;
утверждение краевых целевых программ в области пожарной безопасности;
установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Алтайского края, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области пожарной безопасности;
иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Также вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности урегулированы и на подзаконном уровне. В 2008 году были приняты постановления Администрации Алтайского края:
«Об энергетической стратегии Алтайского края на период до 2020 года»;
«Об ограничении доступа населения в леса»;
«О предотвращении на территории Алтайского края сельскохозяйственных палов в весенне-осенний период»;
«О государственной противопожарной службе Алтайского края»;
В краевом законодательстве получил развитие программно-целевой метод, который позволяет обеспечить комплексный подход к защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Так, законом Алтайского края от 31 декабря 2004 года № 66-ЗС утверждена краевая целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае на 2005-2010 годы», предусматривающая следующие основные мероприятия:
развитие системы информационного обеспечения управления риском чрезвычайных ситуаций, систем связи и обеспечения при чрезвычайных ситуациях;
совершенствование системы страховой защиты населения и территорий Алтайского края от чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы информирования населения и средств массовой информации по вопросам угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы пожарной безопасности в Алтайском крае.
Дополняют данную программу ведомственные целевые программы:
«Развитие образования в Алтайском крае» на 2008 - 2010 годы;
«Обеспечение пожарной безопасности краевых государственных учреждений социального обслуживания и управлений социальной защиты населения по городским округам (муниципальным районам) Алтайского края на 2009-2011 годы»;
«Повышение уровня пожарной безопасности учреждений здравоохранения Алтайского края» на 2010 - 2012 годы.
В 2008 году на реализацию мероприятий, предусмотренных краевой целевой программой «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае на 2005 - 2010 гг.» выделено 18 306 369,00 млн. руб.
В текущем году и на следующий год объемы финансирования по всем программам были сокращены. В 2010 году будет профинансировано только 45 % от объемов финансирования в 2009 году, что составит всего 4,758 млн. рублей. Следующая целевая программа уже будет приниматься Администрацией Алтайского края в связи с изменением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Кроме программных мероприятий в краевом бюджете предусмотрены также финансовые расходы на содержание управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае. Так, в 2009 году финансирование составило: 162 211 тысяч рублей, в 2010 году - 128 576 тысяч рублей, что на 20,7% меньше предыдущего года.
Также Законом Алтайского края от 10 июня 2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» установлена административная ответственность за нарушение правил охраны жизни людей на воде и правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах. В настоящее время готовятся изменения за нарушение указанных правил, направленные на дифференциацию ответственности для граждан, должностных и юридических лиц (соответствующий законопроект планируется к рассмотрению на октябрьской сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания):
для граждан предупреждение и административный штраф - от ста до одной тысячи рублей;
для должностных лиц - административный штраф - от пятисот до пяти тысяч рублей;
для юридических лиц и на лиц - административный штраф от одной тысячи до десяти тысяч рублей.
Между Алтайским краевым Законодательным Собранием и Главным управлением Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю налажено взаимодействие по правовым вопросам, что позволяет обеспечить не только эффективную реализацию законов Алтайского края «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О пожарной безопасности в Алтайском крае», но и своевременное внесение изменений в указанные нормативные правовые акты.
Конструктивной работе законодательного органа и исполнительного органа государственной власти способствует сложившаяся практика ежегодного рассмотрения на сессиях Алтайского краевого Законодательного Собрания вопросов «О ходе выполнения законов Алтайского края «О пожарной безопасности в Алтайском крае» и «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с докладом начальника Главного управления МЧС России по Алтайскому краю. При рассмотрении вопросов докладывается оперативная обстановка, определяются основные направления взаимодействия между уполномоченными органами.
Так, в 2009 году Главному управлению МЧС России по Алтайскому краю предложено:
1) продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с учетом распределения функций органов государственной власти, анализа опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций, необходимости обеспечения безопасности критически важных для национальной безопасности объектов;
2) продолжить совершенствование нормативно-методического обеспечения системы надзора за выполнением требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) обеспечить развитие и совершенствование системы управления и обмена информацией в условиях чрезвычайных ситуаций;
Администрации Алтайского края рекомендовано:
1) продолжить работу по увеличению численности государственной противопожарной службы Алтайского края, путем создания дополнительных пожарных частей по охране населенных пунктов поселений края в составе краевого государственного учреждения «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае»;
2) продолжить работу по организации обучения всех групп населения действиям в чрезвычайных ситуациях;
органам местного самоуправления:
1) представительным органам муниципальных образований совместно с органами государственной противопожарной службы Алтайского края рассмотреть на своих заседаниях вопрос о ходе выполнения законов Алтайского края «О пожарной безопасности в Алтайском крае» и «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
2) местным администрациям осуществлять в полном объеме организационно-правовое, финансовое, материально-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений и городских округов в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, в том числе активизировать деятельность добровольной пожарной охраны;
3) принять меры по созданию аварийно-спасательных формирований и единых дежурно-диспетчерских служб.