• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание


Председатель комитета АКЗС по здравоохранению

Дата и время проведения: c 19.09.2023 12:00 до 19.09.2023 13:00

Принято вопросов: 5

Вопрос: Здравствуйте, Владимир Алексеевич! Проживаю в Индустриальном районе города Барнаула. Для медобслуживания прикреплен к поликлинике № 7, хотя по месту проживания ко мне ближе расположена поликлиника № 9. Хотел прикрепиться к этой поликлинике, но мне было отказано. Допускается ли отказ гражданину в прикреплении к поликлинике?
Автор: Иван
Ответ:

Добрый день, Иван!

Право граждан на выбор медицинской организации в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи закреплено в статье 21 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которым предусмотрено, что для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина), а также вправе прикрепиться к поликлинике не только по месту жительства, но также за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживает.

Установленные порядки выбора гражданином медицинской организации не содержат оснований для отказа гражданину в прикреплении к выбранной поликлинике, в том числе в случае, если гражданин желает прикрепиться к поликлинике не по месту жительства, без учета территориально-участкового принципа.

В то же время в целях обеспечения права граждан на выбор врача и медицинской организации допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения с учетом рекомендуемой численности прикрепленных граждан.

Судебной практикой сформулирована позиция, согласно которой возможность выбора медицинской организации не является безусловной свободой граждан на выбор медицинского учреждения, а выступает одной из мер обеспечения доступности и качества медицинской помощи. В частности, возможность такого выбора может быть объективно ограничена, в том числе в силу территориального местоположения, загруженности, назначения, отсутствия необходимых ресурсов и объемов целевого бюджетного финансирования соответствующего медицинского учреждения. Указанные обстоятельства, влияющие на качество и принципиальную возможность оказания гражданам надлежащей медицинской помощи, подлежат обязательному учету при разрешении вопроса о возможности выбора гражданином конкретного медицинского учреждения. В противном случае, при отсутствии у медицинского учреждения объективной возможности для обслуживания всех выбравших его лиц, возникала бы угроза оказания гражданам медицинских услуг ненадлежащего качества.

Поэтому, если гражданин подал заявление о прикреплении к поликлинике не по месту жительства, ему может быть отказано в принятии на обслуживание по причине несоблюдения территориально-участкового принципа в случае, если в данной поликлинике загруженность врачей превышает рекомендуемые нормативы прикрепленного населения и отсутствует возможность оказания ему качественной медицинской помощи.

Скорее всего, именно по этой причине Вам было отказано в прикреплении к поликлинике, в которой Вы бы хотели получать медицинскую помощь. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что в будущем планируется строительство нового здания девятой поликлиники, после чего у Вас может появится возможность прикрепиться для получения медицинской помощи именно к ней.

 
Вопрос: Уважаемый Владимир Алексеевич! С 1 сентября вступили в силу новые правила оказания платных медуслуг. Чем они отличаются от предыдущих? Не придется ли нам платить за все?
Автор: Анна Ивановна, г. Новоалтайск
Ответ:

Уважаемая Анна Ивановна!

11 мая 2023 года принято постановление Правительства РФ № 736, которым утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее по тексту – Правила). Данное постановление вступило в силу 1 сентября 2023 года и будет действовать три года, до 1 сентября 2026 года.

Правилами регламентировано, что медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, будут вправе оказывать платные медицинские услуги по установлению индивидуального поста медицинского наблюдения в стационарных условиях при отсутствии медицинских показаний к его установлению.

Помимо этого, Правилами предусмотрено, что условия использования материально-технической базы и условия привлечения медицинских работников для оказания платных медицинских услуг, а также порядок определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, будут устанавливаться органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей указанных медицинских организаций, а на услуги, предоставляемые медицинскими организациями частной системы здравоохранения, – руководителями указанных медицинских организаций, если иное не установлено их учредительными документами.

Также Правилами установлено, что оказание платных медицинских услуг медицинскими организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, в случае участия их в программах, включающих в себя и территориальные программы обязательного медицинского страхования, не должно будет приводить к снижению объемов и увеличению сроков ожидания оказания медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно в рамках программ.

С 1 сентября текущего года медицинская помощь при предоставлении платных медицинских услуг будет организована и оказана:

а) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается Министерством здравоохранения РФ;

б) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения РФ, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

в) на основе клинических рекомендаций;

г) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых Министерством здравоохранения РФ.

Для оказания платных медицинских услуг исполнителю необходимо получить письменное согласие потребителя и (или) заказчика на их оказание.

В новых Правилах предусмотрены также особенности оказания медицинских услуг при заключении договора дистанционным способом.

 
Вопрос: Добрый день, Владимир Алексеевич! В этом году окончила обучение в медицинском университете, получила диплом. Слышала, что в настоящее время ведется федеральный регистр медицинских и фармацевтических работников. Кто должен регистрировать медицинского работника в этом федеральном регистре - он сам или работодатель? Елена.
Автор: елена
Ответ:

Добрый день, Елена!

Действительно, частью 1 статьи 92 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регламентировано ведение персонифицированного учета в сфере здравоохранения, в том числе в отношении лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности.

Порядок ведения персонифицированного учета лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности, не содержит понятия «регистрация». Указанным Порядком предусмотрено первичное внесение в федеральный регистр медицинских и фармацевтических работников записи о медицинском работнике (в результате которого формируется уникальный номер реестровой записи, а также создается личный кабинет медицинского работника), внесение основных сведений о медицинском работнике и актуализация указанных сведений.

По общему правилу внесение сведений о медицинском работнике в федеральный регистр должны осуществлять уполномоченные должностные лица медицинской организации – работодателя. В случаях, предусмотренных Порядком ведения персонифицированного учета и Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, поставщиками информации в федеральный регистр медицинских и фармацевтических работников могут быть иные уполномоченные органы и организации.

Самим медицинским работникам право вносить сведения в федеральный регистр законом не предоставлено.

 
Вопрос: Владимир Алексеевич, как быть с прививками от ковида? Насколько действенна против нынешнего штамма вируса вакцина, которая есть сейчас в продаже? Говорили, что со временем ковид станет как сезонный грипп и прививки от него тоже будут сезонными. Будет ли так или вообще про корону можно забыть, как про страшный сон?
Автор: Пивоварова Елена
Ответ:

Уважаемая Елена!

30 процентов жителей края переболели ковид. Это те, кто зарегистрирован. Реально переболело около половины населения края. Прививки сделали 1 617 284 человек, повторно привились 515 350 человек.

Сейчас идет рост заболеваемости, поэтому те, кто относятся к категории риска или у кого по результатам исследования напряженности иммунитета нет защиты – это прямые категории к вакцинации по ковид. Лучше, если эта вакцинация будет совмещена с вакцинацией и по гриппу, и по пневмококку, особенно для категории людей старшего возраста.

Вакцины, находящиеся в продаже, сертифицированы, что предполагает их эффективность.

Что будет дальше, не буду гадать, это мы с вами увидим в ближайшие годы.

 
Вопрос: Неисполнение плана по охвату населения муниципалитета диспансеризацией влечет санкции для медицинских организаций при и так имеющемся дефиците финансовых средств. Некоторые жители либо отказываются проходить диспансеризацию, либо она остается незавершенной, за что несет ответственность главный врач. Что планируется за законодательном уровне для решения данного вопроса? Почему сам гражданин не отвечает за состояние своего здоровья?
Автор: Алексей Викторович, Центральная городская больница г. Заринск, главный врач
Ответ:

Уважаемый Алексей Викторович!

Статьей 27 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регламентировано, что граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

Депутаты комитета знакомы с данной проблемой, ее решение возможно путем привлечения страховых представителей, то есть сотрудников страховых медицинских организаций, в обязанности которых входит сопровождение пациента на всех этапах оказания медицинской помощи, курирование хода лечения, в том числе профилактических мероприятий.

Помимо этого, для решения вопроса необходимо четкое взаимодействие с органами местного самоуправления, чтобы они обеспечивали транспортную доступность для населения. Иными словами, чтобы каждый житель муниципалитета имел возможность приехать на муниципальном транспорте в районную больницу и вернуться домой. Также важная роль принадлежит органам местного самоуправления, им следует информировать население посредством имеющихся ресурсов (районная газета, сайт администрации) о необходимости проведения диспансеризации.

Со своей стороны мы готовы инициировать перед федеральными органами власти, Федеральным фондом ОМС данную проблему для ее правового решения на федеральном уровне.