• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Повестка заседания президиума Совета по взаимодействию АКЗС с представительными органами МО 22.02.2018

1. Об итогах избирательной кампании по выборам в органы местного самоуправления и предложениях по корректировке законодательства, регулирующего проведение местных выборов.
Решение
 

СОВЕТ
ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ С ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

ПРЕЗИДИУМ

РЕШЕНИЕ


___06.03.2018_________ №____1____
г. Барнаул


Об итогах избирательной кампании по выборам в органы местного самоуправления и предложениях по корректировке законодательства, регулирующего проведение мес¬тных выборов


Заслушав и обсудив информацию председателя Избирательной комиссии Алтайского края И.Л. Акимовой о результатах выборов органов местного самоуправления в сентябре 2017 года, президиум Совета по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований РЕШИЛ:
1. Информацию об итогах избирательной кампании по выборам в органы местного самоуправления и предложениях по корректировке законодательства, регулирующего проведение местных выборов принять к сведению.
2. Считать целесообразными изменения в Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве, внесённые по инициативе Избирательной комиссии Алтайского края и комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по местному самоуправлению и регулирующие отдельные вопросы проведения муниципальных выборов.
3. Комитету Алтайского краевого Законодательного Собрания по местному самоуправлению в целях оказания помощи органам местного самоуправления продолжить работу по разъяснению положений законодательства Алтайского края, регулирующих вопросы подготовки и проведения муниципальных выборов и местных референдумов.

Председатель президиума Совета А.А. Романенко


Дополнительная информация к вопросу. 
Дополнительная информация
Какие изменения внесены в Кодекс Алтайского края о выборах
в декабре 2017 года
С целью упрощения процедуры выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования упразднён институт уполномоченного представителя избирательного объединения (статьи 173, 175 Кодекса). 
Отменена обязанность перечисления средств избирательного фонда на специальный избирательный счёт в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата на должность главы муниципального образования сельского поселения не превышают пяти тысяч рублей (статья 178 Кодекса).
Из пункта 3 статьи 75 Кодекса исключена норма, обязывающая кандидатов, избирательные объединения, стороны по проведению голосования предоставлять в избирательную комиссию электронные образы предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума.


Докладывает: Акимова Ирина Леонидовна - председатель Избирательной комиссии Алтайского края (Тезисы выступления).
Тезисы выступления
ИНФОРМАЦИЯ
И.Л. Акимовой «Об итогах избирательных кампаний по выборам в органы местного самоуправления Алтайского края в единый день голосования 10 сентября 2017 года»

Общие сведения об избирательных кампаниях
в единый день голосования 10 сентября 2017 года
10 сентября 2017 года в Алтайском крае прошли основные выборы депутатов представительных органов муниципальных образований в 6 городских округах (Барнаул, Бийск, Заринск, Новоалтайск, Рубцовск, Яровое) и 46 муниципальных районах. В 544 городских и сельских поселениях состоялись основные и дополнительные выборы депутатов представительных органов.
Всего на дату единого дня голосования 10 сентября 2017 года на выборах в органы местного самоуправления активным избирательным правом обладало 1 727 296 избирателей.
При проведении выборов и референдумов в единый день голосования 10 сентября 2017 года на территории Алтайского края принимали участие 1662 избирательных участка, из которых 98 избирательных участков в Барнауле, Рубцовске и Новоалтайске были оснащены комплексами обработки избирательных бюллетеней (КОИБ-2010), остальные, 1564 избирательных участка – техническими средствами для формирования протокола с машиночитаемым кодом (QR-кодирование протоколов).
Целью такого технологического сопровождения избирательных кампаний являлось обеспечение максимального уровня легитимности и прозрачности выборов в единый день голосования 10 сентября 2017 года
Использование машиночитаемого кода в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования позволило исключить ошибки и описки при их составлении. Данная технология обеспечивает автоматическую проверку контрольных и логических соотношений, а также сокращает в несколько раз время ввода информации в базу данных ГАС «Выборы».
Всего в единый день голосования проведено 794 избирательных кампании по выборам в органы местного самоуправления всех уровней и 9 кампаний местного референдума по вопросу введения и использования средств самообложения граждан в сельских поселениях четырех муниципальных районов (Бийский, Бурлинский, Первомайский и Целинный районы).
Замещению подлежало 5 959 депутатских мандатов представительных органов муниципальных образований и должности 198 глав сельских поселений.
Всего количество кандидатов, выдвинутых на всех уровнях выборов в органы местного самоуправления, составило 12 609 человек, из них самовыдвиженцев – 2 630.
В избирательных кампаниях по выборам в органы местного самоуправления Алтайского края в единый день голосования 10 сентября 2017 года приняло участие 10 политических партий (их структурных подразделений), а также 1 общественная организация:
- Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»;
- Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ;
- Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»;
- Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России;
- Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
- Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»;
- ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «РОДИНА»;
- Всероссийская политическая партия «ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО»;
- Политическая партия «Общероссийская политическая партия «ДОСТОИНСТВО»;
- Политическая партия «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость»;
- Общероссийская общественная организация  «Российский Союз ветеранов Афганистана» (в Кытмановском районе Алтайского края).
В нескольких муниципальных образованиях выборы по отдельным избирательным округам были признаны соответствующими избирательными комиссиями несостоявшимися в связи с тем, что голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Так, по указанному основанию признаны несостоявшимися выборы депутата Завьяловского районного Собрания депутатов Алтайского края седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 11, выборы депутата Cамарского сельского Собрания депутатов шестого созыва Рубцовского района Алтайского края по избирательному округу № 3 (основание: подпункт 2 пункта 1 статьи 107 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве).
Кроме того, в единый день голосования 10 сентября 2017 года проходило 9 кампаний местного референдума по вопросу введения и использования средств самообложения граждан в сельских поселениях четырех муниципальных районов (Бийский, Бурлинский, Первомайский и Целинный районы), из них  референдумы в 5 сельских поселениях не состоялись.
В ряде муниципальных образований Алтайского края соответствующими избирательными комиссиями голосование по отдельным избирательным округам было отложено в связи с тем, что ко дню голосования число зарегистрированных кандидатов оказалось меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему не осталось ни одного зарегистрированного кандидата.
В среднем по Алтайскому краю явка избирателей составила 24,73%.
Динамика электоральной активности на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Алтайского края в 2017 году выглядит следующим образом (на примерах городов Барнаул, Бийск, Рубцовск):
- город Барнаул – 19,91% (в 2012 году – 20,54%);
- город Бийск – 20,83% (в 2012 году – 53,78%, (выборы депутатов представительного органа совпали с выборами Президента РФ);
- город Рубцовск – 20,94% (в 2012 году – 20,56%).

О жалобах, поданных в связи с судебным оспариванием законности регистрации или отказа в регистрации кандидатов (списков кандидатов) и об обращениях, поступивших в Избирательную комиссию Алтайского края в период подготовки к единому дню голосования 10 сентября 2017 года
По информации, поступившей в Избирательную комиссию Алтайского края, в районные суды Алтайского края поступило 39 административных исковых заявлений, связанных с регистрацией, отказами в регистрации кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований, муниципальных списков кандидатов и отменой регистрации кандидатов, муниципальных списков кандидатов.
Подавляющее большинство административных исковых заявлений (32) поданы кандидатами в депутаты представительных органов муниципальных образований об отмене решений избирательных комиссий муниципальных образований об отказе им в регистрации кандидатами в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (требования кандидатов по указанным административным исковым заявлениям оставлены без удовлетворения), а также по вопросу отмены регистрации кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований в связи с установлением факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.
С начала избирательных кампаний по выборам в органы местного самоуправления Алтайского края до дня голосования (в период с 20 июня 2017 года по 10 сентября 2017 года) в Избирательную комиссию Алтайского края поступило 118 обращений.
В основном в обращениях затрагивались вопросы, касающиеся отмены решений избирательных комиссий муниципальных образований, принятых, по мнению заявителей, с нарушением избирательного законодательства, а также вопросы относительно деятельности избирательных комиссий муниципальных образований (определение схемы округов, порядок оформления документов, порядок приема документов от кандидатов).
Обращений о нарушениях избирательного законодательства, связанных с порядком голосования и установлением итогов голосования, определением результатов выборов, в Избирательную комиссию Алтайского края не поступало.

Об изменениях в законодательстве о выборах
по итогам единого дня голосования 10 сентября 2017 года
По итогам избирательных кампаний по выборам в органы местного самоуправления в единый день голосования 10 сентября 2017 года Избирательной комиссией Алтайского края в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации направлено письмо о проблемах, выявленных при реализации положений законодательства в ходе проведения избирательных кампаний на территории Алтайского края в 2017 году, требующих дополнительного законодательного регулирования. Также направлены соответствующие предложения по изменению и совершенствованию законодательства с учетом правоприменительной практики.
Так, в целях устранения практической проблемы при определении и утверждении схемы избирательных округов на выборах в органы местного самоуправления предложено исключить норму о том, что границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов (пункт 4 статьи 19 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).
На выборах в органы местного самоуправления многие кандидаты, подавшие документы для осуществления их регистрации повторно, но уже в последние дни приема избирательными комиссиями документов для регистрации, столкнулись с необоснованным, по их мнению,  требованием закона, согласно которому на выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться только со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата. Нарушение указанных положений законодательства является основанием для признания подписей избирателей недействительными. Исходя из складывающейся практики выдвижения кандидатов, и в целях установления наибольших гарантий для осуществления пассивного избирательного права кандидатов, предложено предусмотреть возможность сбора подписей уже непосредственно в день уведомления комиссии о выдвижении кандидата. Соответственно, предложено изменить основание для признания подписей избирателей недействительными, предусмотренное  подпунктом «а» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, установив, что недействительными признаются подписи, собранные до дня уведомления комиссии о выдвижении кандидата.
Не остались без внимания вопросы предвыборной агитации. В целях решения практической проблемы, возникающей, в частности, при проведении выборов в органы местного самоуправления сельских и городских поселений, в случае, если ни одна организация, индивидуальный предприниматель не выполнили требования, предусмотренные пунктом 1.1 статьи 54 Федерального закона, предложено предусмотреть возможность самостоятельного изготовления кандидатами агитационных материалов (печатных, аудиовизуальных и иных) из средств соответствующего избирательного фонда.
С учетом сложившейся на муниципальных выборах практики, при которой голосование откладывается на срок не более трех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий, представляется целесообразным устранить пробел в законодательном регулировании, предусмотрев  возможность увеличения предельных размеров расходования средств избирательного фонда зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, которые не утратили статус кандидата в ходе продолжающейся избирательной кампании.
В целях устранения пробела в законодательном регулировании и с учетом сложившейся правоприменительной практики предложено закрепить положение о том, что повторные выборы назначаются не только в том случае, когда кандидат не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата или выборного должностного лица, но и в случае отказа от получения депутатского мандата или вступления в должность, в том числе в случаях одновременного избрания кандидата на несколько выборных должностей.
По итогам единого дня голосования 10 сентября 2017 года Избирательной комиссией Алтайского края в связи с динамикой федерального законодательства, правоприменительной практикой и предложениями прокуратуры Алтайского края был подготовлен законопроект о внесении изменений в Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве, направленный на создание наиболее благоприятных условий для реализации избирательных прав участниками избирательного процесса при проведении выборов всех уровней, референдума.
В частности, проект закона предусматривал следующие изменения:
1. Уточнение порядка заполнения подписных листов в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума;
2. Упразднение института уполномоченного представителя избирательного объединения при выдвижении кандидата на должность главы муниципального образования; 
3. Отмена обязанности перечисления средств избирательного фонда на специальный избирательный счет в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают пяти тысяч рублей (при проведении выборов на должность главы муниципального образования сельского поселения).
Кроме того, комитетом Алтайского краевого Законодательного Собрания по местному самоуправлению было предложено исключить из пункта 3 статьи 75 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве норму, обязывающую кандидатов, избирательные объединения, стороны по проведению голосования предоставлять в избирательную комиссию электронные образы предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума. Предложение комитета учтено в законопроекте.
Предложенные изменения были внесены в Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве на сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания  26 декабря 2017 года.



2. Об актуальных вопросах организации местного самоуправления в Алтайском крае (Решение).
Решения

 

СОВЕТ
ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ С ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

ПРЕЗИДИУМ

РЕШЕНИЕ


____06.03.2018__________ №___2_____
г. Барнаул


Об актуальных вопросах организации местного само-управления в Алтайском крае


Заслушав информацию председателя комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по местному самоуправлению Б.А. Трофимова, президиум Совета по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований РЕШИЛ:
1. Информацию об актуальных вопросах организации местного само-управления в Алтайском крае принять к сведению.
2. Предложить комитету Алтайского краевого Законодательного Собрания по местному самоуправлению обеспечить подготовку изменений в закон Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае», позволяющих сохранить квалификационные требования для высших должностей муниципальной службы в сельских поселениях на уровне бакалавриата.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов:
продолжить работу по внедрению института старост сельских населённых пунктов для содействия участию населения в осуществлении местного самоуправления, повышения качества исполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения на территориях поселений, в составы которых входят несколько населённых пунктов;
активизировать деятельность по разъяснению целей и задач реализуемого в Алтайском крае проекта поддержки местных инициатив, способствующего вовлечению граждан в решение вопросов местного значения, в развитие общественной инфраструктуры;
оперативно рассмотреть принятый в первом чтении проект закона Алтайского края «О содержании правил благоустройства территории муниципального образования в Алтайском крае» и внести свои поправки, замечания и предложения в комитет Алтайского краевого Законодательного Собрания по местному самоуправлению до 26 марта 2018 года.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет Алтайского краевого Законодательного Собрания по местному самоуправлению.



Председатель президиума Совета А.А. Романенко









Докладывает: Трофимов Борис Александрович - председатель комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по местному самоуправлению (Тезисы выступления).
Тезисы выступления
ТЕЗИСЫ
для выступлении Б.А. Трофимова на заседании президиума Совета по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами
муниципальных образований

1. Наш комитет рассматривает институт сельских старост, как эффективный способ содействия участию населения в осуществлении местного самоуправления, повышения качества исполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения на территории поселения, в состав которого входят несколько населённых пунктов.
По состоянию на конец прошлого года старосты работают в 264 населённых пунктах края на территории 35 муниципальных районов и 1 городского округа (Славгород). В 2018 году в 19 районах планируют ввести этот институт ещё примерно в 94 населённых пунктах.
Рекомендуем всем ознакомиться с материалами о различных аспектах деятельности старост, опубликованными в информационно-методическом сборнике № 5, который был подготовлен правлением Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края» в 2016 году и размещён на сайте Совета. Также комитет планирует изучить опыт работы некоторых старост и соответствующие материалы опубликовать в краевых СМИ.
Рассчитываем и на материальную поддержку данного института, о чём свидетельствует позиция Министерства финансов Алтайского края при принятии бюджета на 2018 год.

2. Несколько слов об изменениях, внесённый в 131-ый Федеральный закон в декабре 2017 года.
Отныне, если в состав поселения входит несколько населённых пунктов, то вопрос о введении самообложения граждан в отдельном населённом пункте может быть решён на сходе граждан этого населённого пункта. Раньше надо было проводить местный референдум на всей территории (во всех населённых пунктах) поселения.
Правовые акты об утверждении или принятии генеральных планов, правил землепользования и застройки, планировки территории, межевания территории и по иным вопросам градостроительной деятельности должны до их принятия обязательно выноситься либо на публичные слушания, либо на общественные обсуждения. При этом как слушания, так и обсуждения должны проводиться с учётом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Ранее эти вопросы должны были обсуждаться только на публичных слушаниях.
Следует иметь в виду, что внесёнными изменениями в Градостроительный кодекс РФ значительно усложняется процедура подготовки и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности и подробно регламентируется процедура подготовки и проведения общественных обсуждений по соответствующим вопросам.
Также были внесены изменения, направленные на дополнительное правовое регулирование вопросов благоустройства территории муниципального образования.
Федеральный закон № 131-ФЗ дополнен новой статьёй 45.1. «Содержание правил благоустройства территории муниципального образования», где перечислены вопросы, которые могут быть включены в правила благоустройства конкретного муниципального образования. Субъектам РФ предоставлено право дополнять данный перечень исходя из особенностей отдельных муниципальных образований. Также до 28 июня 2018 года субъекты РФ должны принять свои законы, устанавливающие порядок определения границ прилегающих территорий.
Нашим комитетом совместно с комитетом по правовой политике на февральскую сессию в первом чтении был внесен законопроект, дополняющий перечень вопросов, которые могут содержать правила благоустройства, вопросами содержания и выпаса сельскохозяйственных животных и домашней птицы. Это сделано, в первую очередь, в целях предоставления органам местного самоуправления возможности привлечения к административной ответственности за нарушение правил содержания и выпаса сельхозживотных по статье 27 «Нарушение правил благоустройства» краевого закона 46-ЗС об административной ответственности за совершение правонарушений. 
Обращаю ваше внимание на то, что предложения и поправки к данному законопроекту принимаются до 26 марта. А 2 марта состоится заседание рабочей группы по двум законопроектам (изменения в статью 27 46-ЗС и проект по содержанию правил благоустройства).

3. Вам хорошо известно о разногласиях, возникших у нас с прокуратурой края по квалификационным требованиям, предъявляемым к лицам, замещающим высшие должности муниципальной службы в сельских поселениях. Краевое Законодательное Собрание считает, что для замещения таких должностей достаточно высшего образования на уровне бакалавриата, а прокуратура настаивает на наличии высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.
По инициативе прокуратуры соответствующие нормы закона Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае» были обжалованы в краевой суд, который в полном объёме поддержал позицию прокуратуры. Однако нами была подана апелляционная жалоба и в январе этого года Верховный Суд России один из доводов прокуратуры признал необоснованными и решение краевого суда отменил в части.
Но по основным претензиям (о том, что квалификационные требования для одной группы должностей не могут отличаться в зависимости от вида муниципального образования) Верховный Суд решение краевого оставил в силе. Поэтому в ближайшее время в краевой закон о муниципальной службе предстоит вносить изменения. Полагаю, нам удастся сформулировать нормы Закона таким образом, чтобы сохранить уровень образования для высших должностей муниципальной службы в сельсоветах на уровне бакалавриата.
Однако по большому счёту это проблему с кадровым обеспечением органов местного самоуправления поселенческого уровня не решит. 
Несмотря на то, что ещё в мае 2013 года законом Алтайского края для лиц, замещающих высшие должности муниципальной службы в сельских поселениях, было установлено квалификационное требование о наличии высшего образования, на сегодняшний день 31 процент таких служащих этому требованию не соответствует и заменить их некем. А относительно высокая доля муниципальных служащих, имеющих высшее образование уровня специалитет, объясняется тем (учитывая 47-летий средний возраст этих служащих), что высшее образование они получили до 29 августа 1996 года (которое приравнивается к высшему уровня специалитета).
В связи с изложенным, вопросы подготовки квалифицированных кадров должны быть одной из первоочередных задач, как у органов государственной власти, так и, в первую очередь, у органов местного самоуправления.

4. Коротко хотелось бы сказать о реализуемом на территории края проекте поддержки местных инициатив (ППМИ), целью которого является вовлечение граждан в решение вопросов местного значения, в развитие общественной инфраструктуры. При этом жители непосредственно определяют направления расходования бюджетных средств, софинансируют выбранные объекты, вправе контролировать выполнение работ. В 2017 году было реализовано 75 проектов (культурно-спортивные объекты, детские площадки и т.п.). 
Полагаю, всем необходимо подумать об информировании и вовлечении жителей в работу по реализации данного проекта.

5. В настоящее время наш комитет совместно с коллегами из департамента Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам внутренней политики, краевой прокуратурой и управлением Минюста РФ по Алтайскому краю изучает предложения по доработке типовых проектов уставов муниципальных образований, которые необходимы в связи с динамикой федерального и краевого законодательства.
Если у вас на местах есть какие-то предложения по этому поводу, мы готовы их рассмотреть самым внимательным образом.