• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Правовая основа противодействия коррупции в Алтайском крае и деятельность АКЗС в данной сфере (выступление заместителя председателя комитета по законности, правопорядку и защите прав граждан Александра Парубова) (26/01/2011)

Правовая основа противодействия коррупции в Алтайском крае
и деятельность Алтайского краевого Законодательного Собрания в данной сфере

(выступление заместителя председателя комитета по законности, правопорядку и защите прав граждан А.И. Парубова на «круглом столе» «Коррупция в органах государственной власти и местного самоуправления: причины, состояние, основные направления противодействия» )

1. Правовые предпосылки развития антикоррупционного законодательства Алтайского края

В связи с ратификацией Россией в 2006 году антикоррупционных конвенций развернулась большая работа по формированию законодательных предложений, обеспечивающих их национально-правовую имплементацию.

Для решения этой задачи 31 июля 2008 года Президент РФ утвердил Национальный план противодействия коррупции и возглавил Совет по противодействию коррупции, который наметил программу реализации Плана.

Впервые в России создана правовая база противодействия коррупции. Сегодня действует система правовых норм, направленных на предупреждение коррупции. Это базовый Федеральный закон «О противодействии коррупции», вступивший в действие с 1 января 2009 г., и Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», вступивший в действие в июле 2009 г.

Сейчас важно, чтобы эта система работала эффективно. Задача законодателей в этом процессе - не допустить в правовых актах при их принятии коррупциогенных факторов и отслеживать наличие коррупциогенных норм в действующих законах.

Все названные федеральные законы составили правовую основу антикоррупционного законодательства Алтайского края и проведения мероприятий по противодействию коррупции в Алтайском крае.

В целях  реализации Национального плана противодействия коррупции 30 сентября 2008 г. Администрацией Алтайского края и Алтайским краевым Законодательным Собранием был утвержден План противодействия коррупции в системе органов государственной власти Алтайского края, предусматривавший целый ряд первоочередных мероприятий в данной области на 2009 г.

План состоял из двух разделов: «Меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции» и «Меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции».

В рамках реализации указанного Плана и для совершенствования взаимодействия Алтайского краевого Законодательного Собрания, Администрации Алтайского края, прокуратуры Алтайского края, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю 27 ноября 2008 года было подписано Соглашение о взаимодействии по следующим направлениям деятельности:

  • законотворческая деятельность Алтайского краевого Законодательного Собрания;
  • мониторинг нормативных правовых актов Алтайского края;
  • проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов Алтайского края и проектов, вносимых в Алтайское краевое Законодательное Собрание.

Данное Соглашение было подписано в ходе пленарного заседания научно-практического семинара «Меры противодействия коррупции: проблемы разработки и реализации», который был организован Алтайским краевым Законодательным Собранием и состоялся 27-28 ноября 2008 года в г. Барнауле.

В подписанном Соглашении установлено, что прокуратура Алтайского края, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю направляют заключения по проектам нормативных правовых актов, в том числе, при наличии в них положений, которые могут вызвать коррупционные действия и решения субъектов правоприменения, для их последующей передачи в соответствующие постоянные комитеты Алтайского краевого Законодательного Собрания.

Также Соглашением были установлены основные принципы сотрудничества в сфере профилактики коррупции, проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Алтайского края и совершенствования механизма антикоррупционной экспертизы.

В данном Соглашении была заложена основа для совместной межведомственной работы по совершенствованию законодательства Алтайского края, приведению его в соответствие с федеральным законодательством и устранению возможных коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах Алтайского края и их проектах.

2. Законодательство Алтайского края в сфере противодействия коррупции и порядок его применения

2.1. В соответствии с пунктом 3 раздела 1 вышеуказанного Плана в целях развития правовой базы антикоррупционной деятельности органов власти края, стало дополнение закона Алтайского края «О правотворческой деятельности» статьей 25-1 «Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Алтайского края».

Данная норма позволила легально закрепить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов Алтайского края в качестве меры по профилактике коррупции в Алтайском крае, в ее проведение осуществляется в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Дается общее определение коррупциогенных факторов. Закон определил компетенцию Алтайского краевого Законодательного Собрания и органов исполнительной власти края в сфере антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. При этом важным является четкое закрепление механизма взаимодействия органов власти края и краевой прокуратуры для проведения антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов.

Также закон содержит положение, в соответствии с которым выявление коррупциогенных факторов является одной из задач мониторинга действующих нормативных правовых актов Алтайского края.

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов:

В соответствии с указанным законом Алтайского края экспертиза на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов, принимаемых Алтайским краевым Законодательным Собранием, осуществляется уполномоченным структурным подразделением Алтайского краевого Законодательного Собрания - экспертно-правовым управлением при проведении правовой экспертизы.

При выявлении по результатам антикоррупционной экспертизы коррупциогенных факторов экспертно-правовым управлением составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции. В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупциогенных факторов.

В случае несогласия разработчика проекта с результатами антикоррупционной экспертизы, проведенной экспертно-правовым управлением Алтайского краевого Законодательного Собрания, разработчик вносит указанный проект нормативного правового акта на рассмотрение рабочей группы с приложением обоснования своего несогласия.

Экспертное заключение, составленное по итогам антикоррупционной экспертизы, прилагается к проекту нормативного правового акта, вносимому на рассмотрение Алтайского краевого Законодательного Собрания. В случае отсутствия возражений со стороны разработчика все замечания устраняются на стадии подготовки проекта нормативного правового акта без составления заключения. Заключение по результатам экспертизы проектов нормативных правовых актов Алтайского края на коррупциогенность подлежит обязательному рассмотрению соответствующими правотворческими органами.

Являясь специальными, нормы закона о правотворческой деятельности об осуществлении экспертизы на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов, не могли в полной мере урегулировать соответствующие правоотношения. Требовался базовый закон. И такой закон края был принят в июне 2010 г.

В целях реализации положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и закрепления правовых и организационных основ противодействия коррупции в Алтайском крае, в том числе дальнейшего правового регулирования отношений, связанных с проведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алтайского края, Алтайским краевым Законодательным Собранием был принят закон Алтайского края от 3 июня 2010 г. № 46-ЗС «О противодействии коррупции в Алтайском крае».

Этот закон развивает и конкретизирует положения федерального законодательства с целью формирования и проведения в Алтайском крае целенаправленной антикоррупционной политики.

Данный закон Алтайского края был разработан с учетом сложившейся в Алтайском крае практики применения имеющегося антикоррупционного законодательства, в соответствии с нормами федерального законодательства. В нем определены организационные основы противодействия коррупции, полномочия краевых органов государственной власти, основные направления деятельности органов местного самоуправления по противодействию коррупции, меры антикоррупционной политики, направленные на профилактику коррупции.

Основными мерами профилактики коррупции в Алтайском крае в соответствии с законом Алтайского края являются: разработка и реализация планов противодействия коррупции; антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов; антикооррупционный мониторинг; антикоррупционное образование и антикоррупционная пропаганда; совершенствование порядка прохождения государственной службы Алтайского края, муниципальной службы; обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и о противодействии коррупции в Алтайском крае; оказание поддержки общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере противодействия коррупции.

Законом Алтайского края предусмотрено создание совещательных и (или) консультативных органов по противодействию коррупции, в состав которых могут входить не только представители государственных органов, но и представители общественности, специалисты, занимающиеся соответствующей проблематикой. Закреплены положения о совещательно-консультативном органе при Губернаторе Алтайского края, осуществляющем координацию деятельности государственных органов, органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции.

В статье 6 закона Алтайского края устанавливается обязанность государственных органов Алтайского края представлять отчеты о реализации ими планов (программ) противодействия коррупции в совещательно-консультативный орган при Губернаторе Алтайского края. Также включена корреспондирующая данному положению норма об информировании населения об исполнении планов (программ) противодействия коррупции посредством размещения информации в средствах массовой информации.

Закрепляются такие меры профилактики коррупции, как совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок; как поддержка общественных инициатив, направленных на противодействие коррупции, которая включает в себя информационную открытость деятельности государственных органов Алтайского края, органов местного самоуправления, общественный контроль, привлечение граждан, институтов гражданского общества к реализации антикоррупционной политики; закрепляются положения о поддержке средств массовой информации, осуществляющих деятельность по антикоррупционной пропаганде.

Претерпело соответствующие изменения и законодательство Алтайского края в области регулирования вопросов прохождения государственной  службы Алтайского края.

В целях утверждения антикоррупционных стандартов в развитие положений Указа Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885  «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» в Алтайском крае был принят и введен в действие с 1 июня 2009 года Этический кодекс государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Алтайского края в органах государственной власти Алтайского края, иных государственных органах Алтайского края, который устанавливает систему требований к поведению государственных гражданских служащих Алтайского края (далее - гражданские служащие), основанную на общепризнанных нравственных принципах и нормах общества, закрепляющую правила поведения гражданского служащего при осуществлении профессиональной деятельности, основы этики взаимоотношений гражданского служащего с коллегами, иные правила поведения гражданского служащего. Гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу Алтайского края, знакомится с положениями данного кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности. Контроль за соблюдением норм Этического кодекса осуществляет подразделение по вопросам государственной службы и кадров соответствующего государственного органа Алтайского края.

Законом Алтайского края от 3 июля 2009 года № 48-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О государственной гражданской службе Алтайского края» нормы статьи 20 «Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» были изложены в новой редакции в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии с указанными изменениями гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, а также гражданский служащий обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в подразделение по вопросам государственной службы и кадров соответствующего государственного органа Алтайского края. Регламентируется порядок предоставления таких сведений.

Аналогичные изменения были внесены законом Алтайского края от 3 июля 2009 года № 49-ЗС в закон Алтайского края «О государственных должностях Алтайского края», он был дополнен статье 8-1 «Представление гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Алтайского края, и лицами, замещающими государственными должности Алтайского края, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 31 августа 2010 г. № 417 создана Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Алтайского краевого Законодательного Собрания и урегулированию конфликта интересов и утверждено Положение о ней.

До этого момента действовала аналогичная Комиссия, созданная распоряжением председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания. В частности 16 июня 2010 года состоялось заседание комиссии в связи с поступившим обращением главного консультанта комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по местному самоуправлению по вопросу владения им акциями ОАО «МРСК Сибири». В результате рассмотрения данного вопроса было принято решение, что нет необходимости передачи акций в доверительное управление, так как владение ими государственного гражданского служащего не может привести к конфликту интересов.

2.2. Еще одно направление деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания - проведение антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Алтайского краевого Законодательного Собрания. Данная работа проводится в соответствии с постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 июня 2009 г. № 281 «Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алтайского краевого Законодательного Собрания и их проектов».

В постановлении прописаны коррупциогенные факторы, дается понятие коррупциогенных норм, закреплена процедура проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Алтайского края и их проектов.

Полномочиями по проведению антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Алтайского края наделена рабочая группа, которая функционирует на основании распоряжения председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания от 04.07.2008 г.

Ежегодно на заседании рабочей группы утверждается единый План-график проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алтайского края в Алтайском краевом Законодательном Собрании.

2.3. В качестве отдельного направления деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания в рамках осуществления мер по профилактике коррупции необходимо выделить проведение правового мониторинга.

В настоящее время мониторинг законодательства является одним из главных инструментов повышения уровня эффективности правового регулирования, обеспечения должного качества принимаемых нормативных правовых актов и их реализации.

Алтайским краевым Законодательным Собранием проводится мониторинг законодательных актов на предмет их соответствия федеральному законодательству и, в том числе, на предмет выявления и устранения коррупциогенных факторов.

Для достижения этих целей создана рабочая группа по мониторингу законодательства Алтайского края, которая осуществляет свою работу под руководством заместителя председателя Законодательного Собрания. Заседание рабочей группы проводится ежемесячно, решения носят рекомендательный характер. В состав рабочей группы входят председатели комитетов Алтайского краевого Законодательного Собрания, депутаты, начальник экспертно-правового управления аппарата Алтайского краевого Законодательного собрания, начальник информационно-аналитического управления, представители Администрации Алтайского края, прокуратуры Алтайского края, Управления Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю, представители общественных организаций и научного сообщества. Деятельность рабочей группы осуществляется на основании плана мониторинга на очередной календарный год, согласованного с комитетами Алтайского краевого Законодательного Собрания.

2.4. Перспективы правового регулирования в сфере противодействия коррупции

Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 6 октября 2010 года №478 был утвержден План противодействия коррупции в Алтайском краевом Законодательном Собрании на 2010 - 2011 годы, разработанный в соответствии с федеральным и краевым законодательством, в том числе на основании требований Указа Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы»  и закона Алтайского края от 3 июня 2010 года № 46-ЗС «О противодействии коррупции в Алтайском крае». 

План противодействия коррупции в Алтайском краевом Законодательном Собрании (далее - План) предусматривает комплекс мероприятий системного характера, рассчитанный на период 2010-2011 годы. Основными задачами, на решение которых направлены запланированные мероприятия, являются: внедрение антикоррупционных механизмов в деятельность АКЗС; совершенствование деятельности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов; разработка и принятие нормативных правовых актов, отвечающих требованиям антикоррупционного законодательства; усиление контроля за исполнением антикоррупционного законодательства в АКЗС.

Мероприятия Плана распределены по разделам, охватывающим основные направления антикоррупционной работы в Алтайском краевом Законодательном Собрании: «Совершенствование правового регулирования», «Организация проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алтайского края и их проектов», «Совершенствование организации деятельности Алтайского краевого законодательного Собрания», «Применение антикоррупционной экспертизы в кадровой работе», «Формирование нетерпимого отношения к коррупции», «Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания», «Совершенствование работы по рассмотрению обращений».

План предполагает продолжение проведения мероприятий Алтайского краевого Законодательного Собрания по противодействию коррупции по уже имеющимся направлениям деятельности, а также активизацию работы по таким направлениям, которые связаны непосредственно с взаимодействием Алтайского краевого Законодательного Собрания с государственными органами всех уровней, муниципальными органами, институтами гражданского общества.

В целом необходимо отметить, что в Алтайском крае на сегодняшний момент сложилась и успешно функционирует эффективная система антикоррупционного законодательства. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов Алтайского края и проектов проводится в Алтайском краевом Законодательном Собрании уже на протяжении более чем двух лет, с августа 2008 года. По итогам проделанной работы можно предложить в частности следующие меры по совершенствованию федерального законодательства в сфере антикоррупционной экспертизы.

1) Сформированная на федеральном уровне законодательная основа проведения антикоррупционной экспертизы является базой для формирования регионального законодательства в этой области. Но учитывая тот факт, что антикоррупционная экспертиза на практике представляет собой составляющую часть правовой, а также и криминологической экспертизы, думается, что вопрос об антикоррупционной экспертизе необходимо решать более системно, а именно, есть необходимость в принятии базового закона о нормативных правовых актах в целях урегулирования основополагающих вопросов о принципах, системе, порядке принятия и изменения, порядке вступления в силу нормативных правовых актов. Выявление коррупциогенных факторов, связанных в том числе с юридико-лингвистической неопределенностью представляет собой попытку решения частных вопросов при нерешенности на уровне закона более общего.

2)  Кроме того, возникает задача организации обучения государственных служащих, лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу. Целесообразно введение дополнительных квалификационных требований к экспертам, в том числе рассмотрение вопроса о прохождении ими специального обучения. Представляется, что исключительное значение здесь приобретает ясность регламентации процедуры проведения экспертизы (основания и стадии процедуры проведения экспертизы; правила и методы оценки актов на коррупциогенность; оформление результатов экспертизы и т.д.). Тогда можно будет говорить о высоком профессиональном уровне проведения антикоррупционной экспертизы с учетом личной ответственности за содержание экспертного заключения.

3. Некоторые результаты применения антикоррупционного законодательства Алтайского края

3.1. Результаты осуществления антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов

Внесение изменений в краевые законы в части антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов позволило осуществлять антикоррупционную экспертизу всех проектов правовых актов, внесенных в 2009-2010 гг. в Алтайское краевое Законодательное Собрание (259 проектов правовых актов - 2009 г., 237 проектов правовых актов - 2010 г.).

В основном встречаются такие коррупциогенные факторы, как  выборочное изменение объема прав, чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий, юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Все выявленные замечания были учтены субъектами права законодательной инициативы при доработке законопроектов.

Так, при проведении экспертизы проекта закона Алтайского края «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» разработчиками были устранены имеющиеся в проекте коррупциогенные факторы, однако оставлена норма, предусматривающая преимущественное право получения разрешений на добычу охотничьих ресурсов для охотников, активно участвующих в работе по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях. При подготовке проекта закона ко второму чтению указанная норма исключена.

В результате проведения экспертизы проекта закона Алтайского края «О внесении изменений в закон Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» были выявлены такие коррупциогенные факторы, как широта дискреционных полномочий, отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций, отсутствие административных процедур - из проекта было не ясно, кто и в каком порядке будет признавать граждан «обманутыми дольщиками», имеющими право на бесплатное получение земельного участка в собственность; не были установлены цели предоставления земельных участков; отсутствовал перечень документов, предоставляемых гражданами для подтверждения статуса пострадавшего от деятельности недобросовестных застройщиков. Разработчики проекта закона Алтайского края согласились с замечаниями экспертно-правового управления и устранили их до рассмотрения на сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания.

3.2. Результаты деятельности рабочей группы по проведению антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Алтайского краевого Законодательного Собрания

Всего за 2008-2009 годы проведено 13 заседаний рабочей группы, утверждены результаты экспертизы 90 нормативных правовых актов Алтайского края.

В соответствии с Планом-графиком в 2009 году была выполнена экспертиза на наличие коррупциогенных факторов 79 базовых нормативных правовых актов Алтайского края с ежемесячным отчетом профильных комитетов о результатах проведенной работы.

В 2010 году проведена антикоррупционная экспертиза 30 нормативных правовых актов Алтайского края.

По результатам экспертизы в 2009 году коррупциогенные факторы были выявлены в 4 законах Алтайского края. В основном речь шла о наличии таких коррупциогенных факторов, как содержание бланкетных или отсылочных норм, отсутствие или неполнота административных процедур, а также юридико-лингвистическая неопределенность.

По итогам заседания рабочей группы в мае 2009 года в целях устранения коррупционных факторов были внесены соответствующие изменения в закон Алтайского края от 14 сентября 2006 года № 98-ЗС «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Алтайского края».

В законе Алтайского края «О премиях в области науки и техники» на октябрьской сессии 2009 года устранены нарушения юридической техники, закон Алтайского края «О финансировании государственных и муниципальных учреждений культуры в Алтайском крае» в ноябре 2009 года признан утратившим силу в связи с отсутствием самостоятельного предмета правового регулирования. Закон Алтайского края «О предоставлении государственных услуг за счет средств краевого бюджета» в связи с противоречиями федеральному бюджетному законодательству был признан утратившим силу в феврале 2010 года.

В законе Алтайского края «О премиях Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества» рабочая группа признала коррупциогенным фактором отсутствие порядка обжалования решений комиссии об отказе в присуждении премии. После проведения соответствующих процедур согласования с Администрацией Алтайского края - субъектом права законодательной инициативы по данному нормативному правовому акту - соответствующие изменения будут внесены согласно Плану законопроектной, контрольной и организационной деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания.

По результатам экспертизы в 2010 году в 4 законах Алтайского края обнаружены коррупциогенные факторы. В законе Алтайского края от 3 сентября 2007 года № 75-ЗС «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае» выявлены такие коррупциогенные факторы, как наличие дискреционных полномочий, нечеткие формулировки с использованием термина «вправе», отсылочные нормы. Внесение соответствующих изменений включено в План законопроектной, контрольной и организационной деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания на декабрь 2010 года.

Часть 7 статьи 1 закона Алтайского края «О поддержке лизинговой деятельности в отраслях реального сектора экономики Алтайского края» в части предоставления льгот по налогам и сборам организациям отраслей реального сектора экономики края, участвующим в лизинговой деятельности, противоречит федеральному законодательству, в котором таких привилегий не содержится. Закон Алтайского края о внесении необходимых изменений и устранении коррупциогенных факторов принят на октябрьской сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания.

Изменения в закон Алтайского края от 14.09.2006 № 98-ЗС «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью», необходимые в том числе в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», запланированы к внесению на рассмотрение Алтайского краевого Законодательного Собрания в ноябре 2010 года.

В законе Алтайского края от 7 сентября 1999 г. № 42-ЗС «О порядке закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных региональных нужд» было установлено, что полномочия государственных заказчиков, сформулированные в статье 2, не соответствуют Федеральному закону от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Кроме того, в статье 8 закона Алтайского края выявлена неопределенность формулировок  в части установления сроков авансовой оплаты товаропроизводителям (поставщикам) продукции растениеводства 50 процентов стоимости - формулировки «после заключения контракта» и «после завершения сева» допускают неопределенность сроков оплаты и возможность их произвольного установления, что является коррупциогенным фактором.

После проведения согласительных процедур совместно с субъектом права законодательной инициативы - Администрацией Алтайского края - соответствующие изменения будут подготовлены и внесены на рассмотрение Алтайского краевого Законодательного Собрания.

3.3. Результаты деятельности рабочей группы по мониторингу законодательства Алтайского края

В 2009 году было проведено 9 рабочих заседаний, за 10 месяцев 2010 года - 6 заседаний. Рабочая группа ежемесячно заслушивает оперативную информацию экспертно-правового управления о текущих изменениях федерального законодательства, а также информацию о результатах проведения правовой и лингвистической экспертизы проектов нормативных правовых актов Алтайского края в случае выявления в них коррупциогенных факторов, вырабатываются коллегиальные решения по изменению регионального законодательства, от имени рабочей группы направляются соответствующие предложения в органы исполнительной власти Алтайского края.

По результатам работы группы формируется План правотворческой, контрольной и организационной деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания на очередное  полугодие, вносятся соответствующие изменения в ходе его выполнения.

17 сентября 2009 года между Центром мониторинга законодательства и правоприменительной практики при Совете Федерации и Алтайским краевым Законодательным Собранием заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере мониторинга, которое позволяет осуществлять взаимодействие между Алтайским краем и федеральным центром.

Рабочей группой было подготовлено Положение о порядке осуществления правового мониторинга в Алтайском краевом Законодательном Собрании, утвержденное постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 23 декабря 2009 года № 724, которое является первым правовым актом в Алтайском крае, в соответствии с которым закреплены основы систематической комплексной деятельности Законодательного Собрания по оценке, анализу, обобщению и прогнозу состояния нормативных правовых актов Алтайского края.

В 2009 году по результатам мониторинга были внесены изменения в 28 законов Алтайского края, 11 законов Алтайского края  признаны утратившими силу.

За первое полугодие 2010 года были внесены изменения в 7 законов Алтайского края, в том числе были внесены изменения в Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов, законы «О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Алтайского края», «Об оказании медицинской помощи на территории Алтайского края».

Были направлены от имени рабочей группы предложения в адрес Администрации Алтайского края по подготовке законов Алтайского края об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, об основах государственного регулирования торговой деятельности, о внесении изменений в закон Алтайского края «О  государственном прогнозировании, индикативном планировании и программировании социально-экономического развития Алтайского края».

В последнее время появилась необходимость в выделении на уровне закона такого вида мониторинга, как антикоррупционный. Законом Алтайского края «О противодействии коррупции в Алтайском крае» введено понятие «антикоррупционный мониторинг», включающее в себя деятельность по мониторингу коррупционных правонарушений и мер по профилактике коррупции.

Результаты мониторинга предполагается применять для разработки планов противодействия коррупции, в правотворческой и правоприменительной деятельности.

В 2010 году Президентом Российской Федерации поставлена задача разработки организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;

В связи с этим на заседания рабочей группы по мониторингу выносятся вопросы правоприменения нормативных правовых актов Алтайского краевого Законодательного Собрания. Так на рабочей группе, состоявшейся 12 апреля 2010 года, была заслушана информация комитета по аграрной политике и природопользованию о практике применения постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 февраля 2007 года № 120 «Об установлении предельных максимальных цен работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства». На рабочей группе в мае 2010 года  была рассмотрена информация о порядке и методике ведения регионального регистра  нормативных правовых актов и Реестра нормативных правовых актов Алтайского края.

Иная деятельность Алтайского краевого Законодательного Собрания

В целом Алтайское краевое Законодательное Собрание активизирует сотрудничество со средствами массовой информации в сфере противодействия коррупции. В рамках ежегодно проводимого конкурса среди средств массовой информации на лучшее освещение деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания и представительных органов местного самоуправления введена новая номинация: «Вместе против коррупции».

На сайте Алтайского краевого Законодательного Собрания создана рубрика «Депутаты против коррупции», где, в частности, размещаются публикации алтайских ученых-правоведов - теоретиков и практиков о направлениях реализации антикоррупционной политики.

В разделе сайта, посвященном государственной службе, опубликована информация об имуществе и доходах лиц, замещающих государственные должности в Алтайском краевом Законодательном Собрании, а также лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Алтайского края высшей группы.

Граждане имеют возможность беспрепятственно сообщать в Алтайское краевое Законодательное Собрание о коррупционных проявлениях с помощью интернет-приемной на сайте АКЗС, а также в режиме он-лайн в ходе ежемесячных интернет-конференций руководителей АКЗС.

Вернуться назад в раздел