• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Повестка заседания президиума Совета по взаимодействию АКЗС с представительными органами МО 30.03.2017

1.Об опыте работы органов местного самоуправления в сфере поддержки местных инициатив граждан, содействия устойчивому развитию сельских территорий.
Решение

Решение президиума Совета по взаимодействию АКЗС с представительными органами МО №1 от 04.04.2017

С О В Е Т

по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания

с представительными органами муниципальных образований 

П Р Е З И Д И У М 

Р Е Ш Е Н И Е 

 

04.04.2017 №1                                                                                      

г.Барнаул             

 

«Об опыте работы органов местного самоуправления

в сфере поддержки местных инициатив граждан,

содействия устойчивому развитию сельских территорий»

 

 

Заслушав и обсудив доклады по теме «Об опыте работы органов местного самоуправления в сфере поддержки местных инициатив граждан, содействия устойчивому развитию сельских территорий», президиум Совета по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований РЕШИЛ:

 

1. Принять к сведению информацию докладчиков по вопросу «Об опыте работы органов местного самоуправления в сфере поддержки местных инициатив граждан, содействия устойчивому развитию сельских территорий».

 

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов:

 

- активизировать работу по выявлению и поддержке инициатив граждан на местном уровне; 

- создать специализированный ресурс гражданских инициатив в сети интернет, собрав на нем информацию обо всех имеющихся в районе и в конкретных муниципалитетах форматах поддержки, выдвинутых и реализуемых инициативах, их оценке жителями и экспертами; 

- совместно со средствами массовой информации муниципальных образований усилить информационное освещение лучших практик гражданского участия и инициатив, реализуемых в районах в СМИ, сети Интернет, социальных сетях, на сходах граждан по месту жительства.

 

Председатель президиума Совета                                                         А.А. Романенко


Докладывает: Серов Сергей Николаевич - заместитель председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания - председатель комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по аграрной политике и природопользованию. (Тезисы выступления)
Тезисы выступления

Тезисы выступления заместителя председателя АКЗС С.Н.Серова на президиуме Совета по взаимодействию АКЗС с МО (30.03.2017)

 

Уважаемые коллеги!

Безусловно, отстраненность местного населения от решения ключевых вопросов развития сельских территорий является серьезной проблемой, способствовать решению которой призвана относительно новая форма государственной поддержки.

Мы сегодня говорим о государственной поддержки инициатив сельских граждан. В Алтайском крае данная форма поддержки работает с 2014 года в рамках федеральной целевой и региональной программ «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (ранее с 2011 года гранты Губернатора на поддержку местных инициатив), имеет многосторонний социально-экономический эффект для сельских территорий, направлена на:

- активизацию участия сельского населения в решении вопросов местного значения;

- мобилизацию собственных материальных, трудовых и финансовых ресурсов отдельных граждан и их объединений, сельских муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на территории для местного развития;

- консолидацию местных сельских сообществ в решении вопросов благоустройства населенных пунктов и улучшения природной среды и социальной среды, формирования благоприятного социально-психологического климата на селе (здорового духа на селе).

За период реализации этого направления (2014-2016гг) всего было привлечено 178,1 млн. рублей, в т.ч. 48,8 млн. средства федерального бюджета, реализовано 72 проекта. В текущем году в крае в программу вошли 23 проекта.   Всего на реализацию проектов местных инициатив селян в этом году из краевого, федерального бюджетов и внебюджетных источников предусмотрено порядка 51 млн рублей, в том числе 7 млн. рублей средства федерального бюджета. Как и в прошлом, федеральный центр Алтайскому краю выделил самую крупную сумму поддержки на реализацию проектов селян.

Грантовая поддержка позволяет реализовывать хорошие качественные проекты в населенных пунктах региона. Ряд муниципальных районов края с большим интересом участвуют в программе (Алтайский, Благовещенский, Заринский, Кулундинский, Немецкий национальный и присутствующие здесь сегодня Поспелихинский и Ключевской районы).  Государственные гранты, плюс внебюджетные средства, дают возможность в селах обустраивать спортивные площадки и зоны отдыха, соответствующие современным требованиям. В свою очередь, жители сел получают достойные условия для занятий спортом и  проведения досуга.

Мы сегодня пригласили районы наиболее активно участвующих в реализации данного мероприятия, так сказать, передовиков продвижения инициатив граждан проживающих в сельской местности с тем что бы обсудить опыт работы муниципалитетов в данной сфере.

Коллеги, убежден и практика это доказывает, невозможно развивать экономику сельскохозяйственных предприятий, забывая о социальной сфере села. Ведь в конечном итоге дело не в количестве построенных детских площадок или плоскостных спортивных сооружений. Наша цель - сделать жизнь на селе комфортной для наших граждан, чтобы сельская молодёжь не искала лучшей доли в городах, а, получив образование, возвращалась в родные края. В этой связи, крайне важно, чтобы инициатива сельских граждан по строительству социальных объектов была услышана и поддержана органами власти и муниципальными образованиями.

Благодарю за внимание!



Содокладчики от муниципальных образований: Ключевский район и Поспелихинский район 
Ключевский район

Выступление председателя комитета экономического развития и имущественных отношений администрации Ключевского района М.В. Удотенко

Реализация поддержки местных инициатив граждан, содействие устойчивому развитию сельских территорий  в Ключевском районе

 

Одним из ключевых факторов в повышении привлекательности сельской территории является создание комфортных условий для проживания, связанных с развитием экономики, социальной сферы сельских территорий.   

На территории района реализуется 24 программы, в том числе 11 муниципальных, которые определяют системный подход к развитию территории. Район принимает активное участие в грантовой поддержке проектов в сфере экономики, местных инициатив. С реализацией программных проектов активизировалось и местное бизнес сообщество в плане реализации социальных инициатив в спорте, культуре.

Это позволило начать  реализацию инвестиционных проектов в районе, сделать значительные вложения в развитие социальной сферы, улучшить жилищные условия наших граждан, вести работу по модернизации коммунальной и инженерной инфраструктуры по территориям поселений. А принятие муниципальной программы Устойчивого развития сельских поселений дало новое понимание состоянию наших сел, их проблематики, и все последующие мероприятия, в рамках других программ, были направлены на создание условий для их развития.

Сегодня наши жители с развитием производства и социальной инфраструктуры предъявляют все более повышенные требования к качеству жизни. Программа Устойчивого развития сельских поселений, соответствие ее мероприятий схеме  территориального планирования района помогает решить наши многие проблемы.

Поддержка местных инициатив - это механизм, позволяющий объединить финансовые ресурсы  федерального,  краевого, местного бюджета, средства физических и юридических лиц, и направить их на решение социально-значимых проблем, на создание комфортных условий проживания граждан. Грантовая поддержка местных инициатив граждан предоставляется в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»  победителям конкурса проектов на условиях софинансирования, в том числе в форме трудового участия граждан и вклада хозяйствующих субъектов.

Наш район при поддержке Губернатора Алтайского края, Администрации региона, начиная с 2012 года, активно участвует в реализации проектов местных инициатив.

В рамках полномочий органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законом №131 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией района совместно с сельскими поселениями проявляется инициатива по реализации проектов, направленных на обустройство и создание парков отдыха, детских, игровых  и спортивных площадок, восстановление историко-культурных памятников, что способствует развития местного самоуправления, активизации участия местного бизнеса и населения в повышении качества жизни на селе.

За период с 2012 по 2016 годы на территории Ключевского района  реализовано 11 проектов местных инициатив граждан общей стоимостью более 17 млн.руб., в том числе сумма грантовой поддержки за счет средств федерального и краевого бюджетов составила более 9 млн.руб.

Благодаря предоставленной поддержке, в районе реализованы следующие проекты местных инициатив граждан:

- в с. Ключи  обустроен детский игровой парк «Солнечный» сумма гранта за счет средств краевого бюджета составила 942 тыс. руб. Это был первый грант, мы только учились участию в них. Сегодня игровой парк «Солнечный», расположенный в центре Ключей, это место проведения многих летних детских мероприятий, а так как он находится вблизи трех детских садиков - это место встречи мам и малышей после работы по пути из детского сада.

 - в трех населенных пунктах района созданы 4 детские игровые и спортивные площадки в с. Ключи, в с. Васильчуки и с.Истимис - грантовая поддержка реализованных проектов составила  2,5 млн. руб.в т. ч:

- федеральный бюджет - 1151 тыс. руб.

- краевой бюджет - 1427 тыс. руб.

В селах детские игровые площадки массово востребованы в период работы детских оздоровительных лагерей при школах, праздничных сельских мероприятий.

- в год 60-летия освоения целинных и залежных земель в Алтайском крае проведена реконструкция памятника первоцелинникам и восстановлен парк в п. Целинный за счет средств грантовой поддержки на сумму 2 млн. руб., из краевого бюджета. Памятник первоцелинникам - это уникальная авторская работа скульптора Миронова в металле, был изуродован в лихие 90-е и жителей поселка - ровесника целины очень волновала его судьба, на сходах граждан высказывались многочисленные просьбы - реставрировать его. Только благодаря личной поддержке Губернатора Алтайского края Александра Богдановича Карлина, с участием общественных организаций,  п.Целинный в год 60-летия освоения Целины получил финансовую поддержку Администрации края, интеллектуальную помощь от краевого управления по культуре и архивному делу, которое помогло в поиске исполнителей, сопровождало контроль за реставрацией композиции. Вдохновленные мощной поддержкой жители и бизнес-сообщество поселка провели целый комплекс работ по благоустройству парковой зоны. Открытие реконструированного памятника первоцелинникам стало большим праздником для селян. И сейчас он является не только гордостью села и района, но и местом патриотического воспитания детей и подростков на примере тех, кто заложил первый дом, первую улицу в селе. Ведь в металле застыли прообразы первого председателя и его молодых единомышленников. В настоящее время школьники и общественность села ведут работу по открытию музея первоцелинников. Теперь уже готовят грант в сфере молодежной политики.

- на территории двух сел района проведены работы по  восстановлению памятников воинам, погибшим в годы ВОВ 1941-1945 годов - сумма грантовой поддержки составила 554,8 тыс. руб. Проведение работ по реконструкции памятника в с.Северка было приурочено к празднованию 160-летия села. Это вызвало благодарность не только у ветеранов Великой отечественной войны, но и у всех жителей. В селе проведена большая работа по благоустройству территории парка, являющегося центром.

- в районном центре Ключевского района обустроена спортивная площадка (хоккейная коробка) на территории центрального стадиона. Сумма грантовой поддержки составила 1 млн. 85 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета - 576 тыс.руб., средства краевого бюджета - составили 509 тыс.руб. Наш район является родиной 1 летних и зимних краевых игр сельских спортсменов Алтая. Спортивные традиции сильны. Спорт в селе любят. В течение зимы идет первенство Ключевской хоккейной лиги, в которой участвует 8 команд, проходит цикл детских хоккейных турниров. Хоккейный корт - любимое место отдыха многочисленных болельщиков всех возрастов. Самое интересное, что из основы старой хоккейной коробки соорудили хоккейную коробку жители поселка Целинный, приложив средства гранта в области молодежной политики (50 тыс.руб.), житейскую смекалку и конечно же, коллективный труд! Именно на этом спортивном корте возобновилась традиция хоккея на валенках, ставшее мероприятием районного масштаба.   

- в 2016 году проведено обустройство парковой зоны в селе Зеленая Поляна. Сумма гранта 300 тыс.руб. Начата реализация проекта по обустройству мемориального парка в районном центре. Это первый сельский парк в Алтайском крае, построенный методом народной стройки и являющийся центром патриотического воспитания детей и молодежи района, местом проведения цикла военно-патриотических мероприятий, школьных экскурсий, мероприятий, посвященных памятным датам (День пограничника, День военно-морского флота, День Победы и др.).  В мемориальном парке проводится, ставшая уже традиционной, ежегодная акция бессмертный полк, объединяющая более 600 жителей района. Общая сумма грантовой поддержки по проекту в 2016 году составила 1 млн. 600 тыс. руб. Обустройство парка с использованием механизма грантовой поддержки продолжится в текущем году.

В 2017 году в рамках поддержки местных инициатив населения района планируется проведение работ по обустройству зоны отдыха в с.Ключи и созданию  многофункциональной спортивной площадки,  оснащенной оборудованием, необходимым для спортивных игр на открытом воздухе в с.Северка.

Доля средств местного бюджета на софинансирование данных проектов составила 132 тыс.рублей. Вклад хозяйствующих субъектов и трудовое участие населения района в соответствие с заключенными соглашениями о социально-экономическом партнерстве сложился на уровне 6 млн.рублей.

Кроме денежных средств, грантовая поддержка подняла на более высокий уровень активность населения в обустройстве своих сел. Заставила проявлять инициативу и видеть возможности  ее реализации.     

Поддержка местных инициатив способствует улучшению жизни сельского населения, формированию гражданско-патриотического воспитания молодежи, сохранению духовных, исторических и культурных ценностей, улучшению морально-психологического климата, пропаганде патриотических идей, бережному отношению к памяти и трудовому подвигу старшего поколения, развитию добровольчества в молодежной среде, проявлению активной гражданской позиции всеми слоями населения, воспитанию толерантности в многонациональной стране и малой Родине. Позволяет определить ключевые проблемы развития сельских территорий и мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера, направленных на решение и выход села на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач при сохранении природно-ресурсного и историко-культурного потенциала сельской местности для нынешнего и будущих поколений людей. 


Поспелихинский

Выступление И.А. Башмакова, главы администрации Поспелихинского района

 

ИНФОРМАЦИЯ

Об опыте работы органов местного самоуправления в сфере поддержки местных инициатив граждан, содействия устойчивому развитию сельских территорий 

 

Администрация Поспелихинского района совместно с Администрациями сельских советов, населением и субъектами малого предпринимательства района в 2015, 2016 годах принимала участие в конкурсах на получение грантов на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности в рамках реализации федеральной программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" и государственной программы Алтайского края "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012 - 2020 годы.

В 2015 году при участии средств указанного гранта на территории с.Поспелиха (микрорайон МИС) была построена детская спортивно-игровая площадка общей площадью 1925 м2, которая была оборудована игровыми и спортивными сооружениями для детей и подростков в возрасте от 3-х до 12 лет. Общая стоимость проекта составила порядка 1567 тыс.руб., в том числе за счет средств гранта - 940,0 тыс.руб. (федеральный бюджет - 498,2 тыс.руб., краевой бюджет - 441,8 тыс.руб.), местного бюджета -559 тыс.руб., внебюджетных источников (средства индивидуальных предпринимателей и трудовое участие граждан) - 68 тыс.руб.

Детская площадка микрорайоне МИС была необходима, т.к. микрорайон «молодой»,  проживает там  большое количество молодых семей с детьми дошкольного и школьного возрастов. Рядом с детской площадкой  находится школа, в шаговой доступности детский сад и детский дом.  Имевшаяся ранее  детская площадка в данном микрорайоне устарела функционально и технически.  Жители данного микрорайона выступили с инициативой о создании новой детской игровой площадки и, при помощи средств гранта, местного бюджета, средств бизнес-сообщества и трудового участия граждан новая детская площадка была создана, таким образом, организован досуг более чем 70 детей и подростков в день (в летнее время). На площадке имеются спортивные и  развлекательные приспособления (качели, карусели, спортивные комплексы) для двух возрастных категорий - дошкольного и школьного возраста. Оборудована зона отдыха, для родителей  установлены скамейки, на дорожках уложена тротуарная плитка, что позволяет гулять с колясками. Открытие детской площадки состоялось  - 1 июня 2015 года на праздник ко Дню защиты детей.

В 2016 году при участии грантовой поддержки на территории Поспелихинского района были реализованы 4 проекта:

Созданы 3 детских игровых площадки и хоккейные коробки, в с.Калмыцкие Мысы, пос.Хлебороб и пос.Поспелихинский Поспелихинского района.

Строительство детской площадки в пос.Хлебороб начали в мае 2016 года, после проведения посевной кампании. Работы проводились согласно календарному плану, предусмотренному проектом. К концу июня практически все подготовительные работы были выполнены. А в сентябре 2016 года в п.Хлебороб появились уже полностью обустроенные игровая площадка и хоккейная коробка. На площадке установлены: спортивный комплекс, качалка балансир «Ромашка», карусель, песочница, лабиринт «Подводная лодка», Баскетбольный щит «Жираф».  Детская площадка получилась очень яркая и разнообразная по игровым формам. На бортах хоккейной коробки были написаны лозунги: « Я, ты, он, она - мы здоровая страна», «Один мир, одна мечта», «Спорт для всех, здоровье каждому!», «Побеждать за Россию».

Дети поселка  с нетерпением ждали открытие площадки, которое состоялось 25 сентября 2016 года. Чтобы праздник чувствовался в полной мере,  работники  базового хозяйства СПК «Заветы Ильича» украсили входные арки гирляндами из шаров цвета триколор  (белый, синий,  красный). Ограждение было украшено цветами из разноцветных шаров. Звучала веселая детская музыка. Приглашены были все дети поселка, родители, бабушки и дедушки. Коллектив районного Дома культуры, пос. Хлебороб подготовил праздничное открытие с призами и конкурсами, торжественно разрезали красную ленточку. Воспитанники детского сада «Теремок» первыми скатились с горок. Затем все присутствующие прошли на хоккейную площадку, где была сделана  памятная фотография. Всех присутствующих на празднике угощали сладостями, испеченными местными поварами.

Открытие детской игровой площадки и хоккейной коробки в пос. Поспелихинский состоялось 2 октября 2016 года. На детской площадке были установлены малые архитектурные формы: качели, качалки, 2 игровых комплекса, горка - медведь, спортивный комплекс, песочный дворик, а также установлены скамейки и урны. Уложена тротуарная плитка.

На открытие было много приглашенных гостей, включая местные СМИ. Работниками сельского дома культуры был подготовлен концерт в игровом формате для детей. Дети и подростки с удовольствием принимали участие во всех конкурсах. В теплое время года на площадке находилось 40 и более детей в день. На хоккейной коробке в день открытия играли в хоккей, в зимний период - население поселка катается там на коньках. Дети и подростки проявляют инициативу при расчистке хоккейной коробки от снега. За прошедший зимний период данную хоккейную коробку заливали  уже 3 раза.

Открытие детской игровой площадки в с.Калмыцкие Мысы состоялось 24 декабря 2016 года.  Оно также было торжественным, со всеми подобающими этому случаю атрибутами - красной лентой, театрализованным представлением и т.д. Несмотря на холодное время года, школьники села приняли активное участие в открытии этого важного для них объекта. Перед жителями села и гостями появились символы села Пчела Жужа и Чебак Спартак.   После торжественного открытия  на хоккейной коробке состоялась игра  за кубок победителя между хоккеистами  с. Николаевка и с.Калмыцкие Мысы.

Общая стоимость указанных выше проектов составила - 10123 тыс.руб., в том числе за счет средств гранта - 3880 тыс.руб. (федеральный бюджет - 1434 тыс.руб., краевой бюджет - 2446тыс.руб.), местного бюджета -713 тыс.руб., внебюджетных источников (средства предприятий - СПК «Заветы Ильича - 2028 тыс.руб., СПК «Знамя Родины - 2333 тыс.руб., ООО «КФХ «Стиль» - 1087 тыс.руб. и трудовое участие граждан - 81,0 тыс.руб.) - 5531 тыс.руб.

В итоге реализации проектов, при помощи грантов, при значительной поддержке СПК «Знамя Родины», СПК «Заветы Ильича», ООО «КФХ «Стиль» и граждан пос. Поспелихинский, пос.Хлебороб и с.Калмыцкие Мысы, созданы 3  современных, функциональных детских игровых площадки в населенных пунктах района, что способствует повышению уровня жизни населения поселков, улучшению здоровья и спортивному развитию, культурному проведению досуга детей, подростков и иных жителей данных населенных пунктов. Созданы условия для максимальной подготовки молодых спортсменов-школьников к районным соревнованиям и Олимпиадам. Формируется положительный образ жизни у трудновоспитываемых подростков, поддерживается здоровье жителей поселков.

Четвертый проект, реализованный в 2016 году, в рамках реализации Программы - это  обустройство сквера для отдыха на привокзальной площади по ул. Вокзальная в с. Поспелиха.

При участии средств грантовой поддержки, трудового участия населения с.Поспелиха, зона отдыха, расположенная в центральной части села вблизи двух вокзалов - железнодорожного и автовокзала, стала «визитной карточной» села.  Заменены и установлены дополнительно более удобные и эстетически привлекательные скамейки, фонари уличного освещения, приобретены цветочные горки.

Общая стоимость проекта составила - 1730,8 тыс.руб., в том числе за счет средств гранта - 1038,0 тыс.руб. (федеральный бюджет - 421,0 тыс.руб., краевой бюджет - 617,0 тыс.руб.), местного бюджета -617,2 тыс.руб., внебюджетных источников (средства индивидуальных предпринимателей - 20,0 тыс.руб. и трудовое участие граждан - 55,6 тыс.руб.) - 75,6 тыс.руб.

У жителей и гостей с.Поспелиха появилась возможность комфортно проводить досуг, получать эстетическое удовольствие в ожидании рейса.

Итого в 2016 году Поспелихинским районом получено 4 гранта на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, на общую сумму - 4918,0 тыс.руб.

14.03.2017 на очередном заседании Общественного Совета по развитию предпринимательства мы с председателем Совета обратились к присутствующим предпринимателям с предложением о поддержке проекта по обустройства зоны отдыха в с.Поспелиха (территория парка Победы). Целью данного проекта является обустройство в 2017 году достойного места, где мы можем чтить память наших дедов и прадедов, одержавших Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.  Заявка на получение гранта для реализации проекта «Оборудование зоны отдыха в с. Поспелиха» в сумме 1710 тыс.руб., была направлена в Министерство сельского хозяйства Алтайского края в конце 2016 года. Проект предполагает проведение работ по реконструкции и благоустройству зоны отдыха в Поспелихинском парке Победы, расположенном в центре села. Планируется замена скамеек и установка энергосберегающих фонарей, укладка асфальта и тротуарной плитки, оформление цветочных клумб. Общая сумма проекта составляет 2852 тыс.руб., в том числе средства местного бюджета - порядка 280 тыс.руб., средства граждан и предприятий в сумме - 862 тыс.руб.

Завершая свою доклад, не могу не отметить, что благоустроить населенные пункты нашего района, повысить уровень его социально-культурного и экономического развития мы можем только совместными усилиями органов местного самоуправления, граждан и бизнес-сообщества при финансовой поддержке из вышестоящих бюджетов, посредством грантов на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.


2.О проблемах реализации закона Алтайского края от 07.12.2007 №134-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае».
Решение

Решение президиума Совета по взаимодействию АКЗС с представительными органами МО №2 от 04.04.2017

С О В Е Т

по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания

с представительными органами муниципальных образований  

П Р Е З И Д И У М

Р Е Ш Е Н И Е 

 

04.04.2017  № 2

г. Барнаул

 

О проблемах реализации закона Алтайского края

от 7 декабря 2007 года № 134-ЗС

«О муниципальной службе в Алтайском крае»

 

Заслушав информацию заместителя председателя комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по местному самоуправлению И.И. Мордовина о ситуации, сложившейся с установлением в законе Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае» квалификационных требований для лиц, замещающих высшие должности муниципальной службы в сельских поселениях, президиум Совета по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований РЕШИЛ:

1. Информацию комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по местному самоуправлению о работе, по внесению изменений в закон Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае», позволяющих замещать высшие должности муниципальной службы в сельских поселениях при наличии высшего образования не выше бакалавриата, принять к сведению.

2. Поддержать постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания об отклонении протеста прокурора Алтайского края в части необходимости приведения в соответствие с федеральным законодательством части 2 статьи 2 и статьи 3 закона Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае».

3. Рекомендовать комитету Алтайского краевого Законодательного Собрания по местному самоуправлению подготовить и вынести на рассмотрение сессии краевого Законодательного Собрания вопрос о направлении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», предусматривающих возможность замещать высшие должности муниципальной службы в сельских поселениях при наличии высшего образования не выше бакалавриата.

 

 

 

Председатель президиума Совета

А.А. Романенко

 

 

 

 



Докладывает: Мордовин Иван Иванович - заместитель председателя комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по местному самоуправлению. 
Тезисы выступления

Тезисы выступления заместителя председателя комитета по местному самоуправлению И.И. Мордовина на заседании президиум Совета по взаимодействию АКЗС с представительными органами МО

На территории Алтайского края сложилась система правового регулирования и организации муниципальной службы в соответствии с действующим федеральным законодательством. В частности, нормативными правовыми актами Алтайского края и органов местного самоуправления урегулированы вопросы организации и прохождения муниципальной службы в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.

Вместе с тем с учетом складывающейся практики реализации законодательства о муниципальной службе происходит его совершенствование. Как следствие, ведется постоянный мониторинг обновления федеральной нормативной правовой базы по вопросам муниципальной службы и изменение (по мере необходимости) законодательства Алтайского края о муниципальной службе. Данная работа носит планомерный и системный характер и осуществляется комитетом Алтайского краевого Законодательного Собрания по местному самоуправлению совместно с Департаментом Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам государственной службы и кадров.

Эффективное функционирование системы муниципальной службы напрямую зависит от соответствующего кадрового обеспечения. Развитие муниципальной службы в Алтайском крае во многом связано с формированием квалифицированного кадрового корпуса муниципальных служащих.

Вместе с тем  мониторинг кадрового состава муниципальных служащих органов местного самоуправления Алтайского края, особенно на уровне сельских поселений показывает, что во многих территориях продолжает сохраняться проблема соответствия муниципальных служащих установленным законодательством квалификационным требованиям к замещаемым ими должностям муниципальной службы, в том числе к уровню профессионального образования. Образование многих муниципальных служащих не отвечает направлениям деятельности по замещаемой должности.

На уровне сельсоветов особенно остро стоит проблема омоложения муниципальных кадров, нехватка специалистов с необходимым уровнем образования и подготовки.

Очевидно, что в сложившихся условиях изменения краевого законодательства, направленные на установление еще более высоких требований к уровню образования муниципальных служащих, замещающих должности в сельских поселениях, может привести к тому, что укомплектовать муниципальными служащими этот уровень местного самоуправления будет практически невозможно.

Учитывая данное обстоятельство и в целом специфику сельских территорий правовое регулирование муниципальной службы применительно к сельским поселениям должно быть особым.

Еще в 2007 году при принятии закона Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае» в части 4 статьи 2 было изначально указано, что «в сельских поселениях допускается замещение высших, главных и ведущих должностей муниципальной службы при наличии образования не ниже среднего профессионального». Поскольку и у депутатов КЗС, и у Администрации края было понимание того, что на уровне сельсоветов достаточного количества граждан с высшим образованием просто нет.

Однако в мае 2013 года эту норму пришлось признать утратившей силу. Сделано это было по требованию прокуратуры края (в КЗС был внесён соответствующий протест) об обеспечении единства типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, независимо от вида муниципального образования.

В июне 2016 года Федеральный закон о госслужбе был дополнен нормой, согласно которой для замещения должностей гражданской службы высшей и главной групп должностей обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета или магистратуры.

Губернатором в октябре прошлого года был внесён в КЗС законопроект, который приводил краевые законы о госслужбе и о муниципальной службе в соответствие с указанным выше федеральным законом.

Проектом закона Алтайского края квалификационное требование о наличии высшего образования не ниже уровня специалитета или магистратуры было установлено для районов и городов, а в сельских поселениях сохранялась возможность замещения высших должностей муниципальной службы при наличии высшего образования не выше бакалавриата.

Такой подход не устроил прокуратуру, и к нам поступило их отрицательное заключение.

Пришлось «брать паузу»: внесённый Губернатором законопроект на октябрьской сессии приняли только в первом чтении.

К рассмотрению проекта закона во втором чтении на декабрьской сессии КЗС наш комитет по согласованию с департаментом госслужбы и правовым департаментом Администрации края подготовил следующие предложения:

1) разделили установленные в Реестре должностей муниципальной службы в Алтайском крае высшие должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения исполнения полномочий администрации муниципального образования, на:

а) высшие должности в муниципальном районе, городском поселении;

б) и высшие должности в сельском поселении.

Это наше право, предусмотренное частью 2 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» («Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации»);

2) уточнили соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Алтайского края, соотнеся высшие должностей муниципальной службы в сельских поселениях с ведущими должностями государственной гражданской службы, для замещения которых наличие высшего образования не ниже уровня специалитета или магистратуры не требуется.

При этом такие соотношения «... с учётом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации» (часть 2 статьи 8 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»). То есть мы опять таки действовали в пределах полномочий, установленных Федеральным законом.

Указанные изменения позволили нам сохранить в краевом законе право замещать высшие должности муниципальной службы в сельских поселениях при наличии высшего образования не выше бакалавриата.

А это, по нашему мнению, создаёт более благоприятные (по отношению к предложениям прокуратуры) условия для подбора и сохранения квалифицированных кадров для муниципальной службы.

Прокуратура Алтайского края в очередной раз с таким подходом не согласилась и в феврале текущего года опротестовала эти изменения.

Однако комитет считает, что краевое Законодательное Собрание действовало строго в рамках тех полномочий, которые предоставлены субъектам Российской Федерации Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Поэтому комитетом внесено и краевым Законодательным Собранием поддержано постановление об отказе в удовлетворении протеста прокурора в этой части.

Мы уверены в своей правоте, нас поддерживают представители муниципалитетов, и мы намерены отстаивать сформулированную позицию.

Тем более что, как свидетельствуют анализ количественного и качественного состава муниципальных служащих в сельских поселениях Алтайского края, другого выхода нет. Можно сделать однозначный вывод, что кандидатур с высшим образованием не ниже уровня специалитета или магистратуры для сельских поселений в обозримом будущем мы вряд ли найдём. 



3.О вопросах, поступивших в ходе проведения зональных совещаний руководителей представительных органов муниципальных образований (по группам территорий).
Решения

ОТВЕТЫ на вопросы, поступившие в рамках проведения зональных совещаний руководителей представительных органов муниципальных образований Алтайского края

ОТВЕТЫ

на вопросы, поступившие в рамках проведения зональных совещаний

руководителей представительных органов муниципальных образований Алтайского края

 

Комитет по аграрной политике и природопользованию АКЗС

 

1. (Петропавловский район) (о ставках арендной платы):

 

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

 

Постановлении Администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года
№ 603 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения» представительные органы муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями устанавливать повышающие (понижающие) коэффициенты к ставкам арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе за земли фонда перераспределения.

 

Таким образом, согласно существующему законодательству представительные органы местного самоуправления поселений и городских округов наделены правом самостоятельно и на свое усмотрение решать вопрос об увеличении арендной платы за земли фонда перераспределения.

Вместе с тем подход представительных органов местного самоуправления поселений и городских округов к определению ставок арендной платы должен быть взвешенным. Должны учитываться плодородие земель, а также уровень доходности сельскохозяйственных предприятий, в том числе уровень получаемой ими государственной поддержки.

 

2. (Егорьевский район) (о ставках арендной платы)

 

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

 

Постановлении Администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года
№ 603 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения» представительные органы муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями устанавливать повышающие (понижающие) коэффициенты к ставкам арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе за земли фонда перераспределения.

 

Таким образом, согласно существующему законодательству органы государственной власти не вправе вмешиваться в процесс определения ставок арендной платы. Представительные органы местного самоуправления поселений и городских округов наделены правом самостоятельно и на свое усмотрение решать вопрос об увеличении арендной платы за земли фонда перераспределения.

Вместе с тем подход представительных органов местного самоуправления поселений и городских округов к определению ставок арендной платы должен быть взвешенным. Должны учитываться плодородие земель, а также уровень доходности сельскохозяйственных предприятий, в том числе уровень получаемой ими государственной поддержки.

 

3. (Егорьевский район) (о субаренде)

 

Согласно пункту 9 статьи 22 Земельного Кодекса РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия арендодателя при условии его уведомления.

Таким образом, субъекты Российской Федерации не вправе регулировать вопрос о субаренде земель фонда перераспределения.

Вместе с тем, в случае заключения договора аренды земельного участка сроком менее 5 лет арендодатель (администрация муниципального района) вправе предусмотреть в договоре условие о том, что без его согласия субаренда невозможна.

 

4. (Егорьевский район) (о льготном конкурсе земель для развития животноводства в районах)

 

Согласно статье 39.6 Земельного кодекса РФ земельные участки могут предоставляться на торгах (в форме аукционов), либо без торгов. Проведение конкурсов существующим земельным законодательством не предусмотрено.

 

Вместе с тем Самарская Губернская Дума в порядке законодательной инициативы внесла в Государственную Думу РФ проект федерального закона
«О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который предусматривает возможность проведения конкурсов при предоставлении земель сельскохозяйственного назначения. Алтайское краевое Законодательное Собрание поддержало указанный законопроект.

 

 

Комитет по местному самоуправлению

В соответствии с новой редакцией части 4 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» лица, замещающие «...муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей» ежегодно до 30 апреля.

Таким образом, все депутаты представительных органов муниципальных образований, в том числе поселенческого уровня, независимо от того исполняют ли они свои полномочия на постоянной или на непостоянной основе обязаны представлять сведения о своих доходах, поскольку согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» они являются лицами, замещающими муниципальные должности.

Законодательное Собрание Оренбургской области ещё осенью 2016 года выступило с законодательной инициативой, предусматривающей освобождение депутатов сельских поселений от обязанности предоставления сведений о доходах (краевое Законодательное Собрание эту инициативу поддержало). Соответствующий законопроект № 1118708-6 находится на рассмотрении в Государственной Думе.

Однако на него поступило отрицательное заключение Правительства РФ, в котором говорится, что проект закона не соответствует реализуемой в государстве антикоррупционной политике.

При таких обстоятельствах считаем необходимым дождаться решения Государственной Думы по названному выше «оренбургскому» законопроекту. Готовить ещё одну законодательную инициативу от краевого Законодательного Собрания нецелесообразно.

 

Комитет по бюджету и налогам

1. (Суетский район) проблема - возникла сложность при оплате земельного налога. Нет согласованности действий между налоговой инспекцией и Росреестром. Необходимо проработать формат внесения платежей за земельный налог

Земельный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых по факту владения имуществом вне зависимости от целей его использования.

Согласно нормам Налогового кодекса Российской Федерации (статья 388) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения (статья 389) признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (статья 391).

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которым кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее объединены в единую систему учета и регистрации.

Сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), объединивший сведения, которые содержались в кадастре недвижимости и ЕГРП.

В ЕГРН вошли, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах ранее содержались в кадастре недвижимости.

В соответствии с новым Законом проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы.

Согласно пункту 49 Приказ Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости...» - если объект находится в общей долевой собственности, в записи о вещном праве в виде правильной простой дроби указывается размер доли в праве. При государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, возникшего до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», допускается указание размера доли в праве в гектарах или балло-гектарах на основании сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах.

В целях начисления налогов Управления Росреестра по субъектам Российской Федерации  предоставляют сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества в соответствующие Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации в соответствии с Приказом Росреестра № П/302, ФНС РФ № ММВ-7-11/495@ от 12.08.2011 «Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества». Согласно п. 4 названного приказа, все сведения, направляемые в ФНС РФ, должны удовлетворять требованиям форматно-логического контроля.

Состав передаваемых сведений и требования к структуре и форматам файлов, содержащих сведения, определены Приказом Федеральной налоговой службы от 13.01.2011 № ММВ-7-11/11@ «Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата Сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества». Согласно формату размер доли в праве общей долевой собственности выражается в виде простой правильной дроби, иные способы выражения размера доли, в том числе балло-гектары, не предусмотрены.

Управления Росреестра представляют сведения в соответствии с Формой в соответствующие Управления ФНС России в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации или изменения учетных характеристик, а также ежегодно до 1 марта представляют указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года, в объеме сведений, сформированных за предшествующий год.

Из анализа норм действующего законодательства видно, что порядок внесения сведений, на основании которых формируется налоговое уведомление по земельному налогу, и формы взаимодействия уполномоченных федеральных органов не регулируются нормативными правовыми актами Алтайского края.

Ввиду этого, считаем возможным предложить органам местного самоуправления в целях увеличения доходов местных бюджетов и обеспечения максимальных платежей по земельному налогу путем более полного учета земель муниципальных образований - 1) осуществить ревизию земельных участков на предмет их включения в Единый государственный реестр недвижимости; 2) провести разъяснительные работы с гражданами и юридическими лицами о необходимости осуществления государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на принадлежащее им недвижимое имущество и приведения правоустанавливающих документов на земельные участки, находящиеся в общей долевой собственности, в соответствие с нормами действующего законодательства путем перевода балло-гектаров в конкретно определенные доли земельных участков.

 

2. (Новоалтайск) проблема - есть необходимость в оказании финансовой и методической помощи краевых властей по формированию заявки в Минэкономразвития РФ на выделение финансовой поддержки моногородов

В настоящее время Минэкономразвития Алтайского края совместно с органами местного самоуправления монопрофильных муниципальных образований г. Заринск и г. Новоалтайск осуществляет подготовку заявок в некоммерческую организацию «Фонд развития моногородов» на софинансирование строительства (реконструкции) объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, необходимых для реализации следующих проектов:

- строительство кожевенного завода «Русская кожа Алтай» г. Заринск;

- создание научно-производственного центра инновационных разработок в области биорегуляции, специализированного питания ООО «Алтайский букет» г. Новоалтайск.

В соответствии с планами-графиками подготовки заявок на софинансирование Фондом расходов по строительству объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов, направление заявок по г. Заринску планируется в первом квартале 2017 года, по г. Новоалтайску - во втором.

В декабре 2016 года команды, управляющие проектами развития моногородов Заринск и Новоалтайск, завершили обучение на площадках Высшей школы государственного управления РАНХиГС и Московской школы обучения «Сколково» соответственно. В состав команды от г. Новоалтайска вошли - Рыжиков В.В. замгендиректора ЗАО «Редукционно-охладительные установки», Медведев Д.Е. гендиректор АО «Алтайвагон», Котовщикова С.Ю. директор по адмуправлению ООО «Алтайский букет», Нагорнов А.А. замминистра экономического развития Алтайского края, Тренькаев Д.С. первый заместитель главы администрации г. Новоалтайска.

В конце декабря 2016 года администрации монопрофильных муниципальных образований Алтайского края направили в Фонд развития моногородов проекты программ комплексного развития.

Согласно рекомендациям Фонда в настоящее время в каждом моногороде формируется межведомственный рабочий орган - управляющий совет программы, разрабатывается положение об управляющем совете, одной из задач которого будет утверждение программ развития моногородов.

Согласно порядку, установленному Фондом, срок утверждения проектов паспортов комплексного развития моногородов для команд прошедших обучение и защитивших проект - 1 марта 2017 года (Новоалтайск. Заринск). Моногорода Алейск. Яровое и р.п. Степное озеро планируют пройти обучение, утвердить и защитить проекты в I полугодии 2017 года.

По сводной информации Министерства финансов Алтайского края об объемах безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ в 2016 году в бюджет монопрофильного муниципального образования г. Новоалтайск поступило 405 940 тыс. рублей, что значительно больше в сравнении с другими моногородами Алтайского края.

Кроме того, для реализации мер по поддержке моногородов распоряжением Администрации Алтайского края от 10 апреля 2012г. № 132-р утвержден состав рабочей группы по модернизации монопрофильных населенных пунктов Алтайского края, в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 14 февраля 2012г. № 65 «О порядке выделения из краевого бюджета в 2012 году субсидии на государственную поддержку реализации мероприятий комплексного инвестиционного плана модернизации монопрофильного муниципального образования городского округа города Новоалтайска» в 2012 году выделено 717 249 тыс. рублей.

Минэкономразвития Алтайского края ведется работа по подготовке обосновывающих материалов для создания в моногородах края территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), в которых в соответствии с решением Правительства РФ будет установлен особый правовой режим, направленный на формирование благоприятных условий ведения бизнеса и инвестирования. 

Таким образом, в Алтайском крае ведется активная и результативная работа по принятию мер поддержки моногородов.

 

3.                (Алейский район) проблема - есть необходимость вернуться к рассмотрению вопроса на краевом уровне по ставкам арендной платы за землю, где бы 50% возвращалось в бюджеты сельсоветов, иначе у них просто нет заинтересованности».

Предполагаем, что речь в вопросе идет об аренде земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Неналоговые доходы местных бюджетов установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации и не регулируются законодательством Алтайского края.

Согласно статье 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают:

доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 100 процентов.

 

Комитет по экономической политике, промышленности и предпринимательству

 

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» к полномочиям субъектов Российской Федерации относится: возможность устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции. Иные ограничения субъекты устанавливать не вправе.

Комитет Алтайского краевого Законодательного Собрания по экономической политике, промышленности и предпринимательству считает, что продажа алкоголя в целом по стране и в Алтайском крае сегодня регулируется очень серьезно. Ограничены время (с 21.00 часа до 9.00 по местному времени), места торговли, установлены жесткие требования к возрасту покупателей и ответственность продавцов. Алтайское краевое Законодательное Собрание постоянно совершенствует законодательство, в части ограничения розничной продажи алкогольной продукции.

В 2014 году были приняты изменения в закон Алтайского края от 06.02.2012 № 5-ЗС «О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Алтайского края» (далее - Закон), запрещающий продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков. 

В марте 2016 года были внесены изменения в статью 8 Закона , в соответствии с которыми, ограничена розничная продажа алкогольной продукции на предприятиях общественного питания, расположенных в многоквартирных домах, а также во встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к многоквартирным домам и на придомовых территориях с 21 до 9 часов по местному времени, за исключением предприятий общественного питания, отнесенных к типам «ресторан» и «кафе», соответствующим требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ 30389-2013, при условии, что в помещении для обслуживания посетителей имеется 6 и более столов, 24 и более посадочных мест, а также зал предоставления услуг общественного питания в объекте предприятия общественного питания не размещен в одном помещении с залом розничной торговли и вход для покупателей организован не со стороны подъезда (подъездов) многоквартирного жилого дома.

В комитет регулярно поступают законодательные инициативы субъектов, все они внимательно рассматриваются. Одно из них постановление Государственного Совета Чувашской Республики от 5 декабря 2016 года № 134 «Об обращении Государственного Совета Чувашской Республики к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву о необходимости принятия мер по упорядочению оборота спиртосодержащей продукции и внесения изменений в федеральное законодательство», в котором предлагается ускорить рассмотрение законопроекта № 510917-6 «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в части установления запрета на розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции в нестационарных торговых объектах в виде жидкостей, разлитых в потребительскую тару (упаковку) объемом более 25 миллилитров). Это обращение было поддержано Алтайским краевым Законодательным Собранием. Рассмотрение вышеуказанного проекта закона Государственной Думой в первом чтении планируется в апреле 2017 года.

На наш взгляд, для решения проблемы алкоголизации населения только законодательного регулирования недостаточно. Запретительные меры почти никогда не дают того результата, на который рассчитывают их инициаторы. Нужно идти другим путем: просвещать людей о вреде чрезмерного употребления алкоголя, совершенствовать формы досуга населения, повышать духовный уровень. В первую очередь нужна активная антиалкогольная пропаганда, проведение мероприятий с призывами к здоровому образу жизни.

 

Комитет по здравоохранению и науке

1. (Тюменцевский район) проблема - в дошкольных учреждениях необходим медицинский кабинет. Району необходимо приобрести медицинское оборудование, лицензию и передать в районное учреждение образования. Средств в местном бюджете не предусмотрено (нет статьи расходов), как приобрести оборудование и получить лицензию.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, а организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения.

С целью обеспечения мероприятий по лицензированию медицинской деятельности в образовательных организациях Министерством здравоохранения Алтайского края и Министерством образования и науки Алтайского края определен порядок взаимодействия и заключено Соглашение от 27.11.2015 № 5/374-15, организована совместная работа, составлен график лицензирования медицинских кабинетов образовательных организаций с 2015 по 2018 годы.

В соответствии с Соглашением Минобрнауки Алтайского края обеспечивает:

 

  • составление перечня медицинских кабинетов дошкольных и общеобразовательных организаций, подлежащих лицензированию, и плана-графика проведения лицензирования;
  • предоставление образовательными организациями на безвозмездной основе помещений, соответствующих условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности медицинскими организациями;
  • работу по заключению договоров между образовательными организациями и медицинскими организациями на предоставление на безвозмездной основе вышеуказанных помещений и медицинских изделий, мебели, оргтехники;
  • работу по заключению договоров на оказание медицинских услуг в медицинских организациях между образовательными и медицинскими организациями в случае непредоставления образовательными организациями необходимых помещений, соответствующих установленным нормам и требованиям для осуществления медицинской деятельности, или отсутствия у медицинской организации лицензии на определенные работы (услуги) по месту нахождения помещений образовательной организации;
  • соблюдение сроков предоставления образовательными организациями на безвозмездной основе помещений, соответствующих установленным нормам и требованиям для осуществления медицинской деятельности медицинскими организациями, в соответствии с графиком.

 

Минздрав Алтайского края обеспечивает:

 

  • лицензирование медицинскими организациями медицинских кабинетов в образовательных организациях при условии безвозмездного предоставления образовательными организациями помещений, соответствующих условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности;
  • оказание медицинской помощи обучающимся образовательных организаций в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

 

В случае непредоставления образовательной организацией помещений с соответствующими условиями для работы медицинских работников или отсутствия у медицинской организации лицензии на определенные работы (услуги) по месту нахождения помещений образовательной организации допускается оказание медицинской помощи несовершеннолетним в период их обучения и воспитания в помещениях медицинской организации.

Кроме того, изданное постановление администрации г. Барнаула от 22.04.2016 № 677 «О предоставлении имущественной поддержки краевым государственным бюджетным учреждениям здравоохранения» не учитывает необходимый стандарт оснащения медицинскими изделиями медицинских кабинетов в образовательных организациях, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 № 822н. Минздравом Алтайского края произведен расчет стоимости стандарта оснащения медицинского кабинета, который составил примерно 525 тыс. рублей.

Минздравом Алтайского края совместно с Минобрнауки Алтайского края подготовлен проект постановления Правительства Алтайского края по оказанию первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, и подписан к концу марта 2017 года, данным постановлением будет утвержден порядок оказания медицинской помощи указанной категории несовершеннолетних в помещениях медицинских организаций по участковому принципу и по приближенности к месту учебы (в том числе в рамках заключенных договоров между медицинскими организациями и образовательными организациями на оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся).

 

Вопрос 2. (Табунский район) проблема в отсутствии узких специалистов в районной больнице. За заключениями специалистов необходимо обращаться в краевые учреждения здравоохранения, что не всегда доступно для жителей района.

В регионе, как и в целом по Российской Федерации существует дефицит медицинских кадров.

Реализация программы «Земский доктор» способствовала росту обеспеченности врачами в сельской местности, которая в 2016 году составила 21,5 (2015 год - 20,2). Вместе с тем, обеспеченность врачами в медицинских организациях сельской местности по прежнему в 1,5 раза ниже обеспеченности городских медицинских организаций.

В большинстве районов края по прежнему отсутствует ряд узких специалистов, а для части районов - узкие специалисты не могут быть предусмотрены штатным расписанием, в виду малого количества жителей постоянно проживающих на территории района.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» 1 должность врача-уролога, 1 должность врача-дерматовенеролога, 1 должность врача-отоларинголога, 1 должность врача-эндокринолога, 1 должность врача-невролога, 1 должность врача-кардиолога предусмотрена на 20.000 человек прикрепленного населения; 1 должность врача-хирурга и 0,6 должности врача-офтальмолога на 10.000 человек; 1 должность врача-психиатра-нарколога на 30.000 населения; 1 должность врача-инфекциониста на 50.000 человек.

Несмотря на это работа по привлечению специалистов в районы края ведется активно, в том числе в КГБУЗ «Табунская ЦРБ».

Благодаря программе «Земский доктор» в данную медицинскую организацию трудоустроено 3 врача-специалиста (врач-терапевт участковый, врач-психиатр, врач-инфекционист). Администрацией КГБУЗ «Табунская ЦРБ» также достигнута договоренность о привлечении для работы в текущем году по окончании интернатуры врача-дерматовенеролога.

В настоящее время на факультете «Лечебное дело» ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России обучаются 10 студентов-целевиков от КГБУЗ «Табунская ЦРБ», обязанных трудоустроиться в данную медицинскую организацию по окончании обучения.

В настоящее время наиболее остро стоит вопрос в связи с отсутствием в штате медицинской организации врача-невролога, врача-рентгенолога. Пациенты, нуждающиеся в консультации данных специалистов направляются в межрайонный центр КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» (23 км от с. Табуны).

Необходимо отметить, что для привлечения специалистов важное значение имеют меры социальной поддержки, оказываемые органами местного самоуправления (предоставление служебного жилья, выплата «подъемных» и т.п.) Ряд муниципальных образований края реализует на своей территории целевые программы, направленные на улучшение кадрового обеспечения медицинских организаций, обслуживающих население соответствующего района, города. Информацией о наличии муниципальной целевой программы в Табунском районе Минздрав Алтайского края не располагает.

 

3. (Алейский район) проблема - пустующие помещения амбулаторий, которые в настоящее время находятся в краевой собственности. Учитывая нехватку жилья для медицинских кадров, эти помещения можно было использовать и предоставлять медикам, но у районов полномочий на это нет, есть ли выход.

В здании Моховской врачебной амбулатории, расположенном по адресу: Алтайский край, Алейский район, с. Моховское, ул. Центральная, д. 8, находящемся в оперативном управлении КГБУЗ «Алейская ЦРБ», имеется невостребованное помещение площадью 76,7 кв.м. Помещение расположено на 1 этаже амбулатории, имеет отдельный вход, но в связи с тем, что оно длительное время учреждением не эксплуатируется, требует ремонта.

В 2017 году администрация Алейского района выразила свое желание принять в муниципальную собственность данное помещение в целях дальнейшего его использования в качестве жилья для молодых специалистов.

В связи с вышеизложенным и в целях экономии средств краевого бюджета Минздравом Алтайского края направлено письмо от 08.02.2017 №22-06/ПА/361 в Минимущество Алтайского края с просьбой рассмотреть вопрос о безвозмездной передаче вышеуказанного объекта недвижимости из государственной собственности Алтайского края в муниципальную собственность Администрации Алейского района Алтайского края.

 

Вопрос 4. (Алейский район): проблема - в связи с участившимися случаями отравлений населения, необходимо рассмотреть возможность ужесточения законодательства в части продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Комитет по здравоохранению и науке всегда проводил и проводит политику формирования здорового образа жизни и ограничения потребления табака и алкогольной и иной спиртосодержащей продукции, а также всегда поддерживал инициативы по ограничению их продажи, в том числе несовершеннолетним. Однако вопросы законодательного регулирования продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции находятся в ведении комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству.

 

5. (Алейск) проблема - почему после обращения в местные поликлиники приходится три месяца ждать талон на прием к врачу-онкологу в «Надежду».

По данному вопросу даны были разъяснения сразу в ходе проведения зонального совещания для Алейской группы территорий. Для всех присутствующих поясняю, что очередь в КГБУЗ «АКОД» и его поликлинику «Надежда» формируют центральные районные больницы, в самой поликлинике «Надежда» очереди нет. Для решения вопроса необходимо обращаться к врачу-онкологу или к врачу, который имеет право выдавать направления и выписывать талоны в своих ЦРБ. Если данные специалисты отсутствуют, необходимо обращаться к заместителю главного врача по медицинской части (к начмеду). По сложившейся ситуации на сегодняшний день прием пациентов в поликлинике КГБУЗ «АКОД» осуществляется в пределах установленного норматива - не позднее двух недель с момента обращения.

 

 



Докладывают:Председатели комитетов Алтайского краевого Законодательного Собрания (по направлениям деятельности). 

4.Об утверждении плана работы Совета и президиума Совета по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований на 2017 год. (Решение)
Решение

Решение президиума Совета по взаимодействию АКЗС с представительными органами МО от 04.04.2017 №3

СОВЕТ

по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания

с представительными органами муниципальных образований

ПРЕЗИДИУМ

                                                 РЕШЕНИЕ                                                    

г. Барнаул

 

О плане работы Совета и президиума Совета

по взаимодействию Алтайского краевого

Законодательного Собрания с представительными

органами муниципальных образований

 

         Заслушав информацию начальника отдела по взаимодействию с представительными органами местного самоуправления аппарата Алтайского краевого Законодательного Собрания, в соответствии с пунктом 10 Положения о Совете по взаимодействию Алтайского  краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных  образований президиум Совета

Р Е Ш И Л: 

1. Утвердить план работы Совета и президиума Совета по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований на 2017 год  (Приложение).

2.Направить данное решение в постоянные комитеты Алтайского краевого Законодательного Собрания, представительные органы муниципальных районов (городских округов).

3.Контроль за реализацией плана возложить на заместителя председателя Совета по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований.

 

План работы Совета и президиума Совета по взаимодействию АКЗС с представительными органами МО на 2017 год

Приложение к решению 04.04.2017 №3

П Л А Н

работы Совета и президиума Совета по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания

с представительными органами муниципальных образований на 2017 год



№ п/п Наименование вопроса Кто вносит вопрос Срок исполнения

Ответственный за подготовку

 

Рассмотреть на заседании Совета по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания

с представительными органами муниципальных образований

 

1.       

Практика реализации в муниципальных районах края Соглашений о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения

Администрация Шипуновского района

июнь

Комитет по местному самоуправлению

2.       

Полномочия представительных органов местного самоуправления в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством

Комитет по экономической политике, промышленности и предпринимательству

июнь

Комитет по экономической политике, промышленности и предпринимательству

3.      

О работе комиссий по снижению задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам в бюджеты муниципальных образований районов и сельских поселений, в том числе, и в части координации, взаимодействия и обмена информацией с инспекцией налоговой службы

Усть-Калманский районный Совет депутатов

июнь

Комитет по бюджету и налогам

Докладчик - Усть-Калманский районный Совет депутатов;

Содокладчик - представитель ИФНС по АК (по согласованию)

4.       

О ходе выполнения закона Алтайского края                 от 9 ноября 2015 года №107-ЗС «О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по отлову и содержанию безнадзорных животных»

Комитет по местному самоуправлению, Первомайское районное Собрание депутатов

ноябрь

Комитет по местному самоуправлению

5.       

О практике осуществления органами местного самоуправления полномочий по сбору (в том числе по раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов

Администрация Ребрихинского района

ноябрь

Комитет по экономической политике, промышленности и предпринимательству;

 

Комитет по местному самоуправлению

6.       

Об основных подходах к формированию краевого и местных бюджетов на 2018 год

Комитет по бюджету и налогам

ноябрь

Комитет по бюджету и налогам

7.       

Об итогах проведения выборов в органы местного самоуправления.

Барнаульская городская Дума

ноябрь

Комитет по местному самоуправлению,

Избирательная комиссия Алтайского края (по согласованию)

 

Рассмотреть на заседании президиума Совета по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания

с представительными органами муниципальных образований

 

1.       

Об опыте работы органов местного самоуправления в сфере поддержки местных инициатив граждан, содействия устойчивому развитию сельских территорий

Комитет по аграрной политике и природопользованию

март

Комитет по аграрной политике и природопользованию

2.       

О вопросах, поступивших в ходе проведения зональных совещаний руководителей представительных органов муниципальных образований (по группам территорий)

Отдел по взаимодействию с представительными органами местного самоуправления аппарата АКЗС

март

Комитеты АКЗС по направлениям деятельности

3.       

Об обращениях граждан, поступивших в 2016 году в адрес Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае, в разрезе муниципальных образований

Комитет по правовой политике

(по согласованию с Уполномоченным по правам человека в Алтайском крае)

май

Комитет по правовой политике

4.       

Эффективность работы программ «Земский доктор» и «Сельский фельдшер» в Алтайском крае за весь период их действия

Комитет по здравоохранению и науке

октябрь

Комитет по здравоохранению и науке

5.       

Роль и место представительных органов муниципальных образований в развитии агломераций в Алтайском крае

Барнаульская городская Дума

октябрь

Комитет по местному самоуправлению;

 

Комитет по экономической политике, промышленности и предпринимательству

 

Председатель президиума Совета                                               А.А. Романенко



Докладывает: Жихарева Светлана Александровна - начальник отдела по взаимодействию с представительными органами местного самоуправления аппарата Алтайского краевого Законодательного Собрания.