• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Отчет постоянного комитета по социальной защите и занятости населения за 2024 год

ОТЧЕТ

о деятельности постоянного комитета Алтайского краевого
 Законодательного Собрания по социальной защите

и занятости населения за 2024 год

 

За период с 01.01.2024 г. по 31.12.2024 г. документооборот комитета по социальной защите и занятости населения составил 1567 документов, из них: обращений граждан – 53. По вопросам ведения комитета поступило 167 проектов федеральных законов.

Проведено 16 заседаний комитета, в том числе два расширенных и три выездных, и Региональный этап Международных образовательных Рождественских чтений X Рождественских Парламентских встреч по теме: «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений» (05.12.2024).

На сессию Алтайского краевого Законодательного Собрания непосредственно по вопросам ведения комитета внесено 8 проектов законов Алтайского края и 6 постановлений Алтайского краевого Законодательного Собрания.

 

Сведения о правовых актах Алтайского края, принятых в 2024 году, краткая характеристика основных правовых актов

по вопросам ведения комитета

 

Закон Алтайского края от 26 января 2024 года № 1-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» и закон Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» подготовлен в целях приведения законов Алтайского края в соответствие с федеральным законодательством и направлен на расширение возможностей обеспечения жилыми помещениями лиц, относящихся к категории детей-сирот. Внесены изменения и дополнения, предусматривающие для лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможность сокращать по их инициативе срок действия договора найма специализированного жилого помещения, но не более чем на два года (с 5 до 3 лет), с целью заключения указанными лицами договора социального найма занимаемых ими жилых помещений. Также внесены изменения, предусматривающие предоставление выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой. Право на однократное предоставление указанной выплаты имеют лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 25 лет. Кроме того, законопроектом вносятся изменения в части предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой именным свидетельством, в соответствии с порядком и на условиях, определенных Правительством Алтайского края.

Законом Алтайского края от 5 марта 2024 года № 8-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О материнском (семейном) капитале в Алтайском крае» подготовлен в связи с динамикой федерального законодательства. Федеральным законом от 25.12.2023 № 634-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрено, что право на такие меры поддержки возникает при наличии гражданства Российской Федерации на дату рождения (усыновления) ребенка как у женщины, родившей (усыновившей) ребенка, так и у ребенка, с рождением (усыновлением) которого связано возникновение этого права. Правовая позиция по определению права на материнский капитал на дату рождения ребенка, а не на дату обращения за этой мерой социальной поддержки подтверждена и сложившейся судебной практикой. Аналогичные изменения внесены в закон Алтайского края от 31августа 2011 года № 100-ЗС «О материнском (семейном) капитале в Алтайском крае». Социальная поддержка семей при рождении детей направлена на увеличение количества многодетных семей, сохранение численности населения и улучшение демографической ситуации в регионе. В связи с этим законопроект устанавливает, что региональный материнский капитал может быть предоставлен только гражданам, постоянно проживающим в Алтайском крае.

В рамках системной работы по оказанию мер социальной поддержки в проактивном (беззаявительном) порядке предоставлено право на региональный материнский капитал на основании сведений о государственной регистрации рождения (усыновления) ребенка (детей), содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, без обязательного истребования заявления от граждан и без их личного визита в управление социальной защиты населения или многофункциональный центр. Кроме того, законопроект предусматривает возможность направления средств регионального материнского капитала на реконструкцию домов блокированной застройки, а также определяет порядок индексации неиспользованного остатка этих средств.

Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 марта 2024 года № 43 «Об обращении Алтайского краевого Законодательного Собрания в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации о лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» установлено, что поставщиком социальных услуг может быть юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание. Для мониторинга и осуществления государственного контроля в сфере социального обслуживания используется информация, содержащаяся в реестре поставщиков социальных услуг. Однако включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на добровольной основе. Большинство негосударственных поставщиков социальных услуг, оказывающих социальные услуги в стационарной форме, во избежание проверок на соответствие нормам и стандартам оказания соответствующих услуг при регистрации не указывают деятельность, связанную с уходом за пожилыми людьми, и не состоят в реестре поставщиков социальных услуг.

Согласно Федеральному закону от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» целью лицензирования отдельных видов деятельности является предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан. При этом деятельность в сфере социального обслуживания не подлежит лицензированию. В настоящее время в Российской Федерации более 1400 негосударственных организаций, которые осуществляют присмотр и уход за пожилыми гражданами и инвалидами с обеспечением их проживанием и питанием и при этом не входят в реестры поставщиков социальных услуг. Услуги по предоставлению ухода с обеспечением проживания могут оказываться в неприспособленных для проживания условиях с нарушением санитарно-эпидемиологических правил и правил пожарной безопасности, что влечет повышение риска травмирования маломобильных категорий граждан и гибели в случае чрезвычайного происшествия, а также не гарантирует уважительного и гуманного отношения к клиентам.

В отдельных случаях социальные услуги могут оказываться в жилых помещениях, принадлежащих физическим лицам, и осуществить контроль за качеством предоставления услуг невозможно по причине неприкосновенности жилища. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства. Выявление негосударственных организаций в сфере социального обслуживания и контроль за их деятельностью возможны только при наличии соответствующей лицензии на деятельность.

В связи с этим в целях соблюдения и защиты прав и законных интересов, жизни и здоровья граждан Алтайское краевое Законодательное Собрание обращается в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации с предложением разработать проект федерального закона о лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания.

Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 марта 2024 года «Об обращении Алтайского краевого Законодательного Собрания в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации об определении категории граждан «дети войны».

В Алтайском крае статус «дети войны» присваивается гражданам, родившимся в период с 1 января 1928 года по 3 сентября 1945 года. Данный период соотносится с утвержденной Федеральной службой государственной статистики формой федерального статистического наблюдения, согласно которой к получателям мер социальной поддержки относятся дети войны - граждане Российской Федерации, родившиеся в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года, постоянно проживавшие на территории Союза Советских Социалистических Республик в годы Великой Отечественной войны, которым оказывается социальная поддержка в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Определить единую позицию по понятию категории граждан «дети-войны» можно только на уровне Российской Федерации исходя из анализа регионального законодательства.

Принимая во внимание общегосударственное значение признания государством заслуг граждан, детство и юность которых пришлись на годы Великой Отечественной войны, их вклада в Победу и послевоенное восстановление страны, Алтайское краевое Законодательное Собрание обращается в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации с предложением установить на федеральном уровне единое понятие «дети войны» гражданам Российской Федерации, которым на 3 сентября 1945 года не исполнилось 18 лет и которые постоянно проживают на территории Российской Федерации.

Законом Алтайского края от 3 апреля 2024 года № 22-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края» в связи с принятием Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» внесены изменения в законы Алтайского края от 07.10.2002 № 62-ЗС «О краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и от 14.06.2007 № 55-ЗС «О социальном партнерстве в Алтайском крае» – в части наделения краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений правом принимать участие в разработке и предварительном рассмотрении проектов законов Алтайского края и иных нормативных правовых актов Алтайского края не только в сфере труда, но и занятости населения; в закон Алтайского края от 06.07.2006 № 59-ЗС «Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов» в части корректировки условий, при которых на работодателей распространяется квота приема на работу инвалидов.

Кроме того, в законе Алтайского края от 05.03.2020 № 16-ЗС «Об осуществлении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Алтайском крае» уточняется понятие «подведомственная организация». Это организация, в отношении которой функции и полномочия учредителя осуществляет соответствующий уполномоченный орган. Данная норма позволит более полно охватить ведомственным контролем различные виды организаций края, учредителями которых выступают исполнительные органы Алтайского края, исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления.

Законом Алтайского края от 29 марта 2024 года № 16-ЗС «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае» определено, что многодетной является семья, имеющая трех и более детей. Статус многодетной семьи предлагается устанавливать бессрочно и предоставлять меры социальной поддержки до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или 23 лет при условии его обучения в образовательной организации по очной форме. Установлен комплекс мер поддержки, а также сохраняются все дополнительные меры, ранее закрепленные на уровне региона. 

Многодетным семьям гарантируется бесплатное посещение краевых государственных и муниципальных музеев, парков культуры и отдыха, выставок, организованных краевыми государственными и муниципальными учреждениями культуры, бесплатный проезд автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на маршрутах регулярных перевозок городского и пригородного сообщения для детей из многодетных семей, обучающихся в общеобразовательных организациях, первоочередное предоставление детям в летний период путевок в загородные лагеря отдыха и их оздоровления на территории региона. Также гарантируется льгота по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 30 процентов платы за жилищно-коммунальные услуги, в том числе расходов на оплату твердого топлива и транспортных расходов по доставке топлива, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки, норм твердого топлива, установленных для продажи населению. Определяются иные меры поддержки многодетных семей.

Закон Алтайского края от 29 марта 2024 года № 17-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края» подготовлен в связи с принятием закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае», которым определен статус и установлен перечень мер социальной поддержки многодетных семей в регионе во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23.01.2024 № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей». Законопроектом предлагается внести изменение в закон Алтайского края от 15.10.2004 № 34-ЗС «О ежемесячном пособии на ребенка» для установления единого размера пособия на дошкольников и школьников из многодетных семей. Закрепляется обязательность предоставления бесплатного одноразового горячего питания детям, обучающимся в краевых государственных профессиональных образовательных организациях по очной форме обучения. Соответствующее изменение вносится в закон Алтайского края от 02.02.2005 № 1-ЗС «О стипендиальном обеспечении и иных мерах социальной поддержки отдельных категорий обучающихся в краевых государственных профессиональных образовательных организациях».

Дополнен перечень актов, устанавливающих льготные категории граждан, в законе Алтайского края от 27.12.2007 № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае». Приводится в соответствие с вновь принятым законом определение многодетной семьи, имеющей право на государственную поддержку, которое содержится в законе Алтайского края от 09.09.1999 № 44-ЗС «О государственной поддержке личных подсобных хозяйств, занятых производством сельскохозяйственной продукции».

В закон Алтайского края от 09.11.2015 № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» внесены изменения для уточнения возраста детей, до достижения которого многодетные граждане вправе встать на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, а также дополняется перечень документов, необходимых для такого учета.

Закон Алтайского края от 14 июня 2024 года № 37-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков»».

С 1 января 2023 года вступила в действие норма закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» о получении гражданином, имеющим пять и более детей, компенсационной выплаты взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно. Компенсационная выплата имеет целевой характер и может быть направлена на приобретение объекта недвижимости, расположенного на территории Алтайского края, включая уплату первоначального взноса при получении кредита на его приобретение, погашение основного долга и уплату процентов, а также строительство и реконструкцию жилого помещения и подключение его к сетям инженерно-технического обеспечения. Размер, порядок назначения и условия предоставления компенсационной выплаты определены постановлением Правительства Алтайского края от 30 ноября 2022 года № 451 «Об утверждении Порядка предоставления компенсационной выплаты взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно». Компенсационная выплата предоставляется однократно в размере фактически подтвержденных затрат по вышеуказанным направлениям, но не более 200 000 рублей. Финансирование расходов осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и на плановый период.

Законом право на получение единовременной денежной выплаты взамен земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства распространено на граждан, имеющих четырех и более детей, состоящих на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков с 1 июля 2024 года. 

Законом Алтайского края от 30 августа № 43-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае» внесены изменения в закон Алтайского края от 29.03.2024       № 16-ЗС «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае» в целях совершенствования предоставления указанных мер. Определение многодетной семьи приводится в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 23.01.2024 № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» путем введения отсылочной нормы.

Возможность бесплатного посещения государственных и муниципальных музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок, организованных краевыми государственными и муниципальными учреждениями культуры, предлагается обеспечить для многодетных семей вне зависимости от их места жительства на территории Российской Федерации. Уточняются виды маршрутов транспорта, на которых предоставляется бесплатный проезд обучающимся общеобразовательных организаций – детям из многодетных семей в границах городского округа, муниципального округа, муниципального района, в котором они проживают.

Закон Алтайского края от 6 сентября 2024 года № 59-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края» разработан в целях совершенствования предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющих краевые льготные основания.

Изменения внесены в законы Алтайского края от 03.12.2004 № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», от 31.12.2004 № 77-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», от 05.03.2021 № 17-ЗС «О статусе педагогического работника в Алтайском крае». В указанных законах исключена норма об ограничении предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим документально подтвержденное место жительства в других субъектах Российской Федерации.

Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 сентября 2024 года № 214 «О законодательной инициативе по внесению изменений в статью 11.1 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» граждане могут направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение допущенных к обращению на территории Российской Федерации товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации путем компенсации расходов на приобретение таких товаров и услуг.

Установленный порядок приобретения товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, делает рассматриваемую дополнительную меру государственной поддержки семей, имеющих детей, малодоступной и, соответственно, невостребованной. В случае отсутствия у семьи наличных денежных средств, а также в случае приобретения товара и услуги, несоответствующих перечню товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, их приобретение становится обременительным для семьи.

Проектом закона предлагается в качестве альтернативы существующему порядку компенсации расходов на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, предусмотреть оказание поддержки путем безналичного перечисления средств (части средств) материнского (семейного) капитала Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации организации, реализующей товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Предлагаемый порядок обеспечит доступность дополнительной меры государственной поддержки семей, имеющих детей, и гарантирует приобретение качественных товаров и услуг, соответствующих перечню товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 29 августа 2024 № 168 «О присвоении звания «Почетный гражданин Алтайского края» Анисимову Игорю Ивановичу, начальнику отдела 27 акционерного общества «Федеральный научно-производственный центр «Алтай» (г. Бийск), кавалеру ордена «Знак Почета», заслуженному машиностроителю РСФСР, награжденному медалью СССР «Ветеран труда», за высокие достижения в научно-производственной деятельности, особые заслуги в сфере развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации и большой личный вклад в повышение авторитета Алтайского края в Российской Федерации и за рубежом.

Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 29 августа 2024 № 169 «О присвоении звания «Почетный гражданин Алтайского края» Траутвейну Виктору Христьяновичу, директору общества с ограниченной ответственностью «Майское» (Косихинский район), заслуженному работнику сельского хозяйства Российской Федерации, награжденному медалью СССР «Ветеран труда» и орденом «За заслуги перед Алтайским краем» II степени, за высокие достижения в сельскохозяйственном производстве, большой вклад в развитие агропромышленного комплекса Алтайского края и активную общественную деятельность.

Закон Алтайского края от 12 октября 2024 № 72-ЗС «О внесении изменений в статью 4 закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» и статью 4 закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан в Алтайском крае» подготовлен в целях совершенствования порядка выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Изменения предусматривают осуществление выплаты компенсаций гражданам не позднее месяца, следующего за месяцем определения размера компенсации. Эти изменения позволят гражданам, которые одновременно являются получателями выплат в органах социальной защиты населения и Социальном фонде России, получать все причитающиеся им выплаты через организации федеральной почтовой связи, где доставочный период определен с 3 по 25 число каждого месяца, в один доставочный день, что повысит качество оказываемых услуг.

В постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 7 октября 2024 года № 261 «О внесении изменения в приложение 2 к постановлению Алтайского краевого Законодательного Собрания от 3 октября 2022 года № 281 «Об Экспертном совете по реализации трудовых прав и социальных гарантий работников социальной сферы при постоянном комитете Алтайского краевого Законодательного Собрания по социальной защите и занятости населения» внесена поправка технического характера.

Закон Алтайского края от 7 ноября 2024 года № 82-ЗС «О внесении изменения в статью 5 закона Алтайского края «О доплате к пенсии в Алтайском крае». В соответствии с законом Алтайского края от 27 декабря 2007 года № 154-ЗС «О доплате к пенсии в Алтайском крае» основанием для установления за счет средств краевого бюджета доплаты к пенсии являются особые заслуги граждан перед Российской Федерацией и Алтайским краем в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся заслуги в области науки, культуры, искусства, образования, здравоохранения и иных сферах. Доплата к пенсии выплачивается неработающим пенсионерам удостоенным званий народных, заслуженных работников СССР, РСФСР, Российской Федерации, Почетного гражданина Алтайского края, лауреата премии Совета Министров СССР, награжденным двумя и более орденами СССР, РСФСР, Российской Федерации за заслуги перед Отечеством, трудовые и боевые заслуги, одному из награжденных орденом «Родительская слава» родителей, удостоенным звания «Мать-героиня», а также родившим и воспитавшим десять или более детей, не имеющим звания «Мать-героиня», вдовам (вдовцам) граждан, удостоенных звания «Почетный гражданин Алтайского края».

По достижении пенсионного возраста, многие граждане, получившие высокое признание в профессиональной деятельности и имеющие особые заслуги перед Российской Федерацией и Алтайским краем, продолжают работать, творить, внедрять инновации и помогать людям. Законом предоставлено право на получение доплаты к пенсии гражданам, продолжающим трудовую или иную оплачиваемую деятельность после достижения пенсионного возраста.

 

Мероприятия комитета по социальной защите и занятости населения

В рамках контрольных функций на заседаниях комитета были рассмотрены контрольные вопросы:

О ходе исполнения законов Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» и «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов»;

О ходе исполнения закона Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» в части обеспечения благоустроенными жилыми помещениями»;

О ходе исполнения закона Алтайского края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» в части ведения учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;

О ходе реализации государственной программы Алтайского края «Содействие занятости населения Алтайского края» за 2023 год;

О ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Алтайского края «Социальная поддержка граждан» и «Доступная среда в Алтайском крае»;

Выездное заседание комитета по социальной защите и занятости населения в Чарышском районе по теме «О реализацию мероприятий государственной программы Алтайского края «Содействие занятости населения Алтайского края»;

Выездное заседание комитета по социальной защите и занятости населения по теме «О ходе исполнения закона Алтайского края «О бесплатной юридической помощи в Алтайском крае» в части осуществления КАУ «МФЦ Алтайского края» правового консультирования в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи;

Выездное заседание постоянного комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по социальной защите и занятости населения по теме «О ходе выполнения закона Алтайского края «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Алтайском крае»;

Расширенное заседание комитета по теме обеспечения на территории Алтайского края равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий;

Расширенное заседание постоянного комитета по социальной защите и занятости населения по теме: «Меры социальной поддержки граждан Алтайского края в связи с догазификацией жилых помещений».

 

Проведены круглые столы: 

«О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода граждан для оказания государственной помощи»;

«О дальнейшем совершенствовании закона Алтайского края от 29 марта 2024 года № 16-ЗС «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае»;

Совместное заседание круглого стола постоянного комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по социальной защите и занятости населения совместно с постоянным комитетом Алтайского краевого Законодательного Собрания по здравоохранению по теме: «О взаимодействии медицинских организаций с органами государственной власти и институтами гражданского общества по сохранению традиционных ценностей при планировании семьи».

 

Подготовка проектов федеральных законов

 

По вопросам ведения комитета было рассмотрено 167 проектов федеральных законов.

Наиболее значимые проекты федеральных законов:

«О внесении изменения в статью 179 Трудового кодекса Российской Федерации» (в части расширения перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников). В настоящее время законодательством определен перечень лиц, которым при равной производительности труда и квалификации отдается предпочтение в оставлении на работе при сокращении численности или штата работников. К ним отнесены наиболее социально уязвимые категории граждан.

Необходимость дополнения перечня категорией "работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в течение пяти лет до наступления такого возраста" объясняется тем, что трудоспособные работники предпенсионного возраста являются социально незащищенной категорией граждан. С учетом актуальности вопроса обеспечения трудовой защищенности граждан предпенсионного возраста в настоящее время федеральным законодательством уже установлена ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста (статья 144.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

«О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации» (об очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков многодетным работникам).

Одной из дополнительных мер поддержки является возможность работников, признанных многодетными, оформить ежегодный оплачиваемый отпуск по своему желанию в удобное для них время. Предлагается внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации с целью конкретизировать возраст детей работников, в зависимости от которого им предоставляется такое права.

В рамках предложенных поправок такое право будет гарантировано для работников до достижения старшим ребенком возраста восемнадцати лет или возраста двадцати трех лет при условии обучения его в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения. Данная мера направлена на предоставление возможности работнику выбрать время отпуска, которое потенциально будет совпадать с каникулярным периодом всех своих детей, что положительно повлияет на их воспитание, совместный досуг и эмоциональный климат в семье. Данная поправка не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не принесет ущерба для работодателя.

Также проектом предлагается внести аналогичные меры в часть 3 статьи 259 Трудового Кодекса Российской Федерации и запретить направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни без письменного согласия работников, являющихся членами многодетных семей до достижения старшим ребенком возраста восемнадцати лет или возраста двадцати трех лет при условии обучения его в организации. Данная мера направлена на обеспечение гарантий защиты от произвольного изменения графика работы для членов многодетных семей, испытывающих дополнительные нагрузки при изменении режима труда и отдыха вне зависимости от возраста ребенка. Необходимость письменного согласия повысит ответственное отношение работодателя к необходимости соблюдения трудового законодательства и подчеркнет важность защиты института семьи.

Помимо мер, направленных на защиту многодетных семей предлагается закрепить преимущественное право на сохранение рабочего места при сокращении численности штата при равной производительности труда и квалификации для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет. В связи с чем предлагается внести изменения в часть вторую статьи 179. Данная статья уже содержит перечень лиц, имеющих преимущество при сокращении штата, однако стоит учитывать, что утрата работы также грозит социальными рисками и ухудшением материального положения ребенка, который воспитывается в неполной семье.

«О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» (в части обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в жилых помещениях и вставших на учет после 1 января 2005 года).

Проектом предлагается внести изменения согласно которым предоставление инвалидам боевых действий, ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется за счет средств федерального бюджета независимо от даты постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

«О внесении в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (в части права лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, на получение бесплатной юридической помощи).

Проект разработан в целях обеспечения дополнительных гарантий по социальной поддержке лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, путем предоставления им права на получение бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с реализацией и защитой их наследственных прав, возникших по причине смерти обоих родителей или единственного родителя, права на образование, гарантированного статьей 6 Федерального закона № 159-ФЗ.

«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части повышения уровня защиты трудовых прав лиц, проходящих военную службу в период специальной военной операции, предоставление им равных прав при приостановлении действия трудового договора, а также установление гарантий для членов их семей).

В настоящее время согласно статье 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации сохранение рабочих мест и запрет расторжения трудового договора по инициативе работодателя предусмотрено в отношении работников, заключивших контракт о прохождении военной службы в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». При этом пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что с гражданином, пребывающим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту, может быть заключен контракт о прохождении военной службы на срок один год или меньший срок.

Отсутствие законодательно установленной возможности сохранять рабочие места для работников, заключивших контракт о прохождении военной службы на срок более одного года, может привести к увольнению таких работников и невозможности реализовать для них меры социальной поддержки. Вместе с тем с указанными работниками заключается контракт о прохождении военной службы на сроки: до одного года, один, два или три года по выбору гражданина.

Предложенное законопроектом изменение позволит приостанавливать действие трудового договора на весь период прохождения работником военной службы по контракту независимо от срока, на который заключен контракт.

«О внесении изменения в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в любое время со дня рождения (усыновления) ребенка)

Проект федерального закона разработан в целях предоставления возможности лицам, имеющим право на материнский (семейный) капитал, распоряжаться средствами на улучшение жилищных условий, не дожидаясь трех лет со дня рождения или усыновления ребенка. В настоящее время право на дополнительные меры поддержки возникает со дня рождения или усыновления, но может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет, кроме случаев направления средств на первоначальный взнос, погашение основного долга и уплату процентов по ипотеке, на приобретение товаров и услуг для адаптации в общество детей-инвалидов, на оплату платных услуг дошкольного образования, на получение ежемесячной выплаты.

Законопроектом предлагается распространить возможность реализации права на использование средств материнского (семейного) капитала в любое время со дня рождения на улучшение жилищных условий любыми способами.

«О внесении дополнения в Федеральный закон «О страховых пенсиях» в части досрочного назначения страховой пенсии работникам сельского хозяйства».

Настоящий проект разработан в целях повышения социальной защищенности работников сельского хозяйства. В настоящее время для работников сельского хозяйства не предусмотрено право досрочного выхода на пенсию. При этом для женщин, проработавших в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, по достижении возраста 50 лет, Федеральным законом «О страховых пенсиях» допускается досрочное назначение страховой пенсии. В то же время труд всех работников в сельском хозяйстве связан с повышенной интенсивностью и тяжестью.

Настоящим проектом федерального закона предлагается установить досрочное назначение страховой пенсии мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет на должностях руководителей, специалистов и служащих, занятых в сфере сельского хозяйства, по достижении ими возраста 60 лет и 55 лет соответственно.

«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (о дополнительных гарантиях женщинам, имеющим малолетних детей).

Проект направлен на содействие укреплению семейных отношений и поддержку материнства в Российской Федерации. Его задачей является повышение гарантий конституционного права на труд для женщин, в частности имеющих детей в возрасте до трех лет. Законопроектом предлагается повысить с полутора до трех лет возраст детей, чьи матери в случае невозможности выполнения прежней работы имеют право на перевод их по заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста трех лет.

«О внесении изменения в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации» (об уточнении гарантии при расторжении трудового договора, предоставляемой работнику - единственному кормильцу в многодетной семье)

Проект разработан с учетом Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 года № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» с целью расширения мер поддержки многодетных семей в сфере трудовых отношений. В новой редакции части четвертой статьи 261 ТК РФ предлагается исключить оговорку в отношении ребенка в возрасте до трех лет и распространить указанную гарантию на единственного кормильца в семье, воспитывающей трех и более детей в возрасте до четырнадцати лет, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 ТК РФ).

 


Вернуться назад в раздел