• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

О ходе выполнения закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года

25 октября 2006 года на заседании комитета по законности, правопорядку и защите прав граждан был рассмотрен вопрос «О ходе выполнения закона Алтайского края «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края». Указанный закон Алтайского края основан на положениях статьи 31 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и вместе с последним призван комплексно регулировать отношения, возникающие в ходе реализации гражданами своих прав на свободу слова, права собираться мирно. Возрастающая активность жителей Алтайского края требует точного и неукоснительного исполнения законодательства Российской Федерации и Алтайского края, обеспечивающего права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, в связи с чем была заслушана информация председателя комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов по законности, правопорядку и защите прав граждан Д.В. Бессарабова. По результатам рассмотрения вопроса комитетом принято решение, в котором дана следующая оценка деятельности уполномоченных субъектов в связи с выполнением указанного закона.

«В настоящее время проведение публичных мероприятий как форма свободного выражения мнений и выдвижения требований по социально-экономическим и политическим вопросам получает все большее распространение. Наблюдается тенденция к увеличению количества лиц, участвующих в собраниях, митингах и иных формах публичных мероприятий. В этой связи вопросы соблюдения прав граждан на свободу волеизъявления и обеспечения безопасности граждан в ходе проведения массовых акций становятся наиболее актуальными.

Законом «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края» (далее – Закон) установлены требования, предъявляемые к оформлению уведомлений о проведении публичного мероприятия, порядок и срок их рассмотрения, обязанности органов власти или местных администраций по обеспечению проведения публичных мероприятий.

За период действия данного Закона в крае (2005-2006 годы) наработан опыт его применения, позволяющий оценить его эффективность и определить проблемные вопросы, возникающие в ходе его реализации.

По данным Администрации Алтайского края и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований Алтайского края далее – администраций муниципальных образований), в период действия Закона по краю было подано 322 уведомления о проведении 421 публичного мероприятия (в некоторых уведомлениях содержалась информация о проведении нескольких мероприятий). Из них 383 мероприятия проведено, отказано в проведении 30 мероприятий, 8 уведомлений отозвано. Необходимо отметить, что в связи с особым статусом города Барнаула, который является краевым центром, подавляющее большинство мероприятий проводилось именно в г. Барнауле (40 мероприятий местного значения и 217 мероприятий регионального значения). Активность граждан отмечена также в городах Бийске (64 мероприятий) и Рубцовске (28 мероприятий). Кроме того, в целом по краю было проведено около 38 праздничных мероприятий.

Однако не только статус города влияет на количество проводимых мероприятий. В ряде случаев активность граждан свидетельствует о наличии острых социальных проблем в том или ином муниципальном образовании.

По данным администраций муниципальных образований, большинство собраний и митингов были направлены на выражение протеста против реформы жилищно-коммунального хозяйства, «монетизации льгот», развала промышленных предприятий.

Основные требования митингующих: достойная зарплата трудящимся, регулирование тарифов на услуги ЖКХ, соблюдение социальных гарантий.

Информация, представленная администрациями муниципальных образований, политическими партиями и профсоюзами, свидетельствует о том, что в Алтайском крае соблюдаются права граждан собираться мирно и проводить собрания, митинги, демонстрации и т.д. Организаторы массовых акций, в основном, соблюдают срок и порядок подачи уведомлений об их проведении. Однако имеются случаи отказа в проведении публичных мероприятий по следующим причинам:

- нарушение порядка подачи уведомления – 8

- несоблюдение срока подачи уведомления – 7

- отсутствие соглашения о месте проведения мероприятий - 9 (в том числе 5 уведомлений о проведении собрания на площади Советов в г. Барнауле, в 4 случаях организаторы планировали провести мероприятия в местах, отведенных для проведения других мероприятий);

- ненадлежащее оформление уведомления – 4;

- в уведомлении содержалась угроза проведения общественно опасного деяния - 2.

Случаев обжалования решений администраций об отказе в проведении публичных мероприятий в судебном порядке не отмечено.

Кроме того, в Барнауле, Рубцовске, иных городах края сложилась положительная практика назначения постоянного уполномоченного представителя администрации, который следит за ходом проведения собраний, в необходимых случаях координирует деятельность органов внутренних дел в целях обеспечения общественного порядка и безопасности граждан. Участие представителя администрации представляется целесообразным и в полной мере соответствует требованиям статьи 10 Закона.

Вместе с тем в ходе применения данного закона выявлены проблемные вопросы организационного и правового характера, требующие совместного изучения и дополнительного нормативного регулирования.

По сложившейся практике в г. Барнауле уведомления о проведении публичных мероприятий регионального значения направляются в администрацию города Барнаула. Это связано с наличием в администрации города Барнаула отлаженной системы обеспечения безопасности и соблюдения прав граждан при проведении публичных мероприятий на территории города. В ряде случаев вызывает затруднение разграничение местных и региональных мероприятий, либо одно мероприятие затрагивает как вопросы местного, так и краевого значения. Между тем в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона данные уведомления должны подаваться в Администрацию Алтайского края. Необходимо отметить, что администрацией города Барнаула независимо от статуса мероприятия (регионального или местного значения) надлежащим образом соблюдаются все требования Закона относительно сроков приема и регистрации уведомлений, обеспечения безопасности проведения мероприятия и т.п. Споров о компетенции муниципального органа и государственного органа исполнительной власти Алтайского края при работе с уведомлениями не допускалось. Данный факт свидетельствует об ответственном отношении органа местного самоуправления к своим обязанностям и о приоритете конституционных прав граждан.

Помимо вопросов разграничения компетенции в практике применения Закона администрации муниципальных образований сталкиваются с проблемами организации обеспечения проведения мероприятий. В частности, Федеральным законом не предусмотрен отказ в проведении мероприятия, по причине того, что на данную территорию и данное время уже подано уведомление. Нередко планируемые на один день и час мероприятия содержат различные, а то и прямо противоположные требования. Поэтому проведение таких мероприятий одновременно нецелесообразно. Кроме того, в таких условиях сложнее обеспечить общественную безопасность, в связи с чем Главное управление внутренних дел Алтайского края предлагает рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство, в соответствии с которыми будет запрещено проведение мероприятий разными политическими партиями в одно время и в одном месте.

Вызывают затруднение у органов местного самоуправления проведение подготовительных действий в слишком короткие сроки (от 3 до 5 дней по разным действиям). Сроки рассмотрения уведомлений и проведения публичных мероприятий установлены федеральным законодательством без учета рабочих, праздничных и выходных дней, в связи с чем зачастую возникает необходимость привлечения представителей администраций к работе в выходные и праздничные дни. Кроме того, в краткие сроки очень сложно провести согласование условий проведения публичного мероприятия и обеспечить своевременное уведомление организатора мероприятия о тех или иных вопросах, касающихся его проведения.

Кроме того, в результате применения Закона обнаруживается, что ряд мероприятий проводятся коммерческими организациями исключительно в рекламных целях. Проведение подобных мероприятий также сопровождается местной администрацией, привлекаются правоохранительные органы к обеспечению безопасности граждан. Однако механизма возмещения затрат, понесенных администрацией и правоохранительными органами на рекламно-коммерческие мероприятия в законодательстве пока нет.

Также законодательством не предусмотрено возмещение финансовых затрат правоохранительных органов и органов местного самоуправления, понесенных в результате подготовки к проведению публичного мероприятия в случае отказа организатора от его проведения.

Проблемой применения законодательства о публичных мероприятиях является неполный перечень территорий, на которых не разрешается проводить митинги, пикетирования и другие мероприятия. Очевидно, что к таким территориям должны относиться также территории лечебных, учебных заведений, следственные изоляторы, воинские объекты стратегического назначения и ряд иных. Не определен порядок использования звукоусиливающих и световых устройств, в связи с чем возникают проблемы при обеспечении правопорядка и защите прав и законных интересов граждан, не участвующих в мероприятии.

Во исполнение статьи 11 Закона Администрацией Алтайского края было принято постановление от 3 февраля 2006 года № 34 «Об утверждении порядка проведения публичных мероприятий на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры Алтайского края». Целью данного документа является обеспечение сохранности памятников истории и культуры Алтайского края при проведении публичных мероприятий.

В рамках изучения практики применения Закона Администрацией Алтайского края, органами местного самоуправления, а также политическими партиями, действующими в Алтайском крае, были направлены предложения по совершенствованию не только норм краевого Закона, но и федерального законодательства в этой области. Изучаются также предложения иных регионов страны, направляемые в Государственную Думу Российской Федерации в качестве законодательных инициатив.»

Вернуться назад в раздел