• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Отчёт о работе комитета за 2007 год

2007 год для Алтайского края стал завершающим в череде реформ государственного устройства, местного самоуправления и бюджетных отношений, проводимых в стране на протяжении последних лет.
К этому времени край подошел, имея полностью сформированное налоговое законодательство и четкое законодательство, устанавливающее расходные обязательства Алтайского края. Итогом проводимых в течение ряда лет мероприятий стало изменение бюджетного процесса и подготовка решения о принятии краевого бюджета не на один год, а на среднесрочную перспективу.

В рамках указанных событий комитетом по бюджету совместно с комитетом администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике был разработан фактически новый закон Алтайского края «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае», внесший изменения в правовые основы функционирования бюджетной системы Алтайского края, отнесенные бюджетным законодательством к компетенции субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в бюджетную систему Алтайского края был включен бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, аккумулирующий в своем составе значительную долю бюджетных средств - более 5 млрд. рублей. Упорядочена процедура предоставления порядок предоставления бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности, бюджетных кредитов из краевого бюджета и государственных гарантий Алтайского края.
В значительной степени оптимизирована функция финансового контроля представительной власти Алтайского края посредством установления состава и сроков представления отчетности, проведения внешней проверки и утверждения годовых отчетов об исполнении краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края.

Наличие четкого законодательства в области налогов и бюджета, общая стабилизация финансовой системы государства позволили Администрации Алтайского края разработать и внести на рассмотрение в Алтайский краевой Совет народных депутатов проект краевого бюджета на 2 месяца раньше обычных сроков. Это способствовало более качественному рассмотрению документа депутатами и принятию более взвешенных решений, а также дало возможность муниципальным образованиям края подготовить и принять муниципальные бюджеты до начала очередного финансового года.
Проект краевого бюджета сформирован в рамках перспективного финансового планирования, направленного на повышение стабилизации и предсказуемости бюджетной системы края, повышение качества и точности показателей бюджета, эффективности управления государственными финансами Алтайского края.
Основными концептуальными и структурными особенностями краевого бюджета являются:
планирование и утверждение параметров и показателей бюджета на трехлетний период;
изменение структуры доходов в части сокращения удельного веса финансовой помощи из федерального бюджета и увеличения доли налоговых и неналоговых доходов;
индексация социальных выплат;
значительное увеличение капитальных и инвестиционно-ориентированных расходов бюджета;
определение на первый и второй годы планового периода нераспределенной части расходов в размере 2,5 и 5 процентов от расходной части (1 млрд. рублей на 2009 год и 2 млрд. рублей на 2010 год), позволяющих в режиме «скользящей трехлетки» переходить к более эффективному планированию новых обязательств бюджета;
утверждение общего объема бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств.
При доработке проекта краевого бюджета на 2008 год комитетом предложено обоснованное увеличение собственных доходов краевого бюджета на 850 млн. рублей. Это позволило увеличить финансовую помощь муниципальным образованиям, направить дополнительные средства на финансирование капитальных вложений, краевых целевых программ, социальных расходов бюджета.
Капитальные расходы бюджета сформированы в рекордной для края сумме 3 млрд. рублей на 2008 год. Это в 2,5 раза превысило объем расходов, запланированных на 2007 год! Это позволило в полной мере обеспечить финансирование краевых целевых программ, значительно повысить долю средств, направляемых в качестве софинансирования из федерального бюджета. Распределение средств капитальных вложений в соответствии с рекомендациями комитета по бюджету было осуществлено в соответствии со среднесрочным планом капитального строительства и охватывает объекты, требующие завершения строительства в первоочередном порядке.
На 40 процентов к уровню 2007 года и более чем в 2 раза к уровню 2006 года увеличены расходы на поддержку реального сектора экономики края. В значительной мере это связано с реализацией целевых программ в области сельского и жилищно-коммунального хозяйства - двух важнейших составляющих основ системы жизнеобеспечения региона.
Необходимо отметить, что указанный рост инвестиционно-ориентированных расходов был осуществлен без ущерба для социального сектора. Общая сумма расходов краевого бюджета на социальную поддержку населения превысит 7,5 млрд. рублей, при этом сумма прямых социальных трансфертов населению составила половину указанных расходов - более 3,9 млрд. рублей.
Таким образом решена извечная дилемма: проедать или вкладывать. Бюджет Алтайского края на 2008 и последующие годы можно с уверенностью называть бюджетом развития.
На протяжении 2007 года комитетом активно проводилась работа по подготовке решений органов местного самоуправления в части перехода к перспективному бюджетному планированию. Был изучен опыт муниципальных образований по принятию бюджетов в предшествующем периоде, проанализированы возможности органов местного самоуправления по составлению планов социально-экономического развития территорий и финансовых планов на среднесрочную перспективу. По результатам выездного совещания комитета в г. Камне-на-Оби Администрации Алтайского края и органам местного самоуправления направлены соответствующие рекомендации в области обеспечения взаимодействия федеральных структур, органов государственной власти края, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов.
Всесторонний опыт законотворческой деятельности и детальный анализ влияния федерального и регионального законодательства на социально-экономические процессы позволили сформировать позицию комитета в области бюджетных отношений, которая была озвучена в ходе проведения дней Алтайского края в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Одним из ключевых моментов стало обращение внимание Совета Федерации на проблемы формирования местных бюджетов, поскольку. указанный вопрос в силу природно-географического положения региона на юге Западной Сибири и исторически сложившихся особенностей расселения является для Алтайского края особенно актуальным. В этой связи комитет отметил необходимость:
1. принятия на федеральном уровне решения по методологическому и финансовому обеспечению процедуры оценки реальной налоговой базы местных бюджетов в части размежевания и кадастровой оценки земельных участков, разграничения собственности на земельные участки и имущество между субъектом Федерации и муниципальными образованиями, определения инвентаризационной стоимости, оформления технической документации и учета объектов недвижимости муниципальной собственности; по оценке на финансирование необходимых мероприятий в крае требуется свыше 300 млн. рублей, это сопоставимо с годовым объемом поступления соответствующих налогов;
2. компенсации из федерального бюджета доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, выпадающих в связи с установлением федеральными законами льгот по региональным и местным налогам различным категориям налогоплательщиков. В условиях законодательства 2006 года сумма выпадающих доходов консолидированного бюджета края составила 863 млн. рублей. Эта сумма сопоставима с объемом государственного долга края, или с годовым объемом финансовой поддержки всего сельского хозяйства.
Кроме того, комитет обозначил перед Советом Федерации необходимость урегулирования разграничения полномочий между Российской Федерацией и регионами в области предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» это является расходным обязательством Российской Федерации, однако в федеральном бюджете средства на указанные цели не предусматриваются, в то время как из краевого бюджета на указанные цели отвлекаются значительные суммы (в 2006 году было направлено 189 млн. рублей, а в 2007 году - свыше 250 млн. рублей). Это обстоятельство не позволяет должным образом осуществлять предоставление мер социальной поддержки специалистам иных отраслей бюджетной сферы, работающим в сельской местности, что как раз является законным расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Вернуться назад в раздел