• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание


1937-1939 годы

28 сентября 1937 года было принято постановление ЦИК (Центрального исполнительного комитета) СССР «О разделении Западно-Сибирского края на Новосибирскую область и Алтайский край». Созданию самостоятельных органов власти Алтайского края предшествовал непростой период организационного оформления нового региона. В октябре 1937 года был образован Организационный комитет ВЦИК (Всероссийского Центрального исполнительного комитета) по Алтайскому краю, затем переименованный в Организационный комитет Президиума Верховного Совета РСФСР по Алтайскому краю, который должен был действовать до избрания Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся. Одной из задач деятельности Оргкомитета стала подготовка к выборам представительного органа.

Стоит отметить, что становление представительной власти края началось спустя всего 3 года после принятия VIII чрезвычайным съездом Советов СССР 5 декабря 1936 года новой Конституции СССР, в которой было установлено, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся и вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Исполнительными и распорядительными органами Советов депутатов трудящихся являлись избираемые ими исполнительные комитеты (исполкомы). Также Конституцией 1936 года всем гражданам предоставлялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании (до этого проводились многоступенчатые выборы и открытое голосование).

Право выставления кандидатов предоставлялось «общественным организациям и обществам трудящихся: коммунистическим партийным организациям, профессиональным союзам, кооперативам, организациям молодежи, культурным обществам».

В течение года после образования Алтайского края его жители приняли участие в двух выборных кампаниях, организованных в соответствии с Конституцией: выборы в Верховный Совет СССР (12 декабря 1937 года) и в Верховный Совет РСФСР (26 июня 1938 года). Таким образом, выборы краевого Совета депутатов трудящихся продолжали череду крупных избирательных кампаний.

1939-1950 годы

Первые выборы в Алтайский краевой Совет депутатов трудящихся состоялись 24 декабря 1939 года. Выборы проходили по 100 избирательным округам. Избирательные участки были открыты с 6 часов утра до 12 часов ночи.

В выборах приняло участие 99,6% от общего числа избирателей (более 1 млн 243 тыс. человек). При этом выборы фактически проходили на безальтернативной основе: в бюллетень включалась фамилия только одного кандидата. За выставленных кандидатов было подано более 1 млн 235 тысяч бюллетеней, что составляло 99,4% к количеству участвовавших в голосовании граждан. В 6870 бюллетенях фамилия кандидата была вычеркнута.

Все кандидаты представляли так называемый «блок коммунистов и беспартийных»: из 100 избранных депутатов 72 были членами и кандидатами в члены ВКП (б) (Всероссийской коммунистической партии большевиков), 13 – членами ВЛКСМ (Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи), 21 – беспартийными.

Четверть депутатского корпуса (25 депутатов) представляли женщины. Самому молодому депутату, колхознице из Родинского района, участнице сельскохозяйственной выставки Марии Петровне Паниной было всего 18 лет. По социальному положению 44 депутата были колхозниками, 36 – рабочими.

Первая сессия Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся открылась 7 января 1940 года в торжественной обстановке – в помещении Барнаульского драматического театра (ныне – здание Государственной филармонии Алтайского края). Сессия продолжалась 2 дня: 7-8 января 1940 года.

Первая сессия установила структуру краевых органов власти. Был единогласно избран исполнительный комитет Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся (крайисполком), при крайисполкоме были созданы отделы и управления. Председателем крайисполкома был избран Николай Андрианович Смердов, до этого возглавлявший упомянутый выше Оргкомитет Президиума Верховного Совета РСФСР по Алтайскому краю. Учитывая особенности организации государственной власти в советский период, Н.А. Смердова можно считать первым руководителем представительного органа Алтайского края.

Изучение документов и протоколов сессии дает представление о характере заседания, проходившего в период «культа личности». В начале сессии был заочно избран почетный президиум из числа не присутствовавших на сессии руководителей СССР во главе с И.В. Сталиным. На сессии с приветствиями выступали представители коллективов Барнаульского меланжевого комбината, железнодорожников, личного состава 693-го стрелкового полка, пионеры и школьники «Краснознаменной 25-й средней школы». В выступлениях неоднократно упоминался И.В. Сталин, а в завершение сессии ему было послано приветствие.

Вместе с тем в ходе сессии звучали и резко критические выступления в отношении работы управленческого аппарата. При этом вновь избранный председатель крайисполкома признавал недостатки и обещал «учесть все замечания».

На работу первого созыва повлияли напряженный предвоенный период и само военное время. В 1940 году в числе прочих депутатских комиссий создается «оборонная комиссия». В годы Великой Отечественной войны очередные выборы не проводились (второй созыв краевого Совета депутатов трудящихся начал работу лишь в январе 1948 года). Однако заседания действующего созыва депутатов во время войны проводились, состоялось не менее шести сессий.

Основное место в работе советских органов в военное время занимают вопросы снабжения фронта, размещения эвакуированных граждан и предприятий, помощи семьям призванных на фронт граждан.

Стоит отметить, что среди депутатов также были будущие участники войны. Например, депутат от Калманского избирательного органа, командир сформированной на Алтае 107-й стрелковой дивизии Павел Васильевич Миронов участвовал в боях под Москвой, Смоленском, освобождал г. Тарусу и закончил войну в звании генерал-лейтенанта в г. Вене, был удостоен звания Героя Советского Союза, стал кавалером иностранных орденов.

В послевоенный период Советы решали задачи восстановления народного хозяйства, обустройства мирной жизни. Более системно организуется и работа депутатского корпуса, регулярно проводятся сессии с приглашением широкого круга участников: депутатов Верховных Советов СССР и РСФСР, председателей райисполкомов, директоров предприятий, руководителей школ и больниц. Выборы депутатов краевого Совета проводятся в установленные сроки, при этом ставится задача достижения 100%-ной явки избирателей.

Для этого периода была характерна частая смена руководящего состава крайисполкома, что отражает общие особенности кадровой политики в данный исторический период. С 1940 по 1949 годы сменилось 6 председателей крайисполкома (Н.А. Смердов, Н.И. Беляев, П.Н. Корчагин, Г.П. Ковалевский, А.М. Батамиров, К.Г. Пысин). Характерно, что все они не были уроженцами Алтая, и, как правило, были направлены в край из других регионов либо из аппарата центральных органов непосредственно перед избранием на руководящий пост.

1950-1960 годы

В 1950-х годах Алтайский край становится одним из центров освоения целины, благодаря чему в регион были направлены серьезные человеческие и материальные ресурсы. (Известно, что одним из первых инициативу освоения целины в СССР высказал Н.И. Беляев, на тот момент первый секретарь крайкома КПСС, в 1940-1943 годах работавший первым заместителем председателя и председателем Алтайского крайисполкома). Советские органы решают в этот период широкий круг вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением создаваемых совхозов, строительством жилья и объектов социальной сферы. Председателями крайисполкома в эти годы работают К.Г. Пысин и С.В. Шевченко.

Административные реформы и эксперименты, проводившиеся в СССР по инициативе Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева, отразились и в деятельности Советов на Алтае. В конце 1962 года пленум ЦК КПСС, а затем Президиум Верховного Совета РСФСР принимают решения о реорганизации краевых, областных и районных Советов депутатов трудящихся РСФСР. В январе 1963 года происходит разделение исполнительных комитетов Алтайского края на сельский и промышленный. В марте 1963 года проводятся выборы в два состава депутатского корпуса: Алтайский (сельский) краевой Совет депутатов трудящихся и Алтайский (промышленный) краевой Совет депутатов трудящихся. Председателем сельского крайисполкома был избран С.В. Кальченко, промышленного – М.С. Андрианов. Таким образом, на территории края действовали два параллельных органа государственной власти.

Однако данное разделение сохраняется недолго, поскольку опыт разделения партийных и советских органов был признан на союзном уровне неудачным. В декабре 1964 года состоялась объединенная сессия Алтайских краевых (промышленного и сельского) Советов депутатов трудящихся, на которой было принято решение об объединении двух органов. Председателем исполнительного комитета краевого Совета депутатов трудящихся был вновь избран С.В. Кальченко.

1983-1987 годы

В 60-70-е годы пост председателя крайисполкома занимали такие крупные руководители, как И.И. Молчанинов, Н.Ф. Аксенов, В.Н. Раевский. В это время в Алтайском крае активно развивается промышленность, укрепляется статус края как одного из главных зерносеющих регионов страны. Большое внимание в работе Советов всех уровней уделяется социально-культурному строительству, решению коммунально-бытовых проблем.

В 1977 году принимается новая Конституция СССР, известная как «Конституция развитого социализма». В политической сфере в новой Конституции, в частности, было изменено наименование советских органов: Советы депутатов трудящихся переименовывались в Советы народных депутатов. При этом срок полномочий местных Советов народных депутатов (в том числе краевого уровня) увеличивался с двух до двух с половиной лет.

Статусу народного депутата была посвящена отдельная глава Конституции. Также в одной из них определялся институт наказов избирателей, устанавливалось, что советы народных депутатов рассматривают наказы избирателей, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации.

 В соответствии с новой Конституцией, начиная с 15-го созыва, представительный орган Алтайского края носит наименование «Алтайский краевой Совет народных депутатов».

С апреля 1983 года по апрель 1987 года пост председателя крайисполкома занимал В.Т. Мищенко. Начался период перестройки, в ходе которой впоследствии будет кардинально изменены избирательная система, роль и место депутатского корпуса, политическое значение Советов.

1987-1990 годы

В июне 1987 года проходят выборы 20-го созыва Алтайского краевого Совета народных депутатов. Это были последние выборы, прошедшие в Алтайском крае на безальтернативной основе. Единственным новшеством было образование в порядке эксперимента в двух районах многомандатных избирательных округов. Председателем исполнительного комитета краевого Совета народных депутатов был избран А.А. Кулешов. Стоит отметить, что на сессии краевого Совета в состав крайисполкома на должности первого заместителя председателя и заместителя председателя соответственно были избраны А.Г. Назарчук и А.А. Суриков, которые в дальнейшем будут возглавлять законодательный орган Алтайского края.

Показательно, что в рамках наметившейся демократизации перед проведением первой сессии 20-го созыва в краевой газете «Алтайская правда» с целью изучения общественного мнения были опубликованы вопросы о работе Советов. В том числе читателям предлагалось ответить, насколько активно Советы решают вопросы комплексного экономического и социального развития, как меняются стиль и методы работы Советов и их исполнительных комитетов, эффективны ли меры Советов по борьбе с пьянством и алкоголизмом.

Говоря о деятельности Советов как представительных органов в советский период, необходимо отметить их характерные черты.

Прежде всего, несмотря на продекларированный в официальной идеологии и закрепленный в конституционных актах принцип «власти Советов» основные рычаги управления находились в руках правящей партии – Коммунистической партии Советского Союза (ранее – Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)). Главенствующая роль КПСС была официально обозначена и в статье 6 Конституции СССР 1977 года. Это существенно ограничивало степень самостоятельности Советов. Деятельность Советов любого уровня и формируемых ими органов осуществлялась в рамках общей линии, которая задавалась партийным руководством. На региональном уровне советские органы (в частности, Алтайский крайисполком) отвечали преимущественно за решение вопросов местного значения, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (например, вопросов образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и бытового обслуживания и так далее). При этом вопросы идеологии, кадровой политики, взаимоотношений с центральными органами управления преимущественно находились в ведении краевого комитета (крайкома) КПСС.

Вместе с тем существовавшие в советское время представительные органы обладали и определенной самостоятельностью. В этом можно убедиться, ознакомившись с решениями и протоколами заседаний Советов, в которых подчас звучала нелицеприятная и жесткая оценка сложившейся ситуации и критиковались конкретные должностные лица. При этом в течение советского периода неоднократно делались попытки повысить роль и уровень самостоятельности Советов, более четко разделить функции советских и партийных органов.

Система формирования Советов обеспечивала соблюдение представительства разных групп населения с учетом их доли в общем населении края. Например, как отмечалось выше, в 1939 году было избрано 25 женщин-депутатов из 100 (25%), а в 1987 году – 180 женщин из 380 депутатов (47,4%). Традиционно ведущее место в составе советов занимали рабочие и колхозники: в 1939 году было избрано 36 рабочих и 44 колхозника, в 1987 году – 178 рабочих и 47 колхозников.

Учитывали распределение депутатов и по отраслям экономики. Например, в 1987 году 37,6% избранных краевых депутатов являлись работниками агропромышленного комплекса, причем большая их часть были непосредственно заняты в материальном производстве.

Также немалую долю депутатов составляли и представители управленческого аппарата государства: работники партийных, советских, комсомольских, профсоюзных органов (например, в 1987 году доля этой категории среди депутатов составляла почти 20%).

Состав депутатского корпуса был достаточно молодым: например, в 1939 году 21% депутатов были избраны в возрасте до 30 лет, а в 1987 году этот показатель составил 33%.

Отличительной чертой Советов была также их сравнительная многочисленность. В разные годы численность депутатов краевого Совета доходила до 300, а в 60-е годы – до 400 и более человек. Это позволяло приблизить депутатов к избирателям, обеспечить пропорциональное представительство разных социальных, профессиональных, возрастных групп. Таким образом, депутатская работа стала возможностью привлечь значительное число граждан, зачастую не занимавших высоких постов, к участию в управлению государством.

Одной из характерных форм депутатской работы являлись наказы избирателей, которые формировались в период избирательной кампании, встреч кандидатов с населением. Этой работе, особенно начиная с 60-х годов, уделялось особое внимание. Депутаты краевого Совета совместно с краевым, городскими и районными исполкомами проводили работу по выполнению наказов избирателей. В соответствии с Конституцией наказы учитывались исполкомами при разработке планов экономического и социального развития, составлении бюджета, а также при подготовке решений по другим вопросам. Существовала широкая практика контроля за выполнением наказов и отчетов об их исполнении. Например, в 1967-1969 годах депутаты краевого Совета получили 1463 наказа, из которых 1135 было принято к исполнению, по 328 наказам изыскивались дополнительные возможности.

Обязательными были отчеты депутатов перед избирателями. Для того, чтобы отчеты носили предметный характер, аппарат крайисполкома обеспечивал депутатов справочными материалами, отражающими вопросы организационно-массовой работы, состояние дел в промышленности и сельском хозяйстве края, развитие социально-культурной сферы и так далее. Такая помощь была необходима, поскольку депутаты осуществляли свои полномочия на неосвобожденной основе и не обладали специальными управленческими знаниями.

В поле зрения краевого Совета постоянно находился вопрос о совершенствовании стиля, форм и методов деятельности советов всех уровней. Регулярными стали отчеты о работе исполнительных комитетов, активно работали комиссии краевого Совета. Большое внимание также уделял краевой Совет работе советов районного и городского уровня, осуществлял контроль за их сессионной деятельностью.

1990-1993 годы

Отдельного внимания заслуживает деятельность 21-го созыва Алтайского краевого Совета народных депутатов, избранного в 1990 году в разгар перестройки. Этот созыв был сформирован на принципиально новой основе, чем предыдущие, и в большей степени схож с парламентами современного типа, нежели Советы доперестроечного периода. Кроме того, на период работы 21-го созыва пришлись многие судьбоносные для страны и края события.

Перестройка в СССР предполагала демократизацию политических процессов и изменение системы управления. Для усиления властных позиций Советов все исполнительные и хозяйственно-распорядительные функции, принадлежавшие ранее местным партийным и исполнительным комитетам, должны были быть в полном объеме переданы в ведение Советов народных депутатов. Выборы предлагалось проводить на альтернативной основе.

В 1989 году в соответствии с новыми принципами и в условиях высокой гражданской активности населения проходят выборы народных депутатов СССР. В 1990 году проходят выборы народных депутатов РСФСР (и других союзных республик), а также местных Советов, в том числе Алтайского краевого Совета народных депутатов.

Выборы депутатов 21-го созыва Алтайского краевого Совета народных депутатов состоялись в марте 1990 года. Выборы проводились в соответствии с законом РСФСР от 27 октября 1989 года «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РСФСР».

Выборы впервые проходили на альтернативной основе и отличались высокой активностью избирателей и кандидатов в депутаты. При установленной численности депутатского корпуса – 265 депутатов – было выдвинуто 760 человек, из них зарегистрировано более 600 кандидатов в депутаты краевого Совета.

Показательно, что при голосовании 4 марта 1990 года было избрано лишь 137 депутатов, в связи с чем 18 марта проводилось повторное голосование, в результате которого было избрано еще 85 депутатов. Это свидетельствует о наличии реальной конкуренции между кандидатами и высоким уровнем политических разногласий в обществе. При этом явка составила 80,2% избирателей, а не почти 100%, как в предшествующие периоды. Изменяется профессиональный и политический состав депутатского корпуса.

Первая сессия Алтайского краевого Совета народных депутатов 21-го созыва состоялась 4 апреля 1990 года. На ней были признаны полномочия 222 депутатов.

Председателем Алтайского краевого Совета народных депутатов был избран А.А. Кулешов, занимавший пост первого секретаря крайкома КПСС. Можно говорить, что А.А. Кулешов стал первым спикером краевого представительного органа, поскольку до него сессии предыдущих созывов вели разные депутаты, избиравшиеся ведущими в начале работы сессии.

На сессии было образовано 16 депутатских комиссий. В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1989 года «О примерном положении о председателях и президиумах местных Советов народных депутатов» был образован Президиум краевого Совета народных депутатов, состоявший из 23 депутатов. В дальнейшем Президиум Совета получил право в период между сессиями осуществлять полномочия краевого Совета за исключением вопросов, находившихся в исключительной компетенции Совета.

Происходит разделение полномочий председателя краевого Совета народных депутатов и председателя крайисполкома, тем самым закладывается начало формирования исполнительной и представительной ветвей власти. На пост председателя крайисполкома избирается Ю.И. Жильцов. Взаимоотношения краевого Совета с исполкомом строились в соответствии с законом РСФСР от 10 октября 1989 года «О взаимоотношениях Советов народных депутатов и исполнительных органов в период проведения экономической реформы». Закон обязывал во взаимоотношениях руководствоваться принципами обязательности решений и подотчетности, закрепленными в Конституции РСФСР и законах РСФСР. Решения вышестоящих Советов народных депутатов, принятые в пределах их компетенции, по закону были обязательны для нижестоящих Советов и их исполнительных органов.

Деятельность депутатского корпуса в стране в этот период отличается высокой степенью политизации. Усиливается роль Советов и их влияние на общественные процессы. Характерным для большинства избранных Советов становится противостояние между существующими партийными структурами КПСС и впервые избранными депутатами, выступающими в качестве оппозиции. Такая ситуация наблюдается и в Алтайском краевом Совете народных депутатов.

Депутаты краевого Совета активно обсуждают вопросы, имеющие значение не только для края, но и для страны в целом. Например, в апреле 1990 года депутаты краевого Совета народных депутатов направили обращение к членам Верховного Совета Литовской ССР с призывом отменить решение о независимости Литвы. В мае 1990 года было направлено обращение к Президенту СССР и Верховному Совету СССР с призывом восстановить государственность советских немцев.

Большое влияние на работу краевого Совета оказали события, произошедшие в Москве 19-21 августа 1991 года («августовский путч»). На 7-й сессии краевого Совета, проходившей в г. Барнауле 29 августа 1991 года, в добровольную отставку ушли председатель краевого Совета А.А. Кулешов и заместитель председателя краевого Совета Ю.П. Ильиных, которые, по мнению ряда депутатов, в период 19-21 августа «заняли выжидательную позицию». В принятом депутатами решении была дана политическая оценка событий 19-21 августа и деятельности руководства краевого Совета в эти дни. Новым председателем краевого Совета был избран А.А. Суриков. Кроме того, отдельным решением Президенту РСФСР были рекомендованы две кандидатуры на должность главы администрации Алтайского края: А.Г. Назарчук и В.Ф. Райфикешт.

В середине октября 1991 года, после назначения главы администрации края, прекратил свою деятельность исполнительный комитет краевого Совета народных депутатов, его правопреемником стала администрация Алтайского края. Происходит разделение полномочий на региональном уровне между представительной и исполнительной ветвями власти в крае. Так, в соответствии с законом РФ от 5 марта 1992 года «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» краевой Совет народных депутатов определяется как представительный орган государственной власти, а администрация – как исполнительный орган государственной власти края.

В январе 1992 года в соответствии с законом РСФСР от 5 декабря 1991 года «О некоторых вопросах правового регулирования деятельности краевых, областных Советов народных депутатов» был сформирован малый Совет краевого Совета народных депутатов в составе 25 депутатов. Малый Совет занимался рассмотрением текущих вопросов управления и был призван заменить ранее упраздненный Президиум Совета.

Деятельность краевого Совета с конца 1991 по 1993 годы проходила в условиях проводимой в стране радикальной экономической реформы. Депутаты горячо обсуждали вопросы формирования бюджета, приватизации, социальной защиты населения, либерализации цен, кризисной ситуации в сельском хозяйстве и другие злободневные социально-экономические проблемы.

При этом стоить отметить, что большая часть депутатского корпуса края придерживалась осторожных подходов к реформированию экономики. Это приводит, в частности, к противоречиям с исполнительной властью – администрацией Алтайского края. Так, по результатам рассмотрения отчета о работе краевой администрации в декабре 1992 года работа краевой администрации была признана неудовлетворительной (за оценку «неудовлетворительно» проголосовали 94 из 182 присутствующих на сессии депутатов).

Депутаты краевого Совета в этот период поднимали на уровне государства актуальные для региона вопросы, активно участвовали в обсуждении путей развития страны. Например, в январе 1993 года краевой Совет направил в Верховный Совет РФ законодательную инициативу по принятию Закона РФ «О реабилитации населения Алтайского края, подвергшегося радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». В своих решениях и обращениях депутаты давали оценку обсуждавшихся предложений о введении института свободной купли-продажи земли сельхозназначения.

Радикальные рыночные преобразования и неопределенность вопроса о форме правления в России (переход к президентской или парламентской республике) во многом определили политический и конституционный кризис 1993 года, в который оказались вовлечены и региональные органы власти, в том числе и Алтайский краевой Совет народных депутатов.

Краевые депутаты не оставались в стороне от обсуждения проектов новой Конституции. Как известно, споры в отношении принятия новой Конституции в 1993 году привели к длительному конфликту между Верховным Советом РФ и Президентом РФ Б.Н. Ельциным). Показательно, что в мае 1993 года краевой Совет рассмотрел оба проекта Конституции (представленные Конституционной комиссией и Президентом РФ), отметил недостатки каждого проекта и обратился к руководству страны с предложением о разработке единого текста проекта новой Конституции.

Драматический период в работе краевого представительного органа связан с событиями в Москве в сентябре-октябре 1993 года. 21 сентября 1993 года Президентом РФ Б.Н. Ельциным был принят Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», предполагавший, в частности, фактическое прекращение деятельности Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. В ночь на 23 сентября 1993 года X чрезвычайный Съезд народных депутатов утвердил постановление Верховного Совета РФ, объявившее действия Б. Н. Ельцина «государственным переворотом», и отстранил его от должности, возложив обязанности президента на вице-президента А.В. Руцкого.

На своем заседании 23 сентября краевой Совет народных депутатов поддержал позицию Верховного Совета. В решении Алтайского краевого Совета народных депутатов от 23 сентября 1993 года действия Президента РФ, связанные с изданием вышеупомянутого Указа, признавались антиконституционными, а сам Указ – недействующим на территории края.

Это решение во многом накалило обстановку внутри краевого Совета, среди депутатов которого были сторонники и Президента РФ, и Верховного Совета. Вместе с тем в решении краевого Совета отмечалась необходимость проведения для стабилизации ситуации в стране одновременных досрочных выборов Президента и Верховного Совета, а также созыва совещания всех субъектов Федерации для поиска путей выхода из политического кризиса.

После трагических событий в Москве 3-4 октября 1993 года на 17-й сессии краевого Совета народных депутатов (14 октября 1993 года) депутаты обсуждали сложившуюся в стране и крае ситуацию. В соответствии с Указом № 1400 полномочия представительных органов власти в субъектах РФ сохранялись. Однако принятый уже 9 октября 1993 года Указ Президента РФ № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливал, что в краях, областях, автономной области, автономных округах, городах федерального значения населением избираются органы представительной власти (собрания, думы и т.п.) в составе 15–50 депутатов, работающих на постоянной основе. В отличие от местных советов (районных, городских, сельских и др.), чья деятельность согласно Указу прекращалась, представительные органы регионов не распускались. Однако Указом предусматривалось, что в случае самороспуска Совета народных депутатов или невозможности выполнения Советом своих полномочий ввиду отсутствия необходимого кворума функции органа представительной власти временно осуществляет соответствующая администрация. Это положение Указа воспринималось многими как фактическая рекомендация к самороспуску Советов, и во многих регионах страны решения о самороспуске представительных органов были приняты.

Депутаты Алтайского краевого Совета народных депутатов в ходе обсуждения на 17-й сессии не приняли решения о самороспуске. В принятом на сессии решении «О сложившейся политической ситуации в крае в связи с последними событиями в стране и досрочных выборах в краевой представительный орган государственной власти» было сказано, что «на период до сформирования новых представительных органов государственной власти края продолжает функционировать краевой Совет народных депутатов, его малый Совет и все их усилия сосредотачиваются на выполнении Конституции, законов Российской Федерации и обеспечении подготовки к выборам». Таким образом, была обеспечена определенная преемственность в деятельности представительной власти и сохранен баланс ветвей власти.

При этом депутаты приняли решение провести досрочные выборы в представительные органы государственной власти края одновременно с выборами депутатов в Совет Федерации и Государственную Думу.

После этого сессии краевого Совета уже не созывались, но действовал малый Совет Алтайского краевого Совета народных депутатов, который совместно с администрацией края принял ряд решений, в том числе по проведению выборов в новый орган представительной власти.

Первоначально предполагалось провести первые выборы 12 декабря 1993 года, численный состав краевого представительного органа установить в количестве 25 депутатов и название нового парламента определить как «Краевое законодательное собрание». Впоследствии, в связи с тем, что Центральная избирательная комиссия отказала в проведении выборов в указанный срок, было решено провести выборы в марте 1994 года и избрать не 25, а 50 депутатов.

1994-1996 годы

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила федеративное устройство в Российской Федерации и определила в статьях 72 и 73 полноту государственной власти субъектов, обязательным атрибутом которой является принятие законов. Таким образом, в Алтайском крае впервые формировался законодательный (представительный) орган государственной власти, который получил наименование «Алтайское краевое Законодательное Собрание». До этого периода законы на краевом уровне не принимались, и тем самым признавалось неравноправие регионов (поскольку Верховные советы республик в составе Российской Федерации могли принимать законы и до декабря 1993 года).

20 января 1994 года малым Совет краевого Совета народных депутатов принял Временное положение об Алтайском краевом Законодательном Собрании. В положении было установлено, что срок полномочий Законодательного Собрании составляет 2 года. Были определены основы статуса депутата и формы работы Законодательного Собрания.

Выборы в новый законодательный орган состоялись 13 марта 1994 года. Они проходили по одномандатным округам. В 50 одномандатных округах было выдвинуто 234 кандидата в депутаты. 13 марта был избран 41 депутат (по остальным округам впоследствии были проведены довыборы). При этом процент принявших участие в голосовании составил всего 38,2%, что значительно ниже явки на первых альтернативных выборах депутатов краевого Совета народных депутатов 21-го созыва в 1990 году.

В составе депутатов 1-го созыва Алтайского краевого Законодательного Собрания было всего 2 женщины. Среди 41 избранного депутата было 12 глав администраций и их заместителей (на тот момент законодательство допускало такое совмещение должностей), 19 руководителей предприятий, 3 врача, 1 учитель, 2 работника краевого Совета, 2 представителя партий и общественных движений.

Председателем краевого Законодательного Собрания 1-го созыва был избран А.А. Суриков, который ранее возглавлял Алтайский краевой Совет народных депутатов, а в декабре 1993 года был избран депутатом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. За него проголосовало 33 депутата из 41. Заместителем председателя был избран В.А. Сафронов.

В структуре краевого Законодательного Собрания было выделено 4 постоянных комитета, мандатная комиссия, а также комиссия по связям с общественными объединениями, политическими партиями и средствами массовой информации. Была также образована и зарегистрирована на сессии единственная фракция – «объединенная фракция из депутатов – представителей аграрников, коммунистов, других общественных движений и независимых депутатов». В состав фракции на первой сессии вошли 19 депутатов.

Отсутствие необходимой нормативной базы, закрепляющей новый объем полномочий краевого законодательного органа государственной власти, предопределило основную направленность его работы в этот период. Принимаемые законы Алтайского края, по мнению депутатов, должны были компенсировать пробелы и несовершенство федерального законодательства, подчеркнуть специфику Алтайского края. С учетом общего кризиса в стране значительное число нормативных правовых актов принималось в экономической сфере и было направлено на выстраивание социально-экономической политики региональных властей. Показательным, что первым из принятых региональных законов стал закон Алтайского края «О приватизации государственных предприятий в Алтайском крае» (принят 15 июля 1994 года).

В работе депутатов в этот период большое внимание уделялось проводимым в стране экономическим преобразованиям, поиску путей выхода из экономического кризиса. В целом можно говорить о том, что депутаты занимали сдержанную позицию в отношении проводимых в стране реформ, а многие выступали с активной критикой деятельности исполнительной власти и на федеральном, и на региональном уровнях.

Так, неоднократно принимались обращения к федеральным органам власти, в том числе к Президенту РФ Б.Н. Ельцину, например, по ситуации, сложившейся в Чеченской республике. Законодательное Собрание неоднократно транслировало на федеральный уровень обращения общественности края. Например, в постановлении по Обращению крестьянского схода, направленного в адрес Президента, Правительства и Федерального Собрания, депутаты отстаивали позицию о недопустимости свободной купли-продажи земли сельскохозяйственного назначения.

Остроту политического противостояния в стране, в которое были вовлечены и депутаты краевого Законодательного Собрания, наглядно демонстрирует принятое 2 октября 1995 года заявление краевого парламента с оценкой Указа Президента РФ от 17 сентября 1995 года о переносе срока выборов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации с марта 1996 года на декабрь 1997 года. В этом заявлении вышеупомянутый Указ Президента называется «нарушающим конституционные права края самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти в крае», «попыткой в очередной раз лишить народ права на самоуправление», «разжигающим огонь недоверия избирателей к депутатам».

Учитывая кризисную ситуацию в сельском хозяйстве, депутаты обсуждали ход осуществления аграрной реформы в крае, давая критические оценки. Депутатский корпус участвует в формировании региональной экономической политики, а зачастую и оппонирует исполнительной власти по принципиальным вопросам развития экономики.

Важнейшим событием стало принятие 20 апреля 1995 года Устава (Основного Закона) Алтайского края. Проект Устава был подготовлен к 30 декабря 1994 года. Основные положения проекта Устава были опубликованы в газете «Алтайская правда» для выяснения мнения населения. К его подготовке привлекались ведущие ученые-юристы Алтайского края.

Принятию Устава предшествовали многочисленные споры, прежде всего, касающиеся системы органов власти края и их формирования. Отдельные положения уже принятого Устава стали предметом судебного разбирательства, в том числе и в Конституционном Суде РФ. Вместе с тем, по оценке специалистов, принятый Устав имел основательную научную проработку, отвечал требованиям времени и действовавшим правилам законодательной техники.

Всего за два года работы первого созыва Законодательного Собрания было принято 62 закона Алтайского края. Депутаты проделали большую работу, которая выразилась в создании основы системы регионального законодательства, правовом оформлении основных институтов власти в Алтайском крае, и в значительной степени завершили переходный период, возникший после принятия Конституции 1993 года.

1996-2000 годы

Выборы депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания 2-го созыва (1996–2000 годы) состоялись 31 марта 1996 года. В этот же день прошли выборы депутатов представительных органов местного самоуправления (впервые после вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с Уставом краевое Законодательное Собрание состояло из 50 депутатов, выбираемых на 4 года по одномандатным округам. Всего в бюллетени были внесены фамилии 187 кандидатов. В голосовании приняло участие 49,2% избирателей, в некоторых районах края явка составила более 70% избирателей.

При этом на большинстве округов победу одержали так называемые «независимые» депутаты, не представлявшие политические партии. 35 избранных депутатов были выдвинуты группами избирателей округа, 15 – краевым движением избирателей «За подлинное народовластие, гражданский мир и интересы труда», в состав которого входили региональные отделения Коммунистической партии Российской Федерации, Аграрной партии России и других общественных организаций.

Всего 19 депутатов краевого Законодательного Собрания были избраны повторно, то есть парламент обновился больше чем на 60%. Средний возраст депутатов на момент избрания составил 49 лет. Избрано было 46 мужчин и 4 женщины. 48 депутатов имели высшее образование (в том числе 6 – юридическое), 4 – ученые степени. Как и в первом созыве, значительную часть депутатского корпуса занимали избранные населением главы муниципальных образований – 12 человек. В составе депутатов было немало руководителей, прежде всего сельскохозяйственных предприятия (8 человек) и промышленных предприятий (5 человек). Также среди избранных депутатов было 3 предпринимателя, 8 работников образования, 5 – здравоохранения.

Председателем краевого Законодательного Собрания второго созыва на первой организационной сессии, которая состоялась 11 апреля 1996 года, был вновь избран А.А. Суриков, его заместителем – Н.А. Чертов.

В составе парламента второго созыва был создан пятый постоянный комитет – по агропромышленному комплексу и природопользованию.

В Законодательном Собрании второго созыва были зарегистрированы объединенная депутатская фракция «За народовластие» (26 депутатов) и депутатское объединение «Союз промышленников» (11 депутатов). Таким образом, начало оформляться политическое структурирование депутатского корпуса.

Деятельность Законодательного Собрания второго созыва также в значительной степени проходила в условиях высокой политизации и поляризации общества. Депутаты поднимали вопросы, касающиеся не только края, но и в целом политики государства. Например, в 1996 году принималось обращение в Правительство РФ и Федеральное Собрание по проблеме сокращения в сельской местности подразделений федеральных служб и компаний. Законодательное Собрание готовило законодательную инициативу «О национализации энергетической системы России».

Вновь актуализировалась дискуссия о купле-продажи земли сельхозназначения. В 1996 году Законодательное Собрание назначило проведение народного опроса (плебисцита) среди населения, проживающего в сельской местности, по вопросу одобрения свободной купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения. Такой плебисцит, ставший единственным за всю историю Алтайского края, состоялся 17 ноября 1996 года, по его итогам 80,82% от числа опрошенных высказались против купли-продажи земли.

В ноябре-декабре 1996 года прошли первые в истории края всенародные выборы главы администрации. Победу на них одержал председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания А.А. Суриков, чьи полномочия как депутата были после этого прекращены. Вместе с ним ряд депутатов перешел на работу в администрацию края.

В декабре 1996 год на пост председателя АКЗС был избран Александр Григорьевич Назарчук, который до этого, в частности, избирался народным депутатом России и депутатом Государственной Думы ФС РФ. Заместителем председателя избран был избран Б.В. Ларин, председателем комитета по социальной политике, заместителем председателя краевого Законодательного Собрания – В.С. Петренко.

В течение второго созыва краевое Законодательное Собрание провело 43 сессии, на которых были обсуждены и приняты 307 законов, 1806 постановлений.

Законодательное Собрание активно участвовало в законотворческой деятельности на федеральном уровне, реализуя свои полномочия как субъекта права законодательной инициативы. В частности, в 1997 году Государственной Думой ФС РФ был принят Федеральный закон от 21 июля 1997 года №123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», внесенный в парламент Алтайским краевым Законодательным Собранием совместно с депутатами Государственной Думы.

На рассмотрение сессии в этот период регулярно выносились вопросы, связанные с напряженной социально-экономической ситуацией в крае и стране.

Краевой парламент активно участвует в выработке основных направлений социально-экономической политики в крае. Так, 11 июля 1996 года Законодательное Собрание приняло постановление о создании комиссии по выработке антикризисных мер в экономике Алтайского края. В сентябре 1998 года было принято постановление АКЗС об оценке итогов приватизации государственного имущества в Алтайском крае в 1992-1997 годах, в котором высказывались критические оценки результатов проведенного разгосударствления экономики, предлагались направления совершенствования управления государственным имуществом.

Важное значение для развития экономики края имел План социально-экономического развития Алтайского края на 1998-2000 годы и на период до 2005 года, утвержденный постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 1 апреля 1998 года № 116. Данный документ фактически послужил возрождению системы стратегического планирования в Алтайском крае.

Именно в период работы второго созыва, в сентября 1997 года, была учреждена высшая награда Алтайского края – звание «Почетный гражданин Алтайского края», произведены первые присвоения звания лицам, внесшим особо выдающийся вклад в развитие региона.

В августе 1999 года было принято решение о возвращении представительному (законодательному) органу государственной власти края прежнего названия – Алтайский краевой Совет народных депутатов. Соответствующие изменения были внесены в Устав (Основной Закон) Алтайского края. Под таким наименованием краевой парламент впоследствии проработал третий и четвертый созывы.

2000-2004 годы

26 марта 2000 года состоялись выборы депутатов Алтайского краевого Совета народных депутатов 3-го созыва (2000-2004 годы).

Выборы проходили по той же избирательной системе, что и в предыдущий созыв – было избрано 50 депутатов по одномандатным округам. Только 13 депутатов были избраны повторно. В составе избранных депутатов было 11 глав муниципальных образований, 20 руководителей промышленных предприятия. Избрано было 47 мужчин и 3 женщины. В составе краевого Совета было 2 доктора и 8 кандидатов наук.

Председателем краевого парламента вновь был избран А. Г. Назарчук, заместителем председателя – Б.В. Ларин.

Из числа депутатов были сформированы объединенная депутатская фракция «За народовластие» и депутатская группа «Союз промышленников». В дальнейшем происходило политическое и партийное структурирование краевого парламента: группа «Союз промышленников» была преобразована в группу «Единство – Союз промышленников», впоследствии она получила наименование «Единая Россия – Союз промышленников».

Депутатами 3-го созыва были приняты законы «О промышленной политике в Алтайском крае», «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае», которые определили организационно-правовые и экономические условия участия в инвестиционных программах.

Учитывая аграрную специфику края, много внимания уделялось изменениям в законодательстве, регулирующем земельные отношения. Депутаты 3-го созыва приняли активное участие в обсуждении проектов федеральных законов – Земельного кодекса Российской Федерации, «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и других. Был принят пакет документов по регулированию отношений в области охраны и рационального использования природных ресурсов. Среди них законы: «Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае», «Об обязательной экологической экспертизе», «О Красной книге Алтайского края».

В 2000 году были разработаны и приняты региональные законы, установившие символику Алтайского края: закон «О гербе Алтайского края» и закон «О флаге Алтайского края».

В связи с изменением порядка формирования Совета Федерации ФС РФ в декабре 2001 года впервые был избран член Совета Федерации – представитель от Алтайского краевого Совета народных депутатов С.П. Опенышев (до этого членом Совета Федерации по должности являлся председатель краевого законодательного органа).

2004-2008 годы

В марте 2004 года был избран 4-й созыв Алтайского краевого Совета народных депутатов. Впервые выборы проходили по новой системе: половина депутатов согласно внесенным изменениям в Устав (Основной Закон) Алтайского края и закону Алтайского края от 8 мая 2001 года № 22-ЗС «Об Алтайском краевом Совете народных депутатов» избиралась по одномандатным округам, другая половина – по краевому избирательному округу по спискам избирательных объединений и блоков. Увеличилось число депутатов: с 50 до 68 человек.

По своему качественному составу депутатский корпус 4-го созыва был весьма представителен: подавляющее большинство депутатов имели высшее образование, в составе краевого Совета было избрано 3 доктора и 16 кандидатов наук. Депутаты имели большой практический опыт в различных отраслях экономики и социальной сферы края, многие из них были руководителями крупных трудовых коллективов.

Председателем краевого Совета был вновь избран А.Г. Назарчук, заместителем председателя – Б.В. Ларин (в декабре 2005 года, после перехода Б.В. Ларина на работу в органы исполнительной власти, заместителем председателя был избран С.В. Землюков).

В процессе организационно-структурных преобразований были созданы предпосылки для усиления влияния краевого законодательного органа на жизнедеятельность региона. В отличие от предыдущего созыва количество комитетов увеличилось с 5 до 7, а число депутатов, работающих на освобожденной основе, возросло в 2 раза.

Политическая конфигурация четвертого созыва была достаточно сложной и динамично изменялась в течение срока полномочий депутатов. Так, на момент избрания в составе парламента были образованы две фракции: «Единая Россия» и «За наш Алтай», а также две депутатские группы: «Объединенные депутаты (ЛДПР и независимые депутаты)» и «В поддержку Президента – за развитие края». За период работы созыва менялся численный состав фракций и депутатских групп, возникла новая депутатская группа. Таким образом, в конце созыва действовали фракции «Единая Россия» и «За наш Алтай», депутатские группы: «Объединенные депутаты» и «Справедливая Россия».

Депутатам краевого Совета 4-го созыва удалось законодательно обеспечить все направления социально-экономического развития края: развитие экономики региона, обеспечение его конкурентоспособности и на этой основе – социальное развитие края, повышение уровня жизни населения; региональную бюджетно-налоговую политика; повышение эффективности государственного управления; реформу местного самоуправления и др. Новой вехой в управлении экономикой края стал закон «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программировании социально-экономического развития Алтайского края».

Одним из первых в Российской Федерации в 2005 году край принял закон «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Алтайском крае», в котором закреплены конкретные механизмы поддержки АПК и установлена доля бюджетных расходов на поддержку села. Положения закона нашли свое воплощение в целом блоке целевых программ.

Много внимания уделялось законодательному обеспечению функционирования и развития промышленности. В 2006 году Алтайский край первым в Российской Федерации принял краевую целевую программу развития промышленного производства на 2006-2008 годы.

Важнейшим стратегическим направлением работы стали повышение доходной части краевого бюджета, рост его сбалансированности, содействие росту собственного налогового потенциала муниципальных образований края.

К 2006 году в крае была сформирована трехуровневая бюджетная система, отвечающая требованиям реформ бюджетных отношений и местного самоуправления. Существенные изменения были внесены в систему межбюджетных отношений в Алтайском крае. Определена долгосрочная политика в области установления размеров налогов и закрепления их за бюджетами различных уровней.

В период работы депутатов 4-го созыва были приняты основополагающие законы «Об оказании медицинской помощи на территории Алтайского края», «Об образовании в Алтайском крае», «О начальном и среднем профессиональном образовании в Алтайском крае. Законодательно урегулированы вопросы финансирования государственных и муниципальных учреждений культуры.

В связи с изменениями федерального законодательства в части разграничения полномочий между уровнями власти, получившими известность как «монетизация льгот», значительное число полномочий в сфере социальной поддержки населения были переданы на региональный уровень. Появилась необходимость законодательного обеспечения социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения. Законодательством края в 2004–2005 годах была предусмотрена социальная поддержка таких категорий населения, как труженики тыла, ветераны труда, многодетные семьи, малоимущие граждане, жертвы политических репрессий, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, студенты, обучающиеся в краевых государственных и муниципальных учреждениях общего и профессионального образования.

В этот период были приняты к финансированию расходы, ранее производимые за счет федерального бюджета. При этом доля социальных расходов в структуре краевого бюджета увеличилась с 16-18% в 2003-2004 годах до 25% в 2005 году. В 2006 году удалось не допустить сокращения социальных расходов при одновременном направлении средств на инвестиционные цели.

Масштабные задачи были поставлены перед депутатским корпусом Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Их решение потребовало принятия большого числа законодательных актов, значительной организационной работы с муниципалитетами, разъяснительной работы с населением.

В 2005 году сформирован Совет по взаимодействию краевого Совета с представительными органами муниципальных образований края, организована его системная работа. В 2006 году принято решение о выпуске журнала «Местное самоуправление на Алтае», раскрывающего ход реформы местного самоуправления.

Членом Совета Федерации ФС РФ, представителем Алтайского краевого Совета народных депутатов с 2004 года являлся В.С. Германенко.

В 2007 году депутаты 4-го созыва приняли решение о переименовании Алтайского краевого Совета народных депутатов в Алтайское краевое Законодательное Собрание.

2008-2011 годы

В марте 2008 года состоялись выборы 5-го созыва Алтайского краевого Законодательного Собрания.

По сравнению с предыдущими выборами усилилась преемственность – более половины депутатов были избраны повторно. Выросло число женщин-депутатов. Возросла доля депутатов в возрасте от 30 до 50 лет. Все избранные депутаты имели высшее образование. Среди депутатов было 2 доктора наук, 8 кандидатов наук. 13 депутатов имели 2 высших образования. 8 депутатов имели звание заслуженного работника той или иной сферы народного хозяйства. Наиболее крупные группы депутатов представляли производственную и социальную сферу.

Председателем Законодательного Собрания был избран Иван Иванович Лоор, заместителем председателя – С.В. Землюков.

В целом структура Алтайского краевого Законодательного Собрания в 5-м созыве претерпела незначительные изменения. В частности, число постоянных депутатских комитетов осталось прежним (7 комитетов). Вместе с тем произошло определенное перераспределение функций между комитетами социальной направленности. Были сформированы комитет по социальной политике и комитет по здравоохранению и науке. Сократилось количество депутатов, работающих на освобожденной основе – с 14 до 9 человек.

Заметные подвижки произошли в политической конфигурации законодательной власти края 5-го созыва. Наиболее многочисленной стала фракция «Единая Россия», в которую вошли 45 депутатов. Были образованы также фракции ЛДПР (7 депутатов), КПРФ (6 депутатов), «Справедливая Россия» (9 депутатов).

Депутатский корпус сохранил главные стратегические направления законотворческой работы, в числе которых законодательное обеспечение: повышения реального уровня и качества жизни населения, борьбы с бедностью, защиты социальных прав граждан; региональной экономической политики, поддержки собственного товаропроизводителя и конкурентоспособности Алтайского края; повышения доходной части бюджета, в том числе за счет эффективного использования краевой собственности, роста сбалансированности бюджета и совершенствования межбюджетных отношений; повышения эффективности государственного управления; реформы местного самоуправления.

Эти стратегические направления определяли тематику выносимых и рассматриваемых на сессиях вопросов.

Членом Совета Федерации ФС РФ, представителем Алтайского краевого Законодательного Собрания в декабре 2008 года был избран С.В. Белоусов (в дальнейшем его полномочия были подтверждены депутатами 6-го созыва в декабре 2011 года, депутатами 7-го созыва – в октябре 2016 года).

В связи с принятием решения о совмещении выборов в Государственную Думу и выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации 2011 год стал завершающим в работе 5-го созыва Алтайского краевого Законодательного Собрания.

2011-2016 годы

4 декабря 2011 года состоялись выборы депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания 6-го созыва.

Впервые срок полномочий законодательного органа Алтайского края составил 5 лет (до этого депутаты избирались на 4 года). Так же, как и в двух предыдущих созывах, 34 депутата были избраны по краевому избирательному округу и 34 – по одномандатным избирательным округам. При этом распределение депутатских мандатов среди кандидатов, избранных по партийным спискам, впервые проходило с учетом выделения общекраевой и территориальных групп кандидатов, что позволило приблизить депутатов, избранных по спискам, к избирателям конкретных территорий.

В результате выборов по единому краевому избирательному округу в региональный парламент прошли четыре политические партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия». При этом во всех одномандатных округах победу одержали кандидаты, выдвинутые региональным отделением партии «Единая Россия».

Половина депутатов была избрана повторно. Число женщин в депутатском корпусе шестого созыва составило 9 человек. Возрастной состав избранных депутатов: от 30 до 50 лет – 33 человека, свыше 50 до 60 лет – 24, свыше 60 лет – 9. Два депутата были избраны в возрасте 30 лет. 67 депутатов имели высшее образование, два высших образования – 18; среди них было 3 доктора наук и 22 кандидата наук.

На первой организационной сессии, состоявшейся 20 декабря 2011 года, председателем Законодательного Собрания повторно был избран И.И. Лоор, заместителем председателя – А.Г. Осипов, который также возглавил комитет по правовой политике.

В целом структура законодательного органа осталась практически неизменной. Общее число постоянных комитетов было сохранено, комитет по законности, правопорядку и защите прав граждан был переименован в комитет по правовой политике.

Все избранные депутаты состояли в четырех постоянных депутатских объединениях: фракция «Единая Россия» – 47 депутатов, фракция «Коммунистическая партия Российской Федерации» – 9 депутатов, фракция «Либерально-демократическая партия России» – 6 депутатов, фракция «Справедливая Россия» – 5 депутатов.

Отличительной чертой в организации работы нового созыва Алтайского краевого Законодательного Собрания стало то, что на постоянной (профессиональной) основе работали депутаты, представляющие все созданные в Алтайском краевом Законодательном Собрании фракции.

В апреле 2013 года было торжественно открыто новое здание Алтайского краевого Законодательного Собрания (г. Барнаул, ул. Анатолия, 81). Размещение в отдельном здании позволило повысить открытость краевого парламента, предоставить дополнительные возможности для работы с избирателями и проведения различных мероприятий Законодательного Собрания.

2016-2021 годы

18 сентября 2016 года состоялись выборы депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания 7-го созыва.

В состав парламента также прошли представители 4 избирательных объединений. Сформированы четыре постоянных депутатских объединения: фракция «Единая Россия» – 45 депутатов, фракция «Коммунистическая партия Российской Федерации» – 8 депутатов, фракция «Либерально-демократическая партия России» – 9 депутатов, фракция «Справедливая Россия» – 6 депутатов.

Председателем Алтайского краевого Законодательного Собрания 7-го созыва был избран Романенко Александр Алексеевич, его заместителем – Серов С.Н.

За период полномочий 7-го созыва были проведены 56 сессий, в том числе 3 внеочередных. Было принято более 550 законов и более двух тысяч постановлений. Среди них: «закон о тишине», регулирующий нормы о превышении шума в то или иное время; ряд «антитабачных» законов, направленных на защиту здоровья окружающих и несовершеннолетних граждан; ряд законов по совершенствованию бюджетной и налоговой политики; законы, направленные на активизацию инвестиционной деятельности (например, путем предоставления земельных участков для приоритетных проектов или введения налоговых льгот резидентам территорий опережающего развития).

Были приняты законы о благотворительной деятельности и волонтерстве; законы, увеличивающие число граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь. Расширены льготы по уплате взносов на капитальный ремонт для ряда категорий пожилых граждан и инвалидов, расширены формы использования регионального материнского капитала.

Депутаты вместе с исполнительной властью искали законодательные пути решения таких застарелых и болезненных тем, как поддержка обманутых дольщиков, узаконение самовольных строений, предоставление земельных участков многодетных семьям, трудоустройство инвалидов и др.

После долгих обсуждений был принят закон, устанавливающий выплату для «детей войны».

В условиях ограничительных мер, введенных в период пандемии коронавируса, оперативно принимались законодательные акты, необходимые для смягчения последствий пандемии для экономики. При этом в период пандемии сессии Законодательного Собрания проводятся, в том числе, с использованием видео-конференц-связи, активно развиваются различные формы проведения мероприятий в режиме онлайн.

Проводилась совместная работа с Правительством Алтайского края по определению стратегических приоритетов развития региона.

2021-н.в.

19 сентября 2021 года состоялись выборы депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания 8-го созыва.

Депутатский корпус 8-го созыва был достаточно молодым на момент избрания: почти четверть депутатов представляли молодежь в возрасте до 35 лет. В 8-м созыве было также избрано наибольшее за всю историю краевого парламента число женщин (по состоянию на 2024 год – 16 человек). 27 депутатов переизбраны из состава прошлого, 7-го созыва.

Высшее образование по состоянию на момент избрания имели 88% депутатов, 11 человек имели ученые степени: 4 доктора наук и 7 кандидатов наук.

Впервые за историю краевого парламента в его составе сформировано 5 постоянных депутатских объединений. По состоянию на начало 2024 года в них состоят: «Единая Россия» - 43 депутата, «КПРФ» - 18 депутатов, «Справедливая Россия – За правду» - 5 депутатов, ЛДПР - 4 депутата, «Коммунистическая партия КОММУНИСТЫ РОССИИ» - 4 депутата. 3 депутата по состоянию на начало 2024 года не входят в состав постоянных депутатских объединений.

Председателем Алтайского краевого Законодательного Собрания 8-го созыва был повторно избран А.А. Романенко, заместителями председателя – Д.А. Голобородько и Ю.Б. Кропотин.

Членом Совета Федерации ФС РФ – представителем Алтайского краевого Законодательного Собрания в октябре 2021 года был избран В.В. Зобнев.