• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Законы по профилю комитета принятые в период 2004- 2007 годов

Социальная защита

Закон Алтайского края от 15.04.2005 г. № 24-ЗС «О присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края». С1 января 2006 года право на присвоение звания получили лица, награжденные от имени органов исполнительной и законодательной власти края. Кроме того, в стаж работы теперь будет засчитываться период учебы в ВУЗах. В закон неоднократно вносились изменения.
Закон Алтайского края от 03.12.2004 г. № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов». Законом предполагается замена части установленных в ранее льгот ежемесячной денежной выплатой. Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, обеспечению лекарствами и протезно-ортопедическими изделиями (включая зубопротезирование) сохранены в Законе в натуральном виде в объеме, ранее предусмотренном Федеральным законом «О ветеранах». В закон неоднократно вносились изменения.
К ведению субъектов Российской Федерации отнесены и расходные обязательства по социальной поддержке лиц пострадавших от политических репрессий. Закон Алтайского края от 03. 12. 2004 г. № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Алтайском крае» так же предполагает для лиц, подвергшихся необоснованным политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных, а также лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, замену части установленных ранее льгот ежемесячной денежной выплатой. Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, обеспечению лекарствами и протезно-ортопедическими изделиями (включая зубопротезирование), бесплатному проезду в пределах территории Российской Федерации один раз в год, бесплатной установке телефона, сохранены в Законе в натуральном виде в объеме, ранее предусмотренном Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». В закон неоднократно вносились изменения.
Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках определяет Закон Алтайского края от 31.12.2004 г. № 77-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности». Действие Закона распространяется на медицинских работников и провизоров, социальных работников, специалистов организаций культуры, а так же пенсионеров, ранее работавших в социальной сфере. Указанным категориям граждан Законом устанавливается ежемесячная денежная выплата. Ежемесячной денежной выплатой заменены льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и приобретению твердого топлива, предоставлявшиеся в соответствии с федеральным законодательством до 1 января 2005 года специалистам, работающим и проживающим в сельской местности. В закон неоднократно вносились изменения.
Закон Алтайского края от 03.11.2005 г. № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» определяет порядок компенсации предприятиям ЖКХ расходов, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам сельских школ. Закон предусматривает, что при возмещении расходов расчет ведется исходя из всей занимаемой площади жилья и полного состава семьи специалиста. В закон неоднократно вносились изменения.
В связи с тем, что полномочия по социальному обслуживанию населения переданы в компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в августе 2005 года Алтайским краевым Советом народных депутатов принят закон от 28.02.2006 г. № 63-ЗС «О социальном обслуживании населения в Алтайском крае». Потребность в принятии названного закона обусловлена также тем, что деятельность более 120 учреждений социального обслуживания, действующих в крае, до принятия закона была недостаточно регламентирована нормами права. Закон направлен на обеспечение прав граждан на социальное обслуживание в Алтайском крае. Кроме того, в нем закреплены права работников самих социальных служб, предусматривавшиеся ранее федеральным законодательством.
В целях материальной поддержки семей в связи с воспитанием детей, ежемесячное пособие на ребенка гражданам, проживающим на территории Алтайского края, устанавливает Закон Алтайского края от15.10 2004 г. № 34-ЗС «О ежемесячном пособии на ребенка». В закон неоднократно вносились изменения.
Одной из самых социально не защищенных категорий граждан являются многодетные семьи. Из проживающих в Алтайском крае 11600 многодетных семей около 86 процентов состоит на учете в органах социальной защиты Алтайского края как малообеспеченные. Учитывая это, комитетом подготовлен и в декабре прошлого года принят Алтайским краевым Советом народных депутатов закон от 29.12.06. № 148-ЗС «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае». Финансирование его исполнения предусмотрено отдельной строкой в краевом бюджете на очередной год.
В интернатных учреждениях Алтайского края воспитывается в настоящее время около 3 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В тоже время приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление. Именно усыновление позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. К сожалению, число детей усыновляемых чужими родителями в последние годы в крае сокращается. По инициативе комитета и при поддержке фракции «Единая Россия» краевым Советам депутатов был принят закон Алтайского края от 06 сентября 2007 года № 80-ЗС «О единовременном пособии гражданам, усыновившим детей». В соответствии с законом семьям, усыновляющим ребенка, установлена выплата единовременного пособия в размере двадцати тысяч рублей. Пособие призвано подчеркнуть заинтересованность власти в такой форме устройства детей и, с учетом того, что основная категория усыновителей это люди со средним уровнем доходов, поможет семье на первом этапе решить материальные проблемы, связанные с появлением ребенка в семье.
В целях повышения социальной защиты инвалидов принят закон Алтайского края от 06.07.2006 г. № 59-ЗС «Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов». Законом предусмотрено установление организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, квоты приема на работу инвалидов в размере не менее 4 процентов к среднесписочной численности работников. Применение квоты в таком размере позволит организовать в Алтайском крае около 20 тысяч рабочих мест для инвалидов.
По предложению Администрации края принята новая редакция закона от 27.12.2007 г. № 154-ЗС «О доплате к пенсии в Алтайском крае». Законом изменен порядок правового регулирования назначения доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления. Эти отношения теперь будут регулироваться законом Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае».
С 1 января 2008 года к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В этой связи подготовлен и принят закон Алтайского края от 07.12.2007 г. № 128 ЗС «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Алтайском крае». Законом урегулирован порядок финансирования расходов на выплату гражданам субсидий, определены органы, которые будут осуществлять предоставление субсидий в муниципальных районах, городских округах. В краевом бюджете на 2008 год на эти цели запланированы средства в объеме более 1,5 миллиардов рублей.
Вступивший в действие новый Жилищный кодекс не предусматривает возможности частичной оплаты коммунальных услуг. В то же время отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Форма и порядок оказания указанных мер социальной поддержки как федеральных так и региональных льготников определяется при этом законодательством субъектов федерации. На решение этих вопросов направлен закон Алтайского края от 27.12.2007 г. № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае». Учитывая то, что в настоящее время названная мера социальной поддержки предоставляется всем категориям льготников в натуральной форме в виде уменьшения денежных платежей, работа социальным службам предстоит большая и сложная. Для отработки механизма замены натуральных льгот по оплате коммунальных услуг денежными компенсациями, в 6 территориях края с 1 октября проводится эксперимент. Ход эксперимента и возникающие при этом проблемы комитет намерен рассмотреть на выездном заседании комитета в Павловском районе в конце января текущего года. Переход к новой системе предоставления мер социальной поддержки должен быть осуществлен поэтапно в течение 2008 года. В краевом бюджете на 2008 год на реализацию закона предусмотрены средства более 2,3 миллиардов рублей.

Здравоохранение

Законом от 31.12.2004 г. № 79-ЗС «Об оказании медицинской помощи на территории Алтайского края» определяются правила разграничения, правового регулирования и финансового обеспечения полномочий органов власти разного уровня в области здравоохранения, а так же устанавливаются организационные, экономические и правовые основы оказания медицинской помощи на территории Алтайского края. Закон принят в целях обеспечения доступности и качества медицинской помощи, защиты прав и свобод граждан Алтайского края.
Закон Алтайского края от 31.122004 г. № 78-ЗС «О предупреждении распространения туберкулеза в Алтайском крае», принятый в 2004 году, устанавливает организационные и правовые основы государственной политики в области предупреждения туберкулеза.
Закон Алтайского края от 10.02.2005 г. № 6-ЗС «О психиатрической помощи в Алтайском крае». Закон определяет систему организации психиатрической службы, полномочия исполнительной, законодательной и судебной власти в области оказания психиатрической помощи, права лиц, страдающих психическими расстройствами, меры социальной поддержки медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, а так же ответственность за нарушение действующего в этой области законодательства.
Одним из важнейших направлений деятельности здравоохранения в Алтайском крае является иммунопрофилактика инфекционных болезней. В этой связи 1 июля 2000 года был принят закон Алтайского края 01.06.2000 г. 24-ЗС «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней в Алтайском крае». В развитие данного Закона и в связи с принятием Федерального Закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, в действующий Закон были внесены изменения, направленые на совершенствование законодательной базы, способствующей установлению организационных, экономических и правовых основ в области организации прививочного дела в Алтайском крае, с целью снижения заболеваемости населения. Закон гарантирует доступность для граждан профилактических прививок, социальную поддержку граждан при возникновении поствакцинальных осложнений.
Необходимость принятия депутатами Закона от 10.12.2004 г. № 63-ЗС «О предупреждении распространения в Алтайском крае заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека» обусловлена широким распространением ВИЧ-инфекции среди населения края. На 1 октября 2004 года в крае зарегистрировано 3462 случая ВИЧ/СПИДа, показатель заболеваемости на 100 тысяч населения составил 133,1. Заболеваемость регистрируется сегодня в 11 городах и 46 сельских районах. Закон позволит решить ряд актуальных проблем: координацию межведомственного взаимодействия в вопросах профилактики ВИЧ-инфекции на территории края, организацию лечебно-профилактической помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом в соответствии с разработанными стандартами оказания медицинской помощи, профилактики профессионального инфицирования ВИЧ, обеспечит правовую и социальную поддержку лиц с ВИЧ-инфекцией и СПИДом.
Закон Алтайского края от 5 октября 2007 года № 100-ЗС «О размере и порядке обязательного страхования для медицинских, фармацевтических и иных работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении Алтайского края, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью» разработан в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, устанавливающими, что для медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливается обязательное страхование. Закон предусматривает, что жизнь и здоровье медицинских, фармацевтических и иных работников подлежат обязательному страхованию со дня заключения трудового договора с организацией здравоохранения, находящейся в ведении Алтайского края, и до его прекращения. Размер страховых сумм, установленный законом, составляет от 30 до 100 тысяч рублей.
Необходимость разработки и принятия закона от 12.11.2007 г. № 118-ЗС «Об оказании специализированной медицинской помощи организациями, осуществляющими заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов в Алтайском крае» вызвана тем, что федеральным законодательством изменены принципы взаимодействия между учреждениями здравоохранения, а также права и обязанности организаций, осуществляющих заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов.

Краевые целевые программы

По инициативе депутатов комитета, совместно с администрацией Алтайского края, в целях совершенствования социальной защиты граждан пожилого возраста, улучшения качества их жизни разработана и принята в качестве закона краевая целевая программа «О первоочередных мерах по улучшению социального обслуживания граждан пожилого возраста в Алтайском крае» на 2005-2010 годы» (закон от 09.11.2004 г.). Программа предусматривает меры по развитию сети учреждений и служб, работающих в интересах граждан пожилого возраста, улучшению качества их деятельности. Подтверждением необходимости принятия такой программы, является большое количество обращений пожилых граждан в органы власти всех уровней по вопросам помощи и удовлетворения основных жизненных потребностей
Краевая целевая программа «Социальная поддержка малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми» на 2007 - 2010 годы» ( закон от 13.12.2006 г. № 139-ЗС) подготовлена в целях социальной поддержки нуждающихся граждан, поддержания уровня жизни малоимущих семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, и во исполнение Федерального закона «О государственной социальной помощи».
Необходимость разработки программы была обусловлена тем, что, несмотря на разнообразие форм социальной поддержки населения, вопрос об оказании гражданам адресной социальной поддержки остается для Алтайского края чрезвычайно актуальным. На учете в органах социальной защиты населения края в настоящее время состоит более одного миллиона граждан, или 43,5 процента жителей Алтайского края. Это пенсионеры и инвалиды, дети из малоимущих семей, другие граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Система программных мероприятий предусматривает различные виды социальной поддержки малоимущих жителей Алтайского края и их учет, осуществляемый с использованием средств автоматизации, адресное предоставление пособий, субсидий и других социальных выплат, а также проведение соответствующих организационных мероприятий. Ожидается, что реализация программы снизит социальную напряженность среди малоимущих слоев населения, позволит за счет индивидуального подхода экономически выгодно распределять денежные средства краевого бюджета и обеспечит доступность государственной поддержки для нуждающихся в ней граждан.
Расходные обязательства по оказанию социальной поддержки малоимущим гражданам отнесены федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако учитывая то обстоятельство, что органы местного самоуправления, в силу своей максимальной приближенности к населению, могут осуществлять социальную поддержку малоимущих граждан более оперативно и целенаправленно, с наименьшими затратами, одновременно с краевой целевой программой подготовлен и принят закон Алтайского края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми». В соответствии с законом органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки в денежной или натуральной форме малоимущим гражданам и малоимущим семьям с детьми в рамках реализации названной краевой целевой программы. Для осуществления государственных полномочий соответствующим муниципальным образованиям передаются в виде субвенций необходимые финансовые средства из краевого фонда компенсаций. Законом Алтайского края «О краевом бюджете на 2007 год» для реализации краевой целевой программы предусмотрено финансирование из краевого бюджета в размере 19568 тысяч рублей.
Принятие закона Алтайского края «Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения на 2007-2011 годы» ( закон от 29.12.2006 г. № 153-ЗС) направлено на усиление поддержки приоритетных направлений развития здравоохранения, таких как:
снижение смертности и инвалидизации населения;
улучшение обеспечения населения своевременной высококачественной медицинской помощью в экстренных случаях;
стабилизации эпидемиологической ситуации;
профилактика заболеваний социального характера и борьба с ними;
совершенствование развития первичной медико-санитарной помощи, оказываемой населению, в том числе открытие общих врачебных практик;
увеличение объема и улучшение качества специализированной медицинской помощи, в том числе кардиохирургической, травматологической и ортопедической;
организация сервисного обслуживания и приобретение дорогостоящей медицинской техники;
совершенствование системы подготовки медицинских кадров.
В закон включены 6 программ и 15 подпрограмм. Запланированный общий объем финансирования краевых целевых программ в области здравоохранения составляет около 800 млн. рублей.
В краевой целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае на 2006-2010 годы» сформулированы принципы государственной политики и определены меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта в Алтайском крае. Программа содержит комплекс взаимосвязанных плановых заданий, программно-методических, организационных и социально-экономических мероприятий, реализация которых обеспечивает решение многих проблем физкультурно-спортивного движения Алтайского края. Целевая программа подготовлена с учетом Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации.
Принятие краевой целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае на 2006-2010 годы» (закон от 11.04.2006 г. № 28-ЗС) позволит укрепить материально-спортивную базу, организовать физкультурно-спортивную работу среди различных социально-демографических групп, обеспечить более качественный учебно-тренировочный процесс спортивного резерва и команд мастеров Алтайского края.
Активное и непосредственное участие комитет принял в подготовке и принятии в качестве закона Алтайского края от 10 июля 2007 года № 64-ЗС краевой целевой программы «Дети Алтая» на 2007-2010 годы. Программа включает в себя три подпрограммы: «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья». Программа подготовлена во исполнение и развитие федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы в целях создания благоприятных условий для разностороннего развития и жизнедеятельности детей в Алтайском крае и государственной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Реализация Программы даст возможность последовательно осуществлять меры по улучшению положения детей в Алтайском крае, что будет способствовать укреплению интеллектуального потенциала края, поддержанию основных параметров жизнедеятельности детей. На реализацию программы в законе Алтайского края «О краевом бюджете на 2007 год» предусмотрены средства в размере 56333,0 тыс. рублей.

Инициативы и обращения

В порядке законодательной инициативы Алтайским краевым Советом народных депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации направлен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Совместно с Главным управлением администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне комитетом был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Целью принятия названного федерального закона является необходимость устранения социальной несправедливости, связанной с тем, что действующий Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривает зависимость размера базовой части трудовой пенсии от районных коэффициентов.
Учитывая многочисленные индивидуальные и коллективные обращения граждан краевым Советом депутатов в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации был направлен подготовленный комитетом проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Законопроект предусматривал одновременное существенное увеличение размеров базовых частей трудовых пенсий всех видов (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца). Наше предложение было поддержано многими регионами Российской Федерации. После получения на проект закона отрицательного заключения Правительства, на имя Председателя Правительства В.А.Зубкова было направлено письмо с предложением вернуться к проблеме низких размеров пенсий и найти возможность для их увеличения.
Комитетом подготовлена также законодательная инициатива по внесению изменений в законы Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и «О погребении и похоронном деле».
Обращение депутатов Алтайского краевого Совета народных депутатов к Президенту Российской Федерации В.В.Путину, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М.Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В.Грызлову о необходимости предоставления мер социальной поддержки нетрудоспособным членам семей, потерявших кормильцев в результате террористических актов.
По инициативе комитета краевым Советом народных депутатов принято обращение к Правительству Российской Федерации по вопросу о предоставлении мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Правительству предложено: расширить перечень населенных пунктов подвергшихся радиационному воздействию; увеличить объем средств, передаваемых краю для реализации мер социальной поддержки по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение; внести изменения в правила выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся радиационному воздействию; погасить задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и компенсационным выплатам гражданам.
Правительству Российской Федерации было направлено также обращение Алтайского краевого Совета народных депутатов с предложением о внесении изменения в перечень районов проживания малочисленных народов Севера. Обращение было подготовлено в связи с тем, что после изменения административно-территориального устройства кумандинцы, отнесенные малочисленным народам Севера потеряли право на получение социальной пенсии
Обращение Алтайского краевого Совета народных депутатов к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову по вопросу о выделении Алтайскому краю автомобилей для инвалидов и участников Великой Отечественной войны
Обращение Алтайского краевого Совета народных депутатов к Президенту Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации по вопросу отнесения мер социальной поддержки жертв политических репрессий и тружеников тыла к расходным обязательствам Российской Федерации

Вернуться назад в раздел