• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Отчёт о работе комитета за 2007 год

Комитет по охране здоровья и социальной защите населения Алтайского краевого Совета народных депутатов в отчетный период строил свою работу в соответствии с Положением о постоянных комитетах и комиссиях Алтайского краевого Совета народных депутатов, и планом правотворческой работы Алтайского краевого Совета народных депутатов на 2007.
Комитета работал в постоянном взаимодействии с другими комитетами, отделами, службами Алтайского краевого Совета народных депутатов и Администрации Алтайского края, а также с федеральными структурами, органами местного самоуправления, общественными организациями и объединениями. Депутаты комитета принимали активное и непосредственное участие в подготовке и принятии законопроектов, вносившихся на рассмотрение сессий другими комитетами Алтайского краевого Совета народных депутатов.
Для подготовки вопросов к рассмотрению, комитет широко практиковал создание рабочих комиссий и групп из числа депутатов, представителей государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, специалистов и ученых.
Приоритетными направлениями в деятельности комитета были участие в подготовке и принятии среднесрочных программ, совершенствование краевого законодательства в сферах здравоохранения и социальной защиты населения, контроль за соблюдением и исполнением законов по предметам ведения комитета.
Особое внимание комитет уделял в отчетный период решению проблем связанных с социальной поддержкой двух наиболее социально не защищенных категорий граждан: детей и ветеранов труда.
В интернатных учреждениях Алтайского края воспитывается в настоящее время около 3 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В тоже время приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление. Именно усыновление позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. К сожалению, число детей усыновляемых чужими родителями в последние годы в крае сокращается. По инициативе комитета и при поддержке фракции «Единая Россия» краевым Советам депутатов был принят закон Алтайского края от 06 сентября 2007 года № 80-ЗС «О единовременном пособии гражданам, усыновившим детей». В соответствии с законом семьям, усыновляющим ребенка, установлена выплата единовременного пособия в размере двадцати тысяч рублей. Пособие призвано подчеркнуть заинтересованность власти в такой форме устройства детей и, с учетом того, что основная категория усыновителей это люди со средним уровнем доходов, поможет семье на первом этапе решить материальные проблемы, связанные с появлением ребенка в семье.
Законом Алтайского края от 12 ноября 2007 года № 123-ЗС «О внесении изменения в статью 3 закона Алтайского края «О ежемесячном пособии на ребёнка» на двести процентов увеличено ежемесячное пособие на детей одиноких матерей. В этот же закон внесены изменения касающиеся порядка назначения ежемесячного пособия на детей гражданам, прибывшим из-за пределов края. Теперь пособие на ребенка этой категории граждан будет назначаться пособие в сроки, установленные для лиц, проживавших в крае до 1 января 2005 года.
Активное и непосредственное участие комитет принял в подготовке и принятии в качестве закона Алтайского края от 10 июля 2007 года № 64-ЗС краевой целевой программы «Дети Алтая» на 2007-2010 годы. Программа включает в себя три подпрограммы: «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья». Программа подготовлена во исполнение и развитие федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы в целях создания благоприятных условий для разностороннего развития и жизнедеятельности детей в Алтайском крае и государственной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Реализация Программы даст возможность последовательно осуществлять меры по улучшению положения детей в Алтайском крае, что будет способствовать укреплению интеллектуального потенциала края, поддержанию основных параметров жизнедеятельности детей. На реализацию программы в законе Алтайского края «О краевом бюджете на 2007 год» предусмотрены средства в размере 56333,0 тыс. рублей.
В развитие намеченного ранее краевым Советом и Администрацией края курса на поэтапное расширение круга лиц имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда» в истекшем году был принят закон Алтайского края от 5 октября 2007 года № 99-ЗС «О внесении изменений в статью 2 закона Алтайского края «О присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края». В соответствии с указанным законом право на присвоение почетного звания получили теперь и граждане, имеющие необходимый трудовой стаж и награжденные за отличия в труде от имени центральных и краевых органов профсоюзов и общественных организаций СССР и РСФСР, а также имеющие поощрения за отличия в труде от имени предприятий и организаций.
В связи с введением Правительством Российской Федерации для населения новых тарифных планов на услуги связи, в закон Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» внесены изменения, в соответствии с которыми ветеранам труда, являющимся абонентами местной телефонной связи, ежемесячная денежная выплата увеличена на 105 рублей.
В этот же закон были внесены изменения, устанавливающие с 1 января 2008 года для тружеников тыла такие серьезные меры социальной поддержки как оплата в размере 50 процентов содержания жилья и коммунальных услуг, либо топлива и транспортных услуг для его доставки.
Учитывая многочисленные индивидуальные и коллективные обращения граждан краевым Советом депутатов в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации был направлен подготовленный комитетом проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Законопроект предусматривал одновременное существенное увеличение размеров базовых частей трудовых пенсий всех видов (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца). Наше предложение было поддержано многими регионами Российской Федерации. После получения на проект закона отрицательного заключения Правительства, на имя Председателя Правительства В.А.Зубкова было направлено письмо с предложением вернуться к проблеме низких размеров пенсий и найти возможность для их увеличения.
С 1 января 2008 года к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В этой связи подготовлен и принят закон Алтайского края «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Алтайском крае». Законом урегулирован порядок финансирования расходов на выплату гражданам субсидий, определены органы, которые будут осуществлять предоставление субсидий в муниципальных районах, городских округах. В краевом бюджете на 2008 год на эти цели запланированы средства в объеме более 1,5 миллиардов рублей.
Вступивший в действие новый Жилищный кодекс не предусматривает возможности частичной оплаты коммунальных услуг. В то же время отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Форма и порядок оказания указанных мер социальной поддержки как федеральных так и региональных льготников определяется при этом законодательством субъектов федерации. На решение этих вопросов направлен закон Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае». Учитывая то, что в настоящее время названная мера социальной поддержки предоставляется всем категориям льготников в натуральной форме в виде уменьшения денежных платежей, работа социальным службам предстоит большая и сложная. Для отработки механизма замены натуральных льгот по оплате коммунальных услуг денежными компенсациями, в 6 территориях края с 1 октября проводится эксперимент. Ход эксперимента и возникающие при этом проблемы комитет намерен рассмотреть на выездном заседании комитета в Павловском районе в конце января текущего года. Переход к новой системе предоставления мер социальной поддержки должен быть осуществлен поэтапно в течение 2008 года. В краевом бюджете на 2008 год на реализацию закона предусмотрены средства более 2,3 миллиардов рублей.
С учетом многочисленных обращений граждан в Алтайский краевой Совет народных депутатов, инициатив депутатов и руководителей краевых общественных организаций, комитетом подготовлен и краевым Советом депутатов принят закон от 12 ноября 2007 года № 123-ЗС «О внесении изменения в статью 2 закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности». Закон предусматривает увеличение с 1 января размера ежемесячной денежной выплаты сельским специалистам с 320 до 400 рублей.
Определениями Верховного Суда Российской Федерации признано незаконным ограничение любыми нормативами объема льгот, предоставляемых сельским педагогам. Однако в условиях отсутствия нормативов появляется возможность неограниченного потребления данных жилищно-коммунальных услуг. Законом Алтайского края от 7 мая 2007 года № 37-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» предусмотрено предоставление сельским педагогам мер социальной поддержки в объеме, необходимом для отопления и освещения занимаемого ими жилого помещения, конкретизированы порядок и условия предоставления мер социальной поддержки сельским педагогическим работникам. Средства на реализацию закона в краевом бюджете на этот год предусмотрены в сумме 214,3 млн.руб.
Закон от 5 октября 2007 года № 100-ЗС «О размере и порядке обязательного страхования для медицинских, фармацевтических и иных работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении Алтайского края, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью» разработан в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, устанавливающими, что для медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливается обязательное страхование. Закон предусматривает, что жизнь и здоровье медицинских, фармацевтических и иных работников подлежат обязательному страхованию со дня заключения трудового договора с организацией здравоохранения, находящейся в ведении Алтайского края, и до его прекращения. Размер страховых сумм, установленный законом, составляет от 30 до 100 тысяч рублей.
Необходимость разработки и принятия закона «Об оказании специализированной медицинской помощи организациями, осуществляющими заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов в Алтайском крае» вызвана тем, что федеральным законодательством изменены принципы взаимодействия между учреждениями здравоохранения, а также права и обязанности организаций, осуществляющих заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов.
По предложению Администрации края принята новая редакция закона «О доплате к пенсии в Алтайском крае». Законом изменен порядок правового регулирования назначения доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления. Эти отношения теперь будут регулироваться законом Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае».
В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством исполнения государственных полномочий по предоставлению гражданам мер социальной поддержки граждан с 01 января 2008 в городах и районах края образованы управления социальной защиты населения, являющиеся подразделениями Главного управления по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В этой связи законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Алтайского края в связи с совершенствованием разграничения полномочий и признании некоторых законодательных актов утратившими силу» вносятся изменения в ранее принятые законодательные акты Алтайского края, которыми органы местного самоуправления ранее были наделены полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
В связи с изменением федерального законодательства внесены изменения в законы Алтайского края: «О радиационной безопасности населения Алтайского края»; «Об оказании медицинской помощи на территории; «О питьевом водоснабжении»; «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Алтайского края».
По предложению профильных комитетов Администрации края изменения внесены в законы Алтайского края «Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения» на 2007 - 2011 годы»; «Об оказании медицинской помощи на территории Алтайского края»; «Об утверждении краевой целевой программы «Социальная поддержка малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми» на 2007-2010 годы».
По инициативе комитета краевым Советом народных депутатов принято обращение к Правительству Российской Федерации по вопросу о предоставлении мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Правительству предложено: расширить перечень населенных пунктов подвергшихся радиационному воздействию; увеличить объем средств, передаваемых краю для реализации мер социальной поддержки по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение; внести изменения в правила выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся радиационному воздействию; погасить задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и компенсационным выплатам гражданам.
Правительству Российской Федерации было направлено также обращение Алтайского краевого Совета народных депутатов с предложением о внесении изменения в перечень районов проживания малочисленных народов Севера. Обращение было подготовлено в связи с тем, что после изменения административно-территориального устройства кумандинцы, отнесенные малочисленным народам Севера потеряли право на получение социальной пенсии.
За отчетный период комитет по охране здоровья и социальной защите населения рассмотрел 124 проекта федеральных законов, поступивших из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Рассмотрено около 70 законодательных инициатив и обращений из субъектов Российской Федерации.
Большая работа проведена комитетом в период формирования краевого бюджета. Депутаты активно работали в согласительных комиссиях и рабочих группах, комитет внес поправки в проект бюджета на 2008 год. Многие из внесенных комитетом поправок учтены. Увеличено финансирование по разделам «Здравоохранение», «Спорт и физическая культура», «Социальная политика». Вопросы исполнения краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2008 год регулярно рассматривались на заседаниях комитета.
Под пристальным вниманием комитета на протяжении всего созыва находится исполнение ранее принятых законов и краевых целевых программ.
По инициативе комитета на сессии краевого Совета в мае рассмотрен вопрос «О ходе выполнения закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов». Администрации края при этом рекомендовано проанализировать возможность увеличения размера ежемесячных денежных выплат ветеранам труда и труженикам тыла, организовать работу по внедрению эффективных механизмов реализации порядка предоставления работу по внедрению эффективных механизмов реализации порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранам мер социальной поддержки
Предметом обсуждения на сессии краевого Совета стал и вопрос о мерах, принимаемых Администрацией края по реализации единых социальных проездных билетов и социальной защите отдельных категорий граждан в связи с ростом тарифов на оплату услуг связи.
Заинтересованным и полезным оказалось обсуждение на сессии краевого совета вопроса «О ходе выполнения закона Алтайского края «Об утверждении краевой целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае» на 2006-2010 годы». В постановлении принятом по его итогам отмечается, что в ходе реализации мероприятий программы удалось продолжить создание правовых, экономических, социальных и организационных условий для развития массовой физической культуры и спорта в Алтайском крае, повысить эффективность спортивно-массовой работы и развитие материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта. За два года на исполнение программы направлено более 375млн. рублей. При этом на 86 единиц возросло количество спортивных сооружений, существенно увеличилось число лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Учитывая значимость вопроса, депутаты предложили Администрации края рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования краевой целевой программы, а органам местного самоуправления районов и городов - разработать муниципальные программы по повышению эффективности физкультурно-спортивной работы.
Систематически на заседаниях комитета рассматривались вопросы, стоящие на контроле комитета.
Так, например, в мае на заседании комитета заслушан вопрос «О ходе реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения в Алтайском крае». В июне - о предоставлении мер социальной поддержки ветеранам труда и труженикам тыла. В сентябре - о выполнении закона Алтайского края «О региональной молодежной политике в Алтайском крае» в части организации летнего отдыха, санаторно-курортного лечения и оздоровления детей и подростков.
Заседания комитета по охране здоровья и социальной защите населения в соответствии с «Положением о постоянных комитетах и комиссиях Алтайского краевого Совета народных депутатов» проводились не реже одного раза в месяц. Всего в 2008 году проведено 13 заседаний комитета, на которых в общей сложности рассмотрено 79 вопросов. Комитет продолжил практику проведения выездных заседаний. В отчетном году было проведено два выездных заседания. В апреле 2007 года в г.Бийске состоялось совместное выездное заседание комитета по законности, правопорядку и защите прав граждан и комитета по охране здоровья и социальной защите населения по вопросу профилактики наркомании и участию в ней общественных организаций. В августе 2007 года выездное заседание было проведено в Третьяковском районе по вопросу «О ходе выполнения мероприятий в сфере охраны здоровья населения, проживающего в районах падения отделяющихся частей ракет и ракет-носителей». Обозначенная тема не только сложна и многопланова, но и чрезвычайно актуальна для населения прилегающей группы районов, поэтому на заседание комитета были приглашены и приняли в его работе активное участие руководители заинтересованных ведомств, ученые, представители общественности. Обсуждение проблемы было продолжено на одном из последующих заседаний комитетов.
Большой объем работы комитета по-прежнему комитета по охране здоровья и социальной защите населения связан с письменными и устными обращениями граждан, организаций, общественных объединений. За 2007 год в комитет по охране здоровья и социальной защите населения поступило около 550 писем и большое количество устных обращений. Анализ поступающих обращений показывает, что наибольшее количество обращений граждан связано с неодинаковым характером мер социальной поддержки, предоставляемых сельским специалистам, работающим в сферах образования и здравоохранения, условиями присвоения звания «Ветеран труда Алтайского края», дополнительным лекарственным обеспечением, необходимостью более существенной индексации пособия на детей, необходимостью увеличения пенсий.
Более половины вопросов содержащихся в обращениях полностью или частично решено, по остальным даны разъяснения в соответствии с законодательством и сложившейся практикой работы. К сожалению, ряд вопросов поднимаемых гражданами сегодня не может быть решена из-за дефицитности краевого и местных бюджетов, либо по причине несовершенства действующего законодательства. Председателем комитета И.В. Солнцевой принято за отчетный период более 100 человек по личным вопросам. Кроме того, прием по личным вопросам вели в отчетный период заместители председателя, депутаты комитета.
Депутаты, входящие в состав комитета по охране здоровья и социальной защите населения, активно и плодотворно работали в составе постоянных депутатских объединений Алтайского краевого Совета народных депутатов, на избирательных округах: вели прием населения, оказывали всевозможную помощь в решении личных проблем граждан, хозяйственных вопросов организаций, выступали в средствах массовой информации и т.д.
Вернуться назад в раздел