• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

О результатах работы комиссии по озеру "Ая"

О результатах работы комиссии, созданной для рассмотрения вопросов функционирования государственного комплексного природного заказника краевого значения «Озеро Ая» и создания природного парка краевого значения «Ая»

В соответствии с решением двадцать девятой сессии Алтайского краевого Совета народных депутатов, состоявшейся 26 октября 2006 года, распоряжением председателя Алтайского краевого Совета народных депутатов создана комиссия для рассмотрения вопросов функционирования государственного комплексного природного заказника краевого значения «Озеро Ая» и создания природного парка краевого значения «Ая» (далее – комиссия).

В состав комиссии включены депутаты Алтайского краевого Совета народных депутатов, представители исполнительных органов государственной власти Алтайского края и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

В процессе работы комиссии проведены три заседания, в том числе одно выездное, на которых рассматривались актуальные вопросы функционирования особо охраняемой природной территории - государственного комплексного заказника краевого значения «Озеро Ая», проблемы организации деятельности органов государственной власти Алтайского края по охране заказника, обсуждались возможные пути их решения. Кроме этого комиссией рассматривался вопрос о необходимости расширения границ особо охраняемой природной территории и установления иного правового статуса – природного парка краевого значения «Ая».

По результатам работы комиссии установлено, что в соответствии с ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2449-1 «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» решением Малого Совета Алтайского краевого народных депутатов от 14 февраля 1994 года № 11 на территории Алтайского района Алтайского края создан государственный комплексный природный заказник краевого значения «Озеро Ая» (далее – заказник).

Вместе с тем, по ходатайству органов местного самоуправления Алтайского района Алтайского края постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 1 марта 1999 года № 43 в Положение о государственном комплексном природном заказнике краевого значения «Озеро Ая» внесены изменения в форме исключения запрета предоставления участков под застройку на территории заказника. В обоснование внесения данного изменения Алтайским районным Собранием депутатов и администрацией Алтайского района Алтайского края приведены доводы о необходимости строительства на территории заказника очистных сооружений и реконструкции существующих строений в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства.

После внесения вышеназванных изменений на территории заказника, а также территории непосредственно прилегающей к заказнику осуществляется активное строительство не только очистных сооружений, но и новых объектов туристско-рекреационного направления.

По результатам проверки, проведенной Департаментом по охране окружающей среды администрации Алтайского края, без заключения государственной экологической экспертизы закончено строительством и строится более половины недвижимых объектов на территории, непосредственно прилегающей к территории заказника. Застройка на территории вдоль берега реки Катунь (в том числе в водоохранной зоне) носит хаотичный и бессистемный характер. Несмотря на отсутствие законных оснований к возведению объектов капитального строительства, хозяйствующие субъекты нарушают данное требование и возводят такие объекты недвижимости на участках лесного фонда, предоставленных в аренду для осуществления рекреационной деятельности.

Функционирование туристических объектов и комплексов осуществляется с грубейшими нарушениями санитарного и природоохранного законодательства. Так, подавляющее большинство хозяйствующих субъектов, оказывающих туристические услуги на предполагаемой территории природного парка краевого значения «Ая», не имеют договоров на вывоз и прием сточных вод, образовавшихся в результате их деятельности. Установлены случаи непосредственного сброса сточных вод в воды реки Катунь без их соответствующей очистки и иных мер по предупреждению загрязнения водных объектов.

Осознавая необходимость сохранения уникальных природных рекреационных ресурсов Алтайского района, потенциал данной территории для развития туризма, отдыха и спортивно-оздоровительной работы, Администрацией Алтайского края 15 апреля 2002 года принято постановление № 199 «О развитии туризма и спортивно-оздоровительного отдыха в Алтайском районе». Данным нормативным правовым актом предусмотрен значительный комплекс мероприятий по улучшению инфраструктуры части территории Алтайского района, усилению надзора за осуществлением хозяйственной деятельности, пропаганде туристско-рекреационной деятельности. В том числе Главному управлению экономики и инвестиций администрации края предписано подготовить необходимый пакет документов об изменении статуса особо охраняемой природной территории – государственный комплексный природный заказник краевого значения «Озеро Ая» на «природный парк» с расширением территории.

Большинство намеченных в вышеназванном постановлении мероприятий исполнено. Так, хозяйствующим субъектам из краевого бюджета выделялись средства на компенсацию банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым на строительство объектов туризма и сопутствующей инфраструктуры, установлены новые и модернизированы существующие телефонные станции, завершено строительство телефонной волоконно-оптической линии, построены новые мостовые переходы и автодороги (в том числе реконструированы существующие), завершены строительно-монтажные работы высоковольтных линий электропередач, обеспечена надлежащая охрана общественного порядка в период туристического сезона.

Вместе с тем, положение об особо охраняемой природной территории – природный парк краевого значения «Ая» до настоящего времени не утверждено, что существенно затрудняет эффективное осуществление полномочий краевым государственным учреждением «Природный парк «Ая».

Соответственно, до настоящего времени не утверждены границы природного парка, что позволяет осуществлять использование лесных участков без ограничений, установленных режимом особо охраняемой природной территории.

Отсутствие схемы территориального и функционального зонирования части территории Алтайского района, предполагаемой для отведения под природный парк краевого значения «Ая», привело к отсутствию упорядоченности застройки туристических комплексов, баз и иных объектов туристско-рекреационной направленности.

Подавляющее большинство обслуживающего персонала туристических объектов, расположенных на предполагаемой территории природного парка краевого значения «Ая», не имеет возможности проживать в осенне-весенний период в населенных пунктах Алтайского района по причине отсутствия необходимого количества жилья.

Невыполнение мероприятий по выделению на лизинговой основе оборудования и техники для организации санитарной уборки мест отдыха делает проблематичной деятельность краевого государственного учреждения «Природный парк «Ая» по надлежащей организации мест сбора твердых бытовых отходов.

Учитывая необходимость сохранения природного и туристического потенциала Алтайского района Алтайского края, с целью снижения влияния неблагоприятных антропогенных и иных факторов на окружающую среду комиссией и комитетом краевого Совета народных депутатов по аграрной политике и природопользованию планируется внести на сессию Алтайского краевого Совета народных депутатов 31 мая 2007 года проект постановления, в котором закрепить следующие предложения Администрации Алтайского края:

- ускорить разработку и принятие положения об особо охраняемой природной территории - природный парк краевого значения «Ая»;

- оформить и утвердить границы особо охраняемой природной территории – природный парк краевого значения «Ая»;

- уточнить Устав краевого государственного учреждения «Природный парк «Ая» в части придания дополнительных полномочий по обеспечению охраны окружающей среды и эффективного функционирования природного парка, обеспечить надлежащий контроль за деятельностью краевого государственного учреждения «Природный парк «Ая»;

- подготовить проекты законов Алтайского края о внесении изменений в краевую целевую программу «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2007 – 2009 годы, утвержденную законом Алтайского края от 9 марта 2007 года № 18-ЗС, закон Алтайского края от 27 декабря 2006 года № 141-ЗС «О краевом бюджете на 2007 год» в части выделения в 2007 году денежных средств на разработку схемы функционального зонирования особо охраняемой природной территории – природный парк краевого значения «Ая» и внести их рассмотрение Алтайского краевого Совета народных депутатов;

- подготовить проекты законов Алтайского края о внесении изменений в краевую целевую программу «Социальное развитие села до 2010 года», утвержденную законом Алтайского края от 10 марта 2004 года № 5-ЗС, закон Алтайского края от 27 декабря 2006 года № 141-ЗС «О краевом бюджете на 2007 год» в части выделения денежных средств на развитие социальной инфраструктуры сельских поселений Алтайского района Алтайского края, обеспечивающих функционирование особо охраняемой природной территории – природный парк краевого значения «Ая» и внести их на рассмотрение Алтайского краевого Совета народных депутатов.

Соответствующие рекомендации будут предложены и комитету краевого Совета народных депутатов по аграрной политике и природопользованию:

- после утверждения положения об особо охраняемой природной территории – природный парк краевого значения «Ая» подготовить проект постановления Алтайского краевого Совета народных депутатов об упразднении комплексного природного заказника краевого значения «Озеро Ая» и внести его на рассмотрение Алтайского краевого Совета народных депутатов во втором полугодии 2007 года;

- рассмотреть вопрос о включении в План законопроектной, контрольной и организационной деятельности Алтайского краевого Совета народных депутатов на второе полугодие 2007 года вопроса о проведении депутатских слушаний по теме: «Обеспечение соблюдения требований законодательства на особо охраняемых природных территориях Алтайского края».

Председатель комитета Алтайского
краевого Совета народных депутатов
по аграрной политике и природопользованию

Н.Г. Золотухин

Вернуться назад в раздел