О проекте закона Алтайского края «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края» (23/10/09)
22 ноября 2009 года комитет по законности, правопорядку и защите прав граждан провел заседание рабочей группы по подготовке законопроекта «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края» для рассмотрения в первом чтении на октябрьской сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания.
На майской сессии АКЗС законопроект был принят за основу. Его разработка связана с принятием Федерального закона от 28 апреля 2009 года
№ 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
При подготовке проекта закона к первому чтению в комитет поступили предложения и замечания от Губернатора Алтайского края, прокуратуры Алтайского края, органов местного самоуправления, членов рабочей группы, иных заинтересованных лиц, помимо этого, проанализировано законодательство других субъектов Российской Федерации в данной сфере.
В законопроекте, подготовленном к первому чтению, уточняются понятия «лица, заменяющие родителей», «общественные места» и «общественные места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» (статья 1 проекта закона), из числа несовершеннолетних, для которых устанавливаются ограничения для нахождения в общественных местах, исключаются эмансипированные несовершеннолетние, а также несовершеннолетние, оказавшиеся в экстремальной ситуации (части 2-4 статьи 2 проекта закона).
Помимо этого, проект закона устанавливает меры по недопущению нахождения несовершеннолетних в общественных местах, которые необходимо предпринимать родителям, лицам, их заменяющим, или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, юридическим лицам и гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, милиции общественной безопасности, Администрации Алтайского края, органам и учреждениям и системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органам местного самоуправления. Так, юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должны не только не допускать несовершеннолетних на принадлежащие им объекты (территории, помещения), нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, а также в общественные места в ночное время, но и обязаны:
- незамедлительно уведомить любым доступным для них способом о факте обнаружения ребенка родителей, лиц, их заменяющих, либо лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, а также органы внутренних дел; обеспечить до прибытия на место обнаружения несовершеннолетнего его родителей, лиц, их заменяющих, либо лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и должностных лиц органов внутренних дел, реализацию необходимых исходя из обстоятельств обнаружения ребенка мер, направленных на недопущение причинения вреда его здоровью;
- информировать об ограничении пребывания несовершеннолетних в определенных общественных местах, действующих на территории и в помещениях объектов путем размещения предупреждающих надписей и знаков и оповещения посетителей;
- при наличии сомнения в факте достижения гражданином совершеннолетнего возраста вправе потребовать от него предъявления паспорта или иного документа удостоверяющего личность.
Также уточнены полномочия милиции общественной безопасности, которая в случае обнаружения ребенка в ночное время в общественном месте:
- незамедлительно (не более чем в течение одного часа) устанавливает личность ребенка, его место жительства, родителей, лиц, их заменяющих, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, уведомляет указанных лиц и доставляет ребенка, личность которого установлена, родителям, лицам, их заменяющим, или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, если это не противоречит его интересам. Ребенок не подлежит передаче таким лицам, если они находятся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, а также в случаях, если пребывание ребенка в определенной обстановке может нанести вред его жизни и здоровью;
- составляет протокол о доставлении ребенка, в котором указывается место и время обнаружения ребенка, время его передачи и который удостоверяется подписью сотрудника органов внутренних дел и родителя, лица, его заменяющего, или лица, осуществляющего мероприятия с участием детей. Родители, лица, их заменяющие, или лица, осуществляющие мероприятия с участием, детей обязаны дать письменные объяснения о причинах нахождения ребенка в ночное время в общественном месте. Протоколы о доставлении ребенка родителям, лицам, их заменяющим, или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, материалы к ним направляются в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
- доставляет ребенка, личность которого не установлена, в органы внутренних дел для установления личности и иных обстоятельств. Доставленный ребенок может содержаться в органах внутренних дел не более трех часов. Несовершеннолетние, совершившие правонарушение или антиобщественные действия либо находящиеся в состоянии опьянения, доставляются в органы внутренних дел в порядке, установленном законодательством РФ;
- передает ребенка в места временного нахождения детей, установленные органами местного самоуправления, или в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с действующим законодательством в случае невозможности установления личности ребенка, его места жительства, родителей, лиц, их заменяющих, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, либо отсутствия указанных лиц или вследствие удаленности места их проживания (нахождения), когда несовершеннолетний не может быть передан указанным лицам в течение 3 часов с момента доставления в подразделения органов внутренних дел;
- информирует комиссию по делам несовершеннолетних по месту регистрации или пребывания ребенка о фактах нахождения несовершеннолетних в общественных местах в ночное время.
Проект закона предусматривает расширение перечня субъектов, уполномоченных принимать меры по недопущению нахождения несовершеннолетних в общественных местах, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В пределах своих полномочий органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своих полномочий:
- незамедлительно уведомляют любым доступным для них способом о факте обнаружения ребенка в определенных общественных местах родителей, лиц, их заменяющих, либо лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, а также органы внутренних дел;
- обеспечивают до прибытия на место обнаружения его родителей, лиц, их заменяющих, либо лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и должностных лиц органов внутренних дел, реализацию необходимых исходя из обстоятельств обнаружения ребенка мер, направленных на недопущение причинения вреда его здоровью;
- доставляют самостоятельно ребенка по месту его регистрации или жительства при установлении личности;
- передают сотрудникам органов внутренних дел в места временного нахождения детей, установленные органами местного самоуправления, или в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в случае невозможности установления личности ребенка, его места жительства, родителей, лиц, их заменяющих, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, либо отсутствия указанных лиц или вследствие удаленности места их проживания (нахождения).