• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

О работе комитета за 2006 год

МАТЕРИАЛЫ
по итогам работы комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов по экономической политике, промышлености, предпринимательству и собственности в 2006 году

2006 год для экономики Алтайского края характеризуется сложными и противоречивыми процессами. Однако оценка ситуации позволяет сделать вывод о том, что в крае удалось преодолеть спад промышленного производства. После падения в августе прошлого года до 90,8 процентов, по итогам девяти месяцев 2006 года индекс промышленного производства составил 105,2 процента, в том числе в обрабатывающих отраслях 104,8 процента, что выше индекса промышленного производства в Российской Федерации, который составил 104,3 процента и Сибирского федерального округа – 104,7 процента. Между тем экономика Алтайского края, как и всей России остается недостаточно эффективной. По экспертным оценкам, рост внутреннего спроса на промышленную продукцию в Российской Федерации составляет 10 – 15 процентов в год. Такой разрыв спроса и предложения ведет к росту цен на товары и приводит к замещению отечественной продукции импортными товарами.

Число убыточных промышленных предприятий в Алтайском крае за девять месяцев 2006 года в обрабатывающих отраслях сократилось с 53 процентов до 45 процентов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Ввод в действие общей площади жилых домов составил 126,2 процента к январю – сентябрю 2005 года, грузооборот транспорта 104,6 процента, на 29 и 19,50 процентов выросли соответственно оборот розничной торговли и объем платных услуг населению. Среднемесячная заработная плата одного работника составила 123,8 процента к соответствующему периоду прошлого года.

Величину индекса промышленного производства в основном определяют результаты работы предприятий, производящих машины и оборудование, кокс, транспортные средства, пищевые и химические продукты.

С положительной динамикой работают ЗАО «Алтайский завод прецизионных изделий», ОАО «Алтайвагон», ЗАО «Эвалар», ООО «Барнаул РТИ», ОАО «Рубцовский машиностроительный завод», ОАО «Бийский котельный завод» и другие.

Существенным фактором, определяющим сложности алтайской промышленности, является изношенность основных фондов предприятий. По данным Союза промышленников Алтайского края, проанализировавшим состояние дел на 29 крупнейших предприятиях на 19 из них износ машин и оборудования превышает 50 процентов, а на некоторых достигает и 90 процентов. Около 80-ти процентов оборудования предприятий эксплуатируется более 15 – 20 лет. Станков, работающих менее 5 лет, в крае всего 5 процентов. При значительном моральном и физическом износе основных фондов темпы их обновления находятся на низком уровне, что создает не только препятствия на пути развития экономики, но также риск потери целого ряда отраслей.

Серьезной проблемой, решаемой органами законодательной власти Алтайского края, является улучшение инвестиционной привлекательности региона. На протяжении последних лет темпы прироста инвестиций в экономику края оставались практически неизменными, и край стабильно занимает 7 место среди 12-ти регионов Сибирского федерального округа. Однако если в 2003 году объем инвестиций в основной капитал у лидеров округа - Кемеровской области и Красноярского края превышал показатели Алтайского края в 2,2 и 2,4 раза соответственно, то в первом полугодии 2006 года этот разрыв увеличился до 4,3 и 3,9 раза. Рост инвестиций (2005 год к 2003 году) в Красноярском крае составляет 2,2 раза, в Кемеровской области – 2,7 раза, в Алтайском крае – только 1,5 раза. По объему иностранных инвестиций Омская, Кемеровская, Иркутская области опережают Алтайский край в 90 – 140 раз. Рост иностранных инвестиций в Омской области и Красноярском крае в последние 2 года составляет 3 раза, в Алтайском крае роста объемов иностранных инвестиций нет.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов специфическую структуру экономики Алтайского края – значительную долю аграрного сектора, уступающего по инвестиционной привлекательности добыче полезных ископаемых, но вместе с тем край имеет и свои конкурентные преимущества. Это выгодное географическое положение, достаточно развитая транспортная сеть, уникальный природно-рекреационный потенциал. Перспективными для инвестиций являются медицинская, мукомольно-крупяная, комбикормовая, пищевая промышленность, индустрия туризма, а также производство строительных материалов, химическая и нефтехимическая промышленность, развитие которых полностью или частично базируется на собственных ресурсах.

В последнее время в крае создана определенная нормативно-правовая база государственной поддержки предприятий реального сектора экономики.

В 2006 году Алтайский край первым в Российской Федерации принял краевую целевую программу развития промышленного производства на 2006 – 2008 годы, направленную на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующих производств, а также создание новых. В программе, в разработке которой активное участие приняли депутаты комитета по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности, определены приоритетные отрасли – в первую очередь те, для которых в крае имеется природный, производственный, трудовой и интеллектуальный потенциал – производство фармацевтической и витаминной продукции, бытовой химии, добыча полезных ископаемых.

Уже не один год законом Алтайского края «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае» предусматриваются такие эффективные формы поддержки товаропроизводителей как субсидирование части банковской процентной ставки и субсидирование налога на имущество участникам инвестиционной деятельности. Ежегодно в краевом бюджете на эти цели закладываются средства, причем не малые и во все возрастающих объемах. В бюджете 2006 года на субсидирование части банковской процентной ставки выделено 182 миллиона рублей, в том числе участникам лизинговой деятельности 40 миллионов рублей а также 40 миллионов рублей на субсидирование налога на имущество организациям отраслей реального сектора экономики.

Стабильное функционирование жилищно-коммунальной отрасли, повышение эффективности и качества предоставления услуг в этой сфере является одной из важнейших задач властей всех уровней. Состояние жилищно-коммунального хозяйства края можно охарактеризовать следующими цифрами – износ основных фондов в жилищном и коммунальном хозяйстве составляет 45 процентов, кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2006 года составила 9,7 млрд. рублей, дебиторская задолженность – 3,2 млрд. рублей, сальдированный финансовый результат отрицательный.

Вместе с тем, несмотря на тяжелое финансово-хозяйственное положение предприятий отрасли в последнее время наметились определенные позитивные тенденции, которые доказывают, что при должном уровне организации производства отрасль может стать привлекательной для инвестиций. Для решения этой задачи необходимо обновление технологий и основных фондов предприятий отрасли.

Депутаты комитета по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности приняли участие в разработке и утверждении в июне 2006 года краевой целевой программы «Модернизация жилищно-коммунального комплекса Алтайского края на 2007 – 2010 годы», а также в принятии Алтайским краевым Советом народных депутатов закона Алтайского края «О внесении изменений в закон Алтайского края «О поддержке лизинговой деятельности в промышленности и агропромышленном комплексе Алтайского края».

Данным законом для организаций жилищно-коммунального хозяйства предусмотрено приобретение новой техники и оборудования за счет средств краевого лизингового фонда.

Реализация на территории Алтайского края приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» осуществляется в рамках закона Алтайского края «Об утверждении краевой целевой программы «Улучшение жилищных условий населения в Алтайском крае на период до 2010 года». Данной программой предусмотрен объем финансирования 69,2 миллиардов рублей, из них средства бюджетов всех уровней 2,6 миллиардов рублей. Основными проблемами при реализации национального проекта является неподготовленность градостроительной документации на местном уровне – генеральных планов городских округов, сельских поселений и проектов планировок отдельных микрорайонов, намечаемых для освоения и застройки. Управление Алтайского края по строительству и архитектуре совместно с администрацией города Барнаула подготовили и представили документы для участия в подпрограммах ФЦП «Жилище» - подпрограмме «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства». По итогам конкурса Алтайский край прошел отбор и включен в число победителей. Российской Федерацией будет оказана государственная поддержка по реализации инвестиционного проекта в виде предоставления государственных гарантий в сумме 200 миллионов рублей и выделения субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой на период реализации инвестиционного проекта в сумме 38 миллионов рублей.

Одним из основных условий развития экономики края является перевод ее на инновационные пути развития, на интеграцию науки и производства. Сегодня Алтайский край находится только на самом начальном этапе формирования краевого инновационного комплекса. В качестве положительных тенденций в данном направлении является присвоение городу Бийску статуса наукограда Российской Федерации а также принятие в текущем году закона Алтайского края «Об инновационной деятельности в Алтайском крае» - правового акта, регулирующего процессы, направленные на реализацию результатов законченных научных исследований и научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Становление города Бийска как наукограда и принятие данного Закона должны стать основой создания инновационной системы края, способной обеспечить поступательное развитие региона и рост уровня жизни населения.

Вместе с тем дальнейшее поступательное движение экономики Алтайского края невозможно осуществить отдельно от общего русла, в котором развивается экономика субъектов Сибирского федерального округа и всей Российской Федерации в целом.

В крае впервые за годы осуществления реформ разработан проект закона «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программировании социально-экономического развития Алтайского края», Планирование – ведущий элемент системы управления, важный инструмент регулирования экономики и реализации социально-экономической политики государства. Однако до настоящего времени этот вид деятельности в Российской Федерации законодательно не урегулирован.

В настоящее время депутаты комитета по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности плодотворно работают над проектом главного финансового документа края – законом Алтайского края «О краевом бюджете на 2007 год» и внесли ряд конкретных рекомендаций и предложений.

Всего в течение 2006 года проведено 14 заседаний комитета, из них 3 выездных, на которых рассмотрены 108 вопросов, том числе в разработке 47 вопросов комитет принимал непосредственное участие совместно с другими комитетами, Администрацией Алтайского края и был ответственным за их прохождение на сессиях краевого Совета народных депутатов.

Также депутаты комитета регулярно принимают участие в работе краевой инвестиционной комиссии, наблюдательного Совета краевого лизингового фонда и других рабочих органах законодательной и исполнительной власти Алтайского края.

Председатель комитета Алтайского краевого
Совета народных депутатов по экономической
политике, промышленности, предпринимательству
и собственности                                   Ю.В. Шамков

Вернуться назад в раздел