О реализации органами местного самоуправления государственных полномочий в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях (25/05/11)
27 апреля 2011 года состоялось заседание президиума Совета по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований, на котором рассматривался вопрос «О реализации органами местного самоуправления государственных полномочий в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях». С информацией по вопросу выступил председатель комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по законности, правопорядку и защите прав граждан А.Г. Осипов. По результатам рассмотрения вопроса принято решение (прилагается).
РЕШЕНИЕ
президиума Совета по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований «О реализации органами местного самоуправления
государственных полномочий в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях»
Заслушав информацию председателя комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по законности, правопорядку и защите прав граждан А.Г. Осипова о реализации органами местного самоуправления государственных полномочий в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях, президиум Совета по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований Р Е Ш И Л:
1. Информацию председателя комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по законности, правопорядку и защите прав граждан А.Г. Осипова о реализации органами местного самоуправления государственных полномочий в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях принять к сведению (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления:
1) привести перечень должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствие с законом Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» с учетом изменений, внесенных на апрельской сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания;
2) активизировать деятельность должностных лиц местного самоуправления по составлению протоколов об административных правонарушениях;
3) повысить эффективность работы административных комиссий поселений;
4) осуществлять постоянный контроль за исполнением решений административных комиссий.
3. Предложить Администрации Алтайского края:
1) продолжить оказание методической помощи административным комиссиям, органам местного самоуправления при реализации государственных полномочий в области организации и функционирования административных комиссий при местных администрациях;
2) рассмотреть возможность увеличения объема субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на функционирование административных комиссий при местных администрациях на 2012 год;
3) организовать проведение учебы секретарей административных комиссий в 2011-2012 годах.
4. Контроль за выполнением данного решения возложить на президиум Совета по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований.
ИНФОРМАЦИЯ
о реализации органами местного самоуправления государственных полномочий в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях
В соответствии с законом Алтайского края от 10 марта 2009 года
№ 12-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях» органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, поселений наделены государственными полномочиями по созданию административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законом Алтайского края от 10 июля 2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», и определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанным законом.
В соответствии с указанным законом в каждом городском округе, муниципальном районе и поселении должны быть образованы административные комиссии. В Алтайском крае создано и функционирует 763 административные комиссии.
Административные комиссии вправе рассматривать 39 процентов составов административных правонарушений, предусмотренных законом Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественную нравственность, общественный порядок и общественную безопасность, а также административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, предпринимательской деятельности.
В 2010 году административными комиссиями Алтайского края рассмотрено 49725 дел об административных правонарушениях, в том числе комиссиями городских округов - 28865 (58 процента), комиссиями муниципальных районов и сельских поселений - 20860 (42 процента).
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях административными комиссиями в 90 процентах случаев вынесены постановления о назначении административного наказания, в 10 процентах случаев вынесены постановления о прекращении административного производства. В основном, дела об административных правонарушениях прекращаются по малозначительности (47 процентов).
Основным видом назначаемого наказания является штраф. Штраф применяется в 68,3 процента случаях, на долю предупреждения приходится 31,7 процента.
В 2010 году административными комиссиями наложен административный штраф на сумму 12,9 млн. рублей, взыскано - 5,6 млн. рублей или 43,3 процента. В том числе в городских округах сумма наложенного штрафа составила 7,185 млн. рублей (взыскано 42 процента), в муниципальных районах - 5,745 млн. рублей (взыскано - 45,2 процента). В качестве основной причины невыплаты штрафов в полном объеме называется низкая платежеспособность населения. Вместе с тем в краевом бюджете было предусмотрено субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на функционирование административных комиссий при местных администрациях на 2010 год 12,678 млн. рублей, на 2011 год - 14,745 млн. рублей, которые перечисляются своевременно.
В 2010 году наиболее часто к административной ответственности привлекались граждане, должностные и юридические лица за нарушение правил благоустройства городских округов и иных поселений (40,25 процента); за оскорбление общественной нравственности (19,43 процента); сбыт или приобретение спиртных напитков домашней выработки (13,30 процента); за нарушение правил содержания домашних животных и птиц (8,97 процента); за нарушение правил содержания собак (8,22 процента); нарушение тишины и покоя граждан (6,67 процента); за нарушение правил работы мелкорозничной торговой сети (0,96 процента); за нарушение правил пользования транспортными средствами (0,83 процента); за причинение собаками физического и (или) материального вреда (0,53 процента); за засорение мест общего пользования жилых домов (0,31 процента).
Вместе с тем по ряду административных правонарушений были составлены единичные протоколы: за сжигание сорняков и остатков растительности на землях сельскохозяйственного назначения, землях особо охраняемых территорий регионального значения, землях запаса, вдоль дорог, в зонах рек и озер - 76; за мойку транспортных средств в неотведенных для этого местах - 52; за уничтожение или повреждение защитных лесных полос и древесно-кустарниковой растительности (за исключением государственных защитных лесных полос) на землях сельскохозяйственного назначения, землях особо охраняемых территорий регионального значения, землях запаса, вдоль дорог, в зонах рек и озер - 51; за приставание к гражданам с целью оказания сексуальных услуг - 20; за жестокое обращение с животными - 13; нарушение правил перевозки пассажиров и багажа - 16; за содержание домашних животных и птиц, пушных и хищных животных в многоквартирных жилых домах - 12; за нарушение правил проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования - 10; за нарушение правил продажи и распространения продукции эротического характера - 7; за уничтожение или повреждение зеленых насаждений в составе зеленого фонда городских и сельских поселений, нарушение установленных требований по охране зеленых насаждений - 7; за нарушение правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований - 1.
В то же время не получили практики применения пять составов административных правонарушений. Так на рассмотрение административных комиссий не направлялись протоколы об административных правонарушениях за нарушение правил публичной демонстрации кино- и видеопроизведений (статья 32); за обслуживании на предприятиях общественного питания, допуск в спортивные, зрелищные и иные учреждения граждан в состоянии опьянения (статья 33); за обман потребителей гражданами (статья 48); за нарушении порядка проведения азартных игр (пункт 2 статьи 64); за нарушение правил охраны жизни людей на воде и правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах (статья 68).
Вместе с тем административные комиссии рассматривают неподведомственные им дела об административных правонарушениях, в частности, за несоблюдение мер по недопущению нахождения детей в общественных местах рассмотрено 36 административных протоколов, по которым вынесены решения; за нарушение правил сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия Алтайского края и местного (муниципального) значения, их территорий и зон охраны - 16; за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений - 46; за нецелевое использование бюджетных
средств - 9; за нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе - 12. Помимо того административные комиссии рассматривали протоколы об административных правонарушениях, признанных утратившими силу: за засорение улиц и иных общественных мест привлечено к административной ответственности 23 лица (Благовещенский район - 8, Заринский район - 1, Змеиногорский район- 1, Ключевской район - 12, Красногорский район- 1); за выпас домашних животных и птиц в неотведенных для этого местах - 8 (Ключевской район - 4, Красногорский район - 3, Крутихинский район - 1); за нарушение установленного порядка доступа и нахождения в зоне чрезвычайной ситуации - 1 (Кытмановский район).
Также в 2010 году административными комиссиями назначались наказания, не предусмотренные соответствующей статьей закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края». Так, было вынесено 1207 предупреждений, хотя санкции данных составов не предусматривают этот вид наказания: за сбыт или приобретение спиртных напитков домашней выработки - 99; за нарушение тишины и покоя граждан - 39; за нарушение правил содержания собак - 479; за причинение собаками физического и (или) материального вреда - 2; за нарушение правил содержания домашних животных и птиц - 579. Данные нарушения были допущены административными комиссиями в 27 муниципальных районах (Благовещенский, Бийский, Быстроистокский, Завьявловский, Залесовский, Заринский, Зональный, Калманский, Косихинский, Красногорский, Крутихинский, Кытмановский, Курьинский, Локтевский, Михайловский, Первомайский, Романовский, Смоленский, Солонешенский, Суетский, Табунский, Тальменский, Тюменцевский, Угловский, Усть-Пристанский, Хабарский, Шелаболихинский).
Помимо того административными комиссиями были вынесены постановления о назначении наказания на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных неуполномоченными субъектами.
Многочисленные нарушения законности в деятельности административных комиссий обусловлены низким профессионализмом членов комиссий в ряде муниципальных районов и большинстве сельских поселений.
Вместе с тем есть и положительный опыт участия органов местного самоуправления в реализации закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края». Наиболее активно в 2010 году работали административные комиссии города Барнаула, которыми рассмотрено 10905 дел о правонарушениях или 22 процента от общего количества дел, рассмотренных всеми административными комиссиями края. По рассмотренным делам наложен штраф в размере 2595045 рублей, взыскано 1833185 рублей или 70,6 процента. Результаты работы административных комиссий города Барнаула рассматриваются на аппаратных совещаниях, коллегиях администраций районов, у заместителей главы администрации города и районов.
Также хорошие показатели административных комиссий Ключевского района, где по рассмотренным делам наложен штраф в сумме 63500 рублей, взыскано 100 процентов; административных комиссий Усть-Калманского района: по рассмотренным делам наложен штраф в сумме 52900 рублей, взыскано 95 процентов; административных комиссий Благовещенского района: по рассмотренным делам наложен штраф в сумме 110700 рублей, взыскано 87 процентов.
Вместе с тем некоторыми административными комиссиями не принимаются необходимые меры по взысканию штрафов. Так, административной комиссией города Рубцовска по рассмотренным делам наложен штраф в сумме 1960250 рублей, взыскано - 15600 рублей или 0,8 процента. Административной комиссией Краснощековского района наложен штраф в сумме 208300 рублей, взыскано - 12200 рублей или 5,9 процента.
В 2010 году из общего количества рассмотренных протоколов об административных правонарушениях 41836 или 84 протоколов составлено сотрудниками органов внутренних дел и 7884 или 16 протоколов - должностными лицами органов местного самоуправления. Так, в Бурлинском, Романовском и Тогульском районах протоколы были составлены только сотрудниками милиции. В 20 муниципальных районах (Алейском, Волчихинском, Залесовском, Заринском, Калманском, Каменском, Косихинском, Краснощёковском, Крутихинском, Кулундинском, Кытмановском, Михайловском, Немецком, Панкрушихинском, Ребрихинском, Табунском, Троицком, Усть - Калманском, Целинном, Чарышском) сотрудниками органов внутренних дел составлено свыше 95 процентов протоколов, свыше 99 процентов в Алейском, Михайловском, Немецком, Панкрушихинском, Табунском районах. В городах Алейске, Бийске, Новоалтайске, Рубцовске, Заринске, и Яровом сотрудниками органов внутренних дел составлено свыше 90 процентов протоколов об административных правонарушениях. Только в 4 муниципальных образованиях (Ключевском, Курьинском, Новичихинском, Советском районах) должностными лицами органов местного самоуправления составлено свыше 72 процентов протоколов.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях административными комиссиями в 2010 году вынесено 47091 постановление о назначении административного наказания, из которых 269 было обжаловано, 225 отменено.