Отчет постоянного комитета по бюджетной, налоговой, экономической политике и имущественным отношениям за 2024 год
Отчет
о работе постоянного комитета
Алтайского краевого Законодательного Собрания
по бюджетной, налоговой, экономической политике и имущественным отношениям
в 2024 году
В отчетном периоде деятельность постоянного комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по бюджетной, налоговой, экономической политике и имущественным отношениям (далее – комитет) осуществлялась в соответствии с Регламентом Алтайского краевого Законодательного Собрания, а также с Планом деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания на первое и второе полугодие 2024 года и соответствующими планами комитета во взаимодействии с Правительством и иными государственными органами Алтайского края.
1. За отчетный период по вопросам ведения комитета на сессиях Алтайского краевого Законодательного Собрания было рассмотрено и принято 22 закона Алтайского края, среди них:
1.1. Закон Алтайского края от 01.02.2024 № 5-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края».
В соответствии с изменениями Бюджетного кодекса Российской Федерации данным законом приведены в соответствие с федеральным законодательством законы Алтайского края в части исключения слов «ведомственная целевая программа».
1.2. Закон Алтайского края от 01.04.2024 № 18-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
Законом уточнены параметры бюджета в связи с изменением доходов, обусловленых увеличением в текущем году дополнительных целевых безвозмездных поступлений в краевой бюджет и перераспределения имеющихся ресурсов. Доходы краевого бюджета в 2024 году увеличиваются на 62 млн. рублей и составят 149 144 млн. рублей.
Расходы краевого бюджета увеличиваются в 2024 и 2025 годах
на 14 684 млн. рублей и 3 500 млн. рублей соответственно. Уточненные расходы
в 2024 году составят 178 792 млн. рублей, в 2025 году – 147 856 млн. рублей.
Дополнительные средства планируется направить на финансовую поддержку муниципалитетов, заработную плату работников бюджетного сектора экономики, материальную помощь отдельным категориям граждан, предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям, реализацию КАИП и мероприятий по капитальному ремонту социально значимых объектов, увеличение расходов дорожного фонда, приобретение дорожной техники, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Дефицит краевого бюджета в 2024 году увеличивается до 29 648 млн. рублей, в 2025 году – до 5 247 млн. рублей, что соответствует бюджетному законодательству.
1.3. Закон Алтайского края от 03.04.2024 № 20-ЗС «О внесении изменений в статью 1 закона Алтайского края «О дополнительных основаниях признания безнадежной к взысканию задолженности в части сумм региональных налогов».
По данным Управления ФНС России по Алтайскому краю задолженность по имущественным налогам физических лиц на 1 января 2024 года составляет 1 899,7 млн. рублей, снижение к началу 2023 года – 230,7 млн. рублей или 10,8%.
Наличие невозможной к взысканию задолженности негативно отражается на показателях поступления доходов от взыскания недоимки, учитываемых при формировании бюджетов, не позволяет достоверно прогнозировать ожидаемые поступления в бюджет, грамотно корректировать предстоящие расходы.
Изменения Закона имеют цель снижения социальной напряженности, сокращения неликвидной задолженности, повышения точности прогнозирования доходов от взыскания налоговых долгов и направлены на оптимизацию администрирования процедуры взыскания за счет сокращения числа должников в результате списания:
- долга со сроком образования более 5 лет и не имеющего перспективы погашения;
- пени менее 100 руб., пени со сроком образования более 3 лет при отсутствии долга по налогу;
- неликвидного долга умерших должников и в случае утилизации транспортного средства.
Списание задолженности в отношении умерших военнослужащих, контрактников, добровольцев при выполнении задач в ходе СВО носит социальный характер.
Предполагаемая к списанию сумма задолженности в региональный бюджет составляет 139,9 млн. рублей.
1.4. Закон Алтайского края от 04.04.2024 № 26-ЗС «О внесении изменения в статью 4 закона Алтайского края «О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае».
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 214-ФЗ
«О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры» в г. Белокурихе Алтайского края с 1 мая 2018 года введена плата за пользование курортной инфраструктурой (далее - «курортный сбор»).
Нормы указанного Федерального закона направлены на формирование единого туристического пространства, создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма, сохранение, восстановление и развитие курортов, в том числе курортной инфраструктуры, путем проведения с 1 января 2018 года по 31 декабря 2024 года включительно эксперимента по введению платы за пользование курортной инфраструктурой (далее - «курортный сбор»).
Названный Федеральный закон также содержит нормы о категориях граждан, освобожденных от уплаты сбора, в том числе: участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и члены их семей, инвалиды I и II групп, малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные. Субъекты Российской Федерации вправе законом субъекта Российской Федерации расширить названный перечень.
Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года № 875 текущий 2024 год объявлен в России Годом семьи. Среди ключевых задач плана основных мероприятий по его проведению - создание условий для рождения детей в семьях, социальная поддержка семей.
Законопроектом предлагается внести в число граждан, освобождаемых от уплаты курортного сбора, членов многодетных семей, имеющих в своем составе трех и более детей, не достигших возраста 18 лет либо возраста 23 лет при условии обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения. Инициатива направлена на поддержку семейного санаторно-курортного лечения и отдыха для многодетных семей независимо от региона их постоянного проживания.
Кроме того, данная мера направлена на развитие внутреннего туризма, будет способствовать привлечению большего потока отдыхающих, развитию туристической привлекательности региона.
1.5. Закон Алтайского края от 13.06.2024 № 35-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2023 год».
В краевой бюджет в 2023 году поступило 164 508 млн. рублей или
107 процентов к уровню 2022 года в сопоставимых условиях. Налоговых и неналоговых доходов поступило 97 330 млн. рублей или 121 процент к уровню 2022 года. Основной объем поступлений налоговых и неналоговых доходов сформирован за счет налога на доходы физических лиц (31 процент), налога на прибыль организаций (31 процент), акцизов (18 процентов).
Безвозмездные поступления составили 67 178 млн. рублей, в том числе дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности в сумме 32 474 млн. рублей. Снижение объемов межбюджетных трансфертов связано с передачей средств с 1 января 2023 года в Социальный фонд России в размере около 7,0 млрд. рублей на выплату Единого пособия.
Расходы краевого бюджета исполнены в сумме 167 343 млн. рублей.
В сопоставимых условиях, с учетом переданных средств в Социальный фонд России, рост составляет 102 процента.
В полном объеме исполнены обязательства по выплате заработной платы, социальным выплатам, реализации государственных программ и оказанию финансовой помощи бюджетам муниципальных образований.
1.6. Закон Алтайского края от 13.06.2024 № 36-ЗС «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за 2023 год».
Закон принят в соответствии с законом Алтайского края от 03.09.2007 №75-ЗС «О бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае».
Доходы бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края (далее - «Фонд») составили 42685420,9 тыс. рублей, расходы – 42851342,8 тыс. рублей.
Основным расходным обязательством бюджета Фонда является финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, которая гарантирует оказание бесплатной медицинской помощи застрахованному населению.
1.7. Закон Алтайского края от 11.06.2024 № 34-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного на территории Алтайского края, в аренду без проведения торгов».
Закон разработан в целях совершенствования системы мер государственной поддержки инвестиционной деятельности и доработан после его принятия в первом чтении на 29 сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания. Законом предусматривается дополнительный вид объекта инвестиционной деятельности и установлены критерии, которым он должен соответствовать.
1.8. Закон Алтайского края от 06.09. 2024 № 51-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Алтайского края».
Закон подготовлен в связи с динамикой федерального законодательства. Федеральным законом от 06.04.2024 № 76-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменено наименование способа приватизации государственного и муниципального имущества: с продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены на продажу государственного или муниципального имущества по минимально допустимой цене. Аналогичные изменения внесены в закон Алтайского края от 0З.05.2017 №З1-3С «О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Алтайского края». Кроме того, внесены изменения юридико-технического характера.
1.9. Закон Алтайского края от 06.09.2024 № 60-ЗС «О внесении изменения в статью 3 закона Алтайского края «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного на территории Алтайского края, в аренду без проведения торгов».
Закон разработан в целях развития системы мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, формирования инструментов привлечения трудовых ресурсов в организации оборонно-промышленного комплекса.
Законом дополнен перечень объектов, при строительстве которых допускается предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов.
Возможность предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов устанавливается для организаций оборонно-промышленного комплекса, включенных в установленном Правительством Российской Федерации порядке в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса и осуществляющих деятельность на территории Алтайского края, в целях обеспечения своих работников жилыми помещениями.
1.10. Закон Алтайского края от 04.10.2024 № 61-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» подготовлен в соответствии со статьей 21 закона Алтайского края от 03.09.2007 № 75-ЗС «О бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае» в целях уточнения доходов, расходов и источников финансирования дефицита краевого бюджета в 2024 году.
Доходы краевого бюджета в 2024 году увеличились на 15 795 млн. рублей и составят 164 939 млн. рублей. Изменение обусловлено увеличением
налоговых и неналоговых доходов и целевых безвозмездных поступлений в краевой бюджет.
Расходы краевого бюджета увеличились в 2024 и 2025 годах
на 10 225 млн. рублей и 1 614 млн. рублей соответственно. Уточненный объем расходов в 2024 году составит 189 017 млн. рублей, в 2025 году – 149 470 млн. рублей. Изменения произведены с учетом роста налоговых и неналоговых доходов, дополнительными целевыми безвозмездными поступлениями, а также перераспределением имеющихся ресурсов.
Дополнительные средства планируется направить на финансовую поддержку муниципалитетов, заработную плату работников бюджетного сектора экономики, материальную помощь отдельным категориям граждан, дорожное хозяйство, расчеты за топливно-энергетические ресурсы, реализацию КАИП и мероприятий по капитальному ремонту социально значимых объектов, поддержку отраслей социальной сферы, малого и среднего предпринимательства.
Дефицит краевого бюджета в 2024 году уменьшится до 24 078 млн. рублей, в 2025 году увеличится до 6 862 млн. рублей, что соответствует бюджетному законодательству.
1.11. Закон Алтайского края от 12.10.2024 № 67-ЗС «О внесении изменений в статью 3 закона Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края».
Законом предлагается при исчислении транспортного налога для одного из родителей (приёмных родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) в семье, имеющей статус многодетной в соответствии с законом Алтайского краям от 29 марта 2024 года № 16-ЗС «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае», а также ветеранов боевых действий, указанных в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», определять мощность двигателя в отношении транспортных средств категории «Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно» и в отношении транспортных средств категории «Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно» за вычетом 100 л.с. (73,55 кВт). Предоставление данной льготы направлено на создание условий для роста благосостояния указанных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, что соответствует цели государственной программы Алтайского края «Социальная поддержка граждан».
1.12. Закон Алтайского края от 12.10.2024 № 68-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края».
Данный закон принят в связи динамикой федерального законодательства в рамках совершенствования налогового и бюджетного законодательства, а также в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов и оптимизации бюджетного процесса. Данным законом вносятся изменения в несколько законов Алтайского края. Изменения в закон Алтайского края от 27 ноября 2003 года № 58-ЗС «О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края» разработаны в связи с принятием Федерального закона от 12 июля 2024 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», которым с 1 января 2025 года изменены налоговые ставки для отдельных видов недвижимости.
Закон Алтайского края от 31 августа 2005 года № 62-ЗС «О нормативах отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и неналоговых доходов» подлежит приведению в соответствие с федеральным законодательством в связи с введением с 1 января 2025 года прогрессивной шкалы НДФЛ и принятием Федерального закона от 13 июля 2024 года № 177-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения в законы Алтайского края от 3 ноября 2005 года № 89-ЗС «О порядке распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и расчета субсидий из бюджетов поселений в краевой бюджет», от 3 ноября 2005 года № 90-ЗС «О порядке распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и расчета субсидий из бюджетов муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в краевой бюджет» и от 3 ноября 2005 года № 92-ЗС «О порядке распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района» разработаны в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов. С учетом неравномерности поступления в местные бюджеты платы за негативное воздействие на окружающую среду (по итогам 2023 года 84% поступлений зачислены в бюджеты 6-ти муниципальных образований края, это 9% от общего количества муниципальных образований) и ее целевого характера (указанные поступления могут быть направлены только на реализацию природоохранных мероприятий) для обеспечения более объективного распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, а также расчета субсидий из местных бюджетов в краевой бюджет предлагается исключить плату за негативное воздействие на окружающую среду при расчете указанных межбюджетных трансфертов. Закон также включает изменения в закон Алтайского края от 3 сентября 2007 года № 75-ЗС «О бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае», которыми перечень документов, представляемый одновременно с проектом закона о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Алтайское краевое Законодательное Собрание, дополняется проектами паспортов государственных программ, и ряд иных изменений редакционного и юридико-технического характера.
1.13. Закон Алтайского края от 12.10.2024 № 69-ЗС «О внесении изменений в статью 1 закона Алтайского края «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда в Алтайском крае».
Закон направлен на реализацию в крае полномочий по правовому регулированию налогообложения доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации на основании патента. Статьями 226 и 227.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается расчет суммы фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц от осуществления трудовой деятельности по найму на основании патента, согласно которому размер фиксированного авансового платежа подлежит индексации не только на коэффициент-дефлятор, но также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации. Законом предлагается установить региональный коэффициент на 2025 год в размере 2,30, что позволит приблизить величину налога, уплачиваемого иностранными гражданами, к сумме налога на доходы физических лиц, исчисленного по ставке 13 % от среднего уровня заработной платы в крае. Таким образом, налоговая нагрузка иностранных граждан будет приближена к нагрузке российских граждан.
1.14. Закон Алтайского края от 12.10.2024 № 71-ЗС«О внесении изменений в закон Алтайского края «О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры» эксперимент по развитию курортной инфраструктуры на территории муниципального образования город Белокуриха Алтайского края завершается 31 декабря 2024 года. В связи с чем необходимо признать утратившими силу с 1 января 2025 года статьи Закона Алтайского края от 1 ноября 2017 года № 76-ЗС «О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае», определяющие порядок взимания курортного сбора: размер курортного сбора, порядок и сроки исчисления и взимания курортного сбора, категории лиц, освобожденных от уплаты курортного сбора. Учитывая положения ст. 5 закона Алтайского края № 76-ЗС, средства курортного сбора, поступившие от плательщиков в декабре 2024 года, подлежат перечислению в краевой бюджет операторами курортного сбора не позднее 10 января 2025 года. В связи с чем законом вносятся изменения, касающиеся формирования Фонда развития курортной инфраструктуры Алтайского края с 1 января 2025 года.
1.15. Закон Алтайского края от 07.11.2024 № 79-ЗС «О внесении изменений в статью 4 закона Алтайского края «Об установлении налоговой ставки 0 процентов для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной и (или) патентной системы налогообложения на территории Алтайского края».
Закон разработан в связи с принятием Федерального закона от 8 августа 2024 года № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Законом продляется до 1 января 2027 года действия налоговой ставки в размере 0 процентов (преференции) при применении упрощенной и (или) патентной систем налогообложения для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению.
1.16. Закон Алтайского края от 07.11.2024 № 81-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Алтайского края».
Закон разработан с целью совершенствования действующей в крае патентной системы налогообложения, уточняет её отдельные элементы и направлен на снижение налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей, занятых в значимых направлениях развития региональной экономики. Законом предусматривается возможность снижения на 50 процентов установленных законом Алтайского края от 30.10.2012 № 78-ЗС «О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Алтайского края» размеров потенциально возможного годового дохода для индивидуальных предпринимателей, признанных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» социальными предприятиями. Законом также предусмотрено снижение налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области дошкольного и дополнительного образования, а также в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) транспортные средства, предназначенные для оказания таких услуг, в том числе: регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении, регулярные перевозки пассажиров автобусами в междугородном сообщении. Дополнительно в рамках дифференциации налоговой нагрузки при осуществлении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети устанавливается отдельный размер потенциально возможного годового дохода по направлению розничной торговли с использованием торговых автоматов.
Предлагаемые изменения будут способствовать увеличению количества приобретаемых патентов и, соответственно, увеличению налоговых поступлений в бюджет края.
1.17. Закон Алтайского края от 29.11.2024 № 84-ЗС «О внесении изменений в статью 3 закона Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» и статью 2 закона Алтайского края «О внесении изменений в статью 3 закона Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края».
Законом Алтайского края «О внесении изменений в статью 3 закона Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края», принятым на 33 (октябрьской) сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания, установлена льгота для одного из родителей (приёмных родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) в семье, имеющей статус многодетной в соответствии с законом Алтайского края от 29 марта 2024 года № 16-ЗС «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае», а также ветеранов боевых действий, указанных в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». В целях налогообложения решено определять мощность двигателя в отношении транспортных средств категории «Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно» и в отношении транспортных средств категории «Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно» за вычетом 100 л.с. (73,55 кВт). Данным законом предлагается распространить льготу по налогу на членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, которым оказываются меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Также вносятся отдельные изменения юридико-технического характера. Предоставление данной льготы направлено на создание условий для роста благосостояния указанных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, что соответствует цели государственной программы Алтайского края «Социальная поддержка граждан».
1.18. Закон Алтайского края от 29.11.2024 № 87-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
Закон о внесении изменений в закон Алтайского края «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» уточняет доходную и расходную части в связи:
1) с включением межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала и на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения;
2) с уточнением неналоговых доходов и средств за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования. Также уточняется размер средств нормированного страхового запаса Фонда.
1.19. Закон Алтайского края от 29.11.2024 № 88-ЗС «О краевом бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».
Закон о краевом бюджете принят во втором чтении с учетом изменений основных параметров краевого бюджета связи с дополнительным распределением Алтайскому краю из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, уточнением налоговых и неналоговых доходов. Общий объем доходов краевого бюджета увеличился ко 2 чтению на 12 816 млн. рублей и составит 180 268 млн. рублей, что на 21% выше первоначального бюджета на 2024 год. В том числе налоговые и неналоговые доходы на 2025 год увеличены ко 2 чтению на 1 434 млн. рублей и составят 112 200 млн. рублей. Безвозмездные поступления на 2025 год увеличены ко 2 чтению на 11 382 млн. рублей и составят 68 068 млн. рублей. Расходы краевого бюджета на 2025 год увеличиваются ко 2 чтению на 12 959 млн. рублей и составят 192 383 млн. рублей, что на 17% выше первоначального бюджета на 2024 год. Дефицит краевого бюджета на 2025 год увеличен на 143 млн. рублей и составит 12 115 млн. рублей в связи с увеличением собственных доходов. Дефицит краевого бюджета на 2025-2027 годы не превышает ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Общий объем доходов краевого бюджета на 2026 и 2027 годы составит 175 894 млн. рублей и 177 299 млн. рублей соответственно. Расходы краевого бюджета на 2026 и 2027 годы запланированы в объеме 180 532 млн. рублей и 177 299 млн. рублей соответственно. Дефицит в 2026 году составит 4 638 млн. рублей. В 2027 году бюджет сбалансирован по доходам и расходам.
Законом также учтены предложения и поправки, поступившие от депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания, постоянных комитетов и депутатских объединений Алтайского краевого Законодательного Собрания, Счетной палаты Алтайского края, прокуратуры Алтайского края и Общественной палаты Алтайского края.
Дополнительно предусмотренный объем доходов предлагается направить на выполнение обязательств по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы, увеличение объема финансовой помощи муниципальным образованиям, финансирование программ поддержки местных инициатив, увеличение расходов на социальную сферу и жилищно-коммунальное хозяйство.
Прогнозируемые из федерального бюджета Алтайскому краю целевые межбюджетные трансферты учтены в ведомственной структуре расходов краевого бюджета в соответствии с целевым назначением.
Дефицит краевого бюджета на 2025 год уточнен и не превышает ограничений, установленных пунктом 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
1.20. Закон Алтайского края от 03.12.2024 № 90-ЗС «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».
Закон о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов принят в первом чтении на 34 сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания. Ко второму чтению уточнен размер нормированного страхового запаса фонда на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. Основные характеристики бюджета Фонда изменений не претерпели. Бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края сбалансирован по доходам и расходам. Основной составляющей доходной части бюджета Фонда является субвенция на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, поступающая из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Данная субвенция формируется за счет страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Предусмотренные в бюджете Фонда поступления запланировано направить на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования.
1.21. Закон Алтайского края от 12.12.2024 № 94-ЗС «О внесении изменения в статью 1 закона Алтайского края «О дополнительных основаниях признания безнадежной к взысканию задолженности в части сумм региональных налогов».
По результатам правоприменительной практики законом уточняется один из перечней оснований для принятия решений о признании безнадежным к взысканию неликвидного долга умерших должников по транспортному налогу.
1.22. О законе Алтайского края от 18.12.2024 № 98-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края».
Закон разработан в целях совершенствования отдельных положений законодательства Алтайского края в области бесплатного предоставления в собственность земельных участков, приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Алтайского края, в том числе земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости. Законом вносятся изменения в несколько законов Алтайского края.
Так, в законе Алтайского края от 09.11.2015 № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (далее –
«Закон № 98-ЗС») в интересах защиты прав детей и с учетом правоприменительной практики предлагается закрепить норму о том, что в случае расторжения брака между гражданами, имеющими трех и более детей (далее – «многодетные граждане»), право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка переходит к гражданину, совместно проживающему с детьми. Также закрепляется сохранение в таких случаях ранее установленной очередности, определяются порядок обращения родителя, воспитывающего детей, в органы местного самоуправления, перечень документов и основания для отказа в постановке на учет.
Согласно Закону № 98-ЗС многодетные граждане имеют право на приобретение в собственность бесплатно земельного участка, ранее предоставленного им на праве аренды, ином праве для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, а также земельного участка, на котором расположен индивидуальный жилой дом, находящийся в собственности таких граждан, независимо от срока проживания на территории Алтайского края. В числе условий предоставления в собственность – соответствие земельных участков предельным (минимальным и максимальным) размерам, установленным статьей 1 Закона № 98-ЗС. В целях сокращения очередности среди многодетных граждан, состоящих на учете для бесплатного предоставления в собственность земельного участка, предлагается исключить применение таких предельных размеров в вышеназванных случаях, с применением закона к правоотношениям, возникшим с 1 января 2024 года.
Кроме того, в указанный закон вносятся иные изменения уточняющего и юридико-технического характера.
В законе Алтайского края от 03.05.2017 № 31-ЗС «О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Алтайского края» уточняются полномочия Правительства Алтайского края в части правового регулирования осуществления продажи государственного имущества, к которому относятся в том числе земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, по минимально допустимой цене,
а также срок оплаты приобретаемого государственного имущества. Предусматривается, что Правительство Алтайского края устанавливает порядок заключения договора купли-продажи государственного имущества Алтайского края при проведении продажи по минимально допустимой цене.
В связи с внесением изменений в распоряжение Президента Российской Федерации от 06.06.2023 № 174-рп распоряжением Президента Российской Федерации от 24.06.2024 № 189-рп, вносятся изменения в закон Алтайского края от 07.09.2023 № 45-ЗС «О случаях и порядке предоставления в собственность бесплатно земельных участков на территории Алтайского края отдельным категориям граждан в связи с их участием в специальной военной операции» в части дополнения категорий граждан, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков в связи с их участием в специальной военной операции, лицами, заключившими контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации.
2. Комитетом подготовлены 17 постановлений Алтайского краевого Законодательного Собрания:
2.1. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 26.01.2024 № 1 «О назначении на государственную должность Алтайского края аудитора Счетной палаты Алтайского края».
Данным постановлением в соответствии с законом Алтайского края от 10 октября 2011 года № 123-ЗС «О Счетной палате Алтайского края» на государственную должность Алтайского края аудитора Счетной палаты Алтайского края назначен Нагорнов Анатолий Анатольевич.
2.2. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 01.04.2024 № 79 «О проекте закона Алтайского края «О внесении изменений в статью 3 закона Алтайского края «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного на территории Алтайского края, в аренду без проведения торгов».
Постановлением принимается в первом чтении и направляется на доработку проект закона Алтайского края «О внесении изменений в статью 3 закона Алтайского края «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного на территории Алтайского края, в аренду без проведения торгов».
Законопроект предусматривает дополнительный вид объекта инвестиционной деятельности и устанавливает критерии, которым он должен соответствовать. Законопроектом предлагается дополнить критерии предоставления земельных участков при условии передачи 3 процентов общей площади жилых помещений в государственную собственность. Данный критерий позволит формировать специализированный жилищный фонд края.
2.3. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 01.04.2024 № 82 «Об отчете о результатах приватизации государственного имущества за 2023 год».
Постановлением во исполнение статьи 8 закона Алтайского края от 3 мая 2017 года № 31-ЗС «О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Алтайского края» принимается отчет о результатах приватизации государственного имущества Алтайского края за 2023 год. Отчет содержит информацию об основных итогах приватизации государственного имущества Алтайского края за 2023 год, а также о размере денежных средств, поступивших в краевой бюджет от реализации приватизируемого имущества.
В 2023 году было объявлено 144 торгов, из них в 2023 году проведено 38 аукционов, 44 торгов по продаже имущества посредством публичного предложения, 62 продажи государственного имущества без объявления цены.
Планируемая сумма поступлений в краевой бюджет в соответствии с законом Алтайского края от 30 ноября 2022 № 110-ЗС «О краевом бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» на 2023 год составляла
310 млн рублей.
Всего от продажи государственного имущества в 2023 году в краевой бюджет поступило 682,6 млн рублей.
От продажи пакетов акций в краевой бюджет поступило 663,3 млн рублей, от продажи недвижимого имущества Алтайского края в краевой бюджет поступили средства в размере 19,3 млн рублей (дополнительно покупателями уплачен НДС в размере 1,2 млн рублей).
Кроме того, в 2024 году в бюджет края планируется поступление средств по торгам, состоявшимся в 2023 году, в сумме 1,2 млн рублей.
В целях обновления парка АО «Каменское пассажирское автотранспортное предприятие» и улучшения качества предоставления транспортных услуг в муниципальных образованиях в 2023 году в уставный капитал данного общества внесены 13 автобусов рыночной стоимостью 54,2 млн рублей.
Имущество, приватизация которого не завершена в 2023 году, за исключением объектов, необходимых для предприятий, учреждений и исполнительных органов Алтайского края, перенесено в Прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Алтайского края на
2024 – 2026 годы.
2.4. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 24.04.2024 № 99 «Об освобождении от государственной должности Алтайского края аудитора Счетной палаты Алтайского края».
Постановлением в соответствии с законом Алтайского края от 10 октября 2011 года № 123-ЗС «О Счетной палате Алтайского края» от государственной должности Алтайского края аудитора Счетной палаты Алтайского края на основании подачи письменного заявления об отставке освобожден Калганов Сергей Матвеевич.
2.5. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 24.04.2024 № 100 «Об отчете Губернатора Алтайского края о результатах деятельности Правительства Алтайского края за 2023 год».
Постановлением принимается отчет Губернатора Алтайского края о результатах деятельности Правительства Алтайского края за 2023 год
В отчете представлены результаты деятельности Правительства Алтайского края за 2023 год по обеспечению устойчивого социально-экономического развития региона в соответствии со стратегическими приоритетами Алтайского края, доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Алтайского края за 2023 год,
информация о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории Алтайского края и учредителем которых является Алтайский край, за 2023 год и принимаемых мерах по совершенствованию деятельности указанных организаций.
Кроме того, в документе обозначены первоочередные задачи социально-экономического развития Алтайского края на 2024 год.
2.6. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 27.05.2024 № 114 «Об утверждении Порядка принятия Алтайским краевым Законодательным Собранием, являющимся администратором доходов краевого бюджета, решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в краевой бюджет».
Постановлением утверждены порядок принятия Алтайским краевым Законодательным Собранием, являющимся администратором доходов краевого бюджета, решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в краевой бюджет и форма акта о признании дебиторской задолженности безнадежной к взысканию.
2.7. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 07.06.2024 № 120 «О назначении на государственную должность Алтайского края аудитора Счетной палаты Алтайского края».
Данным постановлением в соответствии с законом Алтайского края от 10 октября 2011 года № 123-ЗС «О Счетной палате Алтайского края» на государственную должность Алтайского края аудитора Счетной палаты Алтайского края назначена Миркина Татьяна Анатольевна.
2.8. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 11.06.2024 № 147 «О проекте закона Алтайского края «О внесении изменений в статью 3 закона Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края».
Постановлением принимается в первом чтении и направляется на доработку проект закона Алтайского края «О внесении изменений в статью 3 закона Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края». Проектом закона предлагается при исчислении транспортного налога для одного из родителей (приёмных родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) в семье, имеющей статус многодетной в соответствии с законом Алтайского краям от 29 марта 2024 года № 16-ЗС «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае», а также ветеранов боевых действий, указанных в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», определять мощность двигателя в отношении транспортных средств категории «Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно» за вычетом 100 л.с.
2.9. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 13.06.2024 № 150 «Об отчете о работе Счетной палаты Алтайского края за 2023 год».
Постановление принято в соответствии со статьей 73 Устава (Основного Закона) Алтайского края, статьей 19 закона Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края».
2.10. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 13.06.2024 № 156 «О протесте прокурора Алтайского края на закон Алтайского края «О дополнительных основаниях признания безнадежной к взысканию задолженности в части сумм региональных налогов».
2.11. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 04.09.2024 № 215 «О протесте прокурора Алтайского края на закон Алтайского края «О дополнительных основаниях признания безнадежной к взысканию задолженности в части сумм региональных налогов».
На июньской сессии Постановлением № 156 постоянному комитету Алтайского краевого Законодательного Собрания по бюджетной, налоговой, экономической политике и имущественным отношениям было дано поручено изучить протест прокуратуры Алтайского края на закон Алтайского края «О дополнительных основаниях признания безнадежной к взысканию задолженности в части сумм региональных налогов» и подготовить проект закона о внесении изменений в краевой закон либо документ об отклонении протеста. Данным Постановлением отклоняется протест прокурора Алтайского края на закон Алтайского края «О дополнительных основаниях признания безнадежной к взысканию задолженности в части сумм региональных налогов».
2.12. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 01.11.2024 № 272 «О проекте закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».
Рассмотрен проект закона о краевом бюджете в первом чтении, постановлением утверждены основные параметры краевого бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
2.13. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 01.11.2024 № 273 «О проекте закона Алтайского края «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».
Рассмотрен проект закона о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского краяв первом чтении, постановлением утверждены основные параметры бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
2.14. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 02.11.2024 № 286 «О внесении изменений в приложение 1 и приложение 2 к постановлению Алтайского краевого Законодательного Собрания от 27 мая 2024 года № 114 «Об утверждении Порядка принятия Алтайским краевым Законодательным Собранием, являющимся администратором доходов краевого бюджета, решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в краевой бюджет».
Постановлением уточняется перечень оснований для принятия администратором доходов бюджета решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в краевой бюджет в соответствии с действующей в новой редакции частью 1 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2.15. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 12.12.2024 № 323 «О представлении депутатами Алтайского краевого Законодательного Собрания на безвозмездной основе интересов Алтайского края в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности Алтайского края».
Постановлением определены кандидаты из числа депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания для представления на безвозмездной основе интересов Алтайского края в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности Алтайского края.
2.16. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 12.12.2024 № 336 «О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Алтайского края».
Постановление принято в связи с динамикой федерального законодательства, устанавливающего общие принципы деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований, что требует соответствующего нормативно-правового регулирования от субъектов Российской Федерации. Постановлением предусматриваются меры по повышению эффективности деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Алтайского края в части установления единообразных подходов к определению размеров денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных контрольно-счетных органах.
2.17. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 12.12.2024 № 339 «О внесении изменения в пункт 2 постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 декабря 2023 года № 335 «Об утверждении структуры и штатной численности Счетной палаты Алтайского края».
Постановлением в целях повышения эффективности деятельности Счетной палаты, сохранения качества результатов выполняемых ею полномочий с 1 января 2025 года предлагается увеличить штатную численность Счетной палаты, установив ее в количестве 41 штатной единицы.
Дополнительная штатная единица необходима для введения должности инспектора-юриста бюджетно-аналитического отдела Счетной палаты.
3. За отчетный период комитет провел 16 заседаний комитета, в том числе 2 выездных, с участием представителей органов исполнительной власти, профильных министерств и управлений, Счетной палаты Алтайского края, налоговой службы Алтайского края, публичные слушания по проекту закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» к рассмотрению в первом чтении, совместное заседание с рабочей группой по подготовке проекта закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» к рассмотрению во втором чтении, 8 совещаний по вопросам компетенций комитета.
В рамках осуществления текущего финансового контроля постоянный комитет Алтайского краевого Законодательного Собрания по бюджетной, налоговой, экономической политике и имущественным отношениям ежемесячно на своих заседаниях рассматривал оперативную ежемесячную информацию об исполнении краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края.
В течение года комитетом рассмотрены и представлены мнения или заключения на 2 государственные программы Алтайского края (внесение изменений или принятие новых программ).
В феврале и декабре 2024 года состоялись 2 интернет-конференции с председателем комитета, в ходе которых поступило 12 вопросов. Ответы на вопросы были подготовлены своевременно.
За данный период по вопросам ведения комитета поступило 136 проектов федеральных законов. От граждан в комитет поступило 41 обращение. На все обращения даны своевременные ответы.
В течение года председатель комитета принимал участие в заседаниях краевой инвестиционной комиссии, заседаниях членов Наблюдательного совета Алтайского краевого лизингового фонда, заседаниях Фонда развития Алтайского края, краевой комиссии по местному самоуправлению, ежемесячно проводил личные приемы граждан по вопросам ведения комитета.